Цель: познакомиться со строение дыхательной системы, ее функциями. Провести оценку ряда показателей дыхательной системы.
РАБОТА 1. Значение дыхательной системы для организма.
Запишите, какие функции выполняет дыхательная система:
РАБОТА 2. Строение дыхательной системы.
А) Используя дополнительную литературу и атласы, отметьте на рисунке:
1. Носовую полость
2. Носоглотку
3. Гортань
4. Трахеи
5. Бронхи
Рис. 1. Строение дыхательной системы
Б) Используя анатомический атлас, зарисуйте гортань в продольном разрезе, покажите положение голосовых связок.
Рис.2. Гортань в продольном разрезе
В) Что такое объем вредного пространства?
Г) На рисунке «Строение легких» отметьте:
1. Основание легкого
2. Верхушку легкого
3. Поверхности легкого
- реберная
-медиальная
- диафрагмальная
4. Корень легкого
5. Доли легких
6. Сегменты легких
Рис. 3. Строение легких
Д) Запишите, что такое ацинус?
Ацинус –
Зарисуйте его строение.
Рис. 3. Строение ацинуса
РАБОТА 3. Механизм дыхательных движений.
А) Сделайте медленно спокойный вдох и спокойный выдох. Оцените состояние дыхательных мышц, положение ребер и диафрагмы при вдохе и выдохе.
Заполните таблицу «Механизмы вдоха и выдоха».
Таблица 1.
Механизмы вдоха и выдоха
Что происходит: | Вдох | Выдох |
Межреберные мышцы | ||
Диафрагма | ||
Давление в плевральной полости | ||
Легкие | ||
Движение воздуха из |
Б) Рассмотрите топографию диафрагмы на рис. 4. Какое значение имеет диафрагма в акте дыхания?
Рис. 4. Диафрагма
В) Запишите типы дыхания. Как меняется тип дыхания в зависимости от возраста и пола?
|
РАБОТА 4. Спирометрия. Измерение легочных объемов.
Ознакомьтесь с таблицей «Основные показатели дыхания».
Таблица 2.
Основные показатели дыхания
Показатели | Значение |
Частота дыхания (ЧД) | 14 – 18 |
Дыхательный объем (ДО), мл | 400 - 500 |
Резервный объем вдоха (Р вд), мл | 1500 - 2500 |
Резервный объем выдоха (Р выд), мл | 1000 - 1500 |
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мл | 3000 - 4500 |
Остаточный объем (ОО), мл | 1000 - 1500 |
Функциональная остаточная емкость (ФОЕ), мл | 2000 - 3000 |
Общая емкость легких (ОЕЛ), мл | |
Минутный объем дыхания (МОД), л/ мин | 6000 - 8000 |
Проведите оценку основных показателей дыхания. Результаты занесите в Таблицу 4.
А) Частота дыхания оценивается по количеству дыхательных циклов (вдох – выдох) в 1 минуту.
Измерьте ЧД в течение 1 минуты при спокойном дыхании.
ЧД = цикл/мин
Б) Рассмотрите рис. 4. Где отражены дыхательные объемы. Познакомьтесь с методикой измерения дыхательных объемов
Рис. 4. Дыхательные объемы
Для изменения дыхательных объемов используется спирометр.
Рис. 5. Спирометр
Дыхательный объем (ДО) – после спокойного вдоха через нос делают спокойный выдох через рот в спирометр, нос при этом закрывают зажимом.
Резервный объем вдоха (РО выд.) – после спокойного выдоха на воздух делают максимально глубокий выдох в прибор.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – после глубокого вдоха делают максимальный полный выдох в прибор, закрыв нос.
Резервный объем вдоха рассчитывают по формуле: РО вд = ЖЕЛ – (ДО+РОвыд).
Сравнивают полученные результаты ЖЕЛ с должной величиной (ДЖЕЛ), соответствующей полу, возрасту и росту исследуемых:
|
Таблица 3.
Формулы для расчета ДЖЕЛ
Возраст, г | Пол | Формула для расчета (рост-см, возраст в годах) |
>16 | м | ЖЕЛ=(рост∙0,052- возраст∙0,022) - 3,60 |
>16 | ж | ЖЕЛ=(рост∙0,041- возраст∙0,018) - 2,68 |
8-12 | м | ЖЕЛ=(рост∙0,052- возраст∙0,022) - 4,60 |
13-16 | м | ЖЕЛ=(рост∙0,052- возраст∙0,022) - 4,20 |
8-16 | ж | ЖЕЛ=(рост∙0,041- возраст∙0,018) - 3,70 |
Рассчитайте показатель ДЖЕЛ =
В) Запишите как меняется ЧД и дыхательные объемы с возрастом, от каких факторов они зависят?
РАБОТА 5. Пробы с задержкой дыхания.
Проведите следующие пробы:
1). Функциональная проба с произвольной задержкой дыхания. Сделайте спокойный вдох и задержите дыхание по команде экспериментатора. Каждый участник эксперимента отмечает свое время задержки дыхания.
2). Проба с гипервентиляцией. После спокойного дыхания сделать несколько последовательных глубоких вдохов и выдохов. После этого по команде, после неглубокого вдоха задерживают дыхание.
3). Проба с задержкой дыхания после физической нагрузки. После отдыха по команде сделать 20 приседаний за 30 с. и определить время задержки дыхания.
Заполните таблиц.
Таблица 5.
Результаты проб с задержкой дыхания
Условия опыта | Время задержки, с |
Задержка дыхания в покое | |
После гипервентиляции | |
После физической нагрузки |
Сделайте вывод:
РАБОТА 6. Решите задачи, ответьте на вопросы.
Задача 1.
При подготовке к серьезным соревнованиям спортсмены тренируются в условиях высокогорья (примерно 2 - 3 км над уровнем моря) в течение месяца и более.
|
Вопросы:
1.Что дают тренировки в условиях высокогорья?
2. Какой показатель крови может измениться при длительном пребывании в условиях высокогорья?
Ответы:
Задача 2.
У двух студентов одинакового возраста и телосложения после забега на 5000 м зарегистрировали показатели внешнего дыхания. У первого студента частота дыхания (ЧД) составила 40/мин, дыхательный объем (ДО) – 500 мл. У второго студента ЧД составила 27 / мин, а ДО – 120 мл. Объем мертвого пространства у обоих студентов равен 150 мл, остаточный объем – 1000 мл, а резервный объем выдоха 1500 мл.
Вопросы:
1. Почему при беге изменяются параметры внешнего дыхания?
2. У кого из студентов более эффективное дыхание?
Ответы:
Задача 3.
При легком отравлении угарным газом человек почувствовал слабость, головокружение, сердцебиение.
Вопросы:
1. Каков механизм подобных явлений?
2. Как при этом изменяется кислородная емкость крови?
3. Как избавить пострадавшего от этих симптомов без лекарственных препаратов?
Ответы: