Глава III. Правовая система Саудовской Аравии




 

Изучение отдельных правовых систем поможет понять существующее положение шариата (фикха). При рассмотрении Саудовской Аравии необходимо помнить:

) Что государство - наследник богатой исламской истории, территория которого считается исторической родиной ислама и шариата. Отсюда ислам играет важную роль практически во всех сферах жизни.

2) Государство возникло лишь в XX веке при том, что уже были попытки создания государства родом Сауд (Первое и второе саудидские государства)

) Во многом созданию саудидских государств способствовало традиционалистское понимание исламского права, так называемый в неисламской литературе ваххабизм, сыграл большую роль в становлении государства и правовой системы.

На момент возникновения Саудовской Аравии, на полуострове существовало множество своеобразных "правовых систем". На востоке действовало шиитское джафаритское право, территории, управляемые османами, пользовались источниками османского права (преимущественно ханафитский и шафиитский мазхаб, часть норм - из Маджаллы, сборника, содержащего порой нешариатские нормы). В некоторых регионах урф (обычное право), основанный на прецеденте, зачастую вытеснял нормы шариата. Знатоками обычного права были арифы. Некоторые районы преимущественно придерживались ханбалитского мазхаба (правовой школы). Государство поставило задачу унификации правовой системы на основе шариата (а точнее, фикха), и в частности, ханбалитского мазхаба. Для этого в регионах назначались кади (судьи) и муватта (исполнители решений). Были также разграничены некоторые предметы ведения кади и эмиров ("губернаторов", местной администрации). В 1926-1927 годах было унифицировано судопроизводство на основе 6 ханбалитских книг. В крупных городах были созданы суды для оседлых и бедуинов. Вводилось 3 вида судов, причем юристы и историки отмечают, что во многом эти суды являлись своеобразным возвращением к классическому шариату, так как было фактически отменено разделение уголовного и гражданского судопроизводства и передачи их в ведение разных судов. Первый вид, аль-макахим аль-мустаджаля - суд в лице одного кади по срочным делам гражданского (при сумме иска не более 30 фунтов стерлингов) и уголовного (преступления небольшой тяжести) судопроизводства. Второй вид, аль-махаким аль-кубра - суды в составе кади и его помощников по делам, не входящим в юрисдикцию единоличных судов, также по тяжким преступлениям. Третий вид, хайъат аль-муракаба аль-кадаийия, в лице мудира (директора) и 4 помощников, являлся некой кассационной инстанцией и осуществлял надзор над деятельностью остальных судов. Резиденция этого суда - Мекка. Также данная комиссия была "посредником" между судебной и исполнительной властью. Несмотря на то, что судопроизводство было унифицировано на основе ханбалитской правовой школы, остальные правовые школы также сохранились, преимущественно в Мекке. Сохранение других исламских правовых школ как действующих на территории королевства могло быть связано с характером ханбалитской правовой школы: по многим вопросам правового и религиозного характера в ней не было строго единого мнения. В то же время такой "плюрализм" мог быть вызван отношением саляфизма (или, так называемого противниками, ваххабизма) к мазхабам: ни один из них не признавался абсолютно правильным и обязательным для следования.

Суды финансировались из разных источников: труд судей оплачивался из закята, а судебные издержки покрывались за счет хидмы - налога, уплачиваемого истцами. В вопросах, неурегулированных шариатом (например, в некоторых аспектах финансового права, правил дорожного движения), суды либо решали основываясь на самостоятельном суждении или передавали свои полномочия административным органам или таким учреждениям, как торговая палата. Процессуальное право в подавляющем большинстве основано на шариате.

В 1975 был издан низам (регламент), в котором были закреплены изменения в судебной системе. Суд в лице одного кади (судьи) теперь рассматривал брачно-семейные и мелкие гражданско-правовые споры. Суду из трех кади в рассмотрение перешли большинство уголовных дел. Аппеляционный суд имеет палаты по брачно-семейным, уголовным и иным делам. Высшей аппеляционной комиссией по уголовным делам и надзорной инстанцией для всех судов стала Высший судебный совет. Также в низаме были прописаны требования к судьям, такие как высшее религиозное образование, хорошая репутация и примерное поведение.

Произошли изменения и в торговом и гражданском праве. Это вызвано активным развитием нефтяной промышленности и торговли с западными странами. В 1926 году был создан коммерческий суд из 6 человек. Этот суд в рассмотрении дел позже стал руководствоваться торговым уставом (1931 год). Торговый устав (низам ат-тиджара) заимствовал многое из османского торгового кодекса и содержал нормы по различным вопросам, которые не регулировались нормами шариата. Данный нормативно-правовой акт способствовал активному развитию коммерческих отношений в королевстве и показывает, насколько крупным было влияние Маджаллы (следовательно, и реформ Танзимата) на правовые системы исламских стран, причем это выразилось не в нормах (Маджалла - кодификация норм ханафитского мазхаба), а в тенденции к систематизации и "этатизации" фикха, то есть постепенного формирования статутного фикха. Являясь во многом заимствованным из османского торгового кодекса, который, в свою очередь, заимствовал многое из французского торгового и гражданского права, саудийский торговый устав стал основой для издания новых актов и фетв, а также стал основой для формирования такого явления в экономике и праве, как исламский банкинг. Также в 1927 были созданы первые нотариальные конторы, регистрировавшие различные документы. В дальнейшем, до 70-х годов XX века финансовые и торговые отношения будут все более регулироваться нормами западного, неисламского права. В этом проявляется "дуализм" правовой системы Саудовской Аравии; при общем стремлении привести все законодательство в соответствии с нормами шариата, в ряде отраслей доминирует использование норм иного права (на раннем этапе - османского права, в наши дни - международного, американского, европейского и "собственного" саудовского). Но не следует забывать, что основополагающие принципы фикха (исламской юриспруденции) остаются в силе, к примеру, до сих пор запрещен доход с ростовщической деятельности (риба). Ряд авторов (А.М. Васильев, С.А. Старостина) считают, что использование норм иного права или создание норм (то есть конкретно, подчинение и признание нормотворчества государства) было отходом от принципов шариата, и являлось "лазейкой" для улемов. Однако следование воли правителя, выраженной в нормативных актах, не было отходом от принципов исламского права. Напротив, такие ученые, как ибн Теймийа, Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб и другие на основании аята из Корана (4: 59) делали вывод о том, что необходимо подчиняться правителю в тех вопросах, относительно которых нет указания в шариате. Таким образом, нельзя определенно сказать, что нормативные акты правителя, если даже они не имеют подоплеку и основу в фикхе, нельзя считать частью исламского права.

В уголовном праве не произошло существенных изменений, за исключением вытеснения действия обычного права (урфа), который стал доминировать в ряде областей, и заменой его нормами шариата. Уголовное право так и остается некодифицированным и существует в форме доктрины.

Семейное право также было приведено в соответствие с нормами шариата, и поныне существует, как и уголовное право, в форме доктрины.

Похожую тенденцию можно увидеть и сфере налогового права. Королевским декретом от сентября 1925 года был введен сбор закята. Документ содержал разъяснения, которые соответствовали шариату. Сбором закята занимались эмиры ("губернаторы") провинций, которые осуществляли свою деятельность вместе с мутавва (можно определить как "религиозную полицию", "приставов"). Формально была установлена дата сбора (конец лунного года), но на практике закят собирался в иной сезон. До выпуска декрета о закяте, часть племен освобождалась от его выплаты в различных аравийских эмиратах, также слабые племена платили налог сильным племенам - хуву. Хува отменялась упомянутым декретом. Тем не менее, налогообложение не ограничивалось одним лишь закятом. Был введен и таможенный налог в 8%, ряды товаров облагались налогом в 20%. Для немусульман (сюда были включены и шииты) вводилась джизья. Позже, в 1950 году предполагалось ввести подоходный налог, но им стали облагать только иностранцев под влиянием улемов, и, фактически, подоходный налог стал "частью" джизьи. В этом выразилась субсидиарная роль позитивного законодательства по отношению к традиционному шариату и фикху: фетвы улемов фактически были закреплены в качестве законодательства.

Развитие нефтяной промышленности в государстве отразилось не только на торговом праве. Труд рабочих не был урегулирован никакими юридическими нормами, нормы шариата относительно трудовой деятельности не охватывали всех аспектов отношений, и вообще не были закреплены формально. Появилась потребность в урегулировании труда. Особенно остро встал этот вопрос после серии рабочих волнений и выступлений в конце 40-х годов. Был принят кодекс о труде на основе египетского трудового законодательства, устанавливавший шестидневную неделю с восьмичасовым рабочим днем, минимальный размер оплаты труда (5 риалов), пятидневный отпуск по болезни. Позднее, с развитием трудовых отношений, кодекс дополнялся и обновлялся. Кодексом также был запрещен труд детей моложе 10 лет, устанавливался размер компенсации за травмы на производстве, вносились положения о контракте (устный или письменный). Регулировался также сверхурочный труд. Кодекс обязывал предпринимателей строить различные учреждения для рабочих и их семей. Но в кодексе не было прописано положение о профсоюзах, предприниматель обладал правом беспричинного увольнения, что вызывало недовольство. После серий очередных волнений, рабочие забастовки были запрещены королевским указом в 1956 году. Для решения трудовых споров создавались арбитражные комиссии из двух членов: представителя государства и представителя предприятия (в случае недоговоренности, арбитр назначался государством). В 1969 году был принят новый кодекс, который расширил права рабочих. В ряде вопросов (например, запрет совместного труда женщин и мужчин или 36-часовая рабочая неделя в месяц рамадан) кодекс исходил из позиций шариата. В то же время кодекс содержал такое противоречащее шариату явление, как социальное страхование. В целом, новый кодекс существенно расширил права рабочих. Был увеличено количество оплачиваемых отпусков (21 день), оплачиваемых отпусков по болезни (30 дней), введено положение об отпуске с потерей четверти зарплаты - 60 дней. Увеличен минимальный размер оплаты труда (10 риалов). Запрещалось нанимать детей моложе 13 лет (при этом труд подростков ограничен 6 часами) и увольнять без причины. Более детально прописаны требования к предпринимателям касаемо предоставления социальных услуг рабочим, однако, эти меры в большей степени затрагивали крупные предприятия. Продолжилось развитие регулирования трудовых конфликтов - путем создания комиссий по разбору (1969) и высшей комиссии по трудовым конфликтам (1970).

В исламском праве очень мало конкретных норм касательно трудового права (такие понятие, как минимальный размер оплаты труда и тому подобное), и изменения в трудовом праве отдельной страны отражают роль государственных нормотворческих органов в восполнении этих пробелов. Нормы "нового" трудового права с определенной оговоркой можно считать частью исламского права при условии обоснованности и непротиворечия этих норм основополагающим принципам фикха (страхование - исключение), как это и произошло на примере саудовского законодательства.

Как отметили исследователи, многие трудовые кодексы и законы в исламских странах находят юридическое обоснование согласно традиционным принципам исламского права. С рассмотрения этих позиций нельзя абсолютно согласиться с тезисом Дж. Шахта о том, что "вся история мусульманства демонстрирует непрекращающуюся борьбу между религиозным правом и светским администрированием". Это утверждение несправедливо для ряда стран и ряда отраслей. Трудовое право большинства мусульманских стран показывает положительное взаимодействие и "взаимодополнение" норм светского характера и норм шариата. С определенными оговорками можно то же самое констатировать и про финансовое право.

В конце правления короля Сауда и в правление короля Фейсаля издаются декреты об отмене рабства (7 ноября 1962 года), положения о промышленном и сельскохозяйственном банках страны и так далее. В последующие годы также создавались различные комиссии и издавались указы, регулирующие в основном социальную и экономическую сферу, например, декрет "О регулировании иностранных инвестиций" (1957) или майский декрет 1962 года о защите национальной промышленности, отменявший таможенные пошлины на ввоз оборудования и сырья. Упомянутый выше декрет об иностранных инвестициях позже заменил февральский декрет 1964 года. Также декретами были урегулированы земельные отношения, были закреплены различные формы собственности, такие как мульк (частная собственность на землю), мушаа (общинное землевладение), вакф (неподлежащая отчуждению и налогообложению, земля, переданная в религиозных или благотворительных целях), икта (своеобразное "феодальное" владение землей) и мири (собственность короны) и другие. Постановлением совета министров 1961 года было закреплено право "оживления" пустующих земель. С согласия эмира области, "оживляющий" мог превратить их в пахотные земли или просто посадить деревья на земле, и сама земля передавалась ему в собственность. Споры по поводу земли решались на базе шариата. Если получивший разрешение не "оживлял" землю, то она изымалась из его собственности. Назначение "оживляемой" земли могло быть разным, при планировании строительства, эмир передавал дело муниципалитету, а тот, в свою очередь, министерству внутренних дел и совету министров. Решения по поводу земли, предназначенной для сельского хозяйства и находящейся за пределами муниципалитета, принимали министерство сельского хозяйства и совет министров. Специфичным был сам факт регулирования такого объекта, как вода. Права на воду и на землю чаще всего не совпадали. Регулирование прав на воду было сложным, и вытекало как из норм шариата, так и из норм местного обычного права.

Бурное развитие экономики, а также определенная "консервация" государственного устройства не могла не отразиться на развитии общественного мнения и погружения саудовской политической жизни в упадок. Как считают исследователи, ряд событий в конце 70-х годов (конкретнее, захват мечети Аль-Харам повстанцами в ноябре 1979 года) показал кризис в сфере государственного управления в королевстве и недовольство частью населения наличия монополии на власть у семьи Саудов. В качестве доказательства сторонники этой точки зрения приводят факт, что после террористического акта была создан комитет для выработки системы правления, основанной на исламских ценностях в марте 1980 года. В то же время, с этой точкой зрения можно не согласиться, так как основными требованиями террористов были не изменения в существующем государственном устройстве, а прекращение торговли нефтью с западными странами и высылка всех иностранных специалистов. Политическое же устройство не вызывало сильного недовольства в обществе, более того, оно сохраняется и поныне. Акт об устройстве государства, или основной низам (положение) королевства Саудовской Аравии был издан только лишь в 1992 году, то есть через 12 лет после упомянутого восстания. Данный акт также называют конституцией, так как он закрепил основные принципы организации публичной власти и важнейшую роль исламского права, как стержня правовой системы государства. Важность этого документа состоит в том, что фактически он отразил роль исламского права, как стержня правовой системы. Начиная с 70-х годов - началась некая "рецепция" исламского права в тех областях и сферах правовых систем мусульманских стран, откуда оно было практически вытеснено нормами и правовыми стандартами европейского происхождения. Причем в некоем смысле "возвращению" исламского права способствовал авторитет Саудовской Аравии, направление ее внешней политики, экономические, социальные и иные показатели в развитии. В то же время не стоит исключать из виду и влияния других факторов - революции в Иране 1978-1979 годов под исламскими лозунгами.

Примеров закрепления исламских ценностей в Основном низаме 1992 года довольно много. Статья 1 Основного низама провозглашало королевства "арабским исламским государством", чья "религия - ислам, Конституция - Книга Всевышнего Аллаха и сунна Его Пророка, да благословит его Бог." Многие формулировки соответствовали стилю изложения в религиозных книгах: такие как "Да благословит его Бог", "Все богатства, ниспосланные Богом в недра земли…" (ст.14). Согласно статье 7, власть в королевстве "основана на Книге Всевышнего Аллаха и сунне Его Пророка, которые являются основой данного Положения и других государственных актов". Статья 8 провозглашала принципы справедливости, совещательности и равенства согласно исламскому шариату. Большое внимание уделено обязанности государства по отношению к исламу (ст.23). В статье 26 государство обязывалось охранять права человека, однако в соответствии с шариатом, то есть исламской концепции прав человека, исламскому пониманию института прав человека. Статья 34 обязывала подданого защищать исламскую веру, только затем "общество и государство". Вместе с тем, низам закреплял ряд социальных и личных прав, таких неприкосновенность жилища, свободы передвижения, за исключением отдельных случаев, право на получение образования, права на здравоохранение и так далее. Статья 22 гласила, что "экономическое и социальное развитие осуществляется в соответствии с научно обоснованным планом", а не шариатом. Наказание, согласно статье 38, индивидуально, и не может быть применено без соответствующего решения суда. Статья 44 закрепляла 3 ветви власти - законодательную, исполнительную и судебную, "высшей инстанцией всех видов власти" являлся король. В Основном низаме заметны влияние других правовых систем и правовых культур, что видно на примере 44 статьи, однако основой и стержнем является традиционная исламская правовая культура.

Статья 45 объявляет источником фетв Коран и Сунну. Она также упоминает институты, ответственные за выпуск фетв - Совет улемов и Управление научных исследований и фетв". Усилилась роль таких учреждений, как управление научных исследований и фетв или совет исламской академии правоведения (фикха) выпускают фетвы по различным вопросам современности, такие как о выплате закята с долговых обязательств или вопросах исламского банкинга и финансовой системы. Фетвы становятся основой для принятия низамов или действуют непосредственно. Специалист в области исламского права Л.Р. Сюкияйнен приводит примеры нормативных актов, которые "прямо основаны на положениях традиционного фикха" Особенность заключается в том, что фетву разрабатывается коллегиально, а не единолично. При принятии коллегиального решения присутствуют представители разных (суннитских) мазхабов и представители разных стран (Саудовской Аравии, Иордании и т.д.), что дает возможности для большей унификации фикха, стирания различий между пониманием шариата отдельными религиозно-правовыми школами. Так же принятие решений таким способом делает таклид практически невозможным. Все это делает фикх более приспособленным и современным.

Таким образом, Саудовская Аравия показывает пример страны, в которой основой действующей правовой системы является традиционный фикх и традиционная исламская правовая культура. В ряде областей (торгового, авторского, трудового права и других сфер) действуют нормы иного происхождения, однако их существование находит свое объяснение в шариате. Если в первой половине XX века усиливалось значение норм иного права, то в последнее время они стали даже вытесняться новыми фетвами, новыми низамами, содержание которых соответствует традиционному фикху. Изменение формы права (фикха) коснулось только отдельных сфер, произошло некое превращение фикха в виде доктрины в фикх в виде законодательства, однако отдельные отрасли (уголовное, семейное право) в Саудовской Аравии продолжают оставаться в форме доктрины. Законодательство королевства можно с отдельными исключениями считать исламским правом. Вместе с тем, влияние европейского/западного права продолжает оставаться, хоть и в незначительной степени (на примере некоторых положений Основного низама, авторского права, отдельных аспектов гражданского права и прав человека и так далее).


Заключение

 

Таким образом, рассматривая динамику развития исламского права, начиная с XIX века, можно констатировать изменения, произошедшие в нем.

Переломным моментом в развитии исламского права стали так называемые реформы Танзимата, в ходе которых произошла систематизация некоторых отраслей на базе фикха, в ряде отраслей исламское право было вытеснено нормами иного права европейского, по преимуществу, образца. Данные изменения затронули даже такой оплот традиционного шариата (фикха), как Саудовская Аравия.

По сути, можно констатировать превращение фикха в виде доктрины в статутный фикх - фикх в форме позитивного законодательства отдельных стран. Результатом такого явления может стать усиление роли государства в регулировании общественных отношений, поскольку фактическое толкование права, нормотворчество осуществляется теперь не представителями религиозно-правовых школ, а компетентными государственными органами. Однако, из изучения правовой системы Саудовской Аравии, видно, что ситуация уникальна для каждой страны и большую роль играет уровень правовой культуры и положение правовой мысли в государстве. Однако можно констатировать, что правотворчество и толкование права перешло в комепетенцию государства в большинстве исламских стран. Превращение фикха-доктрины в закон вызывает вопрос: можно ли называть закон, как продукт нормотворчества государства, источником исламского права. Сомнения по этому поводу порождает и рецепция европейских норм, порой вступающих в острый конфликт с традиционным исламским фикхом.

На примере изучения правовой системы Саудовской Аравии, стержнем и основой правовой системы которой является исламское право, можно судить о взаимовлиянии традиционного фикха в виде доктрины и позитивного законодательства. Изучение правовой системы Саудовской Аравии также показало, что нормативные акты отдельных стран можно считать источниками исламского права при условии, что основой правовой системы является шариат.

Изучение истории Саудовской Аравии представляет и примеры значительного поступательного усиления роли исламского права, вытеснения им норм иного права. Но также, на примере отдельных отраслей, можно сделать вывод и о гибкости исламского права в тех случаях, когда стандарты других правовых систем не противоречат основным принципам и постулатам фикха.

Следствием усиления роли государства может стать частичная или полная секуляризация права, в первом случае примером может служить - большинство мусульманских стран, в последнем случае - Турция, принявшая светскую модель в праве и государственном устройстве.

Реформы Танзимата, также внутриполитическая и внешнеполитическая ситуация в большинстве исламских стран повлияли и на развитие исламской политико-правовой мысли, которая разделилась на множество подходов, по-разному оценивающих роль традиций и новаций в исламском праве. Процесс развития политико-правовой мысли продолжается и поныне, особенно после событий "Арабской весны". Развитие исламской правовой мысли косвенно или непосредственно (в зависимости от роли доктрины в правовой системе) влияет и на развитие исламского права в целом.

За рамками исследования остались множество правовых систем мусульманских стран, а также детальное рассмотрение различных точек зрения и теорий на перспективы развития исламского права.


Список использованной литературы

 

1. Основной низам правления Саудовской Аравии 2009 года.

2. Coulson N. J. A History of Islamic Law. Eginburgh: Edinburgh University Press, 1978.

. Vatikiotis P. J. Muḥammad ʿAbduh and the quest for a Muslim Humanism. Brill: 1997.

. Vogel, F. E. Islamic law and legal system: studies of Saudi Arabia. - Leiden; Boston; Koln: Brill, 2010.

. Marar A. D. Saudi Arabia: The Duality of the Legal System and the Challenge of Adapting Law to Market Economies. // Arab Law Quarterly. - Vol. 19. - No.1/4 - (2004), P.91-123

. Goolam N. M. Ijtihad and its significance for Islamic legal interpretation. // Michigan State Law Review. - 2009. - Vol. 2006: 1443.

. Phillips B. The Evolution of Fiqh. Houston: Maktaba Dar-us-Salam, 2007.

. Zulfiqar A. A. Religious sanctification of Labor Law: Islamic Labor Principles and Model Provisions. Philadelphia // U. Pa. Journal of Labor and Employment Law. - 2007. - Vol.9: 2

. Reifield H., Krawietz B. Islam and the Rule of Law: Between Sharia and Secularization. Konrad-Adenauer-Stiftung, 2008.

. Ansary A. F. A Brief Overview of the Saudi Arabian Legal System. - New York, 2008.

11. Постоянный адрес - https://www.nyulawglobal.org/Globalex/Saudi_Arabia. htm <https://www.nyulawglobal.org/Globalex/Saudi_Arabia.htm>

12. Otto J. M. Sharia Incorporated: A Comparative Overview of the Legal Systems of Twelve Muslim Countries in Past and Present. Leiden: Leiden University Press, 2010.

. Hefner R. W. Muslims and Modernity Culture and Society since 1800. - Cambridge, 2011.

. Hefner R. W. Sharia Politics: Islamic Law and Society in the Modern World. Indiana, 2011.

. Colon J. C. Choise of Law and Islamic Finance. // Texas International Law Journal. - 2011. - Vol.46. - № 2

. Doing business in a more transparent world. Economy profile: Saudi Arabia. 2012. Materials of www.doingbusiness.org. DOI: 10.1596/978-0-8213-8833-4.

17. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX-XX вв. М., 2009.

. Сюкийянен Л.Р. Концепция халифата и сравнительное государствоведение в странах Арабского Востока. Право и политика в развивающихся странах, М., 1991

. Васильев А.М. История Саудовской Аравии. - М.: "Классика плюс", 1999.

. Кинросс Л. Расцвет и упадок Османской империи. Пер с англ.М. Пальникова. М.: КРОН-ПРЕСС, 2009.

. Сапронова М.А. Арабский Восток: власть и конституции. - М.: Российская политическая энциклопедия, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ, 2001

. Коряков В.П. Старостина С.А. История мусульманского государства и права (в 2 частях). - Калининград, 2012.

. Мухаммад Икбал. Реконструкция религиозной мысли в исламе. Пер. с англ., предисловие, комментарий и глоссарий Степанянц М.Т. М.: "Восточная литература", 2012.

. Ихсаноглу Э. История османского государства, общества и цивилизации. Том I. М.: "Восточная литература", 2006.

. Вайс Бернард Дж. Дух мусульманского права. Москва - Санкт-Петербург, 2008.

. Сюкияйнен Л.Р. Исламское право в правовых системах мусульманских стран: от доктрины к законодательству. - Москва, 2009.

. Крашенинникова Н.А., Жидков О.А. История государства и права зарубежных стран. 3-е издание. Переработанное и дополненное. М.: изд. "Норма", 2009.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: