Министерство транспорта Российской Федерации Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ГМА им. адм. Макарова
Кафедра теории и устройства судна
Курсовая работа на тему: ”Расчет ходкости судна”
Выполнил: курсант III курса СМФ группы М-354
Харлап М. С.
Проверил:
Доцент Милькин Г.Т.
Дата:
Подпись:
Санкт-Петербург, 2011
Задание. Исходные данные для расчета.
| Сухогруз L=132; B=20,20; T=8,80; δ = 0,668; V=15674 ; ВФШ; ДВС; прямая Neном = 7260 nc=121,8 Бульбообразная; V-образная; Ψ=5,27 |
Объем работы:
- Для пяти-шести значений скорости хода судна рассчитать силу сопротивления среды движению судна и буксировочную мощность.
- Построить буксировочные кривые , для условий испытаний.
- Рассчитать гребной винт, обеспечивающий достижение наибольшей скорости хода на ходовых испытаниях.
- Рассчитать и построить паспортную диаграмму судна и определить с её помощью значения среднеэксплуатационной и паспортной скорости хода судна.
Расчет сопротивления и буксировочной мощности
– плотность морской воды; – ускорение свободного падения;
L/B=6,53;
B/T=2,30;
V=LBTδ = 15674 объемное водоизмещение; коэффициент кинематической вязкости;
- Исходные данные:
EPS=R*V- буксировочная мощность,
где V=0,514* Vs, м/с -скорость судна
Vs - скорость судна в узлах.
- R= ζ * (ρ*V/2)* Ω, где – R – полное сопротивление движения судна; Ω – площадь смоченной поверхности.
, где ; - площадь голого корпуса.
; - площадь выступающей части
;
- ζ-коэффициент полного сопротивления:
,где:
- коэффициент сопротивления выступающих частей (из табл.);
- корреляционный коэффициент (из табл.);
(из табл.);
- коэффициент сопротивления трения пластин;
;
L- длина судна
ν- кинематический коэффициент вязкости (из табл.).
- определим корреляционный коэффициент по таблице в зависимости от длины судна:
ζn=0,3*10-3;
-- определим коэффициентсопротивления выступающих частей ζ a по таблице в зависимости от длины судна:
ζ a =0,15*10-3;
- определим расчетную серию, преимущественно ориентируясь на коэффициент общей полноты : Принимаем 3-ю серию – серию моделей среднескоростных судов с умеренной полнотой обводов, 1958г.
- Таблица 1.
Расчёт полного сопротивления и буксировочной мощности.
№ | Обозначения | Числовые значения | |||||
Vs, уз | |||||||
V = 0,514·[1], уз | 5,14 | 6,17 | 7,2 | 8,22 | 9,25 | 10,28 | |
V2 = [2]2 | 26,42 | 38,07 | 51,84 | 67,57 | 85,57 | 105,68 | |
Fr = V/ | 0,143 | 0,171 | 0,2 | 0,228 | 0,257 | 0,286 | |
Re· 10-8 = V·L/υ | 4,21 | 5,06 | 5,9 | 6,74 | 7,58 | 8,43 | |
ζ f0 ·103 = f(Re) | 1,75 | 1,71 | 1,67 | 1,65 | 1,62 | 1,6 | |
ζ r ·103= f(δ· L/B) | 0,6 | 0,63 | 0,8 | 0,9 | 1,62 | 3,22 | |
К Ψ | 1,28 | 1,28 | 1,28 | 1,2 | 1,17 | 1,17 | |
KB|T · aB|T = f(B/T) | 0,987 | 0,986 | 0,986 | 0,985 | 0,985 | 0,984 | |
ζ r ·103= [7] · [8] · [9] | 0,758 | 0,795 | 1,009 | 1,063 | 1,867 | 3,707 | |
ζ n ·10-3 | 0,35 | 0,35 | 0,35 | 0,35 | 0,35 | 0,35 | |
ζ a ·10-3 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | |
ζ·103 = [6]+[10]+[11]+[12] | 2,958 | 2,955 | 3,129 | 3,163 | 3,937 | 5,757 | |
R = ρΩ /2·[3]·[13]·10-3, кН | 158,3 | 227,9 | 328,6 | 682,5 | 1232,6 | ||
EPS = [2]·[14], кВт | 813,7 |
g = 9,81
L = 132 (м)
B = 20,20 (м)
T = 8,80 (м)
δ = 0,668
υ = 1,61·10-6 (м2/с)
ρ = 1025 (кг/м3)
Ω = 3953 (м2)
nc ном=121,8 (мин-1)
Зависимость полного сопротивления и буксировочной мощности от скорости.
R - полное сопротивление, EPS - буксировочная мощность.
Расчет гребного винта. Выбор ориентировочных значений скорости хода судна и диаметра гребного винта.
- в соответствии с рекомендациями в качестве движителя принимаем цельнолитой гребной винт. Материал изготовления гребного винта бронза АЖН 9-4-4.
- для выбора значений используем диаграмму. Ориентировочное значение скорости хода судна определяем по зависимости , приняв значение из соотношения:
EPS=7260*0,65=4719(кВт); Из графика, находим Vsop =17 узлов;
Для входа в диаграмму определяем: , где по формуле Тейлора ω’t =0,5 δ -0,05=0,284; тогда Vas =12,17 узлов;
Из диаграммы имеем: D ор =5,2 (м);
D пред =0,72 T ср =0,72*8,80=6,3 (м);
, принимаем
D ор =5,2 (м);
Vs op =17 узлов;
Определение коэффициентов взаимодействия гребного винта с корпусом судна.
- коэффициент попутного потока определим по формуле Холтропа: ;
Из расчета сопротивления воды движению судна при Vs =18,2 принимаем:
Ω = 4017 (м2);
;
;
Для вычисления коэффициента , необходимо рассчитать:
– коэффициент продольной полноты;
;
Вычисляя, получаем:
;
Выполним проверку значения с помощью формулы Папмеля:
,
где ;
0,238
Принимаем окончательно значение;
- определим коэффициент засасывания также по формуле Холтропа: ;
;
Проверим, лежит ли значение в пределах, определенных для обтекаемого руля и рудерпоста с прямоугольным сечением: ;
;
Значение коэффициента удовлетворяет условиям проверки.
- примем значения следующих коэффициентов:
– коэффициент влияния на упор;
– коэффициент влияния на момент;
– коэффициент влияния неравномерности потока на кпд гребного винта;
Коэффициент влияния корпуса найдем по формуле:
;
;
Определение числа лопастей и дискового отношения гребного винта, выбор расчетной диаграммы.
- дисковое отношение гребного винта определяем по диаграмме; для входа в диаграмму уточним значения: ;
;
По диаграмме ;
- для выбора числа лопастей, определим коэффициент нагрузки гребного винта по упору: ;
;
Принимаем число лопастей в соответствии с рекомендациями;
- окончательно принимаем:; θ = 0,65;
Расчетная серия М4-65;
– кпд валопровода при расположении МО в корме;
– кпд передачи (согласно условию передача мощности прямая);
Выбираем двигатель фирмы «Бурмейстер и Вайн». В соответствии с рекомендациями, при плавании судна с δ = 0,62; преимущественно в умеренных широтах, сроке докования 24мес, принимаем значение коэффициента увеличения частоты вращения ;
Расчет исходных данных для определения наибольшей скорости хода судна и оптимальных элементов гребного винта.
Таблица 2.
№ | Расчетные величины и формулы | Размер-ность | Числовые значения | |||||
уз | ||||||||
м/с | 3,87 | 4,64 | 5,41 | 6,18 | 6,96 | 7,73 | ||
1,26 | 1,58 | 1,92 | 2,26 | 2,63 | 2,99 | |||
) | 0,323 | 0,41 | 0,492 | 0,568 | 0,648 | 0,739 | ||
0,65 | 0,72 | 0,78 | 0,86 | 0,95 | 1,03 | |||
) | 0,45 | 0,51 | 0,56 | 0,6 | 0,64 | 0,67 | ||
м | 5,9 | 5,57 | 5,42 | 5,36 | 5,29 | 5,15 | ||
0,495 | 0,562 | 0,617 | 0,661 | 0,705 | 0,738 | |||
кВт | 813,7 | |||||||
кВт |
Постоянные величины:
Neном = 7260 (кВт); = 6389,57 (кВт); k = 1,04; ωt = 0,248; t = 0,1723;
ηпер ·ηвал = 0,99; D = 6,3 (м); = 1,101; θ = 0,65; ρ = 1025 (кг/м3); z = 4;
Np = Neрасч · ηпер ·ηвал = 6389,57 (кВт);
neрасч= neном = 2,03 (с-1);
Конструктивные характеристики гребного винта.
Диаметр гребного винта D=5,32 (м);
Конструктивное шаговое отношение H/D=0,9;
Шаг винта H=4,79 (м);
Дисковое отношение =0,65;
Число лопастей Z=4;
Направление вращения правое;
Материал Бронза АЖН 9-4-4
Расчетное значение относительной поступи Iрасч=0,61
Рисунок 2.
Характеристики гребного винта. Проверочный расчет на кавитацию.
;
- атмосферное давление воздуха;
- заглубление оси гребного винта;
R=525 (кН); ;
;
;
Дисковое отношение винта обеспечивает отсутствие кавитации.2
Паспортные характеристики
Таблица 3.
I | Коэф. упора, тяги и момента | Скорость, тяга и мощность | 0,8·nн | 0,9·nн | 0,97·nн | nн | k·nн | |
n | 97,4 | 109,6 | 118,1 | 121,8 | 126,7 | |||
nc | 1,62 | 1,83 | 1,97 | 2,03 | 2,11 | |||
nc2 | 2,62 | 3,35 | 3,88 | 4,12 | 4,45 | |||
nc3 | 4,25 | 6,13 | 7,65 | 8,37 | 9,39 | |||
0,3 | Kt= 0,32 | Vs | уз | 6,69 | 7,56 | 8,16 | 8,38 | 8,71 |
Ke= 0,265 | Pe | кН | ||||||
KQ= 0,044 | Ne | кВт | ||||||
0,4 | Kt= 0,278 | Vs | уз | 8,92 | 10,07 | 10,84 | 11,18 | 11,62 |
Ke= 0,230 | Pe | кН | ||||||
KQ= 0,0392 | Ne | кВт | ||||||
0,5 | Kt= 0,238 | Vs | уз | 11,15 | 12,6 | 13,56 | 13,97 | 14,52 |
Ke= 0,197 | Pe | кН | ||||||
KQ= 0,0345 | Ne | кВт | ||||||
0,6 | Kt= 0,185 | Vs | уз | 13,38 | 15,11 | 16,27 | 16,76 | 17,42 |
Ke= 0,153 | Pe | кН | ||||||
KQ= 0,0291 | Ne | кВт | ||||||
0,7 | Kt= 0,142 | Vs | уз | 15,61 | 17,63 | 18,99 | 19,56 | 20,33 |
Ke= 0,118 | Pe | кН | ||||||
KQ= 0,024 | Ne | кВт |
Постоянные величины:
ρ = 1025 (кг/м3); t = 0,172; ωt = 0,248; D = 5,32 (м);
Ke=KT·(1-t);
Pe=Ke·i·1·ρ·nc2 ·D4·10-3;
, (уз);
, (кВт);
Паспортная диаграмма.
Пользуясь диаграммой, находим:
- Скорость хода судна в эксплуатации в грузу с чистым корпусом:
пр = 16,97 уз при n = n ном= 121,8 мин-1
Мощность двигателя Ne = 6750 кВт.
- Запас мощности при движении судна с = 16,97 уз при
n ном = 121,8 мин-1 в грузу с чистым корпусом:
- Максимальная скорость на испытаниях:
max = 17,35 уз при n = 126,7 мин-1
- Эксплуатационная скорость хода судна в средних эксплуатационных условиях при возросшем на 20% сопротивлении среды движению судна:
экс = 15,75 уз при n = 118,1 мин-1 и Ne = 6400 кВт.