Основные психопатологические синдромы детского возраста.





Невропатия -конституционально или резидуально-органически обусловленная не­достаточность регуляции вегетативной нервной системы, проявляется обшей и аффектив­ной возбудимостью, эмоциональной лабильностью, плаксивостью, нарушением сна и пи­щевого поведения. Позже могут возникать страхи, аффективно-респираторные судороги. С возрастом болезненные проявления нивелируются, однако расстройство представляет благоприятную основу для формирования неврозов и расстройств поведения, затрудняю­щих социальную адаптацию.

Ранний детский аутизм - имеет генетическое происхождение или является ре­зультатом перинатальной патологии. Проявляется нарушением познавательных функций вследствие недостаточности эмоционалъно-мотивационной функции психики. Ведущим симптомом является нарушение коммуникации с позиции полного отсутствия потребно­сти в ней. Такие дети не стремятся к контакту с окружающим и, не смотрят в глаза, иногда не пользуются речью, отсутствует гибкость мышления. Игра ребенка с ранним детским аутизмом стереотипна, вычурна.

Синдром детских патологических страхов- наблюдается в структуре невроза навязчивых состояний. В клинической картине преобладают страхи различного содержа­ния: выступления, острых предметов, собственной смерти или близких людей, закрытых помещений и т.д. Сопровождаются формированием ритуалов.

Гипердинамический синдром - как следствие перинатальной патологии, характе­ризуется недостаточностью лимбико-ретикулярного комплекса с нарушением регуляции тормозных процессов головного мозга. Проявляется повышенной двигательной растор­моженностью, дефицитом внимания, импульсивностью. Обучение в школе вызывает за­труднение, позднее появляются нарушения поведения и социальная дезадаптация.

Дисморфомания - характерна для подросткового возраста, имеет психогенный ха­рактер происхождения в виде нелестных высказываний окружающих по поводу внешнего вида подростка. Проявляется твердой убежденностью в наличии уродливости отдельных частей собственного тела: безобразно большой нос, уши, «поросячье» лицо, кривые и тол­стые ноги. Все силы подростка, как правило, бывают брошены на борьбу с недостатком - активно требуют оперативного вмешательства, косметических манипуляций. Переубеж­дению не поддается. Наблюдается как вариант психогении и при вялотекущей шизофрении.

Нервная анорексия - возникает чаще у девочек-подростков после бестактного за­мечания по поводу излишнего веса, сделанного лицом противоположного пола, являюще­гося, как правило, предметом симпатии. Подростки начинают ограничивать себя в еде, исключая, в первую очередь, высококалорийную пищу и переходя на минимальные пор­ции однообразной жидкой пищи. Иногда срываясь, наедаются, затем вызывают рвоту. Критика к физическому истощению отсутствует. В эмоциональном фоне преобладает раз­дражительность, конфликтность, позднее появляется депрессивный радикал. Лечение не­обходимо проводить в психиатрическом стационаре с осуществлением жесткого контроля за питанием и проведением терапевтических мероприятий.

Инфантилизм - проявляется общим отставанием созревания психических функ­ций, преимущественно эмоционально-волевой и личностной сфер. Подростки отличаются «детскостью» в эмоциональных и поведенческих реакциях. Различают гармонический, дисгармонический и органический инфантилизм:

- гармонический - сопровождается сочетанием задержки темпов психического и физического развития;

- дисгармонический- отставание темпов психического развития обусловлено на­рушением онтогенеза и проявляется формированием психопатических черт характера;

- органический- психический и психофизический дефект обусловлены резиду-альноорганической патологией обычно вследствие пери- и постнатальных нарушений, сопровождается психоорганической симптоматикой.

Выявление отдельных симптомов не может обеспечить полной информативности о самом болезненном процессе и лишь рассмотрение симптомов в структуре синдрома соз­дает возможность первичной диагностики. Диагностическое значение синдрома заключа­ется в том, что входящие в его структуру симптомы взаимосвязаны между собой единым патогенетическим механизмом. При этом, любому психическому расстройству свойствен­на определенная закономерность видоизменений синдромов и их смена одного на другой. Предварительная диагностика ведущих клинических проявлений определяет стратегию и тактику дальнейших диагностических и терапевтических мероприятий.

 

Контрольные вопросы

1. Астенический синдром, его клинические варианты.

2. Неврастенический синдром.

3. Истерический синдром.

4. Психопатический и психопатоподобный синдромы.

5. Депрессивный синдром (психотический и непсихотический).

6. Ипохондрический синдром (психотический и непсихотический).

7. Параноидный, галлдюцинаторно-параноидный и паранойяльный синдро­мы.

8. Психоорганический синдром

9. Синдром дисморфофобии и диморфомании.

10.Апатико-абулический синдром.

Задания для самопроверки

1. Пациентка предъявляет жалобы на повышенную утомляемость, невозмож­ность длительно переносить физическое или умственное напряжение, сниже­ние настроения, слезливость. Отмечает, что появилась повышенная чувстви­тельность к яркому свету, громким звукам. Частые головные боли, бессонни­ца. Изменение самочувствия на метеофакторы. Какой синдром у данной больной?

А. Астенический

В. Дисморфоманический

С. Ипохондрический

Д. Депрессивный

Е. Дисморфофобический.

2. Больной П. 39 лет, страдает хроническим гастродуоденитом. Очередное
обострение сопровождалось абдоминальными болями, снижением аппетита,
истощением, тошнотой. Наряду с повышенной утомляемостью и снижением
работоспособности появились мысли об онкопатологии. Настойчиво просит
врачей о проведении дополнительного обследования. В процессе лечения ку­пировался болевой синдром, восстановился прежний вес, уменьшилось вы­раженность астении. Однако, опасения « ракового перерождения» сохраняются. При актуализации страха становится назойливым. При разубеждении соглашается с необоснованностью страха, но заявляет, что сам «прогнатьмысли о раке» не может. Определите синдром.

А. Астенический синдром

В. Истерический синдром.

С. Депрессивно-параноидный синдром

Д. Астено-депрессивный синдром

Е. Фобический синдром

3. Студент технического института, 23 лет. Заболевание развивалось без ви­димых причин. Стал, вялым потерял, интерес к учебе, к общению со знакомыми, к искусству и музыке, которыми раньше « только и жил». Появились слуховые псевдогаллюцинации, бред преследования и гипнотического воз­действия. Заявлял, что его мысли «читают окружающие». Практически был
совершенно бездеятельным и безразличным, почти постоянно высказывал
нелепые идеи различного содержания. Больным себя не считает. Определите синдром.





Читайте также:
Термины по теме «Социальная сфера»: Общество — сумма связей, система отношений, возникающая...
Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы...
Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное ...
Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.013 с.