ЧС политического характера




Межэтнический конфликт – конфликт между представителями этнических общин, обычно проживающих в непосредственной близости в каком-либо государстве. Так как «национальность» в русском языке обычно означает то же, что и «этническая принадлежность», то его иногда называют межнациональным конфликтом.

Это особая форма социального или политического конфликта, обладающего некоторыми особенностями: 1) в конфликтующих группах усматривается разделение по этническому признаку; 2) стороны ищут поддержки в этнически родственной или этнически дружественной среде; 3) в отдельных видах этноконфликтов этнический фактор стремится к политизации; 4) новые участники солидаризируются с одной из сторон конфликта исходя из общей этнической идентичности, даже если эта позиция им не близка; 5) этноконфликты чаще всего не являются ценностными и происходят вокруг тех или иных объектов и интересов групп.

В Российской Федерации за возбуждение вражды по национальному признаку (в это понятие можно включить распространение расистской, экстремистской, сепаратистской и других подобный идеологий, а также провокации на межэтнические конфликты) Статьей 282 УК предусмотрена уголовная ответственность, в частности в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Примеры этноконфликтов:

· 21 апреля 2001 года в Москве около 200 человек устроили погром на рынке в Ясеневе. Выкрикивая расистские лозунги, они разгромили около 30 палаток. Пострадали десять человек, преимущественно азербайджанцы.

· В сентябре-октябре 2003 года в Нальчике было зафиксировано сразу несколько случаев избиения студентов из Чечни. Массовые драки произошли 15 сентября и 17 сентября. В каждой участвовали по 200—300 человек, пострадали более 50. По данным СМИ, поводом могла стать ссора в маршрутном такси, в результате которой несколько чеченцев жестоко избили местного жителя.

· 14 февраля 2005 года в городе Искитим Новосибирской области порядка 20 местных жителей подожгли более десятка домов в цыганском поселке. Акция мотивировалась борьбой с «цыганским наркотрафиком». После погрома город покинули порядка 400 цыган.

· 18 августа 2005 года в селе Яндыки Астраханской области произошли столкновения калмыков с чеченцами. Причиной стало убийство юноши-калмыка. После похорон 300 калмыков двинулись по селу, избивая чеченцев и поджигая их дома.

· 29 августа – 3 сентября 2006 года произошёл межэтнический конфликт в Кондопоге, Карелия. Поводом для начала конфликта стал спор администрации ресторана с его посетителями, завязалась драка. После драки к ресторану подъехала группа чеченцев, которые убили двух русских рядом с рестораном «Чайка». Возмущённые местные жители сожгли ресторан и разгромили другие заведения, принадлежавшие выходцам с

· 2 июля 2011 года – конфликт на Урале в поселке Сагра под Верхней Пышмой между местными жителями и наркоторговцами – азербайджанцами и цыганами. В результате конфликта от полученного огнестрельного ранения скончался 28-летний уроженец Азербайджана.

 

 

Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus – крайний) – приверженность к крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия. В таких ситуациях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на ситуацию, особенно если складывается революционная ситуация или государство охвачено длительной гражданской войной – можно говорить о «вынужденном экстремизме».

Информационная война (англ. Information war) – термин, имеющий два значения: а) воздействие на гражданское население или военнослужащих другого государства путём распространения определённой информации; 2) целенаправленные действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путём нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем. В качестве оружия выступают методы воздействия на мнения, настроения, чувства людей (дезинформация, подчеркивание положительных сторон проблемы и замалчивание отрицательных, чередование правдивой информации с ложной и т.д.).

Основные черты информационной войны:

1. В информационной войне не задействуются психоактивные вещества, прямой шантаж и запугивание (это характерно для терроризма), подкуп, физическое воздействие и т. п. Хотя указанные воздействия могут применяться параллельно с информационной войной, они не являются обязательным элементом.

2. Объектом является как массовое сознание, так и индивидуальное. Индивидуального воздействия «удостаиваются» лица, от решения которых зависит принятие решений по интересующим противоборствующую сторону вопросам (президент, премьер-министр, глава МИД, дипломатические представители, главы воинских формирований и т. п.). Можно сказать, что методы информационной войны воздействуют на массовое сознание аналогично тому, как методы психотерапии воздействуют на сознание индивидуальное.

3. Информационное воздействие может осуществляться как на фоне информационного шума, так и в условиях информационного вакуума.

4. Навязывание чуждых целей – это то, что делает информационную войну войной и отличает её от обычной рекламы.

5. Средствами ведения информационной войны являются любые средства передачи информации – от СМИ до почты и сплетен.

6. Информационное воздействие содержит искажение фактов или навязывает подвергающимся ему эмоциональное восприятие, выгодное воздействующей стороне.

Средства массовой информации (СМИ: радио, пресса, телевидение) и агитационно-пропагандистские средства (видеокассеты, электронные учебники и энциклопедии и др.) рассматриваются как вид информационного оружия, предназначенного для целенаправленного нанесения информационного ущерба, главным образом, духовно-нравственной жизни населения противостоящей (враждебной) стороны и, в первую очередь, его исторической памяти, мировоззрению, морально-нравственным идеалам с целью возможного управления его поведением, а также – для создания препятствия аналогичным действиям противника.

По характеру поражающей способности информационное оружие не имеет себе равных, ибо оно способно, оставляя в сохранности материальные ценности, людей и окружающую среду, достигать целей войны (конфликта, спора) за счет трансформации сознания и поведения человека в нужном для нападающей стороны направлении.

Самым ярким примером информационной войны является «Холодная война» (1946-1991 гг.) и ее следствие – падение СССР. Часть исследователей считает, что распад СССР был обусловлен не только амбициями республиканских элит и экономическими причинами, но и применением странами Запада информационных методов, которые способствовали началу внутриполитических процессов (возможно, что и вызвали их), закончившихся перестройкой и распадом СССР.

Информационное оружие является важнейшим фактором, которое воздействует на подсознание и духовный мир масс. К его воздействию относится все то, что влияет на духовный климат народа, нации, коллектива, на его духовное наследие, на его вековые устои, на интеллектуальный и творческий потенциалы. Это деидеологизация, деморализация и декультуризация общества, реализуемые через искусственно организуемые мероприятия по воспитательно-просветительной линии, в области искусства, науки, образования, литературы, СМИ, т.е. через все возможные каналы воздействия на процесс воспитания и информирования людей. Последнее есть ни что иное как информационное воздействие, осуществляемое с помощью информационного оружия, под которым понимается совокупность информационных технологий, способов и средств информационного воздействия, предназначенных для ведения информационной войны.

Таким образом, универсальность информационного оружия, особенно его составляющей – психофизического оружия, возводит его в ранг абсолютного оружия, доступного для всех организованных структур (и не только властных, и не обязательно силовых ведомств), в военное и мирное время, в индивидуально-целевом и глобальном масштабах, открыто и скрытно и даже без осознания людьми самого факта нападения. Особо действенным информационное оружие может быть против страны, в которой существует социальная напряженность, межнациональные, религиозные или классовые конфликты. Оно может в короткий срок вызвать панику, массовые беспорядки, погромы, дестабилизацию политической ситуации.

Цветные революции — это организованные через США и Великобританию проекты по свержению легитимной власти в странах второго мира (бывший СССР и его союзники) и третьего мира (Ближний Восток, Африка, Азия, Латинская Америка), имевшие место в XX—XXI веках. По ряду особенностей к цветным революциям можно причислить и некоторые более ранние события.

Характерным признаком цветной революции является декларируемое отсутствие использования насилия — начинается такая революция всегда с мирных протестов, однако вполне может закончиться кровавыми столкновениями и вооружённым переворотом, если не будет вовремя подавлена. Другим признаком является скрытая, но активная денежная поддержка революционеров со стороны различных специальных фондов, посольств и спецслужб США, и прочих западных стран. Декларируемой целью цветной революции является смена «авторитарных» и «тиранических» политических режимов на «демократические» и «либеральные», а также «осуществление» права народа на самоопределение. В результате цветных революций произошла смена политических режимов в ряде стран Восточной Европы и арабского мира. Принято считать, что все цветные революции планирует, спонсирует и запускает США при соучастии других стран НАТО.

В апреле 2006 года, отвечая на вопросы газеты «Московские новости» А. И. Солженицын заявил: «НАТО методически и настойчиво развивает свой военный аппарат – на Восток Европы и в континентальный охват России с Юга. Тут и открытая материальная и идеологическая поддержка цветных революций, и парадоксальное внедрение Северо-атлантических интересов в Центральную Азию».

Характерные черты «цветных» революций

1. Формой революции являются массовые митинги, демонстрации и забастовки, которые проводятся оппозицией после проведения выборов, по результатам которых оппозиция объявляется проигравшей. Оппозиция в таком случае утверждает, что были допущены нарушения избирательного законодательства, исказившие волю народа. Массовые протесты приводят либо к проведению повторного голосования (Украина), или к отдаче части парламентских мест, либо к силовому захвату зданий органов власти толпой (Югославия, Грузия, Киргизия) и бегству руководителей государства с последующим проведением новых выборов. Во всех случаях оппозиция приходит к власти.

2. Революция проходит под антикоррупционными и радикально-демократическими лозунгами. Ключевыми являются идеи народного суверенитета Руссо, где народ (сознательно вышедшие на улицу граждане) противопоставляется манипулируемой режимом массе.

3. Революции предшествует формирование молодёжных организаций (Пора, Отпор и т. д.), которые образуют т. н. «полевые отряды революции».

4. Революция носит подчёркнуто бескровный характер. Здесь отзвук движения Ганди и хиппи, которые раздавали полицейским цветы (flower power). Отсюда характерный бренд революции — неагрессивный цвет (не красный и не чёрный) или цветок. Однако в Киргизии в результате столкновений с полицией и погромов магазинов после силового захвата зданий органов власти толпой были пострадавшие (убитых не было).

5. Решающую роль в успехе революции играет сдержанность силовых структур («не допустить пролития крови»).

Формирование символа выступает важным элементом техники и методов осуществления бархатных революций, а также является своеобразным средством общения и идентификации единомышленников. В Сербии это был сжатый кулак, на Украине – оранжевый цвет, в Грузии – роза, в Киргизии – тюльпан. Обязательным качеством любого символа должна быть узнаваемость и несложная возможность его нанесения различными способами в общественных местах.

Особую роль играет кампания неповиновения власти. Она состоит в организации массированного давления на органы исполнительной власти на различных её уровнях. Формами такого давления, как правило, выступают митинги и забастовки всех видов, голодовки, представление поддельных документов, блокирование информационных линий и транспортных коммуникаций, снятие указателей госучреждений, бойкот выборов, отказ от уплаты налогов, отказ от должности и работы с правительством и т. д.

Список «цветных революций»:

· 1987 — первая Жасминовая революция в Тунисе.

· 1989 — Бархатная революция в Чехословакии и аналогичные ей «бархатные революции» в других странах Восточной Европы.

· 2003 — Революция роз в Грузии.

· 2004 — Оранжевая революция на Украине.

· 2005 — Тюльпановая революция в Киргизии.

· 2005 — Революция кедров в Ливане.

· 2006 — Попытка Васильковой революции в Белоруссии.

· 2008 — Попытка цветной революции в Армении.

· 2009 — Цветная революция в Молдавии, приведшая компартию к потере большинства в парламенте.

· 2010 — Вторая Дынная революция — вторая Киргизская революция (Народная Революция в Киргизии 2010 года).

· 2010—2011 — вторая Жасминовая революция (или Финиковая, Голодная, Багетовая) в Тунисе.

· 2011 — Арабская весна в Алжире (25 дней);

· 2011 — Арабская весна, Дынная революция (Твиттерная, Молодёжная, Горчичная, Курортная, Пирамид, Финиковая) в Египте (17 дней);2011 — Арабская весна в Омане (120 дней);

· 2011 — Арабская весна в Йемене (397 дней);

· 2011 — Жемчужная революция в Бахрейне (31 день);

· 2011 — Арабская весна в Ливии (33 дня);

· 2011—2012 — Арабская весна в Сирии (538 дней);

· 2011—2012 — попытка цветной революции в России, Белоленточная (Снежная) революция (377 дней);

· 2013 — Гези-протесты в Стамбуле (67 дня);

· 2013—2014 — «Евромайдан» на Украине (93 дня);

· 2014 — Революция жёлтых зонтиков в Гонконге (122 дня).

При этом часто реализовывается следующая цепочка: цветная революция (инцидент-протест-майдан) — вооружённый мятеж — гражданская война — гибридная война. Цветная революция при этом играет роль спускового механизма гибридной войны, а её технологии могут использоваться организаторами гибридных войн в целях провоцирования вооруженного конфликта, дальнейшее течение которого будет проходить в гибридной форме.

На высоком официальном уровне термин «гибридная война» впервые прозвучал на саммите НАТО в сентябре 2014 года в Великобритании. Под такой войной альянс понимает проведение широкого спектра прямых боевых действий и тайных операций, осуществляемых по единому плану вооруженными силами, партизанскими (невоенными) формированиями и включающих также действия различных гражданских компонентов.

У любой революции, а особенно цветной, имеется структура. Условно её можно представить в виде пирамиды.

На самом верху располагаются «хозяева» системы. Им принципиально совершенно не важно какими методами и средствами будут достигаться главные для них цели:

§ сохранение толпо-«элитарного» пирамидального устройства общества,

§ недопущение становления человечности на планете, сохранение статистики распределения людей по нечеловечным типам устройства психики, желательно близким к животному состоянию в подавляющей массе.

И революции для них — это лишь одно из средств пресечения нежелательных тенденций и переформатирования политического поля, причём далеко не самое эффективное. Однако активное использование в последние годы этого средства говорит о том, что на более высоких приоритетах управления — контроль «хозяевами» утрачен.

Ниже хозяев находится не связанная с ними напрямую периферия — будучи рассредоточенной по должностям в теле- кино- СМИ- индустриях, бессознательно (то есть не осознавая этого факта) она транслирует в массовой культуре образы «хозяев», энергетически подкачивая различные сценарии развития событий в коллективном бессознательном общества. Из ярких примеров такой подкачки — цикл фильмов о «Восстании обезьян» или ставшая притчей во языцех информационная заблаговременная подготовка 11 сентября 2001 года.

Ниже них «спонсоры» протеста — высокопоставленные покровители массы «революционеров». Это отдельные люди, а чаще группы людей, которые занимаются обучением, направлением, финансированием и созданием оптимальной информационной поддержки протеста. Напрямую этот ярус никогда не действует, несмотря на всю свою влиятельность, а только через посредников, что позволяет им, «спонсорам», сохранить достойное лицо в глазах мирового общества.

Ниже — непосредственные организаторы переворота. Цветная революция тут имеет, как правило, группу молодых активных людей прозападной направленности. В данную категорию попадают, с одной стороны, специалисты в области пиара и пропаганды (журналисты, профессиональные психологи), которые помогают создать фон, революционное настроение, чтобы у народных масс сложилось резко негативное видение существующей власти. Вторая категория организаторов — это «витрина» (молодые политики, которых отличает красноречие и харизма).

Самый нижний и самый многочисленный ярус — это обычные люди, толпа, которая необходима для создания массовости протестных акций на городских площадях и улицах. При этом часть из них становятся революционерами исключительно по идеологическим соображением, вследствие изменения их мировоззрения и ценностных ориентаций, в то время как другие готовы дни и ночи при любой погоде выходить на митинги с лозунгами и транспарантами за весьма немалые деньги.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: