Бюджетный дефицит и профицит




При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам. Если доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.

Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом.

В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.

Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми мерами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных заимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических проблем, но не способна решать перспективные задачи.

Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает дефицит бюджета, стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать.

Третья концепция: сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, с точки зрения сторонников данного подхода - это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом.

В случае принятия бюджета на очередной фин. год с дефицитом, утверж-ся источники его финансир-я. Текущие расходы бюджета субъекта РФ и местного б-та не могут превышать объема дох-в соотв. б-та. Размер дефицита фед. б-та не м.превышать суммарный объем бюджетных ассигнований и расх-в на обслужив-е гос. долга РФ. Размер дефицита б-та субъектов РФ не м. превышать 15% объема его дох-в без учета фин. помощи из фед. б-та. Размер дефицита мест. б-та не м. превышать 10% объема его дох-в без фин. помощи из фед. б-та и б-та субъектов РФ.

Дефицит определ-ся в абсолют. выражении в национ. валюте, также в % к ВВП, НД, расходам и доходам б-та. В России согласно БК размер дефицита фед. б-та не м. превышать суммар. объем бюджетных инвестиций и расх-в от обслужив-я гос. долга. При соствлении бюджета всех уровней не учитыв-ся их задолженность по неоплачен-м обязат-вам, кот. не принимают фин. форму договорных обязат-в с фиксиров-м сроком погашения, поэтому необход. производ-ть альтернативный расчет дефицита гос. финансов с добавлением к нему сумм неоплачен-х гос. обязат-в. Чтобы проанализировать фин. операции гос. управ-я с позиции обеспеч-я прибыли, определяется чистая фин. позиция гос. б-та, т.е. величина, характеризующая фин. активы. В

Внутрен. и внеш.операции органов гос. управ-я по-разному влияют на экон. положение страны, поэтому в целях оценки воздействия на гос. внутрен. спрос и объем денеж. массы внутри страны м.б. рассчитан внутрен. бюджет и величина дефицита внутри б-та. Для оценки влияния на эк-ку внешнеэконом-х фактов м.б. рассчитан внеш. бюджет.

 

6 Бюджетное планирование и прогнозирование в РФ

Бюдж.планирование позволяет определить объем, источники и целенаправленность использ-ния бюдж.рес-сов на каждом из уровней управления БС РФ и явл. необх.компонентом обоснованного функционирования БС и неотъемлемой частью бюдж.процесса. Бюдж.планир-ние включает: 1. Определение общего объема и источников поступления бюдж.ср-в на федер., регион. и муницип.уровнях. 2. Формирование расходов бюджетов на основе единой методики расчета минимальной бюдж.обеспеченности, норм и нормативов фин.затрат, на оказание гос. и муницип.услуг. 3. Установление направлений использ-ния бюдж.ср-в, способствующих выполнению планов-прогнозов соц.-эк.развития страны и приводящих к росту эфф-ти обществ.произ-ва, экономии материальных, трудовых и фин.рес-сов.

Бюдж.планир-ние увязывает макроэк.прогнозы о бюдж.доходах с предложениями по гос.расходам с учетом принципов бюдж.федерализма, в ходе бюдж.планир-ния: 1. Распредел-ся доходы и расходы м/д бюджетами разных уровней на основе использ-ния существующих форм межбюдж.отношений. 2. В целях достижения балансов в каждом бюджете определ-ся объем федер., регион. и муницип.заимствований, размеры бюдж.резервов. 3. Устанавлив-ся величина источников покрытия дефицитов бюджетов. 4. Осущ-ся разносторонний бюдж.контроль за процессами, протекающими в реальном секторе эк-ки и на фин.рынках.

К числу наиболее распростр.методов бюдж.планир-ния относ-ся методы: - эк.анализа; - экстраполяции; - математич.моделир-ния; - индексный; -балансовый и т.д.

Бюдж.планир-ние осущ-ся в неск.этапов: 1. Составление проектов бюджетов фин.органами разных уровней. 2. Рассм-ние проектов бюджетов в исполнит.органах власти. 3. Рассм-ние проектов бюджетов и утверждение бюджетов в законодат. (представит-х) органах гос.власти разных уровней. 4. Поквартальное распредел-ние фин.органами федер., регион. и муницип.уровней доходов и расходов, а также составление сводной бюдж.росписи.

Составление проектов бюджетов фин.органами состоит из 2 стадий: 1. Подготовительная – проводятся организационно-методические мероприятия, ожидаемые исполнения бюджетов за текущий год, разрабат-ся нормы и нормативы. 2. Конкретно-адресный – планируются виды и суммы доходных поступлений, устанавлив-ся конкр.направления расходования бюджетных ср-в по отраслям, ведомствам и целевому назначению.

Фин.органы, организующие и проводящие работу по составлению бюджета разных уровней: 1. Департамент бюдж.пол-ки. 2. Минфин РФ. 3. Минфин республик в составе РФ. 4. Бюдж.комитеты. 5. Управление отдела исполнит.органов субъектов РФ.

Бюдж.прогнозирование - Это обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний; неотъемлемая часть бюдж.процесса, база бюдж.планир-ния.

Для составления прогнозов используется 2 подхода: 1. При генетическом подходе прогнозирование ведется от настоящего к будущему на основе установления причинно-следственных связей. 2. При нормативно-целевом - определяется будущая цель и ориентиры движения к ней по нормативам. Исследуются возможности события, меры, которые необх-мо предпринять для достижения перспективы заданного рез-та.

Базу для бюдж.прогнозир-ния составляют: 1. Прогнозы соц.-эк.развития страны, ее регионов, муницип.образований на соотв.период времени. 2. Статистич.инф-ция по осн.макроэк.показателям. 3. Прогнозы развития гос. и муницип.секторов эк-ки. 4. Приоритеты соц.-эк.пол-ки. 5. Предполагаемые доходы и расходы хоз.субъектов, размера их имущ-ва. 6. Объем доходов населения. 7. Данные об исполнении бюджетов разных уровней и т.д.

Осн.методы бюджетного прогнозирования: 1. Математич.моделир-ние. 2. Индексный. 3. Нормативный. 4. Экспертных оценок. 5. Балансовый и др.

Задачи бюджетного прогнозирования: 1. Рассчитывается объем фин.рес-сов по стране. 2. Определ-ся уровень и размер их возможной централизации в распоряжении гос-ва. 3. Выявляются наиболее эффективные.формы и методы изъятия денеж.ср-в в бюджет. 4. Исследуются возм-ти воздействия через систему налогообл. на развитие произ-ва и услуг, внедрение новых технологий. 5. Определ-ся оптимальные пропорции распределения доходов м/д бюджетами разных уровней.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: