Шествие солнца. Разговор поэта со светилом».
- Нарисуйте словами, как вы представляете себе «шествие солнца»? Какой смысл заложен в метафоре «луч-шаги»? (Огромное светило шагает по земле... лучами! Оно приходит к поэту «по доброй воле», не рассердясь на бранные слова. Большое, грузное, «ввалилась солнца масса»; тесновато ему в комнате поэта: изо всех «щелей», «окошек», «дверей» просачиваются его лучи. Оно устало, «дух переведя», говорит «басом»...)
- Какое событие произошло с солнцем впервые? («Гоню обратно я огни / впервые с сотворенья».)
Верно, «не поэт устремляет завороженный взгляд в космос, а небесное светило запросто, "по-свойски", приходит к поэту в гости»1.
- Какие детали быта помогают придать образам поэта и солнца характер обыденности? («Чаи гони, / гони, поэт, варенье».)
- Солнце не смущает непривычная обстановка, к чему излишние церемонии: раз пригласил поэт на чай, что ж. «гони» чай и еще... варенье. Так вкуснее, интереснее! Какой смысл мы вкладываем во фразеологизм «гонять чаи»? (Наверное, чрезмерно увлекаться чаепитием в ущерб работе, важным делам. У Маяковского повелительное наклонение глагола имеет просторечное значение «давай».)
- Можно считать разговор солнца с поэтом кульминацией стихотворения? Как чувствует себя поэт в этом удивительном соседстве? Гостеприимен ли он? (Поэт сначала растерян, «сконфужен», «сел на уголок скамьи». Но вспомним, кому как не Маяковскому, родившемуся и выросшему на Кавказе, не знать законов гостеприимства?)
- Убедительный штрих! Но не странным ли кажется жест поэта «на самовар», когда летняя «жара с ума сводила»? (Нет. Хотя пить в жару чай, пусть даже с вареньем, не совсем комфортно, но, может быть, «самовар» здесь как символ гостеприимства, как, впрочем, и «чай» и «варенье»...)
— Действительно, мы словно видим этот пузатый, начищенный до блеска, под стать сиянием своих медных боков солнцу, с трубой для углей, «грузный», пыхтящий самовар. Почему же рассеиваются страх и скованность в поэте? (Из солнца струится «ясь» — свет, ясность.)
— О чем и как ведут беседу поэт и солнце? (Поэт забывает о своей «степенности», их беседа — о простом и привычном: «про то, про это», «что-де заела РОСТА» — о работе. Они говорят о своем, что составляет смысл их существования.)
- Как поэт ощущает себя в присутствии солнца? (Он уже «на ты» со светилом, «дружбы не тая», «бьет по плечу» солнце, их разговор становится непринужденным и нескучным: «Болтали так до темноты».)
- Какой смысл вкладывает Маяковский в слова «взорим», «вспоем»? (Это слова из призыва солнца к поэту: будем вместе встречать зарю, воспевать свет, развеем серую скуку буден.)
- Верно. Поэт и солнце делают одно дело: несут свет и добро людям. Солнце — животворной радостью своих лучей, поэт — светом своей поэзии: Я буду солнце лить свое, а ты - свое стихами.
Поэтическое кредо поэта».
- В заключительной части стихотворения мы словно видим... два солнца: меркнет «стена теней», «ночей тюрьма», отступает «серый хлам» бытия под натиском «стихов и света». Усталое солнце заменит поэт. Почему же в финале стихотворения поэт заводит речь о «ночи», «тени»? (Возможно, чтобы ярче высветить силу поэзии, которой не страшна никакая тьма, «снова день трезвонится».)
- В чем поэт видит главный смысл поэзии и своего существования?
- Светить всегда, светить везде...
— Яркая метафора Маяковского «поэзия — солнце» вырастает в емкий образ- символ: поэзия — свет, день. Но поэзия — это и каждодневный, нелегкий труд ума и души. Помните знаменитые слова Николая Заболоцкого: «Душа обязана трудиться»? Мы с вами разгадали метафору Маяковского. Поэзия нужна людям, чтобы просветлять их души. Но тайна творчества остается, потому что жива настоящая поэзия, подлинное искусство. Родятся новые поэты, они принесут в поэзию новые темы, образы, но завет Маяковского «светить всегда, светить везде», пожалуй, самый
точный и справедливый.
- А теперь поразмышляем над важной проблемой стихотворения, к которой мы обращались лишь вскользь. Не кажется ли вам, что незримым «третьим» героем этого удивительного стихотворения выступает... читатель, слушатель, то есть мы с вами? (Да, все стихотворение насыщено призывами, обращениями, лозунгами. Это не случайно. Поэт видел перед собой своего читателя.)
- Я думаю, своим стихотворением Маяковский словно дает нам завет: читатель, мечтай о возвышенном, обращай свои взоры к небесам. Ведь не зря героем его стихотворения становится солнце...
- Вообще, в стихах поэта нередки обращения к чему-то высокому и романтичному. Поэт часто больше романтик, чем реалист. Он сказал:
Если б я
поэтом не был, я бы
стал бы
звездочетом...
«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»
— Прекрасно! Да, Маяковский, щедрый, большой поэт, завещал своему читателю «сад фруктовый» своей «великой души», верил в идеал нового, «солнечного» человека, «естественно и охотно озаряющего весь мир энергией своей души и "солнечной" поэзии, несущей людям свет, радость, веру и надежду на счастье»5. Нам еще предстоит впереди встреча с этим гениальным поэтом, который с трепетом относился к своему читателю, который «болел» за то, чтоб в мире стало «больше поэтов / хороших и разных» («Послание пролетарским поэтам»). Читать, понимать и чувствовать стихи — это не меньший труд, чем писать их. Возможно, что так любить и понимать поэзию, как любил ее Маяковский, нам, читателям, трудно, но помните завет другого поэта:
А каждый читатель, как тайна, Как в землю закопанный клад...
А.Ахматова. «Читатель»
ПРИМЕЧАНИЯ
'Учебник-хрестоматия для 7 класса общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. В.Я.Коровина. - М., 2001.
2МАЯКОВСКИЙ В.В. Как делать стихи? // Поли. собр. соч.: В 13 т. - М., 1959. -Т. 12. - С. 101-114.
3МЕТЧЕНКО А. Маяковский. Очерк творчества. — М., 1964. — С. 78.
'Там же.
'СУББОТИН А.С. Маяковский: Сквозь призму жанра. — М., 1986. — С. 82.