Особенности физического и




Психо-эмоционального развития

Новорожденного

Итак, говоря о развитии ребенка первого года жизни, отметим следующее: в физическом развитии младенец утраивает свою массу тела, вырастает на 25 сантиметров, к году ему положено иметь от шести до восьми зубов, он ходит за ручку с мамой или папой, пытается брать ложку и есть из тарелки, отпускает предмет по команде, знает слово «нельзя», идет, когда его зовут, выполняет несложные просьбы, произносит от двух до трех коротких значащих слов типа: «Да, на, баба, мама, папа».

В психо-эмоциональном плане ребенок первого года очень хорошо знает всех тех, кто приходит в семью и на каждого из них имеет свою четкую эмоциональную реакцию. Кроме того, находясь, допустим, в поликлинике или на улице, у него есть попытки к определенному ознакомлению с детьми своего возраста или с теми, кто постарше. Но попытки эти довольно робкие, в основном с рук мамы. Если же это момент знакомства с окружающей природой, то чаще всего он связан с желанием ребенка побегать, потрогать все предметы, которые ему пока не знакомы.

Кроме определенных возрастных критериев, у детей бывают и индивидуальные особенности. В частности, первая особенность, касающаяся роста зубов. Количество зубов определяется еще тем, перенес ли ребенок рахит или нет. Если ребенок перенес рахит, даже легкой степени, или к году еще имеет это состояние, то зубов, конечно, будет меньше. Кроме того, всегда нужно поинтересоваться у родителей, когда резались зубы у мамы, у папы, у бабушки, у дедушки, потому что есть и индивидуальное особенности запаздывания зубов.

Как быть, если ребенку год, а он еще не говорит? Во-первых, нужно помнить: мальчики, по преимуществу, в сроках несколько отстают от девочек. Это один аспект. Второй. Обязательно надо выяснить, если ребенок не говорит, а слышит ли он. Малыша должны посмотреть и ЛОР-врач, и невропатолог, и в тех поликлиниках, в которых есть логопед, хотя по всем нормативам и требованиям, существующих в обследовании детей, логопедам мы показываем детей ближе к двум годам, после трех лет развития.

Что делать, когда ребенок не ходит? Здесь вопрос должен решаться обязательно с невропатологом. Если ребенок не берет ложку, если моторика слабая, с чем это связано? Возможно, ребенок просто не приучен, с ним не занимались. Возможно, это проявление рахита, малышу сложно выполнять такие довольно тонкие манипуляции. Возможно, это какая-то определенная патология со стороны нервной системы, та же гипотония и определенные спазмы со стороны мышц кисти. Младенец не то что не хочет этого делать или не умеет, он просто физически не может это сделать в силу определенных нарушений. Поэтому здесь необходима мудрость родительская, нужно всегда быть настроенным на тот момент: если ребенок чего-то из того, что делают дети в его возрасте, не может сделать, значит его лишний раз надо показать врачу-специалисту в той области, в которой имеется проблема состояния здоровья ребенка.

И еще раз хотелось бы мне обратить внимание на зрение детей, потому что в большинстве поликлиник бывают проблемы с окулистами, а патология со стороны глаз, хотя и редко, но тем не менее встречается.

 

Совсем недавно, оформляя ребенка в детский коллектив, я выяснила, что у четырехлетнего ребенка врожденная катаракта, а обнаружено это совсем недавно и не совсем по вине врачей, а больше по вине мамы. Она сама мне об этом сказала, потому что признаки болезни первой увидела мама, но почему-то ее смущало обращение к окулисту, была внутренняя нерешимость, может быть, страх. Но ведь если патология налицо, от нее все равно никуда не скрыться.

 

Самое трудное для меня, как участкового врача, в подобных историях, знаете что? Каждый раз объяснять мамам: чем позже при врожденной патологии глаз обращаются к окулисту, тем сложнее исправлять этот дефект.

 

 

Мама, я сам!

Первый год жизни — это период очень интересный, период перехода от полной зависимости в состоянии и поведении от родителей до начальных проявлений самостоятельности ребенка. Это научение навыкам ходьбы, навыкам использования предметов ежедневного пользования — ложки, чашки, игрушки. Это время попыток общения с ровесниками, со старшими людьми, которые их окружают, время первого выражения своих эмоций и словами, и определенными жестами, плачем, смехом, мимикой. Это первая ступенька чисто самостоятельной жизни.

Переходя к повествованию о детях от года до трех, хочу подчеркнуть: то, что было заложено или не заложено родителями на первом году жизни, так или иначе будет сказываться на дальнейшем состоянии не только физическом, но в первую очередь на психическом, психологическом, с точки зрения религии — духовном и душевном состоянии. Все самое глубинное закладывается именно с молоком матери, именно с первых шагов, с первых минут самостоятельной жизни малыша на земле. Поэтому еще и еще раз подчеркиваю — не надо относиться к младенцам первого года, как к существам совсем ничего не понимающим. Это период, который для нас, взрослых, пожалуй, наиболее закрытый. Мы можем оценить внешние факторы, функционирование внутренних систем, органов, нервно-рефлекторных составляющих. Но, к сожалению, душевные переживания младенца, его мироощущение мы можем понимать или трактовать только в силу той мудрости, которую дает нам Господь, и в силу чистоты нашей родительской, в силу любви нашей родительской. В связи с этим многое в поведении ребенка для нас остается непознанным, непонятным, утрачивается.

Но последствия именно этих моментов становятся значимыми в дальнейшем. Многие проблемы, возникающие у детей 10-12-14 лет и старше, связаны со взаимоотношениями с родителями, с остальными членами семьи, с окружающими. Это проблемы как раз (как ни странно) именно первых лет жизни ребенка. Ибо все то, что мы закладываем с первых минут его появления на земле, мы потом и пожинаем.

 

 

Малыш — зеркало

Близких ему людей

Прежде всего хочу рассказать один, глубоко запомнившийся мне случай.

 

Это девочка из семьи, где мать лишена родительских прав, она до года воспитывалась отчимом, а затем была отдана в Дом малютки. Там она воспитывалась до двух с лишним лет, а затем ее взяли в семью. Мне пришлось столкнуться с этой девочкой в саду. Что меня как врача заинтересовало: особый интерес малышки к своим половым органам. Когда я переговорила с опекуном этой девочки, она сказала, что эта девчушка проявляет интерес в половой сфере своего названного старшего брата. Причем, ребенок делает неосознанно, ему всего 2,5 года. К сожалению, мы не знаем, что происходило в родительской семье. Сразу возникает мысль, о том, что, вероятно, в самом раннем детстве новорожденной малышки были какие-то неблагоприятные случаи в семье. А может в период беременности мамы моральный облик был не того нравственного уровня, который предполагает сама суть материнства.

 

Расскажу еще об одном случае, возможно, кому-то он покажется забавным. Случай, который подглядел один из наших докторов летом на даче.

 

Маленькие дети: девочка где-то года три, мальчики постарше — до четырех лет, собрались поиграть. Одна девочка и три мальчика. Они долго решали, чем им заняться, пытались друг за другом бегать, где-то спрятаться, потом в конце концов сели около забора и девочка, немножко помолчав и помолчав, предложила игру, которая называлась: «Давайте целоваться».

 

Как к этому отнестись? Как к факту, которому мы увидели. Мы взрослые подглядели времяпрепровождение маленьких детей, а дети до этого подглядели, как проводят время окружающие их взрослые...

Наверное, девочка, когда предлагала эту игру, не понимала этого, а скорей всего, повторила то, что где-то видела, возможно, по телевизору, где-то на улице или, возможно, у родителей. Во всяком случае такие примеры все-таки должны заставить взрослых быть повнимательней к своим словам, к своему поведению. Нужно всегда помнить: маленькие дети, которые нас окружают, очень внимательно за нами следят, как бы впитывают каждое наше слово, стараются запомнить каждый наш жест и потом его повторить. Если мы будем более критичны, более внимательны, более строги в своем поведении, наверное, многих проблем, связанных с подростковым периодом, не возникнет.

 

Дети —



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: