Классика (от лат.(латинский) classicus — образцовый).




Ве́нская класси́ческая шко́ла (венская классика, венский классицизм, венские классики) — направление европейской музыки второй половины XVIII — первой четверти XIX вв. К нему принадлежат композиторы Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен[1].

Особенности музыки

Трёх великих композиторов венской школы объединяет виртуозное владение разнообразнейшими стилями музыки и приёмами композиции: от народных песен до полифонии эпохи барокко. Венские классики создали тот высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму.

Основной особенностью данного направления является применение трёх приёмов: обязательного аккомпанемента, наличия сквозных тем и работы над темой и формой.

Для искусства представителей венской классической школы характерны универсальность художественного мышления, логичность, ясность художественной формы. В их сочинениях органично сочетаются чувства и интеллект, трагическое и комическое, точный расчёт и естественность, непринуждённость высказывания.

В творчестве венских классиков выражено динамическое понимание жизненных процессов, нашедшее наиболее полное воплощение в сонатной форме и обусловившее симфонизм многих их сочинений. С симфонизмом, в широком смысле, связаны расцвет ведущих инструментальных жанров эпохи — симфонии, сонаты, концерта и камерного ансамбля, окончательное формирование 4-частного сонатно-симфонического цикла.

Расцвет венской классической школы совпал с общим процессом становления симфонического оркестра — его стабильного состава, функциональной определённости оркестровых групп. Сложились главные классические типы камерных ансамблей — фортепианное трио, струнный квартет и другие. Из музыки для сольных инструментов особенно выделилась фортепианная музыка. Оперное творчество Моцарта открыло широкие перспективы развития различных типов оперы — лирической и социально-обличительной комедии, музыкальной драмы, философской оперы-сказки и других.

Каждый из мастеров венской классической школы обладал неповторимой индивидуальностью. Гайдну и Бетховену наиболее близкой оказалась сфера инструментальной музыки, Моцарт в равной мере проявил себя и в оперном, и в инструментальных жанрах. Гайдн больше тяготел к объективным народно-жанровым образам, юмору, шутке, Бетховен — к героике, Моцарт, будучи универсальным художником — к разнообразным оттенкам лирического переживания.

Центральной площадкой развития данного музыкального направления стала Вена, столица музыкальной культуры того времени. И если Париж с его оперой и Лондон с его публичными концертами были задающими тон музыкальными городами Европы второй половины XVIII века, то Вена после смерти прославленного Моцарта и переезда в неё Бетховена занимала в мире музыки господствующее положение. И если Моцарт при жизни был скорее одним из известных венских композиторов, то Бетховен уже считал Вену венцом своей творческой карьеры. Это обстоятельство прозорливо подметил почитатель Бетховена граф Фердинанд Эрнст Габриель фон Вальдштейн в своем письме к нему: «Благодаря Вашему неустанному усердию Вы получите дух Моцарта из рук Гайдна»

Термин «венские классики» впервые был употреблен австрийским музыковедом Рафаэлем Георгом Кизеветтером в 1834 году в отношении Гайдна и Моцарта. Позднее другие авторы добавили в этот список и Бетховена. Венских классиков часто называют также представителями Первой венской школы.

Система жанров, форм и правил гармонии, разработанная классической венской школой, сохраняет своё значение и до сих пор.

Венская классическая школа это:

(нем. Wiener Klassik) - творческое направление, сложившееся в Австрии во 2-й пол. 18 в. - 1-й четверти 19 в. К нему принадлежат три великих композитора - Й. Гайдн, В. А. Моцарт и Л. Бетховен. Каждый из них обладал яркой творческой индивидуальностью, которая определяла и общий характер музыки, и выбор жанров, и особенности муз. языка. Так, в музыке Гайдна преобладают светлые, радостные настроения, ведущую роль играют жанрово-бытовые элементы; у Моцарта особенно выделяется лирико-драматическое начало; главенствующая черта музыки Бетховена - героический пафос борьбы, преодоления, победы. Гайдн писал в разнообразных жанрах, но наиболее значительный вклад внёс в область инстр. музыки и оратории ("Сотворение мира", "Времена года"); в творчестве Моцарта, обогатившего и инстр. музыку, важнейшее место принадлежит опере; Бетховен, создатель единственной оперы "Фиделио", над которой он работал многие годы, по природе своего дарования тяготел к инстр. музыке. При всём индивидуальном своеобразии в творчестве этих художников обнаруживаются важнейшие общие черты: реализм, оптимистический, жизнеутверждающий характер, гуманистическая направленность, подлинная народность, демократизм. Сочинения композиторов В. К. Ш. отличает широта охвата жизненного содержания. Глубокая серьёзность органически сочетается в них с весёлостью, шуткой, трагич. начало - с комическим. Эмоциональное соединяется с рациональным; свободный полёт фантазии - с точным расчётом, предельной стройностью, ясностью, совершенством формы. Представители В. к. ш. умели даже самое сложное содержание выражать предельно простым, понятным языком.

Становление В. К. Ш. приходится на годы бурного развития нем. и австр. просветительства. Переживает свой расцвет нем. поэзия; возникает художеств. критика, достигает высокого развития философия. Крупнейшие художники и мыслители эпохи - Гердер, Гёте, Шиллер, Лессинг, Кант, Гегель - выдвигают новые гуманистич. идеалы. Лучшие представители нем. и австр. культуры впитывают и передовые общественно-политич., этич. и эстетич. идеи франц. бурж. просветителей. Многое из их эстетич. идеалов, в частности провозглашённый Руссо лозунг свободы и естественности, нашли воплощение в творчестве композиторов В. К. Ш. На творчество Бетховена неизгладимое влияние оказали идеи Великой франц. революции.

Композиторы В. К. Ш. унаследовали достижения т.н. ранней венской школы, виднейшими представителями к-рой были Г. X. Вагензейль (1715-77), Г. М. Монн (1717-50), Г. Муффат (1690-1770), Й.Старцер (1726-87). Однако муз. истоки В. К. Ш. не сводятся к собственно австр. иск-ву - они гораздо шире. В их числе и итал. опера, которая издавна культивировалась в Вене, и итал. инстр. музыка. Моцарт знакомился с итал. музыкой не только в Вене, но и в самой Италии, к-рую он посетил в 1771 и в 1772-73. Немаловажная роль в формировании В. К. Ш. принадлежит мангеймской школе, сложившейся в Баварии. Несомненное влияние на представителей В. К. Ш. оказало и творчество И. С. Баха (1685-1750), его сыновей Карла Филиппа Эмануэля (1714-88) и Иоганна Кристофа (1732-95), а также Г. Ф. Генделя (1685- 1759). Непосредственным предшественником В. К. Ш. был К. В. Глюк (1714-87). Он создал оперное искусство мирового значения, повлиявшее на всё последующее развитие европ. оперы. "Глюковские" черты проявляются в операх Моцарта, в увертюрах к опере "Фиделио" и ораториях Бетховена. На творчество Гайдна определённое влияние оказала и музыка Англии, в которой он побывал в 1791-92 и 1794-95.

В числе важнейших муз. истоков В. К. Ш. - народная музыка. Население Австрии было многонациональным – в его состав, помимо австр. немцев, входили также чехи, венгры, словенцы, обладавшие своей самобытной нар. муз. культурой. В Вене встречались нар. музыканты всех этих национальностей. Композиторы В. К. Ш. впитывали элементы их искусства, которые образовывали в их творчестве характерный австрийский "сплав". Наиболее непосредственно нар. мелодии претворил в своих сочинениях Гайдн. Моцарт реже прибегал к использованию подлинных нар. мелодий, однако глубоко усвоил их характер и дух; многие из созданных им оригинальных тем близки к образцам нар. нем. и австр. песенности (напр., в операх "Волшебная флейта", "Дон Жуан"). Большой интерес к нар. песенности проявлял Бетховен. Им были осуществлены многочисленные обработки нар. песен разл. национальностей. Творчество композиторов В. К. Ш. было тесно связано с венской бытовой музыкой. Об этом свидетельствуют созданные Гайдном и Моцартом дивертисменты, серенады, кассации, написанные Бетховеном марши, танцы.

Композиторы В. К. Ш. по существу обобщили весь предшествующий опыт мирового муз. искусства, выработали поистине универсальный язык. "Мой язык понятен во всем мире", - писал Гайдн, и так оно и было в действительности. Композиторы В. К. Ш. осуществили чаяния передовых мыслителей и музыкантов эпохи - Гердера, рассматривавшего музыку как "искусство человечества", Глюка, который признавался, что хотел бы писать музыку, понятную всем людям.

Муз. языку композиторов В. К. Ш. свойственны простота, ясность, выразительность. Их ритмика более естественна, непринуждённа, музыкальная ткань состоит из относительно кратких построения, своего рода "выразительных «ячеек», «зёрен». Как в нар. песне и танце.

В. К. Ш. принесла с собой огромное обогащение гармонии. Их предшественники применяли по преимуществу аккорды трёх основных функций, представители В. К. Ш. широко используют и др. созвучия мажорной и минорной систем, они свободнее используют диссонансы, хроматизмы. Высокого развития достигает у них искусство модуляции. Ими применяются и хроматические, энгармонические модуляции, круг используемых тональностей у них очень расширяется.

Представители В. К. Ш. пришли к новому пониманию мелодии, темы приобретают огромное значение, это - "лицо" сочинения. Она чаще всего излагается в виде периода и способна интенсивно развиваться, подвергаясь различным преобразованиям, но не теряя наиболее существенных черт, позволяющих слушателю "узнать" её даже в сильно изменённом виде.

Основной и наиболее характерной для В. К. Ш. муз. формой является сонатное allegro. Хотя его становление началось значительно ранее, именно композиторы В. К. Ш. создали подлинно классич. тип этой формы. Ведущим принципом созданного ими сонатного allegro является контраст и последующее его смягчение, приведение к единству (см. Сонатная форма).

Сонатное allegro y композиторов В. К. Ш. является 1 частью четырёхчастного сонатно-симфоническогоцикла - с медленной лирической второй частью, менуэтом или скерцо в качестве третьей части и оживлённым, финалом в форме рондо. Сонатно-симфонический цикл представляет собой логически стройное и целесообразное объединение частей. Единая идейная концепция обусловливает и тематические связи между отдельными частями.

Цикл этот лежит в основе всех крупных инструментальных сочинений - симфоний, различных камерных ансамблей (трио, квартетов, квинтетов), сонат для инструментов соло и с сопровождением. Лишь классический концерт строится как трёхчастный цикл - в нём отсутствуют менуэт и скерцо.

Могучее развитие инструментальной музыки в творчестве композиторов В. К. Ш. тесно связано и с развитием инструментария. Состав классического(малого) симфонического оркестра установился во 2-й пол. 18 в. в творчестве Й. Гайдна. Ведущее место в оркестре заняли скрипка и инструменты её семейства, в группу духовых в качестве равноправных членов вошли кларнет и валторна. Тромбон вошёл в симф. оркестр только с 5-й симфонии Бетховена. При довольно большой группе струнных (от 24 до 30 скрипок, 10-20 прочих струн. инструментов) утвердился парный состав деревянных (кроме флейты) и медных духовых инструментов (3-4 валторны привлекались лишь в виде исключения); из ударных постоянно применялись литавры. Духовые, выполнявшие прежде вспомогательные функции, стали самостоятельной группой, обладающей характерными тембровыми возможностями.

 

Из сольных инструментов первостепенное значение приобрело фортепиано, постепенно вытеснившее клавикорд и клавесин (чембало). Изменилась сама трактовка фортепиано: на смену прозрачности, камерности звучания, свойственным сочинениям Моцарта и Гайдна, пришла "оркестральность" звучания произведений Бетховена.

В области оперы в особенности значительны достижения Моцарта и Бетховена (Гайдн уделял опере меньшее внимание). Новые оперные формы складывались в творчестве Моцарта на основе усвоения опыта предшественников (итал. опера-сериа и опера-буффа, в особенности поздне-неаполитанские её разновидности, нем. зингшпиль, "реформаторские" оперы Глюка). Три значительнейшие оперы Моцарта - "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан" и "Волшебная флейта" – заложили основы разл. типов классич. оперы - реалистич. комедии, характеризующейся острым философско-психологич. конфликтом, комедии-драмы ("Dramma giocosa", как назвал "Дон Жуана" сам Моцарт) и поэтичной нар. муз. сказки. Оперы эти отличают глубокий реализм, тонкая индивидуальная обрисовка персонажей, выступающих в сложных взаимоотношениях, подлинная муз. драматургия, пронизывающая всё действие, органич. соединение различных, противостоящих друг другу начал - серьёзного, возвышенного и весёлого, комического. Хотя первые две из этих опер были написаны на итал. либретто, они были обращены к австр. и нем. слушателю и составили важнейшие этапы развития нем. нац. оперы. Бетховен в своём "Фиделио" создал своеобразный тип возвышенной революционно-героич. оперы, обобщив и переосмыслив опыт Глюка и "оперы спасения" времён Великой франц. революции.

Ярчайшей вехой на пути развития жанра оратории явились оратории Гайдна "Сотворение мира" и "Времена года", увенчавшие его творчество. Объединив элементы генделевских ораторий, оперы, зингшпиля, песни, церковной музыки и симфонии, Гайдн создал глубоко впечатляющие произведения, соединяющие в себе значительность содержания с простотой и доступностью музыкального языка.

Представленные в творчестве композиторов В. К. Ш. жанры церковной музыки, не изменившись внешне, переосмыслены "изнутри". Гайдн, Моцарт и Бетховен насытили их муз. образами исключительной яркости и глубины (Реквием Моцарта); из произведений церк. обихода они превратились в особый род концертной вок.-инстр. музыки (бетховенские месса C-dur и Торжественная месса D-dur).

Творчество композиторов В. К. Ш. составляет одну из вершин мирового муз. искусства.Оно оказало неизгладимое влияние на всё последующее развитие муз. иск-ва. Яркость и глубина тематизма, логичность и целеустремлённость развития, строгость и вместе с тем одухотворённость и свобода форм сочинений композиторов В. К. Ш. до сих пор остаются непревзойдённым образцом.

 

Литература: Бrаудо E. М., Всеобщая история музыки, т. 2, Л., 1925, 1930; его же, История музыки (сжатыйочерк), М., 1928, 1935; Ливанова Т., Музыкальная классика XVIII века, М. - Л., 1939; её же, История западноевропейской музыки до 1789 года, М. - Л., 1940; Левик Б. С., История зарубежной музыки, вып. 2, М.,1966;

Ю. Н. Хохлов.

ВОПРОСЫ:

  1. Что означает слово «классика»?
  2. В какой период времени существовала венская классическая школа?
  3. Какой европейский город считался столицей музыкальной культуры того времени?
  4. Какие композиторы принадлежат к Венской классической школе?
  5. Какие черты присущи музыке представителей этого направления?
  6. Какие общие черты обнаруживаются при всём индивидуальном своеобразии в творчестве этих художников?
  7. Какие инструментальные жанры становятся ведущими жанрами этой эпохи?
  8. Какой Баварской школе отводится немаловажная роль в формировании Венской классической школы?
  9. Какой композитор, начавший свою оперную реформу в Вене, считается непосредственным предшественником Венской классической школы?
  10. Какие черты присущи музыкальному языку композиторов Венской классической школы?
  11. Какая музыкальная форма является основной и наиболее характерной для Венской классической школы?
  12. Что является ведущим принципом сонатного allegro?
  13. Сколько частей в классическом сонатно-симфоническом цикле?
  14. Какая группа симфонического оркестра из вспомогательных превратилась в самостоятельную?
  15. Какой из сольных инструментов приобрел первостепенное значение, постепенно вытеснив клавикорд и клавесин (чембало)?


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: