Глава II. Изменения в исламской политико-правовой мысли




 

Многие изменения в политической, экономической и иных сферах жизни в исламских странах пробудили изменения и в умах, что отразилось и на положении исламского права, главным образом, в доктрине - в одном из основных источников исламского права. Данные перемены в исламской политико-правовой мысли ученые нередко сравнивают с протестантской Реформацией: сходство выразилось в переосмыслении основных принципов религии и права и влиянии, которые эти идеи оказали на последующий ход истории. Существуют и иная точка зрения, отстаивающая незначительность влияния новых, реформаторских идей. Появление в исламском мире ученых-факихов (исламских правоведов), мысливших в ином русле, нежели традиционном, позволило зародиться множеству новых взглядов и теорий, касательно права, религии, политики и т.д. Как правило, основной идеей для "новой мысли" был реформизм или модернизация шариата, его переосмысление, на фоне "очищения" от привнесенных в исламское право новшеств и объединения всех исламских течений в единую умму. В сфере государственного права (конституционного) возобладал умеренный панисламизм и создание "исламской демократии": мыслители выступали за существование исламского Халифата, строящегося на принципах народовластия, демократизма и совещательности. Обоснование этим идеям ученые находили в раннем халифате, а именно правлении "Праведных Халифов" (Абу Бакр, Умар, Усман и Али), в правление которых особые полномочия имел традиционный для ислама институт, как шура (совет). Идеи реформистов, как уже было сказано, повлияли на развитие исламского права: именно они стали фундаментом для конституционного права большинства исламских республик. В отдельных случаях, например в случае Пакистана, новые идеи стали основой для создания государственности. В вопросах исламского шариата в целом можно проследить единую линию у ученых: они все обращались к проблеме иджтихада - права на индивидуальное, самостоятельное суждение при отсутствии норм в Коране и Сунне по конкретному вопросу. Главной проблемой для развития исламского права (следовательно, и развития всех мусульманских стран) стала проблема "закрытия врат иджтихада" и появления "таклида" - строгого следования одному из мазхабов (религиозно-правовых школ) в праве. Среди основных причин появления таклида историки и правоведы выделяют следующие: это полное оформление школ фикха (то есть проработка правоведами большинства проблем, что ставило последующих улемов в некую зависимость от работ предшественников) и политическое раздробление исламского Халифата. Процесс дробления на мелкие государства, часто соперничавшие друг с другом, приводило к тому, что государство стало "выбирать" официальную школу фикха, следование которой обеспечивалось силой государственного принуждения. Из причин, содействовавших "закрытию врат иджтихада", - попытка ученых сохранить шариат от последующего искажения и неправильного толкования. Допускался лишь "иджтихад фи-ль-мазхаб", то есть идтихад в рамках одной религиозно-правовой школы. Следовало вновь "раскрыть" эти врата, а значит, и "раскрыть" двери для нового, нетрадиционного толкования, прежде всего не норм исламского права, а основных принципов и идей, на которых оно зиждется. Новое толкование должно было отвечать "духу времени" и соответствовать потребностям исламской общины в модернизации и обновлении. Большая часть исследователей сошлась на том, что решать проблемы иджтихада, возможных коллизий и пробелов должна была законодательная власть в лице государства, а не улемы. Таким образом, предполагался переход от традиционного фикха в виде доктрины к позитивному нормативному законодательству государства. Такой процесс можно наблюдать и сейчас в ряде стран. Некоторыми модернистами сам процесс такого обновления ассоциировалось с секуляризацией: религия должна стать личным делом каждого, а право - независимо от религиозных норм и представлений.

Среди сторонников реформ в шариате ученые, изучающие исламский модернизм, особенно подчеркивают роль следующих: Саййид Ахмад-хана, Джамаль-ад-Дина аль-Афгани, Мухаммада Абдо (Мухаммада Абдуха) и Мухаммада Икбаля.

Саййид Ахмад-хан был одним из первых, кто заявил о необходимости реформ в исламе в целом, прежде всего в государственном (конституционном и административном) праве. Опорой для реформ, по мнению улема, должно было стать английское общее право. При этом мыслитель подчеркивал важность норм ислама, как религиозных, так и правовых как в развитии Индии, так и исламской цивилизации в целом.

Джамаль-ад-Дин аль-Афгани считается создателем идеи панисламизма. Он также яро выступал за "раскрытие врат иджтихада", возобновление этой практики, по его мнению, способно вернуть действенность основных норм и принципов исламского права, но в русле текущего времени и места. Особенно ученый ратовал за введение конституционного правления на основе Корана. Халифат должен был представлять собой конфедерацию (Афгани анализировал опыт исторического развития исламских стран и пришел к выводу, что федерация или, тем более, унитарное государство в данной ситуации невозможны) парламентских исламских республик. В парламентском правлении аль-Афгани видел рычаг прогресса и единственное противодействие деспотизму и нарушениям личных и социальных прав.

Схожих взглядов придерживался и сириец Абд-ар-Рахман аль-Кавакиби. Главой единого исламского государства должен был стать араб-курейшит, избиравшийся всей уммой на срок в 3 года. Особую роль аль-Кавакиби уделял теории разделения властей. Как и аль-Афгани, он пришел к выводу, что унитаризм в халифате будет невозможен, поэтому халиф должен был согласовывать свою политику с местными эмирами и правителями. В вопросе формы правления, ученый не выразил предпочтения какой-либо из существующих моделей, считая каждую из них приемлемой при наличии контроля населением деятельности правительства.

Особую роль в развитии исламской политико-правовой мысли историки уделяют взглядам Мухаммада Абдо, который являлся учеником Джамаль-ад-Дина аль-Афгани и главным муфтием Египта с 1899 по 1905 года. Мухаммад Абдо резко выступал против таклида, был сторонником скорейшего возвращения практики иджтихада в право. В своих работах муфтий выразил несколько принципов, согласно которым и должно строиться современное исламское право: первый принцип - рационального мышления (ан-назар аль-акли), как показатель правильной веры, второй принцип - когда священные тексты противоречат разуму, приоритет должен отдаваться рациональному решению. На базе этих двух основополагающих принципов факих выводил и остальные суждения касательно шариата. Переосмыслению Мухаммада Абдо подверглись основные категории фикха, такие как интерес и так далее. Мухаммад Абдо отстаивал точку зрения, что шариат может порождать и включать в себя новые нормы, даже если нет точного указания и решения. В качестве муфтия, Абдо издал ряд фетв, которые вызвали широкий резонанс в исламском мире. Например, он обосновывал запрет на полигамию в современном мире тем, что муж не сможет в нынешних условиях справедливо и одинаково относиться к каждой. На основе принципа фикха о том, что острая необходимость делает запрещенное разрешенным, реформатор в одной из своих фетв вынес решение о разрешенности процентной ставки (запрещенной согласно единогласному мнению мусульманской общины и авторитетных ученых - иджме).

Видный пакистанский идеолог А.К. Брохи и его единомышленники предложили идею пересмотра некоренной части шариата, то есть те нормы, относительно которых нет четкой позиции в Коране и Сунне. Критике подверглись и улемы, превращающие "мировую религию" в "нечто местное и особенное".

Можно приводить множество примеров решений, которые предлагали мусульманские модернисты в сфере исламского шариата. Исторические события показали резкое изменение в исламской правовой мысли, появление новых мнений и течений. Систематизировать их взгляды можно на основе общих идей, коими являются: требование пересмотра существующих норм исламского права, призыв к "раскрытию врат иджтихада", принятие во внимание рациональных посылов и доводов при принятии спорного решения или отсутствия норм в традиционном фикхе. Новаторы также отводили большую роль государству в лице законодательных представительных органов, к которым должна была перейти роль толкователей исламского права (например, распространенная теория о том, что иджтихадом должен заниматься парламент).

Новаторские, модернистские идеи сыграли большую роль в становлении правовых систем многих стран, таких как Египет, Пакистан, Малазия и другие.

События Арабской весны также повлияют на состояние современной исламской политико-правовой мысли: не угасают дискуссии по поводу митингов, демонстраций, возможности выхода против правительства, роли представительства в законодательстве и т.д.

За рамками исследования осталась современная традиционалисткая исламская правовая мысль, для которой также характерно неприятие таклида (по религиозным и идеологическим причинам), стремление пересмотреть существующие нормы, только уже на основе древнего и традиционного понимания, то есть возврата ислама и шариата к "пониманию праведных предшественников" (ас-саляф-ас-салих).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: