Бюд. система
Бюджетное устройство, бюджетная система РФ.
Бюджетное устройство РФ – это организация бюджетной системы, принципы ее построения.
Бюджетное устройство определяется гос.устройством, административно – территориальным делением страны, количеством звеньев в бюд.системе, т.к. каждый орган гос.власти имеет право на свой бюджет (согласно конституции)
В унитарных государствах – бюд.система имеет 2 звена: гос.бюджет; местный бюджет
Федеральная гос.бюджетная система имеет 3 звена: гос.бюджет (фед.бюджет или бюджет центрального правительства); бюджеты членов федерации (региональные бюджеты); местные бюджеты
В унитарном государстве органы гос.управления могут быть едиными или многоуровневыми, но контроль за выполнением функций гос.власти закреплен за Правительством.
В федеративном гос. существует 2 формы гос.устройства – конфедерация и федерация. Конфедерация – это объедлинение суверенных государств с межгосударственным органом, наделенная полномочиями действовать в ряде случаев от их имени.
Федерация – форма гос.устройства при которой входящие в состав государства федеративные единицы имеют собственное законодательство и собственные законодательные судебные и исполнительные органы.
Бюд.система является частью системы государства и представляет собой совокупность всех бюджетов действующих на территории страны. Она основана на экономических отношениях гос.устройства России.
Бюд.система представляет собой совокупность отношений возникающих между различными субъектами в процессе: - формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюд. системы и бюд.государственных внебюджетных фондов,
|
- осуществления гос.и муниципальных заимствований, регулирование гос.муниципального долга,
- составления и рассмотрения проектов бюджетов, их утверждение, исполнение, контроля за исполнением.
Бюд.система основана на следующих принципах:
- единство бюд.системы
- разграничение доходов и расходов между уровнями бюд.системы
- самостоятельность бюджетов
- сбалоансированность бюджетов
- общее покрытие расходов
- гласность
-адрессность и целевой характер
2 Государственный бюджет РФ, его расходы и доходы.
Основные функции управл-ия гос-вом возложены на центр.органы власти. Для выполненеия ими их обяз-тей, для фин.обеспечения общегос.мероприятий формир-ся централизованный фин.фонд – ФБ. В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении РФ находятся ФБ, федер.налоги и сборы, федер.фонды регион.развития.Через ФБ осущ-ся процесс распределения и перераспределения ВВП и созданного НД страны м/д отраслями нар.хоз-ва, регионами и соц.слоями населения. На ФБ возложено финансирование общегос.органов власти и управл-ия, меропритяий, связанных с обеспечением обороноспос-ти гос-ва, развитием науки, подготовки высококвалифицир.специалистов.Ср-ва ФБ явл.гл.источником финансирования структурной перестройки эк-ки, конверсии п/п ВПК, развития перспективных направлений в сфере произ-ва, пионерного освоения новых территор.-произв.комплексов. большую роль играет ФБ в поддержании и развитии искусства, культуры, СМИ.
Гос. Бюджет – это главное звено фин.системы, он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда ден.средств для обеспечения функций органов гос.власти.
|
Бюджетное законодательство различает гос.бюджет (федеральный) и бюджет государства – это консолидированный бюджет РФ.
Доходы ФБ. К налоговым доходам ФБ относятся: 1. Федер.налоги и сборы: НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы, взносы в гос., соц., внебюджетные фонды.
2. Таможенные пошлины, тамож.сборы и иные тамож.платежи; 3. Гос.пошлина в соотв-ии с закон-вом РФ.
К неналоговым доходам ФБ относятся:
1. Доходы от использ-ния имущества, находящегося в гос.собств-ти, доходы от платных услуг, оказываемых бюдж.учреждениями, находящимися в ведении органов гос.власти РФ; 2. Доходы от продажи имущества, находящегося в гос.собств-ти, - в порядке и по нормативам, которые установлены ФЗ и др.нормативными правовыми актами органов гос.власти РФ; 3. Часть прибыли унитарных п/п, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязат.платежей, - в размерах, устанавл-мых Правит-вом РФ;
4. Прибыль ЦБ – по нормативам, установленным ФЗ; 5. Доходы от внешнеэк.деят-ти; 6. Доходы от реализации гос.запасов и резервов.Кроме перечисл-х выше налоговых и неналоговых доходов, для покрытия бюдж.дефицита использ-ся внутр. и внешние заимствования (ГКО, ОГСЗ, ОГНЗ). Расходы ФБ. В соотв-ии с действующим в РФ закон-вом исключительно из ФБ финансируются след.виды расходов: 1. Обеспечение деят-ти Президента РФ, Федер.Собрания РФ, Счетной палаты РФ, ЦИК РФ, федер.органов исполнит.власти и их территор.органов;
2. Функц-ние федеральной судебной системы;
3. Осущ-ние междунар.деяыт-ти в общефедеральных интересах; 4. Нац.оборона и обеспечение безопасности гос-ва, осущ-ние конверсии оборонных отраслей промышл-ти;
|
5. Фундаментальные исследования и содействие НТП и др.Кроме того, ср-ва ФБ использ-ся для финансирования мероприятий регион. и местного значения, включаемых в целевые регион. и местные программы. По согласованию с регион. и местными органами власти совместно за счет ср-в ФБ, ср-в бюджетов субъектов РФ и ср-в местных бюджетов финансируются след.виды расходов:
1. Гос.поддержка отраслей промышл-ти, строительства и строит.индустрии, с/х, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хоз-ва, метрополитенов;
2. Обеспечение правоохранит. деят-ти;
3. Обеспечение противопожарной безопасности; 4. Научно-исследоват., опытно-конструкторские и проектно-изыскательные работы, обеспечивающие НТП; 5.Обеспечение соц. защиты населения и др. ФБ явл.важным инструментом межрегионального перераспредел-ия общегос.ср-в. За счет федер.налогов формир-ся Фонд фин.поддержки регионов, из ФБ субъектам РФ выделяются дотации и субвенции.