Методика обучения крюкам и пению




В ходе обследования общин выяснилось, что существует два типа обучения пению по крюкам. К первому относится систематическое изучение крюков в специальной школе по определенной программе с проверкой знаний и т. д. Пример тому — Стрельниковская школа пения. Другой тип, наиболее распространенный, представляет собой индивидуальное обучение на дому у знатоков пения. Оба вида преподавания предполагают обязательное регулярное присутствие на богослужениях и пение в хоре. В качестве еще одного примера обучения крюкам приведу рассказ отца Полиекта из Новопокровского прихода. Как уже было сказано выше, он обучался крюкам в Румынии.

Каждого ребенка обучали чтению. В группы набирали до двадцати человек: "Сидят за столом все, читают каждый свою заучку (определенное задание.— Н. Д.). <...> Ошибок нима (нет. — Н. Д.) —получает (ученик. — Н. Д.) другую заучку. Кто Азбуку, кто Часовник, кто Шестоднев, кто Псалтырь". Обучение продолжалось в течение двух лет. Церковь оплачивала труд учителя. Учили и мальчиков, и девочек. В тетрадях ничего не писали, все задания давались устно, и все надо было учить наизусть. Учитель мог применять систему наказаний. Отец Полиект продолжает свой рассказ: "Ремешок такой был у него. Бил по голове. Кто провинится — на козла ставили. На лавку положат, и каждый ученик должен пряжкой два раза ударить. Ну, а если тупо учится, другой подгоняет его, как посрамить его. Так он садится верхом на плечи, и он должен верхом прокатать его разов сколько...А крюкам (учили.— Н. Д.), когда уже подрастут, это под женитьбу уже... А малых не учили, больших только. В группу набирали человек по пять, шесть. Он — учитель пометы делал, где "ми", где "фа"; специально Азбучки делал каждому. В тетрадке крюки напишет и пометы там... По этой тетрадке учились в школе, и домой брали ее, и дома твердили по ней". То есть принцип заучивания наизусть доминировал.

Занятия длились по три-четыре часа. Занимались все вместе, "почти зиму", — продолжает отец Полиект. "Потом гласы, по "Октаю", все подряд. Учитель прослушивал. Не получается — еще твердить надо. У кого не получается, тот остается. Так тянется, тянется помаленьку, как волочуга, за другими нагоняет". Всех желающих учитель не сразу брал в группу — сначала проверял слух и голос. "Примерно, вот человек пятнадцать. Хотели все поучиться. Он проверил". Кто не удовлетворял требованиям, то есть не мог пропеть звук на той же высоте, на какой пропевал учитель, в группу не брали.

Полученные знания проверялись: "У него (учителя. — Н. Д.) была печатная "Азбучка", и он требовал спеть, как поется определенный знак, но не особо. А так он нам "заучки" писал (то есть писал крюками первую, вторую стихиру. — Н. Д.), а остальное все по книге", — продолжает отец Полиект. (Еще раз напоминаю, что у беглопоповцев в Румынии книг было много, так как туда их завозил в большом количестве Н. А. Бугров — Н. Д.)

Пение «по указке»

В многочисленных беседах с руководителями хоров, с певцами я неоднократно слышал о пении по указке. (Указка — это фактически аналог дирижерской палочки в светском музыкальном искусстве. Старообрядцы пришли к ней самостоятельно). Что такое указка?

Со слов прихожан я узнал, что ее появление относится к началу прошлого века. Вначале брали просто свечку и "начинали ею помогать" во время пения. Потом появилась указка (отточенный прутик), которая прививалась, как говорят верующие, с большими трудностями. В настоящее время в России она распространена повсеместно. В отдельных общинах (Москве, Новосибирске, Стрельниково, Костроме) указка бывает очень длинной. У опытных головщиков есть даже своя манера пользования указкой. Так, Иван Алексеевич Сергеев (Кострома) показывал ею не только ритмические особенности напева, но и звуковысотные. Очень аккуратно, с небольшой амплитудой работала указкой Антонина Николаевна Задворнова (Стрельниково). Энергично, подчеркивая структурно-значимые места напева, руководили хором в Клинцах. Все современные певцы российских храмов не представляют себя в пении без указки и каждый раз подчеркивают: "Указка говорит все".

В южных приходах дело обстоит несколько иначе. Указка здесь появилась значительно позднее. Настоятель храма в Куничах так и говорит: "Указку — это недавно, это при моей памяти, чтобы указывать, а то так..: зажмурятся — и запел". Головщики южных приходов не обладают и таким опытом владения указкой, какой существует в общинах России (это касается не только Кунич, но и Вилкова, Грачей). Не пользуются указкой и казаки-некрасовцы. Попытки в конце 1970-х годов ввести у них указку потерпели полный крах. Бывший прихожанин Терентий Сергеевич Дранов, став священником в те годы, бывая на богослужениях в разных общинах и у себя в Ростове-на-Дону, где он являлся настоятелем, видел руководство пением с помощью указки. Приехав к себе на родину в Бургун-Маджары, он попытался ее ввести. Но певцы заявили решительный протест и ему самому не позволили пользоваться указкой. Тимофей Николаевич Ястребов рассказывал: "Владыка Анастасий спросил: "Почему указки нет?" А я говорю: "Владыка святый, а я без указки. Нет у нас указки". Отсутствует она и в хуторе Новопокровском.

Такова реальная певческая практика в старообрядческих приходах. Завершая об этом речь, добавлю, что пение в хоре у старообрядцев не оплачивается. Для того, чтобы быть допущенным к пению на клиросе, надо исповедоваться у священника и получить его благословение. Таким образом, основанием для права "встать на клирос" являются не вокальные данные исполнителя, а его нравственные достоинства. Существует и особая епитимья (форма духовного наказания) — отлучение от клироса на тот или иной срок.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.portal-slovo.ru/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: