Методы воспитательной работы




ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КОЛЛЕКТИВЕ

Методика воспитательной работы

Методика воспитательной работы не может быть единой для всех коллективов художественной самодеятельности, так как коллективы отличаются друг от друга творческими направлениями, численностью, возрастным составом, интеллектуальным уровнем участников. И наряду с общими положениями специфика конкретного коллектива определяет формы и программу его работы.

Воспитание в самодеятельном коллективе направлено на два объекта: на зрителей и участников. При этом в процессе выступления перед зрителями сами участники становятся воспитателями. Остановимся на трех основных положениях, развитию которых способствует участие в коллективе художественной самодеятельности:

ü нравственном,

ü эстетическом

ü художественном.

Основной - задачей нравственного воспитания в самодеятельном коллективе является формирование норм и правил поведения участников коллектива, развития у них чувства коллективизма, и товарищеской взаимопомощи, честности, любви - к искусству, которая оказывает особенно глубокое воздействие на личность в том случае, когда сам непосредственно участвуешь в творческом процессе создания и воспроизведения художественного образа.

Эстетическое воспитание - средство познания прекрасного в окружающем мире. Оно предполагает целенаправленное формирование эстетических вкусов и идеалов личности, развитию ее способностей к эстетическому восприятию действительности. Одним из наиболее действенных средств эстетического воспитания в коллективе является изучение независимо от жанра лучших образцов профессионального и самодеятельного искусства, способных привить хороший вкус, умение понимать музыку, формировать эстетические чувства, раскрывающие реальную красоту действительности.

Художественное воспитание неразрывно связано с эстетическим и является его составной частью. Основным средством художественного воспитания в самодеятельном коллективе является общение с произведениями искусства различных жанров, процесс восприятия которых в каждом коллективе протекает по-разному, так как определенные эстетические взгляды есть у каждого взрос­лого человека. У одних они возникают стихийно, у других сложились на основе приобретенных знаний и навыков.

Методы воспитательной работы

Методы воспитательной работы – способы работы, по средствам которых достигаются воспитательные цели.

 

1. Метод внушения – система действий и операций, с помощью которых руководитель стремиться передать участникам отношение к художественному произведению, явлениям и процессам жизни, фактам.

С помощью метода внушения руководитель старается передать исполнителям отношение к художественному произведению, а так же свое мнение, оценку, настроение.

Руководитель, работая над постановкой или фрагментом какого-либо произведения, должен стремиться передать не только свое отношение к произведению, но и путем внушения подключить участников к активному переживанию.

2. Метод убеждения - руководитель воздействует на сознание и мышление участников. Аргументы должны быть настолько документальны, чтобы участники поняли и почувствовали их убедительность.

Его отличие от метода внушения в том, что здесь руководитель воздействует на сознание и мышление человека, адресуется к его разуму и обоснованно доказывает, что именно так, а не иначе надо исполнять тот или иной номер.

Эффективность метода убеждения может быть при наличии уверенности руководителя в том, что он доказывает своим воспитанникам. Сам же процесс должен строиться с учетом воспитательного и познавательного опыта участников. В ходе убеждения необходимо сочетать изложение и показ материала с выводами и оценками.

3. Побуждение призыв к действию – метод, при котором руководитель своими действиями, словами и личным примером побуждает участников коллектива к активному действию и к самовоспитанию.

 

4. Метод поощрениянаправлен на то, чтобы выделить и закрепить достижения участников коллектива. Он способствует установлению правильных взаимоотношений в коллективе, поддерживает необходимый психологический климат.

 

Обращаясь к методу поощрения, рекомендуется соблюдать определенные правила:

ü оценивать действия, на которые затрачены силы или усилия независимо от способностей участников;

ü подбадривать тех, кто не всегда достигает успеха при затрате определенных усилий;

ü не поощрять одних и тех же (это разобщает коллектив).

ü Важно, чтобы поощрение выражалось публично.

5. Метод наказаниянаправлен на сдерживание негативных поступков во внутри и вне коллективной деятельности и взаимоотношениях. Он может иметь и форму осуждения, недовольства, замечания, предупреждения. Эти методы эффективны только в том случае, если имеют воспитательную направленность, применяются объективно и справедливо.

Прибегая к методу наказания, руководитель должен соблюдать следующие правила:

ü наказание должно осознаваться, как необходимая, мера;

ü наказание - это не средство разрядки плохого настроения руководителя, в состоянии раздражения наказывать не следует.

ü предварительно должно быть все известно о поступке и наказание нельзя задерживать.

ü наказание по подозрению недопустимо.

Все эти методы должны использоваться в сочетании.

Коллективный разбор произведения, поездка с выступлениями за пределы города, села, оказание шефской помощи начинающему коллективу и т.д. В таких моментах методы воспитания используются в различных сочетаниях, и руководителю надо владеть ими свободно, каждый раз по-разному в зависимости от конкретной ситуации. Руководитель должен предпринимать все возможное, чтобы нравственная атмосфера была здоровой, дружественной, чтобы процесс творчества радовал людей, приносил удовлетворение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: