М.А. Зорина
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Методические указания по подготовке и выполнению
контрольных работ студентов
Бузулук
УДК 336
ББК 65.262.3
З -86
Рецензент: доцент кафедры экономических и учетных дисциплин БГТИ (филиала) ОГУ, канд.эконом.наук Ю.И. Давидян.
|
Бюджетная система Российской Федерации: методические указания по подготовке и выполнению контрольных работ / М.А. Зорина; Бузулукский гуманитарно - технологический институт (филиал) ОГУ. – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2015. – 24 с.
Методические рекомендации содержат методические советы и рекомендации к заданиям, методические рекомендации по написанию письменных, научно - исследовательских работ студентов, условия контрольных работ.
УДК 336
ББК 65.262.3
© Зорина М.А., 2015
© БГТИ (филиал) ОГУ, 2015.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………. | |
1 Организация и контроль самостоятельной работы……………………….. | |
2 Методические рекомендации по написанию письменных, научно - исследовательских работ студентов………………………………………….. | |
2.1 Контрольная работа……………………………………………………….. | |
3 Условия контрольных работ для студентов факультета заочного обучения (дистанционных технологий)………………………………………. | |
4 Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену………………. | |
Список рекомендуемой литературы…………………………………………… | |
Список использованных источников…………………………………………. | |
Приложение А Образец титульного листа контрольной работы……………. |
Введение
|
В современный период востребованы высокий уровень знаний, академическая и социальная мобильность, профессионализм специалистов, готовность к самообразованию и самосовершенствованию. В связи с этим должны измениться подходы к планированию, организации учебно-воспитательной работы, в том числе и самостоятельной работы студентов.
Прежде всего, это касается изменения характера и содержания учебного процесса, переноса акцента на самостоятельный вид деятельности, который является не просто самоцелью, а средством достижения глубоких и прочных знаний, инструментом формирования у студентов активности и самостоятельности.
Методические рекомендации подготовлены с учетом положений письма Минобразования РФ от 27 ноября 2002 года № 14-55-906 ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений».
Целью методических рекомендаций является повышение эффективности учебного процесса, в том числе благодаря самостоятельной работе, в которой студент становится активным субъектом обучения, что означает:
- способность занимать в обучении активную позицию;
- готовность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;
- умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;
- привычку инициировать свою познавательную деятельность на основе внутренней положительной мотивации;
- осознание своих потенциальных учебных возможностей и психологическую готовность составить программу действий по саморазвитию.
Организация и контроль самостоятельной работы
|
Для успешного выполнения самостоятельной работы студентов необходимо планирование и контроль со стороны преподавателей.
Аудиторная самостоятельная работа выполняется студентами на лекциях, семинарских занятиях, и, следовательно, преподаватель должен заранее выстроить систему самостоятельной работы, учитывая все ее формы, цели, отбирая учебную и научную информацию и средства (методических) коммуникаций, продумывая роль студента в этом процессе и свое участие в нем.
Вопросы для самостоятельной работы студентов, указанные в рабочей программе дисциплины, предлагаются преподавателями в начале изучения дисциплины. Студенты имеют право выбирать дополнительно интересующие их темы для самостоятельной работы.
Содержание деятельности преподавателя и студента при выполнении самостоятельной работы представлено в таблице [1].
Таблица 1 - Самостоятельная работа
Основные характерис-тики | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
Цель выполнения СР | Объясняет цель и смысл выполнения СР; - дает развернутый или краткий инструктаж о требованиях, предъявляемых к СР и способах ее выполнения; - демонстрирует образец СР | - Понимает и принимает цель СР как личностно значимую; - знакомится с требованиями к СР |
Мотивация | Раскрывает теоретическую и практическую значимость выполнения СР, тем самым формирует у студента познавательную потребность и готовность к выполнению СР; - мотивирует студента на достижение успеха | - Формирует собственную познавательную потребность в выполнении СР; - формирует установку и принимает решение о выполнении СР |
Управление | Осуществляет управление путем целенаправленного воздействия на процесс выполнения СР; - дает общие ориентиры выполнения СР | На основе владения обобщенным приемом сам осуществляет управление СР (проектирует, планирует, рационально распределяет время и т.д.) |
Контроль и коррекция выполнения СР | - Осуществляет предварительный контроль, предполагающий выявление исходного уровня готовности студента к выполнению СР; - осуществляет итоговый контроль конечного результата выполнения СР | Осуществляет текущий операционный самоконтроль за ходом выполнения СР; - выявляет, анализирует и исправляет допущенные ошибки и вносит коррективы в работу, отслеживает ход выполнения СР; - ведет поиск оптимальных способов выполнения СР; - осуществляет рефлексивное отношение к собственной деятельности; - осуществляет итоговый самоконтроль результата СР |
Оценка | На основе сличения результата с образцом, заранее заданными критериями дает оценку СР; - выявляет типичные ошибки, подчеркивает положительные и отрицательные стороны, дает методические советы по выполнению СР, намечает дальнейшие пути выполнения СР; - устанавливает уровень и определяет качество продвижения студента и тем самым формирует у него мотивацию достижения успеха в учебной деятельности | На основе соотнесения результата с целью дает самооценку СР, своим познавательным возможностям, способностям и качествам |
|
Не умаляя значения аудиторной самостоятельной работы, в данных методических рекомендациях акцентируется внимание на проблемах, связанных с внеаудиторной самостоятельной работой и ее организацией. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (далее самостоятельная работа) – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская деятельность студентов, осуществляемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Она включает в себя:
- подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, семинарским, лабораторным работам и др.) и выполнение соответствующих заданий;
- самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическими планами;
- написание рефератов, докладов, эссе;
- подготовку ко всем видам практики и выполнение предусмотренных ими заданий;
- выполнение письменных контрольных и курсовых работ;
- подготовку ко всем видам контрольных испытаний, в том числе к комплексным экзаменам и зачетам;
- подготовку к итоговой государственной аттестации, в том числе выполнение выпускной квалификационной (дипломной) работы (проекта);
- работу в студенческих научных обществах, кружках, семинарах и др.;
- участие в работе факультативов, спецсеминаров и т.п.;
- участие в научной и научно-методической работе кафедры;
- участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах, конгрессах и т.п.;
- другие виды деятельности, организуемой и осуществляемой вузом, факультетом или кафедрой.
Выполнение любого вида самостоятельной работы предполагает прохождение студентами следующих этапов:
- определение цели самостоятельной работы;
- конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи;
- самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи;
- выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи (выбор путей и средств для ее решения);
- планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи;
- реализация программы выполнения самостоятельной работы.