Л-ть в гуманистич. Пс-ии.




3 революция в Пс.- реакция на две предыдущие. 1960-ые годы

Направления: персоналистич., феноменолог, экзистенциальн.,

собственно гуманистическое.

Осн. положения: *дел. акцент на индивиде как на целостном образовании(целост, уникальн)

*изуч высшие аспекты Л-ти (креативность, терпимость)

*изуч Sтивн. опыт индивида. Опыт- феномен, явление.

*проявл-ет интерес к наст-му, “здесь,теперь”. Осн.категории:

ценности, понятия, намерения, интересы, цель, самоакт. Методы и приёмы: биографич, интервью, анкеты, интроспекц.

Исп-ые: талантливые люди.

 

 

20. Маслоу – пирамида потр-тей

м.б. охарактер-на как целостно динамическая теория Л-ти. Он обратился к изучению жизнен. пути ψки здоровых, зрелых Л-ей. Центр. место- пробл. мотивации поведения Чел-ка. Особенности:

*антигомеостатичн-ть- сущность Чел-ка это поиск напряжений

*гуманистичность к общ-ву

*целостность Чел-ка как Sта

*иерархичность осн-х потр-тей

Харак-ка осн. потр-тей Чел-ка:

1- физиологические потр-ти- поддерж постоян-ва внутр среды; орг-ма, половые потр-ти, во сне.

2-потр-ти в безопасн-уверенность стабильность, порядок. Дошк и младшешк возраст; 3- в любви и привязанности; 4- в уважении – независ-ти, престиж, репутация, признание;5-самоакт- стремление

к самовыражению, это потр-ть роста изнутри, сущность орг-ма. Здесь Чел-к автономен. è

тенденция к самореализации

Чел-ка составляет его сущность, ядро челов-ского существования.

Труд, удовлетворяющий потр-ть в самоакт явл-ся наслаждением.

------- комплекс Ионы - отказ от попыток реализ в полноте своих способностей.

 

21. Роджерс Роджерс: гл в л-ти – Я-конц. Реал и идеал предст о себе вступ в конфл=> 2 вар повед: принять оц других или остаться при своей. Чел пытается сохр самооц=> уходит от истинной самооц. Гл защита-иллюзор предст о себе.Карл Роджерс (1902-1987), также как и А. Маслоу, является одним из основателей концепции гуманистической психологии. Разработанная им теория, получившая название феноменологической, и основанный на ней психотерапевтический метод ≪клиентцентрированной терапии≫ очень популярны и влиятельны в научных кругах. Основные идеи феноменологической концепции Роджерса. 1. Признание ценности и уникальности человеческой личности и ее опыта, возникающего в процессе всей жизни и объединенного в понятие ≪феноменальное поле≫. 2. Введение понятия конгруэнтности, т. е. степени совпадения или несовпадения видения субъектом своего внутреннего мира с реальной окружающей его действительностью, соответственно высокая конгруэнтность ведет к позитивному личностному развитию, а низкая - к внутренним конфликтам, тревожности, невротическому развитию. 3. Самоактуализация, контакт со своей индивидуальностью, возможный только в ситуации жизни в настоящем, главная потребность и движущая сила развития человека, отказ от самоактуализации также ведет личность к невротизации. 4. Понимание самооценки как важнейшего компонента личности, в котором выражается сущность человека и который обладает качеством адекватности и гибкости, т. е. способности меняться в зависимости от ситуации. 5. Самооценка формируется под влиянием личного опыта человека, при этом открытость новому опыту является важным фактором ее формирования.всей жизни, имеющий свои этапы, взлеты и падения. Этот процесс характеризуется как личностный рост, направленный на развитие своего потенциала на максимальном уровне. В этом заключается самоактуализация личности.

5. Путем достижения самоактуализации для человека как существа социального, а следовательно, наталкивающегося на проблему соответствия стереотипам, выдвигаемым обществом, является нахождение оптимального и гармоничного взаимодействия, когда не происходит отчуждения от своей природы и своего ≪Я≫ и в то же время человек на нужном уровне взаимодействует с обществом

 

22.Теория Олпорта: 1м выдвин теорию черт л-ти. Гл задача ψол- объясн уник-ти индивидуума. Л-ть – динамич организация тех внутр псих проц, кот опр ее повед и мышл. Ед анализа – черта. Это предраспол к реагированию сходным образом на разл виды стим. Они объясн уст-ть повед чела во врем и разл сит. Они Мб классиф как кардинал, центр и вторич в завис от от широты спектра их влияния. Выдел общие и индивид склонности: общие- общие черты по кот можно сопост б-во людей в пределах данной к-ры. Индив – не Мб критерием для сравн людей. Проприум – конструкт, объед черты л-ти и дающий направление жизни человека. Эта конц обозн Я как познаваемое и вкл все аспекты индивидуума, участв в создании внутр ч-ва целостности. Др ключ мом – конц функц автономии- мотивы взр чела не связ с опытом прошлых пережив, из кот они первонач возникли. Выделяет устойчивую функц автономию (мех обратной связи в НС) и собственно функц (приобр челом интересы, оценки, отн и намер). Послед способств разв –ю истинной зрелой л-ти.

 

 

23. Вильгельм Штерн 1871-1938 родился в германии, работал в польше, занимался проблемами детской и экспериментальной психологии. Ввел понятие коэф. Интеллекта IQ =умственный возр/хронологич возр *100%. В основном занимался детской и пед психологией. Развитие происходит согласно теории конвергенции(сначала все дети похожи, далее происходит индивидуализация). Закономерности развития ребенка: Целесообразность; Непостоянство; Сензитивность периодов; Этапность развития; Индивидуальный внутренний темп; Ритмичность развития и т.д. Штерн изучал пси структуры личности, пси процессы. Описал сенсорное развитие ребенка=> обучение по картинкам(букварь). Он предложил дневники наблюдения за природой. Личность («Основы персонализации») – это живое, целое, индивидуальное, уникальное, целенаправленное и независимое целое, она открыта окружающему ее миру она способна накапливать опыт. Персоналитика – наука о личности, часть психологии, находящаяся на стыке с др науками о человеке. Самая главная хорактеристика способность накапливать опыт. Св-ва личности – стремление к саморазвитию, творчеству, способность планировать свое будущее. Личность активна в воздействии на жизненный процесс; это динамичная структура. Ей характерна изменчивость, пластичность, потенциальность. Личность постоянно развивается путем конвергенции 2х факторов психического и физического.

 

Шарлотта Бюллер.

Шарлотта Бюллер. 1893-1974 – президент ассоциации гуманистических психологов. Родилась в Берлине. Работала под руководством Освальда Кюльпе. Исследовала детские фантазии и сказки. В Вене создала психоол институт, создатель венской школы возрастной психологии. Проблема периодизации жизненного пути личности, использовала биографический метод, юношеские дневники. Сделала периодизацию всего жизненного пути. Считала что индивидуальное психическое развитие должно рассматриваться исходя из итогов жизни(насколько человек реализовал себя).

Человеческая жизнь – процесс становления целевых структур. Главная движущая сила – потребность личности в самоосуществлении(достижение ценностей и целей).

Самоосуществление зависит от способности личности ставить цели и адекватности этих целей внутри сущности, оно связано с интеллектуальным уровнем личности.

 

 

Ролло Мей. (1909-1994гг).

Осн. Труд «Проблема тревоги». Занимался религией, теологией, получил сан священника, но после оставил его и стал изучать психоанализ. Занимался рассуждениями о чел. Судьбе/выборе. «мотивы не могут быть сведены к психоаналит мотивам»

Основновной задачей пси-терапии выделял – обретение пациентом свободы для понимания своих возможностей.

Анализирует проблему тревоги. Тревога – тревога нормальное явление, ф-ции: информационная, сигнальная, сообщ. об опасности. Часто возникает патологическая тревога => она не соизмерима с поводом. Задача пси терапевта в том что бы снизить патологическую тревогу.

Рассматривал проблемы вины, личностных ценностей. Говорил о самопознании личности.

Самоидентичность – чувство «Я», анализирует Я-концепцию – это внутр центр кот орг всё и внутри и во вне чел. Главная задача – сохранение целостности Я-концепции.

Становление личности – развитие чувства Я. Это сложный процесс, связанный с освобождением от неосознанных зависимостей, кот определ жизнь чел и переход к свободе.

Свобода- способность упр своим собственным развитием, определяется самосознанием личности. Связана с судьбой личности.

Судьба – пространство, детерминирующее чел жизнь, существует на разных уровнях. Виды – космическая, генетическая, культурная, конкретного обстоятельства. Сущ разные способы взаимодействия с судьбой: сотрудничество, осознанное принятие, вызов/бунт.

Пси терапия должна освободить пациента от принуждения, навыков => цель: свобода чел. Пациент должен осознавать свои возможности.

 

 

27. Теория В. Франкла

Еще одна весьма популярная сегодня теория внутриличностного конфликта разработана австрийским психологом и психиатром Виктором Франклом (р. 1905), создавшим новое направление в психотера­пии — логотерапию (от гр. logos — мысль, разум и гр. therapeia — лечение)1. По его определению, логотерапия «занимается смыслом человеческого существования и поиском этого смысла».

Согласно концепции Франкла, главной движущей силой жизни каждого человека является поиск им смысла жизни и борьба за него. Но осуществить смысл жизни удается лишь немногим. Отсутствие же его порождает у человека состояние, которое он называет экзис­тенциальным вакуумом2, или чувством бесцельности и пустоты. Имен­но экзистенциальный вакуум и порождает в широких масштабах внутриличностные конфликты, выражающиеся с наибольшей силой в «ноогенных (нусогенных) неврозах» (от гр. noos — смысл).

По мнению автора теории, внутриличностный конфликт в виде ноогенного невроза возникает из-за духовных проблем и связан с расстройством «духовного ядра личности», в котором локализованы смыслы и ценности человеческого существования, играющие опре­деляющую роль в поведении личности. Таким образом, ноогенный невроз – это расстройство внутренней структуры личности, выз­ванное экзистенциальным вакуумом, отсутствием у человека смыс­ла жизни.

Именно экзистенциальный вакуум, чувство бесцельности и пу­стоты существования порождает на каждом шагу экзистенциальную фрустрацию личности, чаще всего проявляющуюся в скуке и апа­тии. При этом важно отметить, что скука ставит перед психиатром гораздо больше проблем, чем нужда. Здесь дело заключается в том, что от нужды избавиться гораздо легче, чем от скуки и апатии. Скука — свидетельство отсутствия смысла жизни, смыслообразующих ценностей, а это уже серьезно. Потому что смысл жизни обре­сти гораздо труднее и важнее, чем богатство. Кроме того, нужда толкает человека к действию и способствует избавлению от невро­зов, а скука, связанная с экзистенциальным вакуумом, напротив, обрекает его на бездеятельность и тем самым способствует развитию психологического расстройства.

28. Бихевиоризм Основоположником бихевиоризма (от англ. behavior - поведение) является американский психолог Дж. Уотсон (1878-1958). Также выдающимися исследователями этого направления были Толмен, Хал л, Скиннер. Психологической основой бихевиоризма стали работы Павлова, Бехтерева, а также исследования Э. Торндайка (1874-1949), изучавшего на животных законы интеллекта как научения путем проб, ошибок и случайного успеха.

Основные положения бихевиоризма:

1. В качестве предмета психологии выступают поведение и поведенческие реакции, так как именно эти явления могут быть изучены объективно опытным путем через наблюдение;

2. Поведение включает в себя все психологические и физиологические аспекты жизни человека;

3. Поведение и животных, и человека рассматривается как совокупность двигательных реакций (R) в ответ на внешние воздействия - стимулы (S), действует схема стимул - реакция (S -> R);

4. Задача бихевиоризма - уметь правильно предугадать поведение человека, ориентируясь на стимулы внешней среды: зная характер стимула, можно предсказать реакцию, или поведение;

5. Все реакции человека имеют либо приобретенную, внешнюю природу и называются условными рефлексами, либо внутреннее происхождение, т. е. наследственны, и называются безусловными рефлексами;

6. Поведение является результатом обучения, когда удачные реакции в результате многократного повторения автоматизируются и закрепляются и в будущем имеют

7. Процесс положительного или отрицательного подкрепления за совершенное действие называется обусловливанием.

8. На основе подкрепления можно построить всю систему обучения ребенка, так называемое программированное обучение, когда весь материал расчленяется на мелкие части и в случае успешного прохождения и усвоения каждой части учащийся получает положительное подкрепление, а в случае неудачи - отрицательное.

9. На этой же основе строится и система воспитания и управления человеком - социализация происходит путем

положительного подкрепления необходимых для общества норм, ценностей и правил поведения, в то время как

асоциальное поведение должно иметь негативное подкрепление со стороны общества.

 

 

29.1 Воззрения Торндайка. Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвард Торндайк (1874-1949). Сам он называл себя не бихевиористом, а "коннексионистом" (от англ. "коннексия" – связь). Свои выводы Торндайк изложил в 1898 году в докторской диссертации "Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных".* Термины Торндайк употреблял традиционные – "интеллект", "ассоциативные процессы", но содержанием они наполнялись новым. Впервые именно опытами Торндайка было показано, что природа интеллекта и его функция могут быть изучены и оценены без обращения к идеям или другим явлениям сознания. Ассоциация означала уже связь не между идеями или между идеями и движениями, как в предшествующих ассоциативных теориях, а между движениями и ситуациями. Весь процесс научения описывался в объективных терминах. Торндайк использовал идею Вена о "пробах и ошибках" как регулирующем начале поведения. Принцип "проб, ошибок и случайного успеха" объясняет, согласно Торндайку, приобретение живыми существами новых форм поведения на всех уровнях развития. Преимущество этого принципа достаточно очевидно при его сопоставлении с традиционной (механической) рефлекторной схемой. Рефлекс (в его досеченовском понимании) означал фиксированное действие, ход которого определяется так же строго фиксированными в нервной системе путями. Невозможно было объяснить этим понятием адаптивность реакций организма и его обучаемость.

Торндайк принимал за исходный момент двигательного акта не внешний импульс, запускающий в ход телесную машину с предуготованными способами реагирования, а проблемную ситуацию, т.е. такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, а вынужден ее построить собственными усилиями. Итак, связь "ситуация – реакция" в отличие от рефлекса (в его единственно известной Торндайку механистической трактовке) характеризовалась следующими признаками: 1) исходный пункт – проблемная ситуация; 2) организм противостоит ей как целое; 3) он активно действует в поисках выбора и 4) выучивается путем упражнения

Итак, Торндайк существенно расширил область психологии. Сферой психологии оказывалось взаимодействие между организмом и средой. Прежняя психология утверждала, что связи образуются между феноменами сознания. Она называла их ассоциациями. Прежняя физиология утверждала, что связи образуются между раздражением рецепторов и ответным движением мышц. Они назывались рефлексами. По Торндайку, коннексия – связь между реакцией и ситуацией. Очевидно, что это новый элемент. Говоря языком последующей психологии, коннексия – элемент поведения. Правда, термином "поведение" Торндайк не пользовался. Он говорил об интеллекте, о научении. Но ведь и Декарт не называл открытый им рефлекс рефлексом, а Гоббс, будучи родоначальником ассоциативного направления, еще не употребил словосочетание "ассоциация идей", изобретенное через полстолетия после него Локком. Понятие созревает раньше термина.

 

29. Бихевиоризм Дж. Уотсона

, Основоположником бихевиоризма (от англ. behavior -поведение) является американский психолог Дж. Уотсон(1878-1958). Также выдающимися исследователями то-го направления были Толмен, Хал л, Скиннер. Психологи-ческой основой бихевиоризма стали работы Павлова,Бехтерева, а также исследования Э. Торндайка (1874-1949), изучавшего на животных законы интеллекта как научения путем проб, ошибок и случайного успеха.

 

1913г – Уотсон опубликовал статью «Пс. с точки зрения бихевиоризма»

Тревожность – эмоциональная реакция, возникающая в результате рефлекса. Явл. Основной реакции избегания. Страх появляется с самого момента рождения (рефлекс страха и основой служит лишение ребенка опоры, шум, громкие звуки, прикосновения). По мере взросления расширяется диапазон объектов страха. Тревожность может приобретаться путем ответа на нестрашные раздражители.

Опыт: мальчик Альберт.

Отвращение (аверсивные реакции используются при лечении алкоголизма, зависимости от химич.в-в.)

Эффективность методов преодоления страха:

1.длительное отсутствие раздражителей

2.словесное объяснение, с показом картинок пугающего объекта.

3.насмешки др.людей

4.переключение или выключение

Приобретенный страх очень устойчив. Не известный источник.

Социальный фактор – насмешки давали «-» результат

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: