Невропатия - конституционально или резидуально-органически обусловленная недостаточность регуляции вегетативной нервной системы, проявляется обшей и аффективной возбудимостью, эмоциональной лабильностью, плаксивостью, нарушением сна и пищевого поведения. Позже могут возникать страхи, аффективно-респираторные судороги. С возрастом болезненные проявления нивелируются, однако расстройство представляет благоприятную основу для формирования неврозов и расстройств поведения, затрудняющих социальную адаптацию.
Ранний детский аутизм - имеет генетическое происхождение или является результатом перинатальной патологии. Проявляется нарушением познавательных функций вследствие недостаточности эмоционалъно-мотивационной функции психики. Ведущим симптомом является нарушение коммуникации с позиции полного отсутствия потребности в ней. Такие дети не стремятся к контакту с окружающим и, не смотрят в глаза, иногда не пользуются речью, отсутствует гибкость мышления. Игра ребенка с ранним детским аутизмом стереотипна, вычурна.
Синдром детских патологических страхов - наблюдается в структуре невроза навязчивых состояний. В клинической картине преобладают страхи различного содержания: выступления, острых предметов, собственной смерти или близких людей, закрытых помещений и т.д. Сопровождаются формированием ритуалов.
Гипердинамический синдром - как следствие перинатальной патологии, характеризуется недостаточностью лимбико-ретикулярного комплекса с нарушением регуляции тормозных процессов головного мозга. Проявляется повышенной двигательной расторможенностью, дефицитом внимания, импульсивностью. Обучение в школе вызывает затруднение, позднее появляются нарушения поведения и социальная дезадаптация.
|
Дисморфомания - характерна для подросткового возраста, имеет психогенный характер происхождения в виде нелестных высказываний окружающих по поводу внешнего вида подростка. Проявляется твердой убежденностью в наличии уродливости отдельных частей собственного тела: безобразно большой нос, уши, «поросячье» лицо, кривые и толстые ноги. Все силы подростка, как правило, бывают брошены на борьбу с недостатком - активно требуют оперативного вмешательства, косметических манипуляций. Переубеждению не поддается. Наблюдается как вариант психогении и при вялотекущей шизофрении.
Нервная анорексия - возникает чаще у девочек-подростков после бестактного замечания по поводу излишнего веса, сделанного лицом противоположного пола, являющегося, как правило, предметом симпатии. Подростки начинают ограничивать себя в еде, исключая, в первую очередь, высококалорийную пищу и переходя на минимальные порции однообразной жидкой пищи. Иногда срываясь, наедаются, затем вызывают рвоту. Критика к физическому истощению отсутствует. В эмоциональном фоне преобладает раздражительность, конфликтность, позднее появляется депрессивный радикал. Лечение необходимо проводить в психиатрическом стационаре с осуществлением жесткого контроля за питанием и проведением терапевтических мероприятий.
Инфантилизм - проявляется общим отставанием созревания психических функций, преимущественно эмоционально-волевой и личностной сфер. Подростки отличаются «детскостью» в эмоциональных и поведенческих реакциях. Различают гармонический, дисгармонический и органический инфантилизм:
|
- гармонический - сопровождается сочетанием задержки темпов психического и физического развития;
- дисгармонический - отставание темпов психического развития обусловлено нарушением онтогенеза и проявляется формированием психопатических черт характера;
- органический - психический и психофизический дефект обусловлены резиду-альноорганической патологией обычно вследствие пери- и постнатальных нарушений, сопровождается психоорганической симптоматикой.
Выявление отдельных симптомов не может обеспечить полной информативности о самом болезненном процессе и лишь рассмотрение симптомов в структуре синдрома создает возможность первичной диагностики. Диагностическое значение синдрома заключается в том, что входящие в его структуру симптомы взаимосвязаны между собой единым патогенетическим механизмом. При этом, любому психическому расстройству свойственна определенная закономерность видоизменений синдромов и их смена одного на другой. Предварительная диагностика ведущих клинических проявлений определяет стратегию и тактику дальнейших диагностических и терапевтических мероприятий.
Контрольные вопросы
1. Астенический синдром, его клинические варианты.
2. Неврастенический синдром.
3. Истерический синдром.
4. Психопатический и психопатоподобный синдромы.
5. Депрессивный синдром (психотический и непсихотический).
6. Ипохондрический синдром (психотический и непсихотический).
|
7. Параноидный, галлдюцинаторно-параноидный и паранойяльный синдромы.
8. Психоорганический синдром
9. Синдром дисморфофобии и диморфомании.
10.Апатико-абулический синдром.
Задания для самопроверки
1. Пациентка предъявляет жалобы на повышенную утомляемость, невозможность длительно переносить физическое или умственное напряжение, снижение настроения, слезливость. Отмечает, что появилась повышенная чувствительность к яркому свету, громким звукам. Частые головные боли, бессонница. Изменение самочувствия на метеофакторы. Какой синдром у данной больной?
А. Астенический
В. Дисморфоманический
С. Ипохондрический
Д. Депрессивный
Е. Дисморфофобический.
2. Больной П. 39 лет, страдает хроническим гастродуоденитом. Очередное
обострение сопровождалось абдоминальными болями, снижением аппетита,
истощением, тошнотой. Наряду с повышенной утомляемостью и снижением
работоспособности появились мысли об онкопатологии. Настойчиво просит
врачей о проведении дополнительного обследования. В процессе лечения купировался болевой синдром, восстановился прежний вес, уменьшилось выраженность астении. Однако, опасения «ракового перерождения» сохраняются. При актуализации страха становится назойливым. При разубеждении соглашается с необоснованностью страха, но заявляет, что сам «прогнатьмысли о раке» не может. Определите синдром.
А. Астенический синдром
В. Истерический синдром.
С. Депрессивно-параноидный синдром
Д. Астено-депрессивный синдром
Е. Фобический синдром
3. Студент технического института, 23 лет. Заболевание развивалось без видимых причин. Стал, вялым потерял, интерес к учебе, к общению со знакомыми, к искусству и музыке, которыми раньше «только и жил». Появились слуховые псевдогаллюцинации, бред преследования и гипнотического воздействия. Заявлял, что его мысли «читают окружающие». Практически был
совершенно бездеятельным и безразличным, почти постоянно высказывал
нелепые идеи различного содержания. Больным себя не считает. Определите синдром.