Глава I. Реформы Танзимата и их влияние на развитие исламского права




Оглавление

Введение

Глава I. Реформы Танзимата и их влияние на развитие исламского права

Глава II. Изменения в исламской политико-правовой мысли

Глава III. Правовая система Саудовской Аравии

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Становление современных правовых систем - это длительный процесс, охватывающий несколько веков в истории человечества. Процесс развития права в XIX-XXI столетиях, по мнению ученых, происходил размереннее, чем соответствующие процессы в сфере экономики, культуры, политики, техники и т.д. Вместе с тем, данный временной отрезок внес большой вклад в эволюцию современных правовых систем и права в целом. В ряде правовых систем (общего права и континентального права) произошло множество изменений, таких как появление новых отраслей в законодательстве, постепенного размытия границ между частным и публичным правом, изменение формы источников, появление новых принципов и тенденций в развитии и т.д. Но в ряде иных правовых систем изменения ситуация иная. Исламское право, к примеру, которое содержит в себе некое переплетение религиозных и правовых норм, является правовой системой (семьей), одновременно сочетающей гибкость и способность адаптироваться под современные реалии, так и неизменяемость своих основных источников - Корана и Сунны - и постулатов. Таким образом, исламское право является одновременно и способным к качественному изменению, в то же время оно может быть и жестким.

Вместе с тем, изменение в положении, форме и других аспектах исламского права нельзя отрицать. На протяжении последних 3 веков произошли значительные подвижки, как в нормативной части шариата, так и в исламской правовой мысли. Роль различных традиций и новаций в исламском праве с течением времени и в разных странах меняется вместе с самим исламским правом.

Актуальность выбранной темы поддерживается современной ситуацией в мусульманских странах, как с правовых, так и экономических, политических и иных аспектов. Классическим примером являются события "Арабской весны", вызвавшие изменения в правовых системах многих мусульманских стран и изменивших роль исламского права в них.

Целью исследования является изучение изменений произошедших в исламском праве в динамике (с исторической точки зрения), а также роли традиций и новационных тенденций в его развитии и возможных перспектив.

Одна из основных сложностей в изучении данной эволюции исламского права - выбор объекта исследования. При выборе отдельной правовой системы есть риск потерять нить общего развития исламского права, ведь ситуация в различных странах может резко отличаться. К тому же этот чисто позитивистский подохд может порождать различные теоретические вопросы, такие как, можно ли считать законодательство отдельного государства на отдельном этапе - исламским правом или ее частью. Вместе с тем, некоторые ученые (среди них - Ф. Вогель на примере своей монографии по изучению правовой системы Саудовской Аравии) отмечают, что мало внимания уделяется конкретным правовым системам из-за чего не учитываются особенности развития права, различные исторические, культурные, социальные аспекты и так далее.

Не должно оставаться в стороне и изучение взглядов различных правоведов на исламское право. Правовая мысль может вступать в конфликт с принципами государственной политики в области права, так и может выполнять субсидиарную роль по отношении к нему. Важность правовой мысли заключается в том, что она в значительной мере может влиять на ход эволюции исламского права.

исламское право танзимат реформа


Глава I. Реформы Танзимата и их влияние на развитие исламского права

 

Изменения в праве - длительный процесс, поэтому нет возможности в изучении современных веяний и перспектив без анализа предыдущего опыта, тем более, если это касается исламского права.

С середины XIX века произошли серьезные изменения в положении традиционного исламского права. Эти изменения касались двух моментов: усиление роли государственного законодательства при опоре на западноевропейский опыт и изменения в исламской политико-правовой мысли.

Восприятие европейских правовых стандартов и фактическая рецепция европейского права выразилась в крупнейшем мусульманском государстве - в Османской империи - в виде так называемых реформ Танзимата. В сферу отношений, ранее традиционно регулировавшимся нормами шариата, стали вторгаться нормы европейского происхождения.

Первоначально, европейские правовые стандарты вошли в сферы, в которых они не вызывали острого конфликта с традиционными исламскими нормами, такие как морское и торговое право. В ряде случаев взаимодействие таких норм показывало достаточно позитивный результат. В других случаях исламское право неизбежно вступало в непримиримое и острое столкновение.

Со временем исламское право уступает роль стержня и основы правовой системы Османской империи европейскому праву.

Выделяют несколько причин для проведения Танзимата и падения роли исламского права: невозможность обновления фикха вследствие таклида (дело здесь не в самих исходных началах шариата, восходящих к Корану и сунне Пророка, а в ограниченности их осмысления фикхом того времени", как отмечает Л.Р. Сюкияйнен), внешнее давление со стороны европейских стран, заинтересованных в изменении правовой системы Османской империи, прежде всего в коммерческом праве, также в улучшении прав национальных меньшинств с целью поднятия престижа и усиления своего влияния.

Отправной точкой для реформ стало издание декрета султана Абдуль-Меджида от 3 ноября 1839 года, получившего название "Гюльханейский хатт-и-шериф" или "Гюльханейский священный указ". Английский историк Лорд Кинросс сравнил хатт-и-шериф с "Великой хартией Вольности" в исламском мире, отмечая его роль и значение, как гарантию важнейших юридических, социальных и политических прав, так и как основу для последующих реформ. Документ гарантировал подданным свободу и неприкосновенность жизни, чести, достоинства и собственности, честное судебное разбирательство на основании закона, недопустимость применения наказания до приговора суда, также обещания справедливого налогообложения, упорядоченной системы набора в армию и так далее. Также создавались советы с квазизаконодательными полномочиями, такие как Высший совет юстиции, организованный в 1840 году.Л. Кинросс не называет хартию "документом конституционной реформы", поскольку не была заложена новая система отношений между султаном и его подданным, а советы не избирались, а назначались султаном. Однако документ закреплял важнейшие права, свободы и их гарантии, султан же не имел абсолютного права отмены законов и должен был им подчиняться, то есть происходило некое ограничение власти монарха, поэтому он может называться документом конституционного характера с либеральной точки зрения.

В 1841 деятельным сторонником реформ Решидом-пашой был создан новый суд при министерстве торговли для рассмотрения дел по коммерческим вопросам. Решид-паша также подготовил проект торгового кодекса, взяв за основу французский образец. Большое влияние при османском дворе имели английские послы, множество территорий, управлявшихся шариатом, были подконтрольны Британской империи, и тем не менее, за основу реформ в большинстве случаев было взято не английское право, а французское. В современном исламском правоведении это объясняется близостью французской и мусульманской правовых культур и стандартов. Марроканский правовед А. Фаси писал: ""Каждый, кто сравнит французский кодекс с юридической системой маликитов, обнаружит единство точек зрения в девяноста из ста случаев" Это свидетельствует о том, что главной целью было не полное вытеснение исламского права, а попытка его модернизации с ориентацией на европейский опыт.

Возвращаясь к реформам Танзимата, следует упомянуть, что торговый кодекс, разработанный Решидом-пашой, так и не был принят из-за сильной оппозиции улемов, усмотревших в нем резкое пренебрежение шариатом. На обсуждении кодекса Высшим советом сам паша был спрошен, имеет ли новый закон отношение к священным законам. Он ответил, что "священный закон не имеет никакого отношения к [упомянутым] вопросам". Решид-паша был отстранен от проведения реформ, и вскоре они были свернуты.

Под влиянием английских послов, Решид-паша был возвращен в 1845 году, уже в должности великого визиря, и правовые реформы продолжились.

В 1847 году были созданы смешанные гражданско-уголовные суды, в которых заседало равное количество европейских и мусульманских судей - по семь судей. Процедура же более соответствовала европейскому праву. В 1850 году был обнародован торговый кодекс по проекту Решида-паши. В 1861 году было издано дополнение к кодексу, распространявшие торговые суды по всей территории империи. В последующем было создано великое количество судов, руководствовавшихся смешанным европейско-мусульманским законодательством, что открывало путь правовой неразберихе.

В 1840 и 1851 году были подготовлены законы об уголовном праве. Позже в 1858 году был введен в действие Уголовный Кодекс, за основу которого был взят французский уголовный кодекс 1810 года. В 1861 году был разработан торгово-процессуальный кодекс, базировавшийся на французском законодательстве. А в 1863 году с использованием норм исламского и европейского (преимущественно, французского) права был подготовлен закон о морской торговле. Также основан на французском законодательстве и уголовно-процессуальный кодекс 1879 года. Действие традиционного фикха значительно сужалось, но при этом исламское право в целом, при отсутствии четких норм для регулирования определенного вопроса, "обогащалось" и воспринимало чужой опыт развития.

В то же время нельзя сказать, что исламское право полностью вытеснялось из правовой системы Османской империи. Большее значение имели нормативно-правовые акты, в большей степени связанные с шариатом. Самым важным законом стала Маджалла или Меджелле, ставшая первой кодификацией норм исламского права. Попытки подготовить гражданский кодекс в эпоху реформ Танзимата предпринимались и раньше (подготовка закона "Метни-метин"), но они не увенчались успехом. Под руководством Джевдет-паши было создано общество Меджелле джемиети, которое разрабатывало кодекс на основе ханафитского фикха. Вводная часть кодекса и первый том, Мукаддиме, были обнародованы в 1869, последний шестнадцатый том, был опубликован в 1876 году. Кодекс включал в себя 1851 статью, и содержал нормы имущественного, долгового и процессуального исламского права. Маджалла включала в себя так традиционные (в виде норм и постулатов), так и новаторские (по форме изложения) тенденции в исламском праве.

Исследователи особое внимание обращают на 1801 статью Маджаллы, согласно которой в случае выбора законодателем одного из выводов в фикхе (например, мнение одного из мазхабов по конкретному вопросу), то суд не имел права выбирать и применять иное решение. Таким образом, шариатский суд, ранее имевший право на "иджтихад-масаля" (иджтихад по определенному вопросу), теперь лишался этого права, и, по сути, решение спорных вопросов фикха теперь являлось прерогативой компетентных государственных органов, а не улемов или судей. Это значительно поменяло место фикха в виде доктрины в правовых системах исламских стран и превращало фикх в форме доктрины в фикх статутный, в виде закона.

Маджалла была введена в действие в большинстве исламских стран и провинций Османской империи, за исключением Египта. Данный кодекс имел колоссальное значение для развития новаторских тенденций в исламском праве, которое выявляется при рассмотрении правовых систем отдельных мусульманских государств.

Касательно семейного права, то оно так и осталось существовать в традиционной форме, в форме доктрины.

Все реформы Танзимата привели к большей фрагментарности правовой системы Османской империи. Принятие торгового кодекса привело к финансовому и экономическому ослаблению империи, большей правовой, политической и экономической зависимости от европейских стран. Введение смешанных судов, процессуальных кодексов со смешением норм исламского права привели к правовой дестабилизации, что выразилось, прежде всего, в малом количестве осведомленных одновременно в исламском и европейском праве судей. Касательно же исламского права в целом, то реформы Танзимата стали переломным моментом в его развитии, закрепив и в дальнейшем новаторские веяния в нем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: