В продолжение нашей беседы мне хотелось бы затронуть еще одну тему, очень страшную, тему, которая все более актуализируется в нашей врачебной практике.
Поговорим о детях, оставленных родителями, и называемыми такими страшными словами: «брошенные дети». По роду своей деятельности мне нечасто приходилось сталкиваться с такими детьми, но случаи такие были.
Во время моей работы в роддоме было таких два случая. Одного ребенка сразу усыновили. А о втором расскажу.
Это была очень хорошая девочка, рожденная молодой женщиной. По всем данным осмотра новорожденного девчушка здорова как физически, так и неврологически. До семи дней никаких разговоров об отказе ребенка у мамы не было. Перед выпиской из роддома мама решила, что дитя забирать не будет, она от него отказывается, но по какой-то неясной причине не написала отказ. А для новорожденного младенца это очень важно, потому что материнская бумага отказа позволяет в будущем усыновить ребенка, и таким образом он мог бы развиваться нормально в семье с родителями, которые занялись бы попечением. Но мама через несколько дней просто убежала.
По оставленным ею документам по месту прописки мать, к сожалению, найти не удалось. Девочка прожила в роддоме до месяца, затем была передана на выхаживание в стационар, а потом, скорее всего, в Дом малютки.
Конечно, участь такого ребенка печальна. Почему? При отсутствии документов такого ребенка усыновить довольно сложно.
Мне хочется еще рассказать о том, как дети реагируют на родительский отказ. Вот мы говорим, что дети мало что знают и понимают.
Когда носили дочурку к матери на кормление, это был один ребенок: такая радостная, такая улыбчивая малышка, хорошо прибавляла в весе, очень контактная, если можно так сказать про новорожденного младенца. И надо было видеть девочку после того, как произошла эта трагедия. Мы говорим, что они ничего не понимают. Нет! Весь ее вид, все поведение было настолько жалким, настолько исполнено внутреннего трагизма, одного ей понятного, потому что это предательство материнское очень хорошо ощутимо детьми. И следы этого предательства проявились в очень тонких моментах ее поведения: девочка стала хуже есть, она была поначалу очень грустной, вялой.
|
Сначала педиатры подумали, что она заболела. Потом, через несколько дней, как бы адаптировавшись к тому, что мать предала ее, оставила ее, девочка изменила свое поведение. Удивительно выражение глаз таких детей: в них какое-то то ли вопрошение, то ли просьба. Сложно однозначно ответить, что происходит в этот момент в душе покинутого, преданного ребенка. Но то, что они своими эмоциями выражают несогласие с той жестокостью, которая была совершена по отношению к ним, это несомненно.
Замещая доктора в Доме малютки, вот с чем пришлось встретиться: малыши были в возрасте от двух месяцев до года и немножко старше. Дети разные. Среди них были и больные, и здоровые дети
Что первое бросается в глаза, когда заходишь в палаты к этим детям? В материальном плане ребята обеспечены очень хорошо. У них хорошая одежда, хорошие пеленки, памперсы, хорошее питание, красивые игрушки, удобные кроватки, постельное белье. То есть, в некоторых случаях они имеют такие вещи, которых в наше нелегкое время не имеют даже дети домашние. Но все это ничто по сравнению с главным — эти дети крайне одиноки. Этим детям нужно главное — нужна семья, нужны родители.
|
Если бы вы видели глаза этих малышей... Говорят, что они еще ничего не понимают. Нет! Я с этим никогда не соглашусь.
Когда приходишь в палату к ним, они тебя еще не знают и надеются, что вот эта тетя как-то заменит ту маму, которая по какой-то причине оставила их. И они хватают тебя за пальцы, за руки, за халат. Они стараются уцепиться, удержать тебя и очень плачут, когда ты отнимаешь палец от их руки, потому что на каждое, даже самое малое внимание по отношению к ним, на каждый человеческий, нежный взор, ласковое слово они очень чутко реагируют, выражают буквально море радости невостребованной детской любящей души. Для них это очень важно.
Общение с матерью, особенно с первых дней, первых месяцев жизни, очень важно для малыша. Именно в эти временные промежутки, когда мы считаем, что ребенок мало чего понимает, закладываются основы его будущего душевного, духовного, психического и физического благополучия. По опыту общения в Домах-интернатах с детьми более старшими врачи знают, что многие детдомовские ребята отстают от домашних, не потому что они не имеют достаточного питания или других материальных благ. Нет. Они не имеют главного, что нужно ребенку — семьи, в которой идет нормальное развитие. Ни один педагог, который работает одновременно с десятью-двадцатью детьми, не может компенсировать именно эти семейные взаимоотношения.
Хочу рассказать еще один случай.
В Доме малютки жила четырехмесячная малышка. Со слов персонала, она пребывала здесь временно, по какой-то причине мать не могла ее взять. Девочка настолько жизнерадостная, настолько жизнеутверждающая, жаждущая общения, что когда к ней подходишь, начинаешь разговаривать, создается такое впечатление, что она готова выпрыгнуть из кроватки, из пеленок, ухватившись за доктора, в котором, возможно, она увидела отсутствующую маму. Она готова была просто устремиться за ним! По какой причине девочка находилась в Доме малютки, не знаю.
|
Но, наверное, не существует такой «веской» причины, которая оправдает родителей, решивших воспитывать детей вне дома, вне семьи, — в государственных учреждениях. Единственно, что можно понять: если мать совершенно одинока, у нее нет ни семьи, ни родственников, и она настолько физически немощна, прикована к постели, что сама нуждается в уходе. Это состояние безысходности, когда и мама и ребенок находятся на попечении людей посторонних, может стать единственной причиной. Но такие случаи единичны.
А что заставляет остальных родителей оставлять своих детей? Можно только предположить. По отношению к детям это великая жестокость. Наверное, более страшного предательства, чем предательство родителями своих детей сложно себе представить.
Что бы мне хотелось пожелать на прощание родителям? Наверное, те родители, которые внутренне готовы оставить своего ребенка на попечение государства, вряд ли будут читать эту книжку, но как знать... Хочу пожелать всем: и бабушкам, и дедушкам, и будущим папам и мамам, чтобы они не забывали, чтобы всегда помнили, что ребенок — это дар. Это великий Божий дар, и распоряжаться им так жестоко, так бездумно родители не могут, не имеют права.
Что мы сеем, то мы потом и пожинаем. Та жестокость молодого поколения, с которой мы порой сталкиваемся, скорее всего, исходит не от них. Она во многом воспитана. И воспитана, как ни странно, теми, на которых направлена, т.е. взрослыми. Воспитание жестокости начинается из того, что кто-то где-то рядом живущий с нами (но мы об этом не ведаем) когда-то по молодости оставил своего ребенка на попечение государства, кто-то бездумно убил ребенка во чреве, и вот эта общая жестокость взрослых невидимым образом, невидимыми каналами переходит на те юные, возрастающие души и выливается уже на всех, кто как бы изначально был источником тех или иных негативных проявлений. Ведь зло не бывает незамеченным, куда-то уходящим. Мы сами своим поведением сеем семя зла, семя темноты по отношению к любому ребенку (я имею в виду не только наших собственных, родных детей).
Нередко можно встретить негативное поведение по отношению к детям в транспорте, в общественных местах, со стороны преподавателей или медиков, дома, грубое отношение к соседским детям, кто-то кого-то одернул, накричал. Все это так или иначе концентрируется в большие конгломераты и потом отражается на нас же самих. А затем часто удивляются — почему сейчас идет такая волна жестокости. Но ведь в наших-то сердцах, в нашем поведении, в наших словах, порой, бездумных, звучит столько жестокости! Особенно по отношению к тем, кто нам не может этим же ответить: по отношению к детям, немощным старикам.
Поэтому я хочу обратиться к потенциальным папам и мамам, еще раз: помните, что тот дар, который дается вам Свыше на воспитание, попечение — это великая благость, это великая ответственность. И пренебрегать, тем более быть по отношению к дарованным детям невнимательными, жестокими родители не имеют права. Этим они совершают нравственное преступление, в первую очередь против Творца, Который нам даровал дитя.
«Блаженни чистии сердцем...»
Свою беседу о детях я хочу продолжить словами Евангелия от Марка. В нем повествуется следующее:
«Иисус же, взяв дитя, поставил его пред Собою. И сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня» (Мк. 9, 47-48).
Обратимся к толкованию на эту главу блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского, который говорит следующее:
«Он поставил среди учеников дитя и поучает быть ему подобными. Дитя ни славы не ищет, не завидует, не помнит зла. Да не тогда, говорит Иисус, вы получите великую награду, когда сами будете таковыми как дитя, но если и других подобных примете ради Меня и за это получите Царство Небесное, поскольку принимая Меня, примете Пославшего Меня».
Спаситель особое внимание обращает на детей, ибо ребенок — особое явление в жизни каждого взрослого. В Православной Церкви дитя до трех лет недаром именуется ангельским, ибо этот возраст по сути своей ангелоподобен. Дитя не имеет зла, не несет в сердце своем ни тщеславия, ни гордости, ни зависти. Поэтому одно из Евангельских блаженств говорит нам:
«Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят».
Смеем предположить, что здесь идет речь о наших маленьких детях. Младенцы зрят Бога очами своего сердца, и они, пожалуй, приближены к Нему максимально. Возраст до трех лет наиболее интересен, многопланов и разнообразен именно с той стороны, которую взрослые ведают мало. Ребенок до трех лет мало повествует о том, что он видит и знает, потому что Господом так устроено: свои чувства малыш не может выразить словесно, в той форме, к которой мы привыкли. Он выражает их лучезарной радостью, безобидностью, б о льшим расположением к каждому, кто относится к нему с лаской, добром и вниманием. Дитя не отвечает злом на зло. Более того, получив от взрослого обиду, оно первое делает шаги к примирению. Дитя до трех лет для нас, взрослых, — особый пример, чистоты и (я не боюсь этого предположения) высокой духовности, ибо что может быть духовней чистоты сердечной, приближающей младенца к Богу?
Рассказывая о ребенке, мне бы хотелось коснуться тех периодов развития, которые отмечает наука, именуемая педиатрией. Педиатрия различает следующие периоды развития ребенка: от рождения до года, в этом периоде особый подпериод новорожденности. Затем возрастной период от года до трех лет, затем от трех до семи и от семи до четырнадцати-пятнадцати лет. Разделение такое отнюдь не искусственно и не случайно: оно обусловлено четкими критериями. В чем они состоят? В особенностях физического развития, нервно-психического, функционировании систем и органов человеческого организма, в развитии моторики, умственной деятельности. Обращаясь к различным периодам развития ребенка, начнем с периода от рождения до года.
И вот в доме появился
новый крохотный жилец...
Как его встретить?
Ранее мы говорили, что сразу же, с первых минут появления младенца на свет, он уже многое может. Он может кричать, может сосать, работают его выделительные системы, он имеет ряд определенных рефлексов, которые позволяют специалисту-неонатологу оценить состояние здоровья ребенка. Он имеет определенную мимику, которая опытному доктору поможет в диагностике состояния новорожденного. Начиная буквально с первых часов, у ребенка очень мощно включается работа желудочно-кишечного тракта, потому что для его развития требуется очень много энергии, много питательных веществ. Это связано с тем, что на первом году ребенок удваивает свою массу тела к пяти месяцам, затем утраивает к году. На первом году он вырастает на 25-30 сантиметров. Все это требует очень напряженного функционирования и сердечно-сосудистой, и выделительной, и нервной систем, и желудочно-кишечного тракта. Это требует определенной подготовленности от родителей, они должны обеспечить достаточный объем необходимого для младенца питания, потому что питание является строительным материалом для быстрорастущего организма и требует от родителей правильного ухода, правильного поведения, правильного режима дня по отношению к ребенку.
Но прежде чем говорить об уходе, питании ребенка, хочу коснуться одного важного момента. Ребенок появляется в доме, в квартире, в которой он внутриутробно, невидимо для окружающих, прожил около девяти месяцев вместе с мамой и с папой. Как мне уже приходилось отмечать вначале, ребенок знает своих папу и маму и, смеем предположить, что знает он и окружающую его обстановку. И вот тот, кого с трепетом ждали в течении девяти месяцев, с которым связывали очень большие надежды, приходит в этот, ему уже знакомый дом, знакомый как бы с позиции душевных переживаний мамы. И теперь, переступая вместе с ребенком родной порог, родители вводят его в мир, доселе окружавший его — относительно знакомый и относительно незнакомый.
В связи с этим первое, на что бы я хотела обратить внимание, — это подготовка родственников к встрече ребенка. Очень важно, чтобы встреча ребенка в его доме была очень доброжелательной, внимательной, исполненной истинной любовью и истинным желанием встречи нового члена семьи. Поэтому, когда родители приезжают с ребенком из роддома, очень важно, чтобы те родственники, которые в этот момент находятся в доме, не встречали ребенка, как это нередко бывает, с шумом, криком. Это должна быть тихая радость, благая радость, несущая в себе радость сердца и светлое утешение. Не должно быть громких возгласов, тем более грубой, громкой речи.
Каждый ребенок несет в себе информацию, полученную от родителей по каким-то предполагаемым нами, но до конца еще не исследованным законам, дитя получает эту информацию генетически, в эндокринной системе, имунно-защитной системе, выделительной системе, соединительных тканях. Информация может проявиться в ребенке быстро или медленно, может реализоваться максимально или минимально. Можем ли мы как родители как-то воспрепятствовать этим негативным наследственным проявлениям? Безусловно, да.
К моменту появления ребенка в доме его местонахождение в комнате должно быть строго определено. Кроватка, пеленки, ползунки, распашонки, все предметы ухода, необходимые для ребенка, должны иметь четко определенное место и четко направленную цель служения для ухода за ребенком.
Кроватка должна быть удобной, расположенной недалеко от источника света и воздуха. Выше я уже упоминала, что она может быть и не новой, но к моменту прибытия ребенка из роддома обработанной, чистой. Ее лучше поместить в комнате, по возможности, не перегруженной коврами, тяжелыми занавесками, книгами, вещами, собирающей пыль мягкой мебелью. Почему? Все то, что имеет в себе тенденцию собирать пыль, может нести в себе предрасположенность к аллергическим реакциям. Поэтому первое, от чего нужно ребенка защитить, это от того, что потенциально может вызвать неблагоприятную адаптацию его к окружающей среде, от тех болезнетворных микробов, вещей, пыли, домашних животных, которые могут спровоцировать внутренние функции организма к развитию той или иной аллергической патологии.
Постельные принадлежности. Конечно, это должны быть натуральные пеленки: хлопковые, фланелевые, байковые. Синтетика вообще не должна присутствовать, поскольку она оказывает отрицательное воздействие на организм ребенка.
Помещение, в котором будет находиться ребенок, обязательно должно быть проветриваемым. К моменту появления ребенка об этом надо побеспокоиться. Кроме того, в этом помещении обязательно должен стоять пеленальный стол, удобный по высоте, по размеру. На этом пеленальном столе должны располагаться не только одеяльце, пеленки, но и первые предметы ухода за пупочной ранкой, за кожей, за глазками, за ртом, за носом. Об этом тоже нужно позаботиться заранее. Сделать это очень просто. Как уже упоминалось, в каждом городе, селе, в каждой поликлинике есть Комната здорового ребенка. Там работают специальные медсестры или фельдшер, которые помогут родителям, ожидающим ребенка, в приобретении средств, необходимых за уходом.
Кормление ребенка
Идеальное питание —
Грудное молоко
Ребенок растет очень быстро. Ему требуется материал для роста. Это есть ни что иное как пища, которую получает ребенок. Идеальное питание для младенца — грудное молоко. Оно идеально не только с точки зрения строительного материала, но и с психологической, педагогической, воспитательной точки зрения, с точки зрения защиты ребенка от инфекционных факторов, с точки зрения получения ребенком гормонов, которые сам он вырабатывать еще не может. В молоке матери в идеальном соотношении находятся необходимые компоненты для организма младенца — это жиры, белки, углеводы, микроэлементы и витамины. Кроме того, в молоке матери имеются иммуноглобулины, а также антитела, которые защищают ребенка от инфекции. В окружающем воздухе присутствуют различные возбудители, и так как мать сталкивается с ними, она вырабатывает определенную защиту — антитела, которые и передаются с материнским молоком.
Кроме этого, с молоком матери ребенку передаются гормоны, которые помогают в росте и функционировании систем. Сама гормональная система в этот период находится у ребенка в зачаточном состоянии. А потребность в функционировании и гормонах у ребенка большая, поэтому в данном случае молоко матери выполняет и эту функцию. Кроме того, здесь имеет место очень важный психологический момент. Ведь в процессе кормления мать выполняет не только физиологическую функцию. Кормя ребенка, мама переживает какие-то чувства, о чем-то думает... И в зависимости от того, что в это время происходит в душе у матери, ребенок может впитывать добро или зло, терпимость или нетерпимость, тщеславие или скромность, гордыню или смирение и многие другие качества, которые потом проявятся уже в более взрослом возрасте. Обращаясь к трудам великих святителей, поэтов, писателей, художников, о людях, имеющих определенные положительные качества, нередко говорится: «Он впитал это с молоком матери».
Кормление для ребенка — это событие вселенского значения. Здесь совершается общение двух миров: ангелоподобного мира, т.е. мира, еще не знающего греха, и мира, имеющего греховные проявления, я имею в виду мир матери, мир взрослых.
Безгрешен только Господь. А все мы имеем те или иные грехи и греховные страсти. Сам процесс кормления это не только сложная нервно-гуморальная функция, но и очень важное духовное переживание, это совершенно особенный момент единения матери и ребенка. Поэтому окружающим (я имею в виду в первую очередь мужа, родителей мужа или жены) необходимо создать благоприятную, спокойную, очень мирную атмосферу в доме. От этого будет зависеть и количество молока и здоровье ребенка, как физическое, так и самое главное — психическое и духовное.
В наши дни медики и психологи стали обращать особое внимание вскармливанию ребенка именно грудным молоком. Имея отрицательный опыт вскармливания детей сбалансированными смесями, приближенными по химическому составу к молоку матери, большинство ученых, да и самих родителей, убедилось, что это не может заменить даже в малой мере грудное вскармливание.
В былые времена, как только рождался ребенок, мудрые женщины, принимавшие роды, старались в первые минуты приложить его к груди матери. Этот, на первый взгляд, казалось бы незначительный момент в жизни ребенка и матери, очень значителен в последующем. Во-первых, прежде всего по отношению к процессу лактации. Считается, что такое раннее прикладывание стимулирует лактацию. Более того, дети, которых сразу приложили к груди матери, более спокойны. В последующем у этих детей сохраняется теплое и доверительное отношение к родителям. Кроме того, дети, которых рано приложили к груди, на первом году болеют значительно реже тех детей, которых прикладывали поздно или которые находились на искусственном вскармливании.
О грудном вскармливании можно говорить очень много. Я помню, когда еще была студенткой, одна из наших профессоров говорила так: «Кормящую женщину не должно отвлекать ничего». Я помню ее, глубоко врезавшиеся в память, слова: «Пусть все горит вокруг, у женщины главная доминанта — накормить своего ребенка». Такое убеждение помогает женщинам справиться с так называемой гипогалактией, т.е. пониженной выработкой молока, потому что одним из факторов стимуляции лактации является так называемая мотивация, т.е. желание кормить ребенка.
Уход за ребенком