Кронштадт 2-й половины XIX века.




Введение

 

Кронштадт расположен в восточной части Финского залива на острове Котлин в 29 километрах западнее Петербурга. Остров появился из вод Древнебалтийского моря 4500 лет назад после отступления ледника. Длина острова - около 12 километров, максимальная ширина не доходит и до трех, площадь около 16 квадратных километров. Залив у берегов острова мелководен. Риссерт, Реттусари, Кеттусари - под разными именами упоминался остров Котлин в истории. Существует легенда, что когда русские воины впервые высадились на остров, шведы поспешно бежали, оставив на костре котел с дымящейся ухой. Вот этот легендарный трофейный котел и изображен на гербе. Эта земля с давнейших времен принадлежала России, входя в состав Водьской пятины Великого Новгорода. Остров лежал на великом пути из варяг в греки. Но рвали на части Ижорскую землю немецкие рыцари, опустошали войска шведских и польских королей. Век за веком все новые победы и поражения. Со времен новгородских летописей остров под разными названиями упоминается в основном в связи с тем, что он в результате войн и следовавших за ними мирных договоров переходил от России (Новгорода) к Швеции и обратно. С 1595 по 1617 год остров, протянувшийся с запада на восток почти на 10 километров, даже был поделен между Россией и Швецией. В 1617 году по Столбовскому договору Котлин, часть берегов Невы и побережье Финского залива отошли к Швеции, и почти сто лет Россия была отрезана от выхода в Балтийское море.

Начало XVIII века. Основание крепости Кроншлот. Основание Кронштадта. Герб Кронштадта. Только в начале XVIII века, при Петре 1, во время Северной войны эти земли навсегда были возвращены России. Он лично осмотрел остров Котлин и промерил глубину фарватера, а затем приказал на отмели вблизи острова построить временную крепость, чтобы защитить вход в Невскую губу.7 мая 1704 года этот первый островной форт был освящен, и назвали его Кроншлот, после чего «торжество было трехдневное». Первому коменданту полковнику Трейдену по инструкции царя предписывалось: «…содержать сию цитадель, с Божьей помощью, аще случиться, хотя до последнего человека». В 1714 году начинается, наконец, строительство регулярного жилья на острове. Наконец, в 1723 году на самом Котлине заложили крепость и город переименовали, отныне он стал называться Кронштадт, или "Город Короны". Так как Петр считал остров частью Санкт-Петербурга, здесь как и в столице работали лучшие архитекторы того времени. Ими был разработан план застройки Кронштадта с широкими улицами, дворцами и просторными площадями. В последующие годы на остров переселились дворянские семьи, и началось строительство города. С тех пор ни один вражеский солдат не располагался на этой земле как на своей территории. Переломным моментом в архитектуре Кронштадта было наводнение 1824 года, когда вода поднялась на 3,5 метра, и многие корабли были выброшены на берег. Город был целиком залит водой, в результате чего значительно пострадали деревянные здания. После наводнения было принято решение заменять деревянные сооружения каменными. В городе развернулось грандиозное строительство, стали появляться новые общественные и жилые здания из камня, среди которых были здание таможни, Гостиный двор, госпиталь, Рыбные ряды и другие. В 1780 году был утвержден герб Кронштадта: "В первой части щита в голубом поле, серебряная башня с маяком, а во второй части, в красном поле на острове черный котел, а кругом вода".

Наводнение 1824 года. Перестройка Кронштадта в период правления Николая I (1825-1855 годы). Реставрация и переименование фортов, возведение новых укреплений. К 1810 году на подступах к острову Котлин с севера и юга существовал целый ряд морских укреплений, достаточно сильные фортификации находились и на самом острове. В 1808 году началась новая война со Швецией, завершившаяся присоедине-нием к России Финляндии. Потом была война с Наполеоном, открывшаяся вторжением французских войск на территорию нашего Отечества и завер-шившаяся вступлением русских в Париж. В связи с упрочением международ-ных позиций Российского государства надолго отступила угроза нападения неприятеля на Петербург, отпала и необходимость дополнительно усиливать Кронштадт. А в 1824 году произошло страшное наводнение, в результате которого практически весь остров Котлин оказался затоплен, многие укреп-ления были смыты. Фортификационные сооружения пришлось восстанав-ливать практически заново. Но в 1826 году, когда большой объем работ был уже окончен, произошел пожар, также причинивший серьезный урон Кронштадту. В целом к моменту вступления на царство Николая I крепость Кронштадт оказалась далеко не в лучшем состоянии. Тогда гарнизон крепости насчитывал уже 17514 человек. На вооружении находилось 1147 орудий (но в их числе много было устаревших). Некоторые морские форты существо-вали еще со времен Петра I и, хотя неоднократно подвергались перестройке, нуждались в дальнейшем усовершенствовании. Часть батарей, разрушенных во время недавнего наводнения, не была восстановлена. Новый император уделял Кронштадту большое внимание. В годы его правления производилась перестройка деревянных сооружений крепости в каменные. В первую очередь это коснулось форта "Цитадель", который после реконструкции, завершившейся в 1834 году, был переименован в честь императора Петра I. Усиливались и деревянные форты, в частности, Двойные Южные батареи, которые при Николае I получили новое название - форт "Константин" (по имени одного из сыновей императора). В первую очередь наиболее усилена оказалась северная часть крепости. Именно она в наибольшей степени пострадала от наводнения в 1824 году, а теперь в первую очередь подвергалась перестройке в камне. Вообще весь остров Котлин был окружен крепостной оградой, которая с северной стороны представляла собой сплошную линию каменных укреплений. Главная роль отводилась все же морским фортам. Еще до начала Крымской войны деревянный форт "Рисбанк" заменяется каменным ("Павел 1"), возводятся новые укрепления - "Император Александр I" и "Князь Меншиков", сооружается первая подводная ограда, начинается перестройка "Кроншлота". Подступы к острову с южной стороны оказались под защитой трех линий укреплений (правда, не все они были реконструированы). В целом к 25 февраля 1854 года (ко дню, когда Николай I посетил Кронштадт) крепость была в достаточно надежном состоянии. Но работы по ее реконструкции еще не завершились. В 1853-1856 годах, во время Крымской войны, военное значение Кронштадта вновь возрастает. В связи с этим проводятся ускоренные ремонт-ные работы по усилению его укреплений. При подготовке Кронштадта к бое-вым действиям на подступах к острову были установлены подводные мины. Крепость была защищена мощной артиллерией. В Кронштадте находился и русский Балтийский флот, который безуспешно пытались выманить оттуда появлявшиеся поблизости корабли неприятелей. В период войны продолжа-лось укрепление Кронштадта, сооружение дополнительных преград и новых батарей, усиление артиллерии. Англичане французы так и не решились подступить к острову Котлин и высадить здесь десант. Правда, они намерева-лись сокрушить крепость при помощи бомбардировки. Однако и это предприятие не удалось, поскольку при попытке подойти к Кронштадту несколько кораблей подорвалось на минах. Французы ограничились лишь тем, что в 1855 году, отступив от Кронштадта, обстреляли побережье и пытались разрушить другую крепость. В ожидании нового неприятельского нападения русские продолжали укреплять Кронштадт - усиливались прежние батареи, планировалось возведение еще нескольких новых.

Но в марте 1856 года последовало заключение Парижского мирного договора, положившего конец Крымской войне. Таким образом, в ходе боевых действий 1853 - 1856 годов Кронштадтская крепость явилась непреодолимым препятствием для неприятелей, пытавшихся уничтожить русский Балтийский флот и войти в устье Невы. Главную роль в срыве попыток противника приблизиться к Кронштадту и захватить его сыграли тогда минные заграждения.

Кронштадт 2-й половины XIX века.

 

После окончания Крымской войны сильнейшую русскую крепость на Балти-ке ожидали очередные перемены. Опять были переименованы некоторые батареи, причем часть укреплений оказалась разоружена, использовалась лишь для учений. В дальнейшем производилась перестройка временных морских батарей в постоянные, которые могли бы устоять против натиска волн и льда. В первую очередь была одета в гранит Константиновская бата-рея, превратившаяся в каменный остров с несокрушимыми стенами. Затем усиливались и другие батареи. Появление более дальнобойных и мощных артиллерийских орудий приводило к необходимости вновь и вновь усиливать укрепления. Большую роль в строительстве кронштадтских фортификаций во второй половине XIX века сыграл талантливый военный инженер Э.И. Тотлебен, отличившийся прежде при создании оборонительных сооружений героического Севастополя, а в дальнейшем руководивший осадой турецкой крепости Плевна (в период русско-турецкой войны 1877-1878 годов). В 60-х годах XIX века производилась перестройка люнетов, создавались метал-лические блиндажи и брустверы, усовершенствовались другие укрепления Кронштадта. Крепость перевооружалась. Был обновлен и военный Балтийс-кий флот, состоявший уже из паровых кораблей, вооруженных мощными орудиями. В период Русско-турецкой войны 1877-1878 годов вновь принималась во внимание возможность нападения на Кронштадт неприятелей, поскольку не была исключена возможность вмешательства в вооруженный конфликт Англии и Франции. Однако опасность тогда миновала балтийскую крепость. Зато после окончания войны, во время Берлинского конгресса, выяснилось, что наиболее опасным для России противником становится крепнущая Германия, и в связи с этим главные заботы были направлены на укрепление западных границ. К концу XIX - началу XX века (1890-1917 гг.) относится наиболее грандиозная и дорогостоящая перестройка Кронштадта. Вызвана она была очередным витком развития вооружений, связанным с появлением более мощных артиллерийских снарядов. В 90-х годах XIX века на острове Котлин производились испытания бетонных укреплений. Именно здесь, прежде чем в других крепостях России, были созданы первые фортификационные сооружения нового типа. Еще до Русско-японской войны 1904-1905 годов было начато строительство (на расстоянии нескольких километров от острова) двух новых крупных фортов с бетонными казематами и погребами. Эти укрепления, позволявшие контролировать подступы к острову Котлин, впоследствии получили название форт "Тотлебен" и форт "Обручев". Производилась реконструкция некоторых батарей, причем все постройки создавались теперь из бетона. В 1899-1903 годах большое внимание к ходу строительных работ проявлял адмирал С.О. Макаров, являвшийся некоторое время кронштадтским военным губернатором. Он посещал создававшиеся укрепления, заботился о создании хороших условий для работников.

Кронштадтские винные билеты XIX века. С момента завоевания русскими при царе Петре I в XVIII веке балтийского побережья Кронштадт стал главной базой российского флота. В середине 1860-х годов снабжали военные корабли Балтийского флота, прибегая к так называемому "отовариванию" квитанциями Коммерческого департамента Морского министерства. Известны квитанции 1866 - 1867 годов на горох, зелень, крупу, масло, мясо, сахар, сухари, соль, уксус и чай. Кроме того, по таким квитанциям отпускали мыло и табак. Разумеется, были такие квитанции и на вино - на 1 ведро, 5 и 10 ведер. Но, как сейчас выяснилось, у этих квитанций были предшественники - рукописные требования на вино. Такие требования известны с датами 1858, 1959 и 1861 годов. Первые два требования были опубликованы в 2005 году, а сегодня мы знаем уже о восьми таких документах. Назывались они билетами, заверялись подписью ответственного лица и печатью корабля или организа-ции. Вино требовалось как экипажам кораблей Балтийской эскадры, так и сухопутным организациям: морскому госпиталю в Кронштадте, пожарной части города, наверняка и другим организациям.

Билет

По сему билету прошу Кронштадтского винного откупа отпустить вина полугарного три четверти ведра по казенной цене на похороны, квартирмейстера Николая Васильева, в чем свидетельствую подписом и приложением казенной печати.

Сентября 8 дня 1858 года.

Билет

По сему билету благоугодно отпустить из Кронштадтского Питейного откупа во Флотский экипаж для музыкантов вина полугарного по казенной цене половина ведра. В чем свидетельствую подписом с приложением Экипажной печати. Г. Кронштадт. Сентября 13 дня 1858 года.

Адъютант мичман - подпись.

Билет

По сему билету отпустить из кронштадтской питейной конторы по казенной цене вина полугарного одно ведро в 1 роту учебного артиллерийского корабля "Прохор", в чем свидетельствую, г. Кронштадт.

Апреля 7 дня 1859 года.


 

Билет

Прошу Вас покорнейше Винной конторе отпустить по казенной цене одно ведро. Апреля 7 дня 1859 года. Поручик - подпись. Печать.

Билет

По сему билету благо волено б было отпустить из Конторы питейного откупа вина простого по казенной цене одну четверть ведра. Г. Кронштадт. Января 27 дня 1861 года.

Понравилось покупать вино по казенной цене помощнику смотрителя госпиталя. Но если 27 января 1861 года ему было достаточно одной четверти ведра, то 14 мая того же года он попросил отпустить из винной конторы уже полведра вина полугарного.

Билет

По сему билету отпустить из винной конторы вина полугарного по казенной цене полведра. Подписом я свидетельствую.

Кронштадт. Мая 14-го дня 1861 года.

(Размер 174x109 мм.) Цена квитанций, согласно каталогу "Региональные бумажные денежные знаки 1800 - 1917 годов", определена в размере от $100 до $800. Разумеется, поскольку найдено всего восемь рукописных билетов, то каждый из них оригинален и уникален.

Великие люди, достопримечательности, интересные факты и легенды Кронштадта.

Великие люди С Кронштадтом связаны имена многих знаменитых флотоводцев, таких как Ушаков, Нахимов, Корнилов, Бутаков, Макаров. Город сыграл огромную роль в развитии мореходства и науки. Отсюда отправились в путь первая российская кругосветная экспедиция Крузенштерна и Лисянского, антарктическая экспедиция Лазарева и Беллинсгаузена. В этом городе совершил своё великое открытие А.С. Попов, здесь творили многие. Список известных имен можно продолжать долго, но я бы хотела рассказать о человеке, образ жизни которого принес много утешения и духовных благ людям всей России. В стенах дома на углу Посадской и Андреевской улиц на втором этаже жил великий угодник Божий отец Иоанн Кронштадтский. «Всероссийский батюшка», так называли отца Иоанна. Здесь он прожил более полувека - с 1855 по 1908 гг. При жизни Иоанна Кронштадтского сюда приходили бесчисленные богомольцы, присылали тысячи писем и телеграмм. В гостях у Батюшки бывали высокие иерархи Церкви и Великие Князья, знаменитые флотоводцы и купцы. Скромная Квартира была единственным местом, где Батюшка о.Иоанн мог уединиться для молитвы. «Святая святых» Квартиры был Кабинет Дорогого Батюшки, который служил одновременно рабочей комнатой, кельей и спальней. Отец Иоанн редко когда возвращался домой ранее полуночи. «Счастливых семей, Лиза, и без нас много, - часто говорил он своей супруге, - а мы с тобою давай посвятим себя на служение Богу». И в каждом человеке он прежде всего видел образ Божий. «Нужно любить всякого человека и в грехе его, и в позоре его, - любил повторять отец Иоанн. - Не нужно смешивать человека со злом, которое в нем…» С таким сознанием он и шел к людям, помогая им побеждать свои пороки, возрождая в них веру силой своей любви. И эту любовь отца Иоанна очень быстро почувствовала вся Россия. Слава о нем как о знаменитом пастыре быстро распространилась повсюду. И через некоторое время к нему потянулось множество богомольцев. Тысячи людей ежедневно приезжали в Кронштадт, желая видеть отца Иоанна и получить от него какую-либо помощь. Кроме этого он получал такое огромное количество писем и телеграмм, что кронштадтская почта для его переписки вынуждена была открыть особое «иоанновское» отделение. Вместе с письмами и телеграммами текли к нему и богатые пожертвования. Но получая деньги, он тотчас все раздавал. Так, например, получив однажды при громадном стечении народа пакет из рук купца, отец Иоанн тотчас же, не вскрывая, передал его в протянутую руку бедняка. Купец, видя это, закричал: «Батюшка, да ведь там тысяча рублей!» «Его счастье», - спокойно ответил отец Иоанн. Всероссийский батюшка предпринимал поездки в разные уголки России, неся подвиг всероссийского душепопечения, и тем оправдывая свое наименование. В таких поездках на его богослужения и молебны собиралось до 60-ти тысяч человек.

Несмотря на занятость, отец Иоанн находил время вести духовный дневник, ежедневно записывая туда свои размышления о вере. Издание этого дневника под названием «Моя жизнь во Христе» принесло отцу Иоанну известность и уважение не только в православном мире, но и среди инославных христиан. Так известно, что переведенный на английский язык, этот дневник православного священника рекомендовался в качестве настольной книги англиканским пасторам. Иоанн Кронштадтский прослужил в Андреевском соборе 53 года. Всероссийский пастырь скончался в 1908 году. В его погребении участвовало до ста тысяч человек. Такого количества людей не было ни на одних похоронах. В настоящее время в Квартире работает музей, здесь ежедневно совершается чтение Акафиста св. Иоанну Кронштадтскому, гости Квартиры в священном сане служат молебны, вычитываются оздравные и поминальные записки. И сегодня, в начале XXI века, столь же актуально, как и сто лет назад, звучат слова наставления всероссийского пастыря: «Учись, Россия, у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству... Восстань русский человек!.. Ты будешь благоденствовать только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Отечеству и чистоты нравов».

 

Достопримечательности

 

Владимирская церковь На пересечении улицы Владимирской и проспекта Ленина (до 1856 года проспект назывался Господским, затем Николаевским) сияет небесной красоты совсем недавно возрожденный Храм Владимирской иконы Божьей Матери. Владимирская церковь построена в 1875-1879 году по проекту Х.И. Грейфана в ложнорусском стиле вместо, существовавшей здесь ранее деревянной.

 

Губернские дома

 

Некоторые из этих домов имеют интересную судьбу. Например, дом Главного командира кронштадтского военного порта (Коммунистическая, 1). Сначала здесь были квартиры офицеров, и в них жили военные моряки, будущие декабристы. В 1832 году в этом доме сделали резиденцию Главного командира кронштадтского военного порта. На нижнем этаже находилась канцелярия, хозяйственные отделы, второй этаж был отведен под квартиру Главного командира, а на третьем этаже находилась царская квартира, где останавливались члены царской семьи, когда посещали Кронштадт. Позднее в этом здании жили выдающиеся деятели русского военно-морского флота, в частности, адмирал Ф.Ф. Беллинсгаузен, он прожил здесь 12 лет, и здесь же умер, Когда адмирал Беллинсгаузен скончался, то оказалось, что его и похоронить не на что, так как все свои сбережения этот человек отдал на благоустройство Кронштадта.

Памятник Петру Великому Памятник был установлен в 1841 году. Автор памятника французский скульптор Т. Н. Жак. Он представлен здесь во весь рост, в той одежде, в которой был на Полтавском поле боя. Лицом Петр Великий обращен к западу. Он как бы встречает и провожает корабли, идущие вдоль берега острова Котлин, вглядываясь в морскую даль. Своей шпагой он попирает неприятельский флаг в знак того, что никогда чужеземному флагу не развеваться над русскими берегами Балтийского моря. Под ногами Петра Великого - дата: «1709». Это год Полтавского сражения, после которого война перенеслась на Балтику, и начались грандиозные работы по освоению острова Котлин - строятся гавани, новые укрепления, создаётся флот. На памятнике выбиты слова из указа Петра от 1720 года "Оборону флота и сего места держать до последней силы живота яко наиглавнейшее дело". В этом памятнике Петр I впервые изображен во весь рост.

Петровский парк В 1839 году главным командиром Кронштадтского военного порта был назначен знаменитый адмирал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. Это был человек необыкновенной души и редких качеств. Глядя на изрытые, покры-тые густой грязью улицы, задыхаясь от зловония, идущего изо всех углов, адмирал Беллинсгаузен просил у казны денег хотя бы на простейшее благо-устройство территории Кронштадта. Но время шло, казна ссылалась на отсутствие средств, и адмирал Беллинсгаузен за свой счет нанял рабочих, которые прорыли водосточные канавы, замостили несколько улиц и приступили к озеленению. Саженцы адмирал Беллинсгаузен выписал сам, они прибывали в Кронштадт из разных уголков страны.

Водоканал В 1804 году в Кронштадте, наконец, появился водопровод. Это был самый первый водопровод в России. Затем в Москве в одном уголке было устроено нечто вроде водопровода. Но система водоснабжения водой целого города была придумана в Кронштадте специалистом Морского ведомства для нужд флота и крепости, а жители города продолжали брать воду из моря и из Обводного канала. До тех пор пока вода была в море экологически допус-тимых параметров, с этим еще можно было как-то мириться, но с каждым годом в районе острова Котлин вода портилась, так как все, что в Санкт- Петербурге спускалось в его многочисленные каналы, двигалось на Кронштадт. Пришлось руководству Морским Ведомством подумать о снабжении водой и населения Кронштадта. Так, в 1838 году, последовала некоторая реконструкция кронштадтского водопровода: были заменены чугунными деревянные трубы и установлены водоразборные резервуары. Плата за это не взималась. Вода поступала в трубы из невской струи, которая шла вдоль берега острова Котлин, близ которого и построен был водозаборник. Отсюда вода поступала в особый бассейн, а из бассейна с помощью насосов поднималась в резервуар верхнего этажа башни. Там она немного отстаивалась и шла по трубам в город. В новом здании водокачальной машины размещались две паровые машины по 8 лошадиных сил каждая. Здесь же, рядом, находился и водоем, где хранилась вода из невской струи.

кронштадт основание достопримечательность крепость



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: