Поэтическое кредо поэта».




Шествие солнца. Разговор поэта со светилом».

- Нарисуйте словами, как вы предста­вляете себе «шествие солнца»? Какой смысл заложен в метафоре «луч-шаги»? (Огромное светило шагает по земле... лу­чами! Оно приходит к поэту «по доброй во­ле», не рассердясь на бранные слова. Большое, грузное, «ввалилась солнца мас­са»; тесновато ему в комнате поэта: изо всех «щелей», «окошек», «дверей» просачи­ваются его лучи. Оно устало, «дух переве­дя», говорит «басом»...)

- Какое событие произошло с солнцем впервые? («Гоню обратно я огни / впервые с сотворенья».)

Верно, «не поэт устремляет заворо­женный взгляд в космос, а небесное свети­ло запросто, "по-свойски", приходит к поэту в гости»1.

- Какие детали быта помогают придать образам поэта и солнца характер обыденно­сти? («Чаи гони, / гони, поэт, варенье».)

- Солнце не смущает непривычная об­становка, к чему излишние церемонии: раз пригласил поэт на чай, что ж. «гони» чай и еще... варенье. Так вкуснее, интереснее! Ка­кой смысл мы вкладываем во фразеологизм «гонять чаи»? (Наверное, чрезмерно увле­каться чаепитием в ущерб работе, важным делам. У Маяковского повелительное накло­нение глагола имеет просторечное значение «давай».)

- Можно считать разговор солнца с по­этом кульминацией стихотворения? Как чув­ствует себя поэт в этом удивительном со­седстве? Гостеприимен ли он? (Поэт сначала растерян, «сконфужен», «сел на уго­лок скамьи». Но вспомним, кому как не Ма­яковскому, родившемуся и выросшему на Кавказе, не знать законов гостеприимства?)

- Убедительный штрих! Но не странным ли кажется жест поэта «на самовар», когда летняя «жара с ума сводила»? (Нет. Хотя пить в жару чай, пусть даже с вареньем, не совсем комфортно, но, может быть, «само­вар» здесь как символ гостеприимства, как, впрочем, и «чай» и «варенье»...)

— Действительно, мы словно видим этот пузатый, начищенный до блеска, под стать сиянием своих медных боков солнцу, с трубой для углей, «грузный», пыхтящий самовар. Почему же рассеиваются страх и скованность в поэте? (Из солнца струится «ясь» — свет, ясность.)

— О чем и как ведут беседу поэт и сол­нце? (Поэт забывает о своей «степенности», их беседа — о простом и привычном: «про то, про это», «что-де заела РОСТА» — о ра­боте. Они говорят о своем, что составляет смысл их существования.)

- Как поэт ощущает себя в присутствии солнца? (Он уже «на ты» со светилом, «дружбы не тая», «бьет по плечу» солнце, их разговор становится непринужденным и не­скучным: «Болтали так до темноты».)

- Какой смысл вкладывает Маяковский в слова «взорим», «вспоем»? (Это слова из призыва солнца к поэту: будем вместе встречать зарю, воспевать свет, развеем серую скуку буден.)

- Верно. Поэт и солнце делают одно дело: несут свет и добро людям. Солнце — животворной радостью своих лучей, поэт — светом своей поэзии: Я буду солнце лить свое, а ты - свое стихами.

Поэтическое кредо поэта».

- В заключительной части стихотворе­ния мы словно видим... два солнца: мерк­нет «стена теней», «ночей тюрьма», отсту­пает «серый хлам» бытия под натиском «стихов и света». Усталое солнце заменит поэт. Почему же в финале стихотворения поэт заводит речь о «ночи», «тени»? (Воз­можно, чтобы ярче высветить силу поэзии, которой не страшна никакая тьма, «снова день трезвонится».)

- В чем поэт видит главный смысл поэ­зии и своего существования?

- Светить всегда, светить везде...

— Яркая метафора Маяковского «поэ­зия — солнце» вырастает в емкий образ- символ: поэзия — свет, день. Но поэзия — это и каждодневный, нелегкий труд ума и души. Помните знаменитые слова Николая Заболоцкого: «Душа обязана трудиться»? Мы с вами разгадали метафору Маяковского. Поэзия нужна людям, чтобы про­светлять их души. Но тайна творчества ос­тается, потому что жива настоящая поэзия, подлинное искусство. Родятся новые поэ­ты, они принесут в поэзию новые темы, образы, но завет Маяковского «светить всегда, светить везде», пожалуй, самый
точный и справедливый.

- А теперь поразмышляем над важной проблемой стихотворения, к которой мы об­ращались лишь вскользь. Не кажется ли вам, что незримым «третьим» героем этого удивительного стихотворения выступает... читатель, слушатель, то есть мы с вами? (Да, все стихотворение насыщено призыва­ми, обращениями, лозунгами. Это не слу­чайно. Поэт видел перед собой своего чита­теля.)

- Я думаю, своим стихотворением Мая­ковский словно дает нам завет: читатель, мечтай о возвышенном, обращай свои взо­ры к небесам. Ведь не зря героем его сти­хотворения становится солнце...

- Вообще, в стихах поэта нередки обра­щения к чему-то высокому и романтичному. Поэт часто больше романтик, чем реалист. Он сказал:

Если б я

поэтом не был, я бы

стал бы

звездочетом...

«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»

— Прекрасно! Да, Маяковский, щед­рый, большой поэт, завещал своему чита­телю «сад фруктовый» своей «великой ду­ши», верил в идеал нового, «солнечного» человека, «естественно и охотно озаряю­щего весь мир энергией своей души и "со­лнечной" поэзии, несущей людям свет, ра­дость, веру и надежду на счастье»5. Нам еще предстоит впереди встреча с этим ге­ниальным поэтом, который с трепетом от­носился к своему читателю, который «бо­лел» за то, чтоб в мире стало «больше поэтов / хороших и разных» («Послание пролетарским поэтам»). Читать, понимать и чувствовать стихи — это не меньший труд, чем писать их. Возможно, что так лю­бить и понимать поэзию, как любил ее Ма­яковский, нам, читателям, трудно, но пом­ните завет другого поэта:

А каждый читатель, как тайна, Как в землю закопанный клад...

А.Ахматова. «Читатель»

ПРИМЕЧАНИЯ

'Учебник-хрестоматия для 7 класса обще­образовательных учреждений / Авт.-сост. В.Я.Коровина. - М., 2001.

2МАЯКОВСКИЙ В.В. Как делать стихи? // Поли. собр. соч.: В 13 т. - М., 1959. -Т. 12. - С. 101-114.

3МЕТЧЕНКО А. Маяковский. Очерк творчества. — М., 1964. — С. 78.

'Там же.

'СУББОТИН А.С. Маяковский: Сквозь призму жанра. — М., 1986. — С. 82.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: