Теория Л-ти Фрейда.
Психосексуальные стадии. Оральная стадия: от рождения до 18 мес. Область рта тесно связана с удовлетворением биологических потребностей и с приятными ощущениями. Это главное средоточие активности и интереса младенца. Рот является важной эрогенной зоной человека на протяжении всей жизни. В зрелости есть проявление орального поведения: жевательная резинка, грызть ногти, курение. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. При зацикливании на этой стадии – орально-пассивный тип Л-ти. Веселый, оптимист, ищет одобрения, доверчив, пассивен, зависим. В 6 мес начинается 2я фаза оральной стадии – орально агрессивен.: появляются зубы. Любовь к спорам, пессимизм, сарказм. Анальная стадия: 18 мес до 3 лет. Контроль над кишечником и мочевым пузырем. 2 основные тактики приучения ребенка к горшку: строгий => анально-удерживающий тип (упрямство, пунктуальность) или анально-выталкивающий тип: склонность к разрушению, беспокойство, жестокость, импульсивность. Фаллическая стадия: интерес в области гениталий. Интерес к вопросу, связанный с рождением и половыми отношениями. Доминирующий конфликт на фаллической стадии – эдипов комплекс и комплекс Электры. Неосознанное желание ребёнка обладать родителем противоположного пола и устранить родителя одного с ним пола. Затем мальчики подавляют свои сексуальные желания и начин идентифицировать себя с отцом (с агрессором). Люди с фиксацией на этой стадии дерзки, хвастливы и опрометчивы. Стремление добиваться успеха, пытаться доказать свою мужественность и половую зрелость. У женщин: склонность флиртовать, беспорядочные половые связи. Латентный период: 6 лет до начала подросткового возраста. Либидо ребенок направлен посредством сублимации в виды деятельности, не связано с сексуальными. Генитальная стадия: с наступления половой зрелости. Начиная с биохимических и физиологических. изменений в организме => усиление возбудимости и повышение сексуальной активности. Все проходят гомосексуальный период. Генитальный характер – идеальный тип Л-ти в психоаналитической теории. Это Чел-к зрелый и ответственный в сексуальных отношениях. Испытывает удовлетворение в гетеросексуальной любви.
|
Структура Личности по Фрейду.
3 основные структуры Психической жизни – Ид, Эго, Суперэго. Ид – оно. Эгоистично по своей природе. Означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты Л-ти. Функционально целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктом биологического побуждения (еда, сон, секс), которое наполняет наше поведение Е. Это нечто темное, не подчиняющееся правилам. Оно выражает первичный принципы всей человеческой жизни – немедленную разрядку псих Е. Немедленная разрядка напряжения называется принцип удовольствия - это посредник между соматическими и психическими процессами в организме.
Эго: состоит из мыслительных и перцептивных процессов, ответственность за принятие решений. Оно стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, накладывается внешним миром. Эго подчиняется принципу реальности, цель– сохранение целостности организма. Эго направляет поведение в нужное русло. Эго- промежуточное звено между конфликтными требованиями и эгоистическими желаниями (Ид, суперЭго)
|
Суперэго. Для того, чтобы человек эффективно существовал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Это все приобретается в процессе социализации, т.е., посредством формирования суперэго. Это нормы, правила, стандарты, соц. требования поведения. Делится на совесть (приобретается путем родительских наказаний) и поощрительный аспект – эго-идеал. Он ведет индивидуума к установлению для себя высших стандартов. Суперэго считается полностью сформированным, когда родительский контроль заменяется самоконтролем.
7. Типологическая модель Юнга. Архетипы – это предрасположенные факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели Восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие.
Наибольшее Внимание персоне, аниме, анимусу, тени и самости. Персона - наше публичное лицо, множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. Цель: произвести впечатление на других или утаивать свою истинную сущность. Если преобладает чел-к поверхност, отчужден от истинного эмоц опыта. Тень: животная сторона Л-ти. Содержит социально неприемлемый секс и агрессивную импульсивность. Но одно время это источник жизнен силы, спонтанности и творческого начала в жизни индива. Анима и анимос: андрогин природа чела. Анима – внутренний образ женщины в мужчине. Идея основана на том, что в организме мужчины и женщины вырабатывается и муж, и жен половые гормоны. Самость: наиболее важный архетип. Сердцевина Л-ти, вокруг которой организуются и объединяются все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Развитие самости- самая главная цель человеческой жизни.
|
Теория личности Юнга.
Структура Л-ти Юнга: душа состоит из эго, личн. коллект бессозн. Эго -центр сферы сознания включает в себя мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность и воспринимаем себя людьми. Личность бессознательная вмещает в себя конфликт и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. Также содержит комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, человек, вынесенных индивидуумом из личного опыта или из наследуемого. Они могут оказать сильное влияние на индивидуума. Коллективная бессознательность – более глубокий слой. Это хранилище латентных следов памяти человека и наших человекообразных предков. В нем отражаются мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и явл-ся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Его содержание одинаково для всего человечества. Концепция коллективной бессознательности является основной причиной расхождения между Юнгом и Фрейдом.
9. Адлер 1880-1937– автор индивидуальной психологии. “Практика и теории индивидуальной Психологии”
Личность неделимое целое, уникальна, движущееся к конкретной цели.
Методы: анализировал порядок рождения, детские переживания воспоминания. Разработал семейную психотерапию, программы эмоционального воспитания для начальной школы
Тезис “социальности” Л-ти- наличие социального интереса- чувство эмпатии к людям. Соц.интерес- главная характеристика человека- врожденное стремление вступить в сотрудничество. Мотивация социальна. > роль материя, функция:
стремление воспитать чувство сотруднич-ва. Ош: гиперопека. Отец- 2ой по важности Ч-к, должна быть“+” установка к жене, обществу, работе,. 2ошибки: эмоциональная отгороженность, родительский авторитаризм. Соц. интерес конкретизируется в целях человека. Цель жизни людей: стремление к совершенству: универсально, источник энергии, проявляется в поведении, является производным чувства неполноценности- пр. компенсации- замещение нарушенной функции изменением другой функции для преодоления недостатков. Чрезмерное чувство неполноценности => комплекс неполноценности If доминирует механизм гиперкомпенсации, то возникает комплекс превосходства – преувеличение своих способностей.
Концепция стиля жизни: стиль- уникальное соединение черт, способов
поведения, привычек, совокупность которых определяет неповторимую картину существования индивида.
Основные характеристики: *раннее формирование, *ошибочность в представлении о мире, *устойчивость - все Пс. процессы организуются в соответствии
стиля жизни. Чел-к решает 3 проблемы: профессионализации., дружбы и сотрудничества, любви и супружества..
10. Вильгельм Райх-1897-1957- основал телесно-ориентированую терапию. Группа медиков путешествовала. Положения: *образование по контролю рождаемости, *отказ от запретов на аборты, *отказ о значимости законных браков в пользу гражданских, *свобода разводов, *борьба за сексуальное образование людей, *борьба с сексуальными преступлениями.
Основал институт Оргон. Занимался экспериментированием с помощью оргонных аккумуляторов, которые собирали энергию. Лечил разных больных, но его посадили. Оргон- универсальная космическая энергия, основа всего живого. Движется в организме строго вдоль позвоночностного столба вверх и вниз. Свойства: *не имеет массы, веса, присутствует везде. Её можно концентрировать в болезненные точки. Может прижим-ся в 7мышечных сегментах- мышечный панцирь- (уровень глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза) Мышечный панцирь образуется в результате различных психических проблем, которые отражаются в позе, Х-ре Чел-ка. Служит защитой от беспокойств, от проблем.
Учение о структуре Л-ти. Л-ть состоит из 3 слоёв: 1) поверхностный
социальный- маскирует подлинную сущность Л-ти; 2)антисоциальный - способность к рациональному обоснованию.
12. Анна Фрейд- 1895-…
1965 “Норма и патология в детстве”.Создавала детского дома. Б. директором клиники детской терапии. Работала в области детского психоанализа., который возможен только с детьми образованных родителей.
Важна информация от родителей. Использовала технику рисунка, анализ
мечтаний, толкование снов, фантазий.
Предложила термин линия развития.
-описание взаимодействия Ид и Эго ребёнка. 6 видов: 1) смена зависимости на уверенность в себе, 2) сосание на рациональное питание
3) пачкание пеленок на контроль* 4)безотв-ть на отв-ть, 5) игра на работу, 6) эгоцентризм на дружбу.
Главная роль в развитии ребёнка-роль матери. Проблема разлуки с матерью. Стадии: *биологическое отделение, *прекращение кормления грудью, *ребенок позволяет маме покидать его на некоторое время – появляется внутренний образ матери. он начин воспринимать ее как отдельную Л-ть.