Гостиный двор и его окрестности




 

В первой половине XIX века было построено и главное торговое здание Кронштадта - Гостиный двор, дошедший до нашего времени. На этом месте прежде располагались лавки купцов. В 1827 году Николай I посетил Кронштадт и «изволил заметить безобразность торговых рядов» и вопрос о строительстве был решен. Окончательный вариант Гостиного двора от 26 марта 1832 года, подписанный его автором В.И. Масловым. Здание было двухэтажным, с высоким первым этажом и низким вторым, окруженное колоннадой дорического ордера. Фасады совершенно гладкие. Особо выделены ворота, увенчанные ступенчатым аттиком, и округлены углы здания. Гостиный двор не смог избежать участи большинства кронштадтских зданий. Во время пожара 20 октября 1874 года он сгорел. При восстановле-нии архитектурный облик его был несколько изменен. Гостиный двор находится под охраной государства как памятник архитектуры. Гостиный двор поражает не только своей античной внешностью, но и размерами: он занимает собою целый городской квартал!

В 1840 году по проекту военного инженера Э.Х. Анерта на месте прежнего госпиталя в районе Горы (на самом сухом месте) было построено каменное здание, состоявшее из трехэтажных корпусов, расположенных в виде буквы «Н». Этот госпиталь был рассчитан на две тысячи коек. На каждом этаже этих корпусов имелся один центральный коридор, по обе стороны которого расположились палаты. Эти коридоры так высоки и так просторны, что напоминают собою помещения современного метрополитена. В госпитале лечились не только моряки. Долгое время были здесь и женские, и детские отделения, так как в городе других больниц не существовало. Кроме лечебной практики, в госпитале готовили молодых врачей для флота. Имена многих из них вошли в летопись отечественной и мировой медицинс-кой науки. В 1733 году при госпитале была основана медико-хирургическая школа, которая готовила морских врачей. В 1840 году открылась Военно-фельдшерская школа для подготовки военных фельдшеров. В 1799 году госпитальные школы Кронштадтского и Петербургского госпиталей были реорганизованы, и на их базе возникла медико-хирургическая академия, впоследствии им. С. М. Кирова. По инициативе доктора Ланга, в 1859 году при госпитале было создано научное общество морских врачей, которое издавало свой собственный журнал. В этом журнале систематически освещались все научные достижения врачей госпиталя. В Кронштадтском военно-морском госпитале работали замечательные медики! Всех перечислить просто невозможно, но наиболее выдающихся следует упомянуть. Это они заложили основы всей практики госпиталя, это они вырабатывали тот замечательный порядок, которым всегда славился госпиталь, это от них исходила та высокая профессиональная культура, которая усваивалась каждым новым поколением морских врачей. Доктор Амбодик - автор Я.И. Ланг - главный доктор первых в России медицинских учебников; Кронштадтского морского госпиталя доктор Шеин - создатель медицинской (с 1848 по 1873 г.) и первый предсе- терминологии на русском языке; датель Общества морских врачей доктор Буш - крупнейший военно-морской хирург конца XVIII века; доктор Караваев - впервые в истории медицины оперировавший человеческое сердце; доктор Исаев - крупнейший инфекционист, осуществивший на практике идею хлорирования воды; доктор Поленов, создавший отечествен-ную школу нейрохирургии, и целый ряд других славных имен. В конце XIX века госпиталь преобразился. Усовершенствовалась его хозяйственная часть, проведено паровое отопление, электричество; лечебные кабинеты и лаборатории оснастили новейшим оборудованием. В руках хоро-шо подготовленного и прекрасно обученного персонала все новинки военно-морской медицинской науки находили для себя достойное применение. Морской Никольский собор Вопрос о строительстве вместительного собора в Кронштадте поднимался ещё с 1830-х годов <https://ru.wikipedia.org/wiki/1830-%D0%B5>, тем не менее только ходатайство вице-адмирала Н. И. Казнакову <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87> получило в 1897 году <https://ru.wikipedia.org/wiki/1897_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> высочайшее разрешение открыть подписку добровольных пожертвований на постройку храма. Возведение храма было решено вести на Якорной площади, на которой ранее лежали старые якоря, представлявшей свободное пространство, позволявшее устроить также парк вокруг собора и площадь для церковных парадов. Усло-вием для составления проекта было то, чтобы высота купола позволила собору служить ориентиром с моря, а крест морского храма был первым, что бросалось в глаза мореплавателю. В апреле 1901 года <https://ru.wikipedia.org/wiki/1901_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> был принят проект архитектора В. А. Косякова <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>, высочайше утверждённый 21 мая (3 июня <https://ru.wikipedia.org/wiki/3_%D0%B8%D1%8E%D0%BD%D1%8F>) 1901 года <https://ru.wikipedia.org/wiki/1901_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>.

В проектировании собора также участвовали гражданский инженер Владимир Шаверновский <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>и гражданский инженер Виксель Александр Иванович. В сентябре 1902 года <https://ru.wikipedia.org/wiki/1902_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> началась постройка собора, которую предварил молебен, совершённый протоиереем Иоанном Кронштадтским <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%BD_%D0%9A%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%88%D1%82%D0%B0%D0%B4%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9> в присутствии вице-адмирала С. О. Макарова <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D0%BD_%D0%9E%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>. В мае 1903 года <https://ru.wikipedia.org/wiki/1903_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> состоялась торжественная закладка собора в присутствии императора Николая II <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_II>, императриц Александры Фёдоровны <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0_(%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D1%8F_II)> и Марии Фёдоровны <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0_(%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0_III)>, великих князей Михаила <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>, Алексея <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87> и Владимира Александро-вичей <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>. По окончании молебна с орудий крепости и кораблей, находившихся на рейдах, был произведён салют в 31 выстрел. В тот же день император и его окружение посадили в сквере вокруг собора 32 годовалых дуба. Строительство завершилось в 1913 году и обошлось казне в 1.876.000 рублей. Собор создан по подобию храма святой Софии в Константинополе.

 

Интересные факты

 

Уже в XIX веке Кронштадт считался неприступным. К началу XX столетия количество фортов достигло 21, причём многие сооружения не имели аналогов в военной архитектуре мира.

июля 1803 года на кронштадтский рейд были выведены шлюпы «Надежда» и «Нева» под командованием И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Им предстояло отправиться в первое кругосветное путешествие. Первый российский пароход совершил в 1815 году показательный рейс из столицы в Кронштадт. В этом городе в 1864 году на заводе Бритнева построен первый в мире ледокол типа "Pilot", впервые в России при операции использован наркоз, здесь А.С. Попов, преподаватель физики Технического училища Морского ведомства, открыл эффект отражения радиоволн и впервые применил радио для дальней связи между кораблями. В 1882 году в Кронштадте по указу Александра III была создана первая в мире водолазная школа. Выражение «Кронштадтский мещанин» некогда означало мошенника. Поскольку считалось, что в Кронштадте очень легко получить прописку, большинство питерских мошенников называли себя кронштадтскими мещанами.

Всего в Кронштадте была подготовлена и отправлена 41 кругосветная экспедиция. Экипажи кронштадтских кораблей совершили 56 крупных географических открытий. Здесь работали теоретик морского дела адмирал Г.И. Бутаков, конструктор минного оружия Б.С. Якоби, создатель крупнотоннажной подводной лодки и торпеды А.Ф. Александровский, изобретатель первого самолета А.Ф. Можайский, первый русский светотехник Е.П. Тверитинов, один из первых русских кораблестроителей И.А. Амосов. Оставили свой след в Кронштадте архитекторы: Трезини, Баженов, Камерон, Брюллов; адмиралы: Головнин, Сенявин, Бубнов, Макаров, Шиманский, Ушаков, Нахимов, Корнилов, Истомин, Литке.

С городом связано творчество Айвазовского и Боголюбова.

Легенды По преданию, изложенному историком флота Н. Бестужевым, в 1702 году русский отряд во главе с Петром I высадился на острове с финским названием Кеттусари (Лисий). Шведские солдаты, увидев русских, в панике бросились к лодкам и оставили над огнём котёл, в котором варилась каша. Кашу Пётр съел, а остров с той поры в честь трофейного котла стали называть Котлин, и в гербе его изображается котёл. Есть также версия, что отсюда возникло понятие «шведский стол». Существует несколько легенд о выражении «Кронштадт виден», применяв-шемся к жидкому чаю. Согласно одной из них, чай в трактирах подавали на блюдечках с изображением Кронштадта. Если чай в стакане был слабо зава-рен, то сквозь донышко можно было разглядеть картинку, и посетитель, сер-дясь, говорил: «Кронштадт виден». По другой версии, чай для пассажиров, следующих по воде из Питера в Кронштадт, заваривали еще на пристани, а по дороге все время разбавляли. Ближе к острову чай становился почти прозрачным, так что сквозь него было на самом деле видно Кронштадт. 200 лет назад Кронштадт называли «матросским Сахалином». Служба матросов была долгой и тяжелой. По этому поводу ходил анекдот: «Старый морской волк и юнга стоят у памятника Петру I в Кронштадте, где царь изображен попирающим ногой шведское знамя. Молодой спрашивает, долго ли ему служить. «Долго, - отвечает бывалый моряк, долго. - Пока царь Петр другой ножкой не ступит».


 

Заключение

 

С Кронштадтом связаны яркие страницы отечественного мореходства, кораблестроения и российской науки. В любой истории российского флота XVIII и XIX веков Кронштадт будет самым упоминаемым городом.

Кронштадт побеждал не только у своих стен. Здесь были снаряжены чуть ли не все военно-морские экспедиции. Отсюда корабли с русскими военно- морскими флагами уходили сражаться и побеждать при Гангуте (1714), Чесме, Афоне, Наварине (1827). Островное положение и близость к Петербургу надолго определило судьбу Кронштадта, который с 1720-х годов служит базой Балтийского флота. Из всех пригородов Санкт- Петербурга (несомненно прекрасных) я выбрала Кронштадт по той причине, что просто люблю этот город. Мне нравятся широкие улицы, как будто парадные, создающие ощущение свободы и какой-то свой, особенный, кронштадтский микроклимат.

Кронштадт прекрасен в любое время суток: как, к примеру, чудесно посидеть у маяка поздно вечером, видя, как проходят мимо паромы, сверкая огнями, и торговые суда; как величественно и с гордо- молчаливым достоинством горит вечный огонь на Якорной площади. А как прекрасен мой любимый Морской собор! Внешне исторический центр Кронштадта поразительно похож на Санкт-Петербург. Как и Северная столица, Кронштадт является городом-музеем, включен в список культурно-исторического наследия ЮНЕСКО. Множество старинных зданий, садов, парков, а также памятников фортификационного искусства составляют его уникальное значение.

Особого внимания заслуживает гидротехническая система каналов. Часть этой системы, начало строительства которой относится к 1719 году, действует и сегодня. Кронштадт хоть и небольшой по размеру, но, несомненно, великий город. Здесь великими людьми творились великие дела. Это город военно-морской славы и доблести, который, несмотря на трагические события нашей истории, сумел сохранить свою уникальность и неповторимость и за это я искренне его люблю и не устаю им восхищаться. Для меня Кронштадт- место бесконечного вдохновения!


 

Список литературы

 

1. «Быль и миф Петербурга» Н.П. Анциферов Пг., 1924г.

. «Время петровских реформ» Е.В. Анисимов Л,, 1989г.

. «История Российская с самых древних времён» В.Н. Татищев Т.7 Л., 1968г.

. «История русского искусства 18 века» Н.И. Ковинская М -Л., 1940г.

. «Наше наследие» журнал. М., «Искусство», 06.1991г.

. «Петрокрепость» П.Я. Канн, Ю.И. Кораблёв Лениздат 1961г.

. «Петр Великий и его время» В.И. Буганов М., «Наука». 1983г.

. «Таинственный Петербург» В.Н. Бурлак. М.,ООО «АиФ Принт» 2003г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: