Процесс интеграции российского общества в мировое экономическое, научное и образовательное пространство, предстоящая зимняя Олимпиада в Сочи 2014 г. ставят вопрос о необходимости подготовки квалифицированных специалистов туристско-гостиничного комплекса, адекватных требованиям рынка труда. Для обслуживания спортсменов, гостей Олимпиады в отелях, гостиницах должны работать менеджеры, умеющие свободно говорить на иностранных языках, владеющие современными компьютерными технологиями. Для того чтобы к началу Олимпиады таких специалистов было достаточно, необходимо сегодня принять меры к их подготовке.
Высокая инвестиционная привлекательность Краснодарского края, вызвавшая приход в регион международных компаний и корпораций, установление предприятиями края связей с зарубежными партнерами уже обусловили повышенный спрос на специалистов с хорошим знанием иностранных языков, компьютерных технологий. Острый дефицит таких высококлассных специалистов наблюдается уже сейчас. Качественное владение иностранным языком становится одним из факторов конкурентоспособности молодых специалистов, и практически исчезает необходимость мотивировать его изучение. Но возникает противоречие между объективной необходимостью и реальным положением дел.
Одной из важнейших прикладных задач для вузов является организация практики, стажировки студентов на предприятиях туристско-гостиничного комплекса, туристических фирмах в летний период, позволяющая им приобрести навыки профессиональной подготовки.
Среди большого количества существующих проблем туристского образования можно выделить несколько основных, которые в значительной степени влияют на качество подготовки специалистов:
|
разрыв между потребностями отрасли и предложением со стороны образовательных учреждений остается весьма существенным. Главной проблемой является чрезмерная академичность профильного высшего образования при явном недостатке практических навыков и знаний;
наличие на сегодняшний день значительной потребности в квалифицированном преподавательском составе, связанной с отсутствием системы привлечения к преподаванию работников туристской индустрии;
значительная потребность учебных заведений в методическом обеспечении учебного процесса. Существующие учебные программы, учебники и учебные пособия, составляемые преподавателями, не имеющими практического опыта работы, не отвечают реальным нуждам туристского рынка;
невостребованность выпускников профильных высших учебных заведений в процессе их трудоустройства при огромной нехватке квалифицированных кадров для туристской индустрии, что связано с отсутствием практических навыков и знаний у выпускников по конкретным специализациям;
значительные проблемы испытывают студенты при прохождении производственной и преддипломной практики, написании курсовых и дипломных научных работ. Это обусловлено тем, что предприятия отрасли в большинстве своем не принимают молодых специалистов и не дают им возможности в реальных условиях применять свои теоретические знания;
отсутствие мониторинга потребностей учреждений гостиничного, туристского и сопутствующего бизнеса в специалистах различного профиля;
|
отсутствие системы объективной рейтинговой оценки профильных учебных заведений, что ведет к дезориентации молодежи при выборе образовательного учреждения;
большое количество курсов переподготовки и повышения квалификации специалистов, существующее в основном при учебных заведениях, в большинстве своем не дают практических профессиональных знаний и навыков и носят формальный характер.
Естественно, что проблема качества подготовки кадров для этой отрасли приобретает особую актуальность, так как создание и продвижение туристско-рекреационного продукта на отечественном и международном рынке труда немыслимы без высококвалифицированных кадров, становления и развития специализированной системы образования.
Следует также отметить, что важной составляющей современного туристского образования является юридическая подготовка будущих специалистов сферы туризма.
Качество профессиональной подготовки кадров для сферы туризма, сервиса и рекреации в вузе связано с формированием у них профессиональной компетентности, как критерия готовности к успешной профессиональной деятельности за пределами системы образования.
Таким образом, подготовка специалистов с отличным знанием иностранных языков, современных компьютерных технологий для туристско-гостиничного комплекса края позволит не только провести на высоком уровне Олимпиаду, но и будет способствовать созданию положительного имиджа и, следовательно, притоку зарубежных туристов на курорты Краснодарского края.
Заключение
Трудовые ресурсы являются основным составляющим элементом туристского предприятия. Трудовые ресурсы индустрии туризмапредставляют собой совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на туристическом предприятии и входящих в его списочный состав, то есть все работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и с не основной деятельностью.
|
Профессионально-квалификационная структура кадров предприятий сферы туризма складывается под воздействием профессионального и квалификационного разделения труда.
В Краснодарском крае довольно хорошо развита индустрия туризма, однако учитывая задачи, в том числе международного уровня (Олимпиада-2014), которые стоят перед нашим регионом, возникают вопросы о недостаточном количестве высококвалифицированных специалистов данной отрасли.
Так, в Краснодарском крае несмотря на его популярность не только среди российских, но и международныхтуристов, довольно актуальна проблема со знанием иностранных языков у работников туристических предприятий. Кроме того недостаточно развиты коммуникативные качества персонала туристической отрасли. Высшие учебные заведения далеко не всегда подготавливают специалистов, деловые качества которых соответствуют требованиям современных предприятий индустрии туризма.
Туристские предприятия самостоятельно формируют туристические ресурсы, определяя общую численность работников, их профессиональный состав. При планировании численности они исходят, прежде всего, из стратегии предприятия, достигнутого финансового состояния, внешней экономической среды, состояния рынка туристских услуг, внутренних факторов.
Список литературы
1. Букаяков М.И. Внутрифирменное планирование. М.: «Инфра-М», 2007.
2. Золотарева И.Д. О необходимости внесения изменений в программы подготовки специалистов туристско-гостиничного комплекса Краснодарского края // Туризм: право и экономика. - 2009, - №2.
. Квартальнов В.А., Зорин И.В. Туризм и отраслевые системы. - М., 2007.
4. Окладникова Е.А. Международный туризм. География туристских ресурсов мира: Учебное пособие. - М., СПб.: ИФК «Омега-Л»; Учитель и ученик, 2008.
. Писаревский Е.Л., Фефелова В.Н. Актуальные проблемы государственного регулирования подготовки кадров для сферы туризма // Туризм: право и экономика. - 2010. - №2. - С. 29 - 32.
6. Романов А.А., Саакянц Р.Г. География туризма: Учебное пособие. - 3-е издание. - М.: «Советский спорт», 2009.
7. Саратовцев Ю.И. Технология туризма: учебное пособие. - СПб., 2008.