Обсуждена на заседании кафедры
Основ экономики функционирования РСЧС
Протокол №от «»2015 г.
I. Цели и задачи занятия
1. Учебная: изучить особенности систем управления как объекта исследования.
2. Воспитательная: формировать и развивать у слушателей чувство значимости и актуальности изучаемого материала.
3. Развивающая: сформировать у слушателей умения частично-поисковой и познавательной деятельности.
Изучение данной темы по дисциплине «Исследование систем управления» направлено на развитие следующих компетенций:
Профессиональных:
- умением выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ПК-3).
II. План проведения и расчет учебного времени
Содержание и порядок проведения занятия | Время, мин |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ - прием рапорта дежурного, - оформление журналов учебных групп, - объявление цели занятия, темы и содержания лекции. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы 1. Понятие и сущность исследования 2. Цели и направления исследования систем управления. 3. Состав и структура системы управления. ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ - объявление задания на самоподготовку ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ - подведение итогов лекции, - рапорт дежурного |
III. Литература
1. Фомичев А.Н. Исследование систем управления: Учебник / А.Н. Фомичев. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. – 348 с.
2. Игнатьева А.В. Исследование систем управления: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление2 и «Менеджмент» / А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. – 167 с.
IV. Учебно-материальное обеспечение
Видеопроектор, экран, ноутбук
Текст лекции
Понятие и сущность исследования (20 мин.)
С филологической (лингвистической) точки зрения слово исследование происходит от словосочетания “следование изнутри”,что подразумевает познание внутренней сущности изучаемого объекта, с последующим изучением его внешних взаимосвязей. Содержание процесса исследования включает:
а) распознавание проблем и ситуаций;
б) определение их происхождения;
в) выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;
г) установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;
д) нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения
Наиболее важными элементами исследовательской деятельности можно считать объект и предмет исследования.
Объект - это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и взятые исследователем для изучения. Объект - это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Объекты исследования могут быть как материальными, так и нематериальными.
В отличие от объектов предметом исследования отдельных наук являются не целостные природные и социальные явления, а отдельные их стороны и свойства. Предмет - это то, что находится в рамках, в границах объекта. Предмет исследования - это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.
По своему виду исследования подразделяются на экспериментальные, теоретические, теоретико-экспериментальные.
В зависимости от стадии проведения исследования подразделяют на поисковые разработки, научно-исследовательские разработки, опытно-конструкторские разработки.
По месту проведения различают лабораторные и промышленные исследования.
По виду познаваемого объекта различают натурные и модельные исследования.
В зависимости от подхода к объекту исследования подразделяются на локальные и комплексные.
По использованию ресурсов можно выделить ресурсоемкие и незначительные по ресурсоемкости исследования.
В зависимости от времени проведения исследования подразделяются на продолжительные и непродолжительные.
По информационному обеспечению различают исследования, основывающиеся на внутренней информации, и исследования с привлечением обширной внешней информации.
По степени организованности исследования подразделяют на спонтанные и организованные.
В зависимости от участия персонала можно выделить индивидуальные и коллективные исследования.
В практике исследования систем управления встречаются различные виды рассмотренных выше исследований.