¨ 1. Физическое здоровье ребенка
¨ 2. Развитый интеллект ребенка
¨ 3. Умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми
¨ 4. Выносливость и работоспособность
¨ 5. Умение хорошо считать и читать
¨ 6. Хорошая память и внимание
¨ 7. Аккуратность и дисциплинированность
¨ 8. Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.
Можно предложить родителям обсудить вопрос: «Что такое неготовый к школе ребенок».
Примеры игр-занятий
1. Предложите ребенку помаршировать левой-правой. Спросите, какой рукой кукла должна кушать, или в какой руке воин держит пистолет. Придумывайте тысячи вопросов, пока ребенок не усвоит где правая, а где левая рука, поскольку даже в первом классе дети иногда путаются.
* * *
Короткие небылицы вы можете придумать и сами, главное требование — абсурдность: птичка поет, потому что у нее нет голоса, мы сели в автобус, чтобы въехать в квартиру, т. д.
Следует отметить готовность родителей к обучению ребенка, которая подразумевает адекватную их позицию, наличие в семье четких внутренних правил и разумную включенность семьи в социум. К ним относится: объективная оценка родителями своего ребенка, его характерологических, психических особенностей; способность родителей изменять формы и методы общения, по-разному воздействовать на ребенка в соответствии со сложившейся ситуацией; направленность воспитательных усилий родителей на дальнейшую жизнь ребенка; в семье должен быть установлен режим дня, максимально отвечающий требованиям школы, определены права и обязанности каждого члена семьи; должны быть установлены разумные связи семьи с социумом: ребенок должен соответствовать требованиям, предъявляемым ему обществом (в детском саду, а затем и в школе).
|
Важно, чтобы ребенок поверил в то, что родители продолжают его любить независимо от его текущей школьной успеваемости, что они радуются самому наличию у него познавательной активности хотя бы на самых простых задачах.
Заключение
В ходе проведенного исследования нами была поставлена задача: охарактеризовать сущность взаимодействия с родителями дошкольников по проблеме подготовки к школе. Подготовка ребенка к школе – это трудный процесс для воспитателей и родителей в первую очередь родителей. Подготовка детей к школе включает, с одной стороны, такую организацию воспитательной работы в детском саду, которая обеспечивает высокий уровень общего, разностороннего развития дошкольников, с другой стороны, специальную подготовку детей к усвоению тех учебных предметов, которые они будут осваивать в начальной школе. В связи с этим в современной психолого-педагогической литературе понятие готовности определяется как многогранное развитие личности ребенка и рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: как "общая, психологическая готовность" и как "специальная готовность" к обучению в школе.
Поскольку семья и дошкольная образовательная организация являются важными социальными институтами, важно установить их взаимодействие, единство требований к детям в вопросах подготовки к школе. Взаимодействие между школой и ДОО, и воспитателем и родителями поможет к подготовке ребенка к школе. Взаимодействие с родителями по данному вопросу еще необходимо и потому, что в настоящее время имеется расхождение между запросами родителей в подготовке детей к школе и данными психологической и педагогической науки.
|
На констатирующем этапе эксперимента мы выявили состояние взаимодействие ДОО с родителями по проблеме подготовки к школе. Исследование показало следующее:
- у родителей имеются недостаточные теоретические представления о содержании понятия «готовность ребенка к обучению в школе»;
- имеющиеся у них теоретические представления отражаются в семейной практике подготовки детей к обучению в школе: родители целенаправленно обучают ребенка навыкам чтения, письма и счета, которые считают основными;
- родители уделяют недостаточно внимания такой важной стороне готовности ребенка к обучению в школе как мотивационная готовность;
- родители считают необходимыми занятия по подготовке к обучению в школе не только в условиях детского сада, но и на специальных занятиях при школах, в группах кратковременного пребывания и т.д.
Исследование показало, что взаимодействие в ДОО скорее можно назвать просвещением родителей, поскольку работа проводилась односторонне. Не выявлялись потребности родителей в знаниях, их отношение к данной проблеме, не изучался положительный опыт подготовки детей к школе в семье, не было попыток вовлечения их в образовательную деятельность ДОО.
Для разрешения сложившегося противоречия нами были разработаны методические рекомендации для родителей и педагогов по подготовке детей к школе.
3. Методические рекомендации для родителей и педагогов разработаны на основе констатации, сущности подготовки к школе, основных теоретических положений отечественных ученых по данной проблеме. Акцент в них ставится на освещении родителям вопросов общей готовности ребенка к школе, поскольку, как показало проведенное исследование, эта сторона готовности родителей практические не интересует. Это вопросы физической подготовки к школе, волевой, интеллектуальной готовности.
|
Рекомендации для родителей и воспитателей написаны с пояснениями, как и что делать, чтобы ребенок адаптировался к школе, какая готовность у ребенка к школе должна быть и, что делать, если ребенок не хочет идти в школу или хочет, но боится. Предложены разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные по взаимодействию с родителями по подготовке детей к школе. Например, рекомендации можно выложить на сайт ДОО, провести устную беседу, консультацию, использовать на родительском собрании.
Материал, излагаемый педагогом в разных формах взаимодействия, целесообразно дополнять выступлениями узких специалистов: психолога, учителей начальной школы. Итак, результаты анкетирования родителей, позволили сделать нам следующие выводы:
1. у родителей имеются недостаточные представления о содержании понятия «готовность ребенка к обучению в школе»;
2.имеющиеся у них представления отражаются в семейной практике подготовки детей к обучению в школе: родители целенаправленно обучают ребенка навыкам чтения, письма и счета, которые считают основными;
3.родители уделяют недостаточно внимания такой важной стороне готовности ребенка к обучению в школе как мотивационная готовность;
4.родители считают необходимыми занятия по подготовке к обучению в школе не только в условиях детского сада, но и на специальных занятиях при школах, в группах кратковременного пребывания и т.д.
5. отмечаются жалобы на нежелание учиться и отсутствие интереса к занятиям по подготовке к школе, они встречались в анкетах чаще всего. То есть, основные трудности можно характеризовать как сниженная мотивационная готовность, а также, недостаточно развитая произвольность таких психических познавательных процессов как память, внимание.
6. большинство родителей считают подготовку ребенка к школе в детском саду достаточно эффективной, однако, по мнению 11 из них, ее следует дополнять специальными подготовительными занятиями в школе и подготовкой дома. Остальные 6 родителей, считают более эффективной подготовку, осуществляемую в домашних условиях, в группах кратковременного пребывания, на специальных подготовительных занятиях в школе.
7. наименее важным при подготовке к школе родители считают наличие у ребенка высокого уровня физического развития, произвольности поведения и стремления узнавать новое.
наиболее значимыми для родителей являются такие позиции как умение читать, писать, владение навыками счета, а также хорошее физическое и психическое здоровье. Таким образом, родители ориентированы на вопросы специальной (овладение навыками чтения, письма и счета) готовности, а также здоровья ребенка. Приоритет обучения ребенка навыкам чтения у родителей, вероятно, связан с требованиями, предъявляемыми негласно школами к ребенку, поступающему в первый класс.
Большинство родителей (28) считают, что их ребенок готов к обучению в школе, в качестве критерия называя овладение навыками чтения, письма и счета. Также назывались такие критерии, как «любит узнавать новое», «развито мышление и внимание», «хочет пойти в школу», «здоров и развит по возрасту». Двое родителей считают, что их ребенок не готов к обучению в
школе, мотивируя свой ответ тем, что ребенок недостаточно овладел навыками чтения, письма и счета. Таким образом, для родителей основным критерием готовности выступает специальная готовность.
Подводя итоги изучения мнения родителей о подготовке детей к обучению в школе на основе результатов анкетирования, мы можем отметить, что наименьшее внимание уделяется родителями мотивационной и физической готовности, в приоритете находится готовность специальная (навыки чтения, письма и счета). Вопрос готовности ребенка к обучению в школе является актуальным для всех родителей с детьми 6-7 лет.
Список литературы
1. Айзман Р., Жарова Г., Вартапетова Г., Петрова Е. Готов ли ребёнок к школе? Диагностика в экспериментах, заданиях, рисунках и таблицах. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.- 208 с.
2. Баркан А.И. Типы адаптации первоклассников. – Педиатрия., 1983, №5. – 96 с
3.Безруких М.М. Чему и как учить до школы//Дошкольное воспитание 2003-5, стр. 62- 65.
4.Березина Ю.Ю. Семинарские и практические занятия по курсу «Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста».Пособие для студентов факультетов дошкольной педагогики и психологии.- М., Факультет дошкольной педагогики и психологии МПГУ, 2009.- 60 с.
5. Березина Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи как социально-педагогическая проблема. Сб.научн.труд. / Сост. П.П. Ми- трошина и др. / СПб., 2001. - С. 19
6. Буре Р.С. Готовим детей к школе: Кн. Для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1987.- 96 с.
7.Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 80 с.
8. Важнова С.А., Кротова Л.К. Как современные родители понимают "готовность ребенка к школе"//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №9, 2011
9. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? — М.: Знание, 1994. — 192 с. — (Серия: Готовимся к школе)
10. Венгер Л. А., Марцинковская Т. Д., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе. — М.: Знание, 1996. — 192 с.
11.Воспитание и обучение в детском саду. / Под ред. Запорожца А.В. и
12.Марковой Т.А. – М., 1976воспитание. 2006. – № 4. – С. 65 – 69.
13.Волков Б.С., Волкова Н.В. Готовим ребенка к школе. 4-е изд., перераб. И дополн.- СПб: Питер, 2009, 192 с. (Серия «Детскому психологу»).
14.Волобуева Л.М., Ерофеева Т.И., Павлова Л.И. Современное состояние предшкольного образования в России // Современные методики подготовки детей к школе в России и за рубежом, М. Прометей, 2008. С.7
15.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. И дополн. – СПб., Питер,2006. - 208 с. (Серия «Учебное пособие»).
16.Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. №2. С. 44-49.
17.Диагностика готовности ребёнка к школе: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
18. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья единое пространство детского развития. - М., 2001. - 221 с.
19. Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольных образовательных учреждений с семьей //Дошкольное воспитание. 2000 №3 - С. 87-94
20.Казакова Г.М Предшкольное образование детей в ДОУ: Формы организации и примеры игровых занятий: Практическое пособие. -М.: АРКТИ, 2007. – 104с.
21.Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ – Москва: издательство «Айрис-Пресс», 2007г. - 160 стр.
22.Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003. — 223 с.
23. Ерофеева Т.И. Научно-методические аспекты предшкольного образования с. 22-27// Инновационные технологии предшкольного образования:
24.Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ, Метод. пособие, М., Айрис - пресс. 4-е изд., 2009. - 128 с.
25. Зверева О.Л. Обобщенный портрет современного дошкольника
// Дошкольник. Теория и практика воспитания и обучения. 2015-4. – С. 74-79.
26. Зверева О.Л., Корягина Л.П. Диалог с родителями в условиях консультативного пункта // Ж.Управление ДОУ 2012-5, С. 79-87.
27.Зверева О.Л. Проблемы предшкольного образования детей в семье// Сб. научных трудов «Проблемное поведение: профилактика и коррекция». / Ответственный редактор И.С. Володина. М.: Кредо, 2015 – 240 с. Ростов-на-Дону. С.- 35-40.
28.Казакова Г.М. Предшкольное образование детей в ДОУ: формы организации и примеры игровых занятий. Практическое пособие. М. Аркти, 2007.
29.Кощиенко И. В. Взаимодействие педагогов и родителей в условиях группы кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении. Специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования Автореф. диссертации на соискание ученой степени. М., 2012. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России 17.06.2003 г. М.: Гном и Д. 2004. Концепция организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе// Обруч 2007-4
30.Кравцова Е.Е., Кравцов Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М.: Просвещение, 1987.
31. Кротова Т.В. Взаимодействие с родителями МЦФЭР, 2012.
32. Куликовский А.Е. Интерактивные игровые технологии в предшкольном образовании. Педагогика, М: 2010. С. 32- 38
33. Марковой Т.А. – М., 1976 воспитание дошкольника в семье. 2006. – № 4. – С. 65 – 69.
34.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
35.Н.А. Дорохина Взаимодействие образовательного учреждения с семьей при подготовке ребенка к школе // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. – 2009. – № 1 – С. 76–79.
36.Давыдова О.И Работа педагога с родителями детей подготовительной к школе группы / Л.Г. Богославец // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. – 2008. – № 3 – С. 74–81.
37. Парасоцкая О.В Предшкольная подготовка: взаимодействие ДОУ и семьи // Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения. – 2009. – № 4 – С. 105 – 109.
38. Подготовка детей к школе в детском саду. / Под ред. Сохина Ф.А Тарунтаевой Т.В. - М., 1978.
39. Парамонова Л.А., Тарасова К.В., Алиева Т.И. ребенок 5-6- лет в системе дошкольного образования (к проблеме подготовки к школе)//Психологическая наука и образование. Дошкольное обучение и воспитание глазами психолога. 2005 №2, С.12-17
40. Полякова. Подготовки ребенка к школе и реальные характеристики успешности современных первоклассников// Детский сад от А до Я. – 2007 №-5. Стр. 24-31.
41.Полякова М.Н. Поиск новых форм взаимодействия семьи и детского сада. Сб. науч. труд. / Сост. Н.П. Митрошина и др./. СПб., 2001. - С.27-30
42. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие – Москва: «Айрис-Пресс», 2007г. – 112стр.
43.Бубнова С.Ю Взаимодействие ДОУ и семьи на этапе подготовки детей к обучению в школе / Андриеш В.А. // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. – 2008. – № 1 – С. 8–12.
44. Поддъякова Н.Н. Содержание и методы умственного воспитания детей дошкольного возраста //
45.Стожарова М.Ю. Основные модели современного предшкольного образования с.35-39// Инновационные технологии предшкольного образования: Материалы научно-практической конференции. - Факультет дошкольной педагогики и психологии МПГУ – М., 2008, 144 с.
46. Смирнова Е.О. Лучшая подготовка к школе – беззаботно прожитое детство // Дошкольное Буре Р.С. Готовим детей к школе: Книга для воспитателя детского сада. – М., 1987.
47. Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» 2013. № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
48.ФГОС ДО Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
49.Чумичева Р.М. О проблемах пред школьные образования // Пред школьное образование проблемы и перспективы развития. Материалы международной научной конференции Ростов - на - Дону, ИПО ПИ Юфу, 2007. – С. 124 142.
50. Арнаутова Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях [ Электронный ресурс] // URL: https://dou-148.ucoz.ru/biblioteka/arnautova-family-kg.rtf
51. Пантелеева Н.Г. Социальное партнерство детского сада и родителей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2013.№4. URL: https://psyedu.ru/journal/2013/4/Panteleeva.phtml
52. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // URL: http: // firo.ru/?page_id=11003
53. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]//URL: https:// consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173432/
Приложение
Приложение №1
1. Как вы считаете, нужно ли ребенка готовить к школе заблаговременно?
Да, нет, затрудняюсь ответить
2. Готовите ли вы ребенка дома к школе?
Да, нет, затрудняюсь ответить
3. Если да, то, как именно
…………………………………………………………………………
4. Испытываете ли вы трудности в подготовке ребенка к школе?
Да, нет, затрудняюсь ответить
5. Если да, то укажите, какие именно
…………………..
6. По вашему мнению, может ли детский сад подготовить ребенка к школе?
Да, нет, затрудняюсь ответить
……………………………….
7. Прибегаете ли вы к услугам специалистов для подготовки ребенка к школе?
Да, нет, затрудняюсь ответить
8. Если да, то к каким?
……………..
9. Где вы считаете лучше готовить ребенка школе?
- в детском саду
- в детском саду и на специальных занятиях в школе
- дома и в детском саду
- дома, в детском саду и на специальных занятиях в школе
- только на специальных занятиях в школе
- в условиях дома и групп кратковременного пребывания
- в группах кратковременного пребывания
- везде
10. В чем, по вашему мнению, заключается готовность ребенка к школе (поставьте цифры по степени важности: 1 -наиболее важно)
-физическое здоровье
-умение читать,
писать,
считать
умение логически мыслить
ответственность и самостоятельность
умение общаться в коллективе сверстников и со взрослыми
Приложение №2
Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики
Ниже предлагается ряд комплексов пальчиковой гимнастики. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на детской речи. В Японии, например, тренировку пальцев рук начинают с двух лет, что стимулирует умственные процессы и способствует выработке основных навыков.
Упражнения 1-го комплекса:
1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь — вместе.
2. Ладошка — кулачок — ребро (на счет «раз-два-три»).
3. Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять») соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т. д.
4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, потом левой руки бегают по столу).
5. Дети бегают наперегонки (движения как в 4-м упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
Упражнения 2-го комплекса.
1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой).
2. Козлята (то же упражнение. Но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
3. Очки (образовать 2 кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединить их).
4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).
5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).
Упражнения 3-го комплекса.
1. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).
2. Птички (поочередно большой палец соединять с остальными).
3. Гнездо (соединить руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты).
4. Цветок (то же, но пальцы разъединить).
5. Корни растения (прижать руки тыльной стороной друг к другу, пальцы опустить вниз).
Упражнения 4-го комплекса.
1. Пчела (вращать вокруг вначале указательный палец правой руки, затем левой).
2. Пчелы (то же упражнение, только выполняется двумя руками).
3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их).
4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).
Упражнения 5-го комплекса
1. Замок (на счет «раз» ладони вместе, на счет «два» — пальцы соединяются в замок).
2. Лиса и заяц (лиса «крадется» — все пальцы медленно «шагают» по столу вперед, заяц «убегает» перебирая пальцами, быстро двигаясь назад).
3. Паук (пальцы согнуты и медленно передвигаются по столу).
4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе — бабочка крылышками машет).
5. Счет до четырех (большой палец поочередно соединяется со всеми остальными).
Упражнения 6-го комплекса.
1. Двое разговаривают (согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуты вверх, приблизить их к друг другу).
2. Стол (правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку).
3. Кресло (правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально).
4. Ворота (соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы то поднимать вверх, то опускать вниз).
5. Мост (поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук).
Упражнение 7-го комплекса.
1. Ромашка (соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны).
2. Тюльпан (полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка).
3. Сжимание и разжимание кистей рук на счет «раз-два».
Упражнение 8-го комплекса.
1. Улитка с усиками (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их).
2. Раковина улитки (правая рука на столе, левую положить сверху).
3. Ежик (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх).
4. Кот (средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх).
5. Волк (соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять вверх).
Упражнения 9-го комплекса.
1. Птички летят (пальцами обеих рук производить движения вверх — вниз).
2. Птички клюют (большой палец поочередно соединять с остальными пальцами).
3. Гнездо (пальцы обеих рук округлить и соединить в форме чаши).
Здесь дано девять комплексов упражнений, но это не значит, что вы должны их делать все сразу. Выберите какой-либо один, самый простой, который больше подходит вашему ребенку и сделайте его как игру. Постепенно усложняйте упражнения, а некоторые хорошо делать вечером, когда отбрасывается тень на стенку, детям это очень нравится, что только они ни видят на стенке.