Исследователями предложены разнообразные определения понятия «организационное научение». Приведем небольшую выборку.
Организационное научение — это совершенствование на основе знаний и лучшего понимания (С. Marlene Fiol and Mar- jorie A.Lyles, "Organizational Learning", Academy of Management Review, October 1985).
Организация учится, если в процессе обработки информации меняется диапазон ее возможного поведения (George P. Huber, "Organizational Learning: The Contributing Processes and the Literatures", Organizational Science, February 1991).
Организации считаются обучающимися, если они включают выводы из своего опыта в повседневные процедуры, регулирующие их поведение (Barbara Levitt and James G. March, "Organizational Learning", American Review of Sociology, Vol. 14, 1988).
Организационное научение — это процесс обнаружения и исправления ошибок (Chris Argyris, "Double Loop Learning in Organizations", Harvard Business Review, September-October 1977).
Организационное научение происходит путем обмена мнениями, сведениями и моделями мышления... попирается на ранее полученные знания и опыт— т.е. на память (Ray Stata, "Organizational Learning —The Key to Management Innovation", Sloan Management Review, Spring 1989).
Стадии знания
Исследователи предположили, что производство и операционное знание можно систематически классифицировать по уровням
или стадиям понимания. На низших уровнях производственного знания мало что известно, кроме характеристик качественного продукта. Производство остается искусством, и существуют некоторые ясные, конкретные стандарты, правила или образцы. Например, скрипки Страдивари. Специалисты соглашаются, что эти инструменты обладают исключительным звучанием, но никто не может точно сказать, как они изготавливались. Наоборот, на самых высоких уровнях производственного знания все аспекты известны и хорошо осознаны. Каждый материал и вариант обработки определен и учтен, предусмотрены правила и процедуры на любой экстренный случай. Здесь примером может служить полностью автоматизированный завод, который в течение длительного времени действует без всякого участия человека.
|
В целом такая модель отражает восемь стадий знания. Вот они — от низшей до высшей:
• Определение образцов (что такое хороший продукт?).
• Определение свойств образцов (способность сформулировать некоторые условия, при которых процесс дает хороший результат).
• Дифференциация свойств (какие свойства важны? Специалисты могут иметь разные мнения о свойствах образцов; новые рабочие часто проходят обучение в роли подмастерий).
• Оценка свойств (некоторые самые важные свойства измеряются; критерии могут быть качественными и относительными).
• Локальное управление свойствами (воспроизводимая эффективность; процесс, который разработан специалистом, но его может проводить техник).
• Определение и дифференциация непредвиденных случаев (производственный процесс может быть механизирован и контролироваться вручную).
• Управление непредвиденными случаями (процесс может быть автоматизирован).
• Понимание процедур и управление непредвиденными случаями (процесс полностью понят).
(Из работы Рамчандрана Джайкумара и Роджера Бона9).
Примечания
• Peter М. Senge, The Fifth Discipline (New York: Doubleday, 1990), p. 1. (Перевод на русский язык: Сенге Питер Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации. М.: Олимп-бизнес, 2003.)
|
• Ikujiro Nonaka, "The Knowledge-Creating Company" Harvard Business Review, November-December 1991, p. 97.
• Robert Howard, "The CEO as Organizational Architect: An Interview with Xerox's Paul Allaire", Harvard Business Review, September-Oc- tober 1992, p. 106.
• Modesto A. Maidique and Billie Jo Zirger, "The New Product Learning Cycle," Research Policy, Vol. 14, No. 6 (1985), pp. 299, 309.
• Frank R. Gulliver, "Post-Project Appraisals Pay," Harvard Business Review, March-April 1987, p. 128.
• David Nadler, "Even Failuers Can Be Productive," New York Times, April 23, 1989, Sec. 3, p. 3.
• Robert C. Camp, Benchmarking: The Search for Industry Best Practices that Lead to Superior Performance (Milwaukee: ASQC Quality Press, 1989), p. 12.
• Roger Schank, with Peter Childers, The Creative Attitude (New York: Macmillan, 1988), p. 9.
• Ramchandran Jaikumar and Roger Bohn, "The Development of Intelligent Systems for Industrial Use: A Conceptual Framework," Search for Industrial Use: A Conceptual Framework," Research on Technological Innovation Management and Policy, Vol. 3 (1986), pp. 182-188.