ПОДГОТОВКА, ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА
УЧЕБНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Шадринск 2016
УДК – 371.01.
ББК – 74
Ш - 16
Подготовка, оформление и защита учебной исследовательской работы. Методические рекомендации / авт.-сост. Н.А.Шадрина, Г.И.Гашева – Шадринск, Шадринский филиал ГБПОУ «КБМК», 2016 – 77 с.
Авторы-составители:
Шадрина Наталья Александровна – Шадринский филиал ГБПОУ «КБМК» методист высшей квалификационной категории, преподаватель высшей квалификационной категории
Гашева Галина Ивановна Шадринский филиал ГБПОУ «КБМК» педагог-психолог высшей квалификационной категории, преподаватель первой квалификационной категории
В методических рекомендациях представлены основные формы учебной исследовательской работы со студентами: курсовая работа, выпускная квалификационная работа. МР содержат технологию выбора темы, подготовки и оформления, процедуру защиты исследовательской работы, а также критерии оценки.
Методические рекомендации предназначены: а) студентам, которые могут пользоваться ими самостоятельно в качестве инструкции, добиваясь высокого результата с помощью самоконтроля и самооценки; б) преподавателям, научным руководителям для оказания методической помощи.
© Шадрина Н.А., Гашева Г.И., 2016
© Шадринский филиал ГБПОУ «6КБМК», 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | |
1. СПОСОБЫЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫС ИНФОРМАЦИЕЙ | |
1.1. Эффективное чтение | |
1.2. Эффективная обработка и систематизация | |
1.3. Хранение приобретённой информации | |
2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСОВОЙ РАБОТЫИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ | |
3. ТЕХНОЛОГИЯ НАПИСАНИЯ УЧЕБНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ | |
3.1. Этапы написания учебной исследовательской работы | |
3.2. Виды исследовательских работ | |
4. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ | |
4.1. Выбор темы и постановка проблемы исследования | |
4.2. Титульный лист | |
4.3. Содержание | |
4.4. Введение | |
4.5. Основная часть | |
4.6. Список использованной литературы и источников | |
4.7. Глоссарий | |
4.8. Приложения | |
5. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ | |
5.1. Методы теоретического исследования | |
5.2. Методы эмпирического исследования | |
5.3. Математические и статистические методы | |
6.ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ УЧЕБНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ | |
6.1. Текстовое оформление учебной исследовательской работы | |
6.2. Оформление заголовков | |
6.3. Оформление иллюстраций | |
6.4.Оформление таблиц | |
6.5.Оформление ссылок | |
6.6.Правила и способы цитирования | |
6.7.Оформление сокращений, условных обозначений | |
6.8.Оформление списка использованной литературы и источников | |
6.9.Оформление приложения | |
6.10.Оформление презентации | |
7.ЗАЩИТА УЧЕБНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ | |
7.1. Рекомендации по составлению доклада на защиту | |
7.2. Использование презентации | |
7.3. Критерии оценки защиты учебной исследовательской работы | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫИ ИСТОЧНИКОВ | |
ПРИЛОЖЕНИЯ | |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ |
|
ВВЕДЕНИЕ
Исследовательская работа в области отдельного междисциплинарного комплекса (далее МДК) или профессионального модуля (далее ПМ) имеет целью систематизацию, обобщение и проверку специальных теоретических знаний и, в некоторых случаях, практических навыков студентов в объёме пройденного курса, а также может включать в себя знания, полученные при изучении иных МДК или ПМ программы подготовки специалиста среднего звена (далее ППССЗ) ГБПОУ «Шадринский медицинский колледж».
|
Учебная исследовательская работа (далее УИР) должна продемонстрировать глубину проработки студентом теоретических разделов курса, умение применять изученные приемы и методы в анализе конкретных явлений и процессов, знание основных методологических проблем данного направления медицинской науки и практики, способность обобщить и дать оценку различным подходам к их решению, предлагаемым в научной и учебной литературе.
Исследовательская работа способствует формированию исследовательских умений.
Информационные умения:
· пользоваться библиографическими данными (ориентировка в алфавитном, предметном, тематическом каталогах);
· оформлять библиографический список в соответствии с ГОСТом;
· осуществлять поиск информации в сети Internet;
· воссоздавать структуру текста, определять главную мысль;
· выделять в тексте доказательства и аргументы;
· представлять текст в виде вторичного документа (план, аннотация, тезисы, рецензия, реферат, конспект);
· цитировать.
Теоретические умения:
· аналитического анализа и синтеза: индукции и дедукции;
· сравнения и сопоставления;
· абстракции и конкретизации;
|
· классификации и систематизации;
· аналогии и обобщений;
· моделирования;
· формализации.
Методологические умения:
· выявить противоречия, на основе анализа противоречий определить проблему, сформулировать тему исследования;
· предложить ведущую идею исследования как разрешение проблемы;
· умение определить объект и его характерную часть — предмет исследования;
· исходя из проблемы, темы и предмета исследования, определить его цель и задачи;
· умение сконструировать гипотезу исследования;
· прогнозировать новизну исследования и ее практическую значимость.
Эмпирические умения:
· проводить опрос (анкетирование, беседу, интервью);
· наблюдать и оформлять результаты наблюдения;
· тестировать и изучать продукты деятельности испытуемых;
· изучать и обобщать педагогический опыт;
· выполнять социометрию;
· организовывать экспертные оценки;
· выполнять медицинский эксперимент;
· измерять медицинские явления и представлять данные измерений в удобном виде;
· выполнять математическую и статистическую обработку результатов исследования;
· интерпретировать результаты исследования.
Речевые (устные и письменные) умения:
· оформлять сообщение с учетом жанровых различий (доклад, реферат, тезисы, статья, отчёт, курсовая работа, выпускная квалификационная работа) на основе требований ГОСТа;
· владеть научно-педагогическим стилем речи;
· проводить рубрикацию научного текста;
· сделать сообщение о ходе и результатах исследования (композиционное сообщение о содержании глав или других рубрик теста и общие выводы, «позадачное сообщение», проблемное сообщение об основных противоречиях исследования и результатах их разрешения);
· владеть разговорной речью (плавность, темп речи, использование специальных речевых конструкций — повторов, вопросов к аудитории, последовательности слов во фразе, логических ударений);
· участвовать в научном диалоге, споре, дискуссии.
Каждое из умений представляет собой интегрированное понятие, включающее действия и операции, обеспечивающие правильность выполнения умений. В связи с чем, необходимо отметить, что в ходе исследовательской работы формируются общие компетенции:
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
ОК 11. | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. |
ОК 12. | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
Совместное исследовательское творчество преподавателей и студентов — это эффективный, проверенный путь развития студента, воспитания инициативы, потребности и навыков постоянного самообразования.
СПОСОБЫЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫС ИНФОРМАЦИЕЙ
Нужно отметить, что студенты испытывают трудности в работе с научно-методической литературой, нормативно-правовыми источниками. Они часто используют всю статью, главу и механически соединяют выписки между собой, отсюда противоречия, дублирование, многократное возвращение к одной и той же мысли.
Прежде чем сформулировать методические рекомендации по написанию исследовательской работы, рассмотрим различные способы получения и обработки информации, а именно:
· эффективное чтение;
· эффективная обработка и систематизация данных;
· хранение полученной информации.
Эффективное чтение
Чтобы успешно работать с учебной, методической, научной литературой, нормативно-правовыми источниками, необходимо владеть определёнными учебными умениями и навыками. К ним относятся:
· умение накапливать информацию;
· умение творчески её перерабатывать;
· умение выдавать новую информацию;
· умение находить на всё это время.
Культура чтения – это понятие достаточно широкое, оно включает в себя регулярность чтения, виды чтения, умение работать с информационно-поисковыми системами и каталогами библиотек, рациональность чтения, умение вести различные виды записей.
Цель чтения:
· информационно-поисковая – найти нужную информацию;
· усваивающая – понять информацию и логику рассуждения;
· аналитико-критическая – осмыслить текст, определить к нему своё отношение;
· творческая – на основе осмысления информации дополнить и развить её.
Библиографическое чтение – это просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журнальных статей за год и др.
Цель такого чтения – по библиографическим описаниям найти источники, которые могут быть полезны в дальнейшей работе.
Просмотровое чтение, как и библиографическое, используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию. Обычно к нему прибегают за помощью если читатель может только предположить что в книге или в статье данного названия содержится интересующая его информация. Для окончательного решения вопроса он должен просмотреть отобранные материалы, отдельные их части (оглавление, аннотацию, введение, заключение), чтобы выяснить, действительно ли в них содержатся нужные сведения и насколько полно в каждом из источников они представлены. В результате такого просмотра устанавливается, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе.
Ознакомительное чтение подразумевает сплошное, достаточно внимательное прочтение отобранных статей, книг, их глав, отдельных страниц.
Целью ознакомительного чтения является знакомство с характером информации в целом. Оно позволяет уяснить, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала на существенный и несущественный, выделить моменты, заслуживающие особого внимания. После такого чтения источник или откладывается как не содержащий новой и нужной информации, или оставляется для изучения.
Изучающее чтение предполагает освоение материала, отобранного в ходе ознакомления со статьями, книгами. В ходе такого чтения реализуется установка на предельно полное понимание и усвоение материала.
Аналитико-критическое и творческое чтение – два вида чтения, близкие между собой. Первое из них предполагает направленный критический анализ информации; второе – поиск тех суждений, фактов, по которым студент делает выводы, формирует собственное мнение.
Основное качество квалифицированного профессионального чтения – гибкость, требующая умения управлять сменой своих установок и в зависимости от них переходить от одного вида чтения к другому.
Рекомендуем · Во время ознакомительного чтения сортируйте информацию на существенную, особо значимую и второстепенную, на теоретическую и практическую, делайте пометки, условные обозначения, выписки отдельных мест текста, цитат на вкладных листах. · Полноценно извлекайте информацию, содержащуюся в научном тексте. · Ведите собственные словари терминов по различным областям знаний, эпизодически просматривайте эти записи. Освоение понятий той или иной области знаний улучшит восприятие и понимание научного текста и повысит скорость чтения. · Проводите мысленную обработку полученной информации; сортируйте смысловые части по их значимости, группируйте по определённым признакам, выделяйте зависимости; соотносите извлечённую информацию с имеющимися знаниями; свёртывайте информацию путём обобщения. |
Полноценное изучение литературы возможно лишь при сознательном и критическом отношении к изложенному, когда текст не переписывается полностью, а выписки осмысливаются с точки зрения имеющихся связей и отношений. Рекомендации по развитию навыка эффективного чтения и запоминания текста – приложение 1.