Создание обучающейся организации
По мере того как корпорации стремятся преуспеть и добиться конкурентного преимущества, все большее распространение получают программы постоянного развития. Однако, к сожалению, неудач пока больше, чем успехов, а темпы совершенствования остаются низкими. Это происходит потому, что большинство организаций не смогло усвоить простую истину: чтобы стать лучше, люди и компании должны учиться. А для этого им нужно отставить в сторону всякую возвышенную философию и сосредоточиться на базовых проблемах.
Прежде чем компания сможет действительно стать обучающейся организацией, ей придется ответить на три принципиальных вопроса, пишет профессор Гарвардской школы бизнеса Дэвид Гарвин. Первый — какое значение она вкладывает в это понятие? Иными словами, ей необходимо дать обоснованное, легко применимое определение обучающейся организации. Второй вопрос связан с управлением: требуется определить оперативные направления практической работы. И наконец, в-третьих, компании нужно выработать наилучший метод оценки темпов и уровня обучения в организации.
Используя эти три фактора в качестве основы, Гарвин определяет обучающуюся организацию как отвечающую пяти главным критериям: она систематически решает проблемы, экспериментирует с новыми подходами, учится на собственном опыте и на передовом опыте других, а также быстро и эффективно распространяет знания внутри компании. А поскольку нельзя управлять чем-то, что не поддается измерению, необходим полный аудит научения. Он включает оценку когнитивных и поведенческих характеристик, а также ощутимых результатов улучшения.
|
Обучающиеся организации не возникают за один день. Успех складывается из длительных постоянных усилий по развитию менеджмента и формированию в компании определенных взглядов. Первый шаг— создание среды, благоприятной для обучения. Прекрасные примеры нам дают Analog Devices, Chaparral Steel, Xerox, GE и другие компании.
Программы постоянного развития получают все большее распространение благодаря стремлению корпораций стать лучше и приобрести конкурентное преимущество. Они настолько многочисленны и разнообразны по тематике, что иногда кажется: чтобы поддерживать деловую форму и идти в ногу со временем, в компании нужно каждый месяц организовывать какой- нибудь курс обучения. К сожалению, неудачных программ намного больше, чем успешных, и темпы совершенствования остаются ужасающе низкими. Почему же? Потому что большинство компаний не смогло усвоить главное: постоянное совершенствование требует новых знаний.
Как же организация может выйти на качественно иной уровень, если сначала не научится чему-нибудь новому? Решение проблем, внедрение продукта, реинжиниринг процессов — для всего этого необходимо увидеть мир в новом свете и предпринять соответствующие действия. Если компании ничему не учатся, они — как и индивидуумы — просто «повторяют пройденное». Изменения носят косметический характер, а улучшения или случайны, или недолговечны.
Некоторые дальновидные руководители— Рэй Стата из Analog Devices, Гордон Форвард из Chaparral Steel, Пол Аллер из Xerox — осознали связь между получением новых знаний и по стоянным совершенствованием и начали переориентировать на это свои компании. К ним примкнули ученые, в полный голос заговорив об «обучающихся организациях» и «компаниях — создателях знания». Такие идеи быстро укореняются в постоянно развивающихся отраслях, например в производстве полупроводников или бытовой электроники. Но несмотря на ряд обнадеживающих признаков, тема «обучающейся организации» по-прежнему остается туманной, запутанной и трудной для понимания.
|
Значение, управление и оценка
В этом до известной степени виноваты ученые. Их рассуждения об обучающихся организациях часто благоговейны, утопичны и полны почти мистической терминологии. Рай, заявляют они, совсем рядом. Питер Сенге, популяризировавший обучающиеся организации в своей книге «Пятая дисциплина», представил их как место, «где люди постоянно расширяют свои способности добиваться желаемых результатов, где вынашиваются новые, развивающиеся модели мышления, где коллективные устремления свободны и где люди постоянно учатся тому, как учиться вместе». Сенге ввел в научный оборот понятие о пяти технологических составляющих обучения: системное мышление, личное мастерство, ментальные модели, общее видение и групповое обучение. В том же духе Икудзиро Нонака характеризует компании, создающие знание, как места, где «формирование нового знания не представляет собой особый вид деятельности... это способ поведения и даже образ жизни»
Настоящая идиллия, не правда ли? Точно. Хотим ли мы этого? Конечно, да. Но есть ли у нас план действий? Вряд ли. Рекомендации слишком абстрактны, многие вопросы остаются без ответа. Как, например, менеджеры могут узнать, что их компании стали обучающимися организациями? Какие именно изменения в поведении необходимы? Какие правила и процедуры следует ввести? Как попасть из пункта А в пункт Б?
|
Большая часть рассуждений об обучающихся организациях только подчеркивает проблемы, стоящие на пути формирования таких компаний. Рассуждения сосредоточены вокруг высокопарных философских тем, где больше увлекательных метафор, чем практических подробностей. Без ответа остаются три принципиальных вопроса, каждый из которых необходим для эффективной реализации задачи по созданию обучающейся организации. Первый — это проблема значения, вкладываемого в это понятие. Необходимо дать приемлемое, обоснованное определение, которое должно стать основой для действий и легко применяться на практике. Второй вопрос связан с управлением. Вместо возвышенных мечтаний требуется сформулировать четкие практические направления и рабочие советы, касающиеся менеджмента. Третий вопрос заключается в том, что обучающейся организации нужны более точные методы оценки темпов и уровня научения. Только они позволят убедиться в том, что отдача действительно была получена.
Когда менеджеры обращаются к вопросам значения, управления и оценки, они получают более надежный плацдарм для превращения организации в обучающуюся. Без такой основы прогресс маловероятен, и причина очень проста: чтобы научение стало осмысленной целью компании, нужно прежде всего понять, что оно собой представляет.
Что такое обучающаяся организация
Как ни странно, в течение многих лет не удавалось дать ясного определения научения. Теоретики организации уже давно занимаются этим вопросом, и их высказывания подтверждают наличие значительных разногласий вплоть до сегодняшнего момента. Большинство ученых рассматривает организационное научение как разворачивающийся во времени процесс и связывает его с приобретением знаний и повышением эффективности работы. Но по другим важным вопросам мнения расходятся.
Так, например, некоторые полагают, что для научения необходимы изменения в поведении, другие настаивают на том, что достаточно новых моделей мышления. Некоторые считают механизмом научения обработку информации; выдвигаются также идеи об общих точках зрения, процедурах и даже «памяти организации». Одни находят, что понятие организационного научения должно одинаково толковаться всеми, другие уверены в допустимости субъективных интерпретаций этого явления.
Как разобраться в этой какофонии мнений исходя из имеющегося опыта? Сначала рассмотрим следующее определение:
Обучающаяся организация— это организация, умеющая создавать, приобретать и распространять знание и изменяющая свое поведение в соответствии с новой информацией, оригинальными мнениями и современными моделями мышления.
Такое определение начинается с простой истины: существенную роль в обучении играют новые идеи. Иногда они создаются de novo, благодаря творческой работе и озарениям, иногда приходят извне или их высказывают опытные члены коллектива. Откуда бы свежие мысли ни появлялись, они инициируют совершенствование компании. Но сами по себе идеи не могут создать обучающуюся организацию. Без соответствующих изменений в методах выполнения работы существует лишь потенциал для совершенствования.
Применение данного определения к тем или иным компаниям дает на удивление точный результат, исключая из списка обучающихся организаций ряд очевидных «кандидатов». Многие университеты, консалтинговые компании и даже General Motors, несмотря на предпринятые усилия по повышению эффективности, выпадают из этого перечня. Активно создавая или приобретая новое знание, они добились гораздо меньших успехов в применении его в своей деятельности. Например, такая дисциплина, как всеобщий менеджмент на основе качества (TQM), сейчас преподается во многих бизнес-школах, но число людей, применяющих его в принятии решений, очень невелико. Консультанты по вопросам организационного строительства помогают клиентам решить проблемы социальной динамики и поведения малых групп, но при этом хорошо известны собственными внутренними распрями. GM, за исключением отдельных подразделений (Saturn и NUMMI), почти не смогла перестроить свою производственную практику, несмотря на то что ее менеджеры были специалистами по промышленной эргономике, контролю за сроками выпуска продукции и повышению качества условий труда.
Организации, к которым в полной мере можно применить наше определение, — в первую очередь вспоминаются Honda, Corning и General Electric,— напротив, сумели разобраться в том, как воплотить новое знание в новых моделях поведения. Эти компании активно управляют процессом научения так, чтобы он шел по плану, а не случайным образом. Успех здесь объясняется четкими правилами и практикой, которые образуют фундамент обучающихся организаций.
Фундамент
Обучающиеся организации при помощи особого мышления, приемов и моделей поведения умеют систематически решать проблемы, экспериментировать с новыми подходами, учиться чтобы оценить основные причины проблемы, они должны выйти за пределы «очевидного», даже если с точки зрения здравого смысла это и не нужно. В противном случае организация останется в плену инстинктов и общих рассуждений, подавляя процесс научения.
Компания Xerox смогла найти верный подход в масштабе всей компании. Здесь в 1983 г. руководство запустило программу «Лидерство через качество». С тех пор все члены организации обучаются приемам работы в малых группах. Сегодня практически все решения принимаются в шесть этапов (см. «Процесс решения проблем в компании Xerox», с. 58). Сотрудники используют приемы, касающиеся четырех сфер деятельности: генерирования идей и сбора информации (мозговой штурм, интервью, опросы, анкетирование), достижения консенсуса (реестры данных, рейтинги, пропорциональное голосование), анализа и демонстрации данных (причинно-следственные диаграммы, анализ поля сил) и планирования (поточные схемы, диаграммы Гантта). Они учатся применять эти методы во время обучающих сессий, которые длятся по нескольку дней. Занятия проходят в «семейном кругу» — т.е. среди коллег из одного отдела или команды, — а приемы используются для решения реальных проблем, стоящих перед группой. В результате создается общий список терминов и устойчивый, принятый во всей компании подход к решению проблем. Ожидается, что после таких тренингов сотрудники будут использовать наработанные приемы в любых ситуациях. Например, когда собирается группа сотрудников высшего уровня для пересмотра структуры Xerox и поиска альтернатив развития компании, используются те же самые процессы и приемы3.
2. Эксперименты. Эта деятельность подразумевает систематический поиск нового знания и его проверку. Здесь очень важно применять научную методику. Есть очевидные параллели с систематическим решением проблем, но отличие состоит в том, что проведение эксперимента обычно связано с перспективными возможностями и расширением горизонтов, а не с текущими вопросами. Существуют две основные формы экспериментирования: длительные программы и отдельные демонстрационные проекты.
Длительные программы обычно подразумевают непрерывную серию небольших экспериментов, цель которых — добиться увеличения объема знаний. Они особенно распространены на производстве и служат базой для наиболее продолжительных программ совершенствования. Компания Corning, например, постоянно экспериментирует с разнообразным сырьем и новыми композициями, чтобы повысить отдачу и добиться более высокого качества стекла. Allegheny Ludlum, компания по производству специальных видов стали, регулярно изучает новые методы производства металлопроката и передовые технологии, чтобы повысить производительность и сократить издержки.
Успешным длительным программам развития присущи некоторые общие характеристики. Во-первых, все они ориентированы на поддержание постоянного притока новых идей, даже если те приходят извне. Chaparral Steel отправляет своих руководителей высшего звена в «учебный отпуск» в другие страны, где они встречаются с ведущими исследователями и менеджерами предприятий, получают представление о новых способах выполнения производственных операций и технологиях, а затем используют то, что узнали, в своей повседневной работе. В значительной мере благодаря этим инициативам Chaparral Steel оказалась в числе пяти крупнейших мировых производителей стали, работающих с минимальными издержками. По программе Impact, существующей в компании GE, производственных руководителей первое время отправляли в Японию, чтобы те изучали заводские инновации, например кружки качества и карты канбан, а затем применяли их у себя; сегодня они ездят в Европу и осваивают способы повышения продуктивности. Проведение этой программы стало одной из причин того, что за последние четыре года GE добилась роста эффективности в среднем на 5%.
Кроме того, успешные длительные программы нуждаются в системах поощрения, стимулирующих желание рисковать. Если сотрудники не чувствуют, что издержки меньше выгод от экспериментов, то попросту не будут проводить никаких опытов. Это ставит перед менеджерами трудную задачу; они оказываются между двух опасных крайностей. Необходимо вести учет и контролировать экспериментальную работу и при этом не душить творчество слишком большими взысканиями за ошибки. Allegheny Ludlum вышла из положения следующим образом: требующие больших затрат, долгосрочные эксперименты не включаются в карты оценки работы менеджеров, но при этом внедрение результатов таких исследований требует предварительного одобрения четырех старших вице-президентов. В итоге компания добилась ежегодного роста производительности в среднем на 7-8%.
Наконец, для осуществления длительных программ нужны менеджеры и сотрудники, которые владеют навыками проведения и оценки экспериментов. Такие способности редко бывают врожденными и требуют специального обучения и тренировки. Спектр таких навыков весьма широк: статистические методы, такие как планирование эксперимента для эффективного сравнения большого числа альтернатив; графические методы, необходимые для перестройки рабочих процедур, например анализ процессов; творческие навыки, в частности, в работе с архивными документами и в организации ролевых игр, которые поддерживают приток новых идей. Самые эффективные программы обучения имеют узкую направленность и дают ограниченный набор навыков, необходимых для конкретной работы. Так, обучение планированию эксперимента полезно для менеджеров на производстве, а творческие методики особенно интересны группам разработчиков.
Демонстрационные проекты обычно крупнее и сложнее длительных программ. Они включают в себя холистические, системные изменения, проводимые на одном участке, и часто предпринимаются с целью развития новых способностей всей организации. Поскольку эти проекты предполагают резкий разрыв с прошлым, они обычно планируются с нуля, с чистого листа. Завод General Foods в Топеке, одним из первых в США применивший принцип высокой вовлеченности работников, был таким новаторским демонстрационным проектом. Он начинал с внедрения идеи самоуправляющихся команд и принципа высокой автономии работников. Более свежий пример — отделение GM Saturn, созданное для изменения процесса разработки, производства и продаж легковых автомобилей.
Демонстрационные проекты также обладают рядом особых характеристик:
• Обычно это «первые ласточки» тех принципов и подходов, которые организация надеется впоследствии применить в более широком масштабе. Поэтому такие проекты скорее воплощают переходные усилия, чем конечные цели, и требуют большой доли «обучения на практике». Часто в процессе работы проводится смена курса.
• Демонстрационные проекты устанавливают стратегию и правила принятия решений для последующих проектов. Поэтому менеджеры должны быть внимательны к возникающим прецедентам и вовремя сообщать о том, что необходимо установить новые нормы.
• Демонстрационные проекты часто подвергаются суровым испытаниям на прочность со стороны работников, которые хотят понять, действительно ли правила изменились.
• Демонстрационные проекты обычно разрабатываются сильными многофункциональными командами, которые подчиняются непосредственно старшему руководству. (Для проектов, направленных на высокую вовлеченность сотрудников или на изменения качества условий труда, команды должны быть еще и многоуровневыми.)
• Если демонстрационные проекты не сопровождаются четкими стратегиями распространения, то часто оказывают лишь ограниченное воздействие на большую часть организации.
Все эти характеристики проявились в демонстрационном проекте Copeland Corporation, процветающего производителя компрессоров, в середине 1970-х гг. Мэтт Диггз, назначенный тогда генеральным директором, хотел перестроить подход компании к выпуску продукции. До этого Copeland изготавливала детали и обеспечивала весь цикл сборки на одном предприятии. Издержки были очень высоки, а качество едва достигало нужного уровня. Проблема, по мнению Диггза, заключалась в излишней сложности процесса.
Вначале директор собрал небольшую многофункциональную команду и поставил перед ней задачу спроектировать завод, который был бы сосредоточен на выпуске узкой линейки новых продуктов. Команда подчинялась непосредственно Диггзу, и ей понадобилось три года, чтобы завершить эту работу. Сначала проектный бюджет составлял 10-12 млн долл. Эти цифры многократно пересматривались по мере того, как команда приходила к выводу — на опыте и по настоянию Диггза, — что можно добиться радикального улучшения. Окончательная сумма инвестиций равнялась 30 млн долл., что позволило совершить неожиданные прорывы при наладке автоматических станков, в испытании надежности и программном управлении. Все достижения были получены путем «обучения на практике».
Во время запуска завода и в начале его работы команда провела и другие структурные изменения. Например, чтобы подчеркнуть важность качества продукции, менеджера по качеству назначили вторым лицом в руководстве, и это стало для него очень серьезным повышением. Такая же структура менеджмента была введена и на открытых впоследствии заводах. Кроме того, согласно требованию Диггза, управляющий предприятием должен был сосредоточиться на «доведении» продукта и его качестве и сопротивляться любым попыткам расширить продуктовую линейку. Такие инструкции были необычны для Copeland, где, как правило, всем заправлял отдел маркетинга. Оба указания были быстро опробованы, руководство заняло по ним жесткую позицию, и вскоре результаты стали ощущаться во всей организации. Положение производственного отдела укрепилось, и остальные сотрудники компании признали пользу новых решений. Как прокомментировал один наблюдатель: «Маркетинг всегда был двигателем прогресса в компании, поэтому было трудно поверить в эффективность новых принципов. Перемены были заметны на самом высоком уровне, но с трудом проникали в толщу организационной структуры».
Когда первый специализированный завод заработал без перебоев — за два года он занял 25% рынка и удерживал свое преимущество по надежности в течение целого десятилетия, — Copeland быстро, один за другим, построила еще четыре завода. Диггз назначил участников первого проекта в группы разработчиков на каждом из новых предприятий, чтобы убедиться в том, что результаты обучения не были утрачены. Затем эти сотрудники были переведены на оперативные должности. Сегодня специализированные заводы остаются краеугольным камнем производственной стратегии Copeland и источником преимуществ компании в сокращении издержек производства и поддержании качества продукции.
Демонстрационные ли проекты, как в Copeland, или длительные программы, как в Allegheny Ludlum, — все эксперименты в конечном итоге преследуют одну цель: переход от поверхностного знания к глубокому пониманию. Проще говоря, различие заключается в знании того, как ведутся дела, и знании того, почему это происходит. Ответ на вопрос «как» не может быть исчерпывающим, так как исходит из норм поведения, стандартов работы и настроек оборудования. «Почему» — это более фундаментальное знание, которое охватывает базисные причинно- следственные отношения и согласовывает между собой исключения, переделки и непредвиденные результаты. Способность контролировать температуру и давление так, чтобы обеспечить нужное распределение кремниевой добавки и получить кремнистую сталь, — это пример знания, отвечающего на вопрос «как», а понимание химического и физического процессов, которые вызывают такое распределение, — на вопрос «почему».
Возможны и другие варианты. Операционное знание может быть построено по принципу иерархии: от ограниченного понимания и способности проводить некоторые различия к пониманию более полному, которое предусматривает и контролирует любые неожиданности. В этом контексте эксперименты и решение проблем поддерживают научение, подталкивая организации вверх — от элементарных к более высоким стадиям знания.
3. Обучение на опыте прошлого. Компании должны пересматривать свои успехи и ошибки, систематически оценивать их и усваивать уроки в форме, которую сотрудники считают открытой и доступной. Один из экспертов назвал этот процесс «Оценка по Сантаяне», ссылаясь на известного философа Джорджа Сан- таяну*, автора афоризма «Те, кто не помнит прошлого, обречены на его повторение». К сожалению, слишком многие менеджеры сегодня относятся к прошлому безразлично и даже враждебно; не умея поразмыслить над ним, они многое теряют.
Исследование более 150 новых продуктов позволило сделать вывод, что «знание, приобретенное в результате неудач, часто содействует будущим успехам... Проще говоря, неудача — прекрасный учитель»4. Компьютер IBM серии 360, например, один из самых популярных и прибыльных из когда-либо созданных, базируется на технологии его неудачного предшественника Stretch. В этом случае, как и во многих других, научение произошло случайно, а не в результате тщательного планирования. Однако некоторые компании ввели процессы, которые требуют от менеджеров периодического размышления над ошибками и уроками прошлого.
Boeing сделала это сразу же после того, как возникли трудности с программами выпуска лайнеров 737 и 747. Начало проектов сопровождалось не только большой шумихой, но и серьезными проблемами. Дабы убедиться в том, что сложности не повторятся, руководство собрало группу Project Homework, в которую вошли сотрудники высокого ранга. Ей предстояло сравнить процессы создания и вывода на рынок моделей Boeing 737 и 747 с аналогичными процедурами по наиболее прибыльным моделям 707 и 727. Перед группой ставилась задача собрать материалы «пройденных уроков», которые можно было бы использовать в будущих проектах. За три года работы команда подготовила сотни рекомендаций и книгу толщиной в два пальца. Несколько членов группы затем перешли к работе над моделями 757 и 767 и, исходя из своего опыта, безукоризненно вывели на рынок эти самые успешные самолеты в истории Boeing.
Сходным ретроспективным подходом воспользовались и другие компании. Как и Boeing, Xerox изучила свои процессы разработки, сосредоточившись на трех проблемных продуктах, чтобы понять, почему новые деловые инициативы компании так часто не дают результата. А вот консалтинговая фирма Arthur D. Little фокусируется на своих прошлых победах. Руководство проводило для консультантов ADL со всего мира двухдневное мероприятие, где во время презентаций демонстрировались самые разнообразные успехи в работе, а на стендах были представлены всевозможные публикации и методики. British Petroleum пошла еще дальше и организовала отдел оценки завершенных инвестиционных проектов, который также занимался описаниями случаев из практики и извлеченного из них опыта. Полученные в этом департаменте данные потом учитываются в компании при пересмотре процедур планирования. Отдел из пяти человек подотчетен совету директоров и рассматривает шесть проектов ежегодно. Основную часть времени сотрудники подразделения проводят на местах, в беседах с менеджерами5. Такая процедура оценки теперь регулярно осуществляется на уровне разработки проекта.
По мнению одного из специалистов, в основе этого подхода «...лежит мышление, которое...позволяет компаниям определить ценность продуктивной неудачи по сравнению с непродуктивным успехом. Провал может быть полезным, так как заставляет сделать выводы, обеспечивает понимание и таким образом пополняет копилку опыта организации. Непродуктивный успех — это когда что-либо проходит хорошо, но никто не знает, почему или за счет чего»6. Легендарный основатель IBM Томас Уотсон-старший, очевидно, хорошо понимал эту разницу. Корпоративная легенда гласит, что один молодой менеджер, потерявший в рискованном предприятии 10 млн долл., был вызван в кабинет Уотсона и, страшно перепугавшись, сказал: «Вы, наверно, хотите меня уволить?» — «Вы шутите? Мы ведь только что потратили на ваше обучение 10 млн долл.», — ответил Уотсон.
Однако процесс обучения, разумеется, не должен быть таким дорогостоящим. Описания ситуаций из практики и послепроектные оценки, аналогичные тем, что могут выполняться с небольшими затратами.
Кроме того, иногда компании обращаются за помощью к преподавателям и студентам местных колледжей или университетов, которые вносят свежие идеи. Работу над практическими ситуациями такие привлеченные сотрудники воспринимают как возможность приобрести опыт и повысить свой уровень образования.
Некоторые организации создали компьютеризированные банки данных для ускорения процесса научения. В страховой компании Paul Revere Life Insurance руководство требует от всех команд, работающих над теми или иными проблемами, заполнять небольшие регистрационные формы с описаниями предлагаемых проектов. Проходящие эту процедуру получают право участвовать в корпоративной программе поощрений. Затем компания сохраняет содержание форм в компьютерной системе и может немедленно распечатывать списки групп, которые работают или работали над конкретной темой, а также соответствующих контактных лиц. Чтобы в дальнейшем воспользоваться корпоративным опытом, достаточно связаться с указанными людьми.
4. Обучение на опыте других. Конечно, не все обучение основано на размышлении и самоанализе. Иногда наиболее ценные идеи поступают из непосредственного окружения компании, обеспечивая новый взгляд на вещи. Мудрые менеджеры знают, что даже компании, занимающиеся совершенно иным бизнесом, могут быть неиссякаемыми источниками инноваций и катализаторами творческого мышления. Увлечение заимствованиями приходит на смену синдрому «это не наше». Milliken называет такой процесс «Воруй идеи без стыда». Более широкий термин — бенчмаркинг.
По мнению одного эксперта, «бенчмаркинг— это непрерывный процесс исследования и обучения, который позволяет раскрыть, проанализировать, принять и реализовать лучший опыт отрасли»7. Самые большие выгоды дают даже не конечный результат, а усвоение новых методов работы и вовлечение в обучающий процесс линейных менеджеров. Почти все можно подвергнуть бенчмаркингу. Xerox, создатель этой концепции, применяет ее для выставления счетов, работы складского хозяйства и автоматизированного производства. Компания Milliken оказалась оригинальнее: на волне вдохновения здесь подвергли бенчмаркингу сам подход Xerox к бенчмаркингу.
К сожалению, по-прежнему существует значительная путаница в требованиях к успешному бенчмаркингу. Это не «индустриальный туризм», не серия случайных визитов в компании, которые хорошо известны или получили награды за качество. Это упорядоченный процесс, который компания начинает с серьезного поиска и определения организаций, обладающих передовым опытом, а затем переходит к внимательному изучению собственной практики и эффективности, к систематическим посещениям руководителями рабочих участков и проведению интервью, и завершает анализом результатов, подготовкой рекомендаций и их реализацией. Пусть этот процесс и требует много времени, но он не должен подразумевать больших затрат. Группа бенчмаркинга в AT&T считает, что для осуществления проекта среднего масштаба необходимо от четырех до шести месяцев, а также 20 тыс. долл. текущих расходов (если включить затраты на персонал, то цифра возрастет в три-четыре раза).
Бенчмаркинг— один из способов найти перспективу извне; другой такой же богатый источник идей — потребители. Общение с ними всегда стимулирует обучение, в конце концов, они — специалисты своего дела. Клиенты могут предоставить своевременную информацию о продукции, сравнить конкурентов, сообщить свое мнение о меняющихся предпочтениях, а также обеспечить обратную связь в области обслуживания и способов использования продукции и услуг. Организациям эти мнения нужны на всех уровнях, от директорского кабинета до цеха. В компании Motorola члены оперативного и политического комитета, включая генерального директора, регулярно встречаются с потребителями лично. В Worthington Steel операторы станков периодически наносят самостоятельные визиты клиентам для обсуждения с ними текущих потребностей.
Иногда пользователи не могут четко определить, что же им необходимо, или вспомнить проблемы, которые они испытали в связи с данным продуктом или услугой. В таком случае менеджеры компании должны пронаблюдать за деятельностью своих клиентов. Например, в исследовательском центре компании Xerox в Пало-Альто заняты несколько антропологов, которые анализируют работу тех, кто использует в своих офисах новые продукты для работы с документами. Digital Equipment разработала интерактивный процесс, называемый «контекстуальным запросом», который программисты применяют для наблюдения за работой пользователей новых технологий. Milliken организовала специальные команды, которые сопровождают первую поставку любой продукции. Члены этой группы следуют по всему производственному циклу потребительской организации за продуктом, чтобы увидеть, как он применяется. Затем наблюдатели предлагают идеи для его дальнейшего совершенствования.
Каким бы ни был источник внешних идей, обучение будет происходить только в благоприятной, восприимчивой среде. Менеджеры не могут здесь занимать оборонительные позиции и должны быть открыты критике или неприятным для них известиям. Это трудная, но очень важная для достижения успеха задача. Компании, которые обращаются к потребителям, полагая, что «мы наверняка правы, а они нет», или посещают другие организации с уверенностью в том, что «они нас ничему не научат», действительно редко могут чему-либо научиться. Обучающиеся организации, наоборот, культивируют искусство открытого, внимательного восприятия.
5. Распространение знаний. Для того чтобы обучение принесло плоды, знания должны распространяться по организации быстро и эффективно. Они оказывают максимальное воздействие, когда охватывают большую аудиторию, а не остаются в распоряжении ограниченной группы людей. Процесс распространения знаний можно активизировать различными способами. Среди них — письменные, устные и визуальные отчеты, визиты и экскурсии, ротация персонала, образовательные программы и тренинги, программы стандартизации. У каждого способа есть отличительные черты, сильные и слабые стороны.
Отчеты и экскурсии — самые популярные методы распространения корпоративного знания. Первые имеют разное назначение: резюмируют результаты, служат для составления контрольных списков (что делать — что не делать), описывают важные процессы и события. Они охватывают множество тем, от бенчмаркинга до правил бухучета и новых методик маркетинга. Сегодня письменные отчеты часто подкрепляются видеосъемками, которые обеспечивают большую достоверность и точность.
Посещения объектов (так называемые «экскурсии») — столь же популярный способ распространения знаний, особенно для крупных организаций с большим числом географически разбросанных отделов. Наиболее эффективные «экскурсии» адаптированы к потребностям различных аудиторий. Так, для знакомства менеджеров с особой производственной практикой компании New United Motor Manufacturing Inc. (NUMMI), совместного предприятия General Motors и Toyota, была разработана программа из нескольких посещений объектов. Некоторые предназначались для руководителей высшего и среднего звена, другие — для сотрудников рангом пониже. Каждая «экскурсия» рассказывала о наиболее значимых в данном конкретном случае правилах, работе и системах управления.
Несмотря на их популярность, отчеты и посещения объектов не вполне удобный способ распространения знаний. Практические детали сложных концепций управления трудно передать. Усвоение фактов при чтении или наблюдении за их демонстрацией — это одно, испытание на личном опыте— совсем другое. По мнению одного ведущего когнитивиста, «очень трудно овладеть знаниями, оставаясь пассивным. Активное личное участие в чем-либо значительно более ценно, чем усвоение его описания»8. По этой причине одним из наиболее мощных способов передачи знаний служат программы ротации персонала.
Во многих организациях есть своя «ходячая энциклопедия»: компьютерный гений, или смекалистый менеджер, занимающийся глобальным брендом, или руководитель отдела, успешно работающий на совместных предприятиях. Те, кто ежедневно общаются с такими специалистами, получают возможность воспользоваться их знаниями и навыками и приобретают огромный опыт. Однако сфера влияния подобных асов относительно узка. Нужно распространить интеллектуальные сокровища, которыми владеют профессионалы, по всей организации. Этому помогает перевод сотрудников в другие подразделения: из отдела в отдел, из цеха в цех, причем перемещают как высших руководителей, так и менеджеров среднего и низшего звена. Супервайзер, хорошо разбирающийся в производстве, работающем по принципу «точно вовремя», может отправиться на другой завод, чтобы применить там эти методы, или успешный менеджер командируется в отстающий отдел, с целью вдохнуть в него новые силы с помощью проверенных им идей. Например, в музыкальном отделении компании Time Life несколько лет подряд успешно росли прибыли. Этому способствовал руководитель отделения, активно использовавший новейшие методы маркетинга. Затем генеральный директор Time Life перевел талантливого менеджера на пост управляющего книгоиздательским отделением, где прибыли не повышались из-за нежелания его руководства отказаться от традиционных концепций.