Цены на туристский продукт являются разновидностью цен на услуги вообще. Ценообразование в туризме имеет ряд особенностей. К ним следует отнести следующие:
1) Если на стадии создания промежуточного продукта с помощью цен перераспределяется его стоимость между хозяйствующими субъектами, то на стадии конечной реализации продукта (в данном случае туристского продукта) отклонение цен от стоимости ведет к перераспределению доходов между различными группами населения (потребителей и производителей).
2) Сфера услуг непосредственно связана с потребителем в процессе оказания услуг, поэтому она имеет устойчивый спрос на целый ряд услуг, в том числе и на услуги туризма. Однако устойчивость спроса во многом зависит от индивидуальных особенностей человека, поэтому при установлении цен на услуги необходимо учитывать такой психологический нюанс - цена не должна вызывать у покупателей отрицательных эмоций.
3) Процессы производства, реализации и потребления услуг не совпадают во времени, поэтому в сфере услуг применяется сезонная дифференциация цен и тарифов. Спрос на многие виды услуг, в том числе на услуги туризма, носит ярко выраженный сезонный характер. Чем больше неравномерность потребления услуг во времени, тем больше нужно иметь резервных мощностей для удовлетворения спроса в период его максимальной величины. Сезонная дифференциация цен и тарифов отражает изменения общественно необходимых затрат труда в различные периоды года. Цены на туристский продукт очень резко колеблются в зависимости от сезона (зимний, летний, межсезонье); некоторые виды услуг, в том числе туризма, реализуются как на внутреннем, так и на мировом рынке.
|
4) При оценке качества услуг, их стандартизации принимаются во внимание международные требования, так как на одни и те же услуги действуют два вида и уровня цен - внутренние и внешнеторговые, например, на гостиничные услуги, тарифы на транспорт, услуги по обслуживанию туристов. Другими словами, цены на услуги туризма для иностранных туристов более высокие, чем для отечественных туристов.
5) Особенностью формирования цен на услуги туризма является то, что они должны включать потребительные стоимости, которые не принимают непосредственно товарную форму, например продукты овеществленного прошлого труда: памятники истории и архитектуры, паркового хозяйства, заповедники и т.д., или не являются продуктами труда, а созданы природой (водопады, горы, озера и т.п.).
На цену туристского продукта влияет целый ряд факторов: класс обслуживания (степень комфортности); вид туристского путешествия (по используемым транспортным средствам: авиационный, железнодорожный, автобусный и др.); формы обслуживания (групповой или индивидуальный); конъюнктура рынка на услуги туризма; сезонный характер предоставления услуг; география размещения туристских фирм и др.
Структура цены на услуги туризма представлена на рис. 6.3.
Цена наземного обслуживания: Размещение, питание, экскурсии и развлечения | Цена транспортных услуг | Постоянные и переменные издержки туроператора | Косвенные налоги (по отдельным видам услуг) | Прибыль туроператора | Торговая скидка по отдельным видам услуг | Комиссионное вознаграждение в пользу турагента |
Стоимость обслуживания | ||||||
Продажная цена туристского продукта (тура) |
|
Рис. 6.3. Структура цены на туристский продукт (тур)
Цены на туристский продукт должны соответствовать спросу и рекламе. Их необходимо ориентировать не на среднего потребителя (туриста), а на определенные типовые группы. Типологию потребления следует рассматривать как основу повышения эффективности коммерческой деятельности турфирм.
Цена на туристский продукт зависит не только от спроса, но и от рекламы данного продукта, так как между ними существует тесная взаимосвязь. Как правило, снижение цены ведет к росту спроса на туристский продукт и оказывает рекламное воздействие на покупателя туристского продукта; в свою очередь, улучшение рекламы может способствовать увеличению цены на туристский продукт.
Уровень цен значительно влияет на объем реализации туристского продукта. Однако это влияние имеет свою специфику, которая обусловлена следующими моментами:
- потребление туристского продукта происходит в свободное время, которое имеет для туриста (для потребителя турпродукта) самостоятельную ценность и которого у него не так уж много. Отсюда особая избирательность, повышенные требования и чувствительность к качеству и цене туристского продукта. На туристском рынке возникают ситуации, когда турист в отдельные места туристского отдыха не поедет из-за низкого качества услуг и высокой цены на туристский продукт;
- между моментом продажи туристского продукта и актом его потребления имеется значительный разрыв во времени. Туры составляются и продаются обычно за несколько месяцев до начала отдыха. Это находит свое отражение в политике цен на туристский продукт. Например, вводится специальное дополнительное страхование туристов, купивших турпакет, от инфляции, плохой погоды и др. Эта система применяется только до определенного времени. Туристские фирмы предоставляют скидку со стоимости тура, если турист, забронировавший тур, дает фирме право самостоятельного выбора одной из трех дат своего отправления и одного из трех пунктов назначения отдыха. Широко применяются сезонные скидки;
|
- цена на туристский продукт складывается из цен на различные виды услуг, входящих в состав тура. Калькуляция на цену тура включает как расходы, так и необходимую прибыль за оказание посреднических услуг со стороны турагента и туроператора.
Рассмотрим особенности ценообразования на туристский продукт на примере разработки цен на услуги по проживанию в гостинице (гостиничный продукт).
При разработке цен на гостиничный продукт учитываются комиссионные вознаграждения посредникам. Практика туристского бизнеса различает следующие виды комиссионных вознаграждений посредникам:
- комиссия для туроператоров, которые разрабатывают программы и реализуют их самостоятельно или через посредника (комиссия для оптовиков);
- розничная комиссия выплачивается турагентам, которые перепродают программы туроператорам или сами бронируют гостиничные номера;
- комиссия для других организаций, которые выступают в качестве посредников между турагентом, туристом (клиентом) и гостиницей.
В зависимости от вида комиссии различают цены «брутто» и «нетто»:
- цена «брутто» - цена до вычета комиссии;
- цена «нетто» - цена за вычетом розничной комиссии.
Например, гостиница предлагает свой гостиничный продукт (услуги, включающие транспортное обслуживание, встречу, проводы, проживание и т.д.).
Туроператор покупает гостиничный продукт по цене «нетто», не имеющий фирменной отметки, и обязуется продать его под своим именем, осуществляя контроль над бронированием мест. Туроператор покупает у гостиницы определенный контингент мест и при подписании договора платит безотзывный депозит - 10% стоимости. Он обязуется реализовать определенный процент (квоту) этого контингента. За непроданные места турагент должен заплатить гостинице определенный процент.
Если же, напротив, туроператор продает больше взятой им квоты мест, то он получает возможность покупать по более низким ценам. Туроператор сам выпускает каталог турпоездок, устанавливает цену на турпоездки с учетом платежеспособности контингента туристов, своих доходов и расходов.
Цена на туристский продукт определяется методом нормативной калькуляции.
При этом следует иметь в виду следующие особенности ценообразования в туризме.
Туристский продукт в большинстве случаев представляет собой пакет услуг, рассчитанный на группу людей. В нее входят как туристы, так и лица, сопровождающие эту группу на конкретном маршруте (гид-переводчик, турменеджер и т.п.).
Цена турпакета на одного туриста, т.е. стоимость туристской путевки, определяется по формуле:
Ц = И + Н + П – С ± К \ Ч+Кс
где Ц - цена турпакета на одного туриста, руб.;
И - себестоимость услуг, входящих в турпакет, составленный туроператором, руб.;
Н - косвенные налоги (НДС) по отдельным видам услуг туризма, руб., П - прибыль туроператора, руб.;
П – прибыль туроператора;
С - скидка, предоставленная туроператором туристу с цены отдельных видов услуг, входящих в турпакет, руб.;
±К - комиссионное вознаграждение турагента, реализующего турпакет (знак «+» означает надбавку к цене турпакета; знак «- » означает скидки с цены туроператора в пользу турагента), руб.;
Ч - количество туристов в группе, чел.;
Кс - количество лиц, сопровождающих группу туристов по определенному маршруту, чел.
При заключении договора с турагентами на реализацию своих туров туроператор может исходить из двух позиций.
Первая. Туроператор продает турагенту туристский пакет по цене, которую он должен получить с турагента. В этом случае турагент делает надбавку в свою пользу на цену туроператора. Туроператор не вмешивается в размер установления этой надбавки.
Вторая. В условиях конкуренции на туристском рынке в целях полной продажи турпакетов и для сохранения своего имиджа туроператор предоставляет турагенту турпакет для реализации по твердо фиксированной цене. В этом случае турагент получает комиссионное вознаграждение в форме скидки со стоимости турпакета.
Следует обратить внимание на следующие особенности ценообразования на турфирме:
- Цены на определенные виды услуг туризма (экскурсии, фотоуслуги и т.п.) могут не входить в стоимость турпакета. Они оплачиваются каждым туристом в отдельности в соответствии с его вкусами, интересами и запросами.
- Цена тура на одного человека зависит от количества туродней. Чем продолжительнее тур, тем при прочих равных условиях дороже он будет стоить.
- Цена тура на одного человека зависит от вида тура: индивидуальный или групповой. Цена индивидуального тура при прочих равных условиях выше, чем цена группового тура в расчете на одного человека.
- При групповом туре цена тура на одного человека зависит от численности туристов в группе. Чем больше численность группы, тем ниже стоимость тура в расчете на одного человека.
- Цена тура зависит от возрастного состава туристов, так как на многие услуги туризма (проживание в гостинице, экскурсии) детям и школьникам предоставляются скидки с цены. Обычно детям до 7 лет - скидка 50%, школьникам - 40%.Расчет стоимости тура
Общие условия
1.1. Сроки: Москва 4 дня/3 ночи
Санкт- Петербург 6 дней\5 ночей
1.2. Количество туристов в группе, включая переводчика – 21 чел.
1.3. Питание – полный пансион (завтрак, обед, ужин)
1.4. Проживание – двухместные номера со всеми удобствами
1.5. Транспорт - комфортабельный автобус
1.6. Трансферт – аэропорт – гостиница – аэропорт
1.7. При расчете применяют цену на услуги, установленные соответствующими предприятиями туристской индустрии, в расчете на 1 чел., за 1 ч аренды автоубса
2. Смета расходов турфирмы по приему туристов
Москва
Проживание – гостиница «Измайлово»
30 долл.*3 ночлега*21=1890 долл.
Питание – трехразовое
20 долл.*4 дня* 21 чел. = 1680 долл.
Экскурсионная и культурная программа
45 долл.*21 чел. = 945 долл.
Санкт-Петербург
Проживание – гостиница «Нева»
20 долл.*5 ночлегов*21=2100 долл.
Питание – трехразовое
20 долл.*6 дней* 21 чел. = 2520 долл.
Экскурсионная и культурная программа
55 долл.*21 чел. = 1155 долл.
Транспорт
Автобус: 15 долл.*8 дней*6 ч = 720 долл.
Переезд
Поезд Москва - Санкт-Петербург
40 долл. *21 чел. = 840 долл.
Поезд Санкт-Петербург - Москва
40 долл. *21 чел. = 840 долл.
2.5. Услуги турфирмы (сопровождение группы, экскурсионное обслуживание, бронирование мест в гостиницах и ж\д билетов) – 5% величины расходов
(1890+1680+2100+2520+1155+840+840)*5%=11970*5%=599 долл.
2.6. Прибыль турфирмы – 10% величины расходов:
10%*11970=1197 долл.