Трудовые ресурсы в индустрии туризма




Введение

 

Сфера туризма, являясь довольно емкой сферой приложения общественного труда, выполняет важные социально-экономические функции. Труд в туризме имеет много общих свойств с трудом в других отраслях материального производства. Это дает основание утверждать, что к оценке эффективности труда в туризме и разработке мероприятий по рациональному использованию трудовых ресурсов могут быть применены некоторые общие подходы. Однако было бы неправомерно отождествлять труд в системе туризма с трудом в материальном производстве, а методы измерения эффективности труда в материальном производстве механически переносить на сферу услуг, в том числе туризм.

В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы эффективного использования трудовых ресурсов, позволяющих повысить эффективность туристического предприятия. Это требует привлечения в туристское предприятие высококвалифицированных специалистов. Обеспечение высокого качества туристской услуги во многом зависит от исполнителя - его квалификации и умения работать с клиентами.

Индустрия туризма в Краснодарском крае является привлекательной не только для жителей нашей страны, но и для иностранных туристов. Состояние данной отрасли во многом зависит от уровня квалификации и опыта специалистов, работающих в этой сфере.

Задача успешного развития туристической деятельности в Краснодарском крае с организационной точки зрения может быть решена лишь с помощью эффективно и грамотно подготовленных сотрудников данной отрасли с учётом действующих международных норм, современных методик обслуживания и потребностей рынка указанной сферы обслуживания.


Трудовые ресурсы в индустрии туризма

Трудовые ресурсы туристского предприятия - совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав, то есть все работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и с не основной деятельностью. Трудовые ресурсы являются главным ресурсом туристского предприятия. В силу специфики труда здесь заняты работники административно-управленческого и производственного персонала. По выполняемым функциям они подразделяются на руководителей, специалистов, технических исполнителейи рабочих.

Классификация персонала осуществляется с целью организации учета труда, выработки и заработной платы, составления отчетности и контроля за фондом заработной платы и выплатами социального характера. Отнесение работников предприятия к той или иной группе определяется Общегосударственным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Профессионально-квалификационная структура кадров предприятий сферы туризма складывается под воздействием профессионального и квалификационного разделения труда. Основной контингент занятых - это менеджеры, имеющие специальную экономическую подготовку, и работники, получившие гуманитарное образование.

Основой формирования кадрового потенциала туристского предприятия является экономически активное население, или рабочая сила. В соответствии с методологией Международной организации труда, это часть населения, предлагающая свой труд для производства товаров и оказания услуг.

Туризм как вид экономической деятельности имеет ряд особенностей. Результатом производственного процесса здесь является товар, имеющий форму туристского продукта (туристской услуги), который нематериален, не подлежит складированию в отличие от товаров, например, легкой промышленности. Предварительно оплачивая туристский продукт, он покупает готовность получить услугу. Эти основные отличительные особенности туристского продукта обусловливают содержание и характер труда в туризме.

В настоящее время требования к персоналу туристской индустрии содержатся в утвержденных руководителем должностных инструкциях или иных документах, определяющих обязанности сотрудника. Основные требования подразделяются на обязательные и рекомендательные.

К обязательным требованиям относятся:

1. знание работником своих должностных обязанностей;

2. знание Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»;

3. знание нормативных и законодательных актовРФ в области туризма;

4. наличие стажа работы в туризме или смежных с ним областях деятельности;

5. знание туристских формальностей;

6. знание иностранного языка, используемого в деятельности туристской фирмы (объем знаний, а также список сотрудников, на которых распространяется указанное требование, устанавливаются руководителем).

К рекомендательным требованиям относятся:

· наличие специального образования в сфере экономики и менеджмента туризма (для руководящего состава фирмы);

· регулярное повышение квалификации персонала;

· знание материалов, рекомендаций и других документов международных туристских организаций. Например, должностные обязанности руководителя туристской группы (гида) регулируются следующими документами: квалификационными характеристиками должностей служащих; должностными инструкциями; положением об оплате.

Практика предусматривает основные условия, при соблюдении которых работа может считаться подходящей для работника и работодателя:

· Профессиональная пригодность работника - соответствующее должностным требованиям профессиональное образование, квалификация (разряд, класс, категория), стаж работы.

· Условия деятельности с предыдущего места работы - заработок, режим работы, охрана труда.

· Состояние здоровья работника.

· Транспортная доступность места работы для работника. Данные экспертных опросов позволяют сделать вывод о том, что большая часть увольнений работников (35%) приходится на отсутствие перспектив профессионального роста и интереса к работе; 8-10% - увольнения по причине низких заработков.

Опыт практической деятельности в индустрии туризма показывает, что персонал, работающий там, нацелен на решение следующих задач:

1. Обеспечение нормального (приемлемого) экономического развития фирм-туроператоров, турагентств, гостиниц и ресторанов (персонал-экономисты, менеджеры, специалисты по маркетингу).

2. Управление отлаженной экономической структурой (административный персонал, управляющие службами, турфирмами, гостиницами и ресторанами).

3. Обеспечение работой сервисных служб в контактной с туристами зоне (производственный персонал).

4. Обеспечение и поддержание необходимого качества предоставляемых туристских и гостиничных услуг и безопасности пребывания туристов и экскурсантов (управленческий и производственный персонал).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: