ПАО «Электровыпрямитель»
«Согласовано » «Утвержден Начальник ДОЛ «Орленок» Директор ДОЛ «Орленок» ____/Мадонова А.К./ _____/Прахов А.А./
Приказ №
Дополнительная общеразвивающаяобразовательная программа
Детский оздоровительный лагерь Орленок
«Разноцветные истории ОРЛЁНКА»
/Направленностьпрограммыхудожественно - эстетическая/
РАБОЧАЯ ПОДПРОГРАММА
«О СПОРТ, ТЫМИР!»
/СПОРТИСНАЯ ЖИЗНЬ В ЗАГОРОДНОМ ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ /
ОРЛЕНОК
Составитель: Инструктор по физической культуре
Котлова Ж.В.
Год
Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение детьми основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Требования к режиму дня изложены в СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей».
Режим дня в оздоровительном лагере предусматривает: продолжительность ночного сна не менее 9 ч (для детей от 7 до 10 лет не менее 10 ч), дневного сна (отдыха) — не менее 1,5 ч, питание детей не менее 5 раз (завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин), проведение утренней зарядки, спортивных и культурно-массовых мероприятий, гигиенических, оздоровительных и закаливающих (водных, воздушных) процедур, а также отдых и свободное время. Утренний подъем детей проводится не ранее 8 ч.
Утренняя зарядка в летнем оздоровительном лагере проводится ежедневно на открытом воздухе. В дождливую погоду утренняя зарядка проводится в хорошо проветриваемом помещении продолжительностью — не менее 15 мин.
Физкультурные и спортивные мероприятия организуются с учетом возраста, физической подготовленности и здоровья детей.
В ежедневном режиме дня проводятся закаливающие процедуры. Закаливание включает зарядку, занятия физкультурой, водные, воздушные и солнечные процедуры. При организации закаливания реализуются основные гигиенические принципы — постепенность, систематичность, комплексность и учет индивидуальных особенностей ребенка.
Достижение этой цели обеспечивается решением связанных задач,направленных на: - укрепление здоровья содействие нормальному физическому развитию;- обучение жизненно важным умениям и навыкам;- развитие двигательных способностей;- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;- воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, психических процессов личности.
В программе кружков и секций представлен материал, способствующий расширению знаний детей о собственном организме, о гигиенических требованиях, об избранном виде спорта, о возможностях человека, его культуре и ценностных ориентациях.
СТРУКТУРА РАБОТЫСПОРТИВНЫХ КРУЖКОВ СОДЕРЖИТ ЧЕТЫРЕ БЛОКА:
1. Личностно – ориентированные знания, связанные с саморазвитием, самовоспитанием, самосовершенствованием.
2. Знания, необходимые для выполнения физкультурно-спортивной деятельности в коллективе. Эти знания необходимы для правильного взаимодействия с членами кружка.
3. Знания, связанные с образцами поведения и общения в коллективе (т. е. знание физкультурно-оздоровительной этики).
4. Знания, интегрирующие физическую культуру с другими сферами деятельности, т. е. как знания, полученные на занятиях кружков, преобразуются в жизнедеятельности индивида.
Технические приёмы, тактические действия различных игр таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей. Игровая деятельность детей способствует не только физическому, но и нравственному воспитанию, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, её индивидуальности, творческого отношения к деятельности.
В соответствии с общими направлениями работы спортивного кружка по комплексной программе физкультурно-оздоровительной деятельности выделяются следующие задачи: - овладение упражнениями, способствующими профилактике заболеваний сердечно- сосудистой системы, дыхательных путей, простудных заболеваний. - развитие основных двигательных способностей: быстроты движений, координации. Общей выносливости, мышечной силы и гибкости; - овладение навыками организации и проведения игр и упражнений в процессе самостоятельных занятий физической культурой. В результате работы спортивного кружка ученик должен ЗНАТЬ: - роль и значение регулярных занятий физической культурой и спортом для приобретения физической привлекательности, психической устойчивости, повышения работоспособности, профилактики вредных привычек, поддержания репродуктивной функции человека; - положительное влияние занятий физическими упражнениями с различной направленностью на формирование здорового образа жизни; УМЕТЬ: - выполнять комплексы физических упражнений с учётом состояния здоровья, индивидуальных особенностей физического развития и подготовленности; - выполнять технико-тактические действия в спортивных играх;
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЁННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ВПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ:
- выполнять физкультурно-оздоровительные и тренировочные занятия для повышения индивидуального уровня физического развития и физической подготовленности, формирования правильного телосложения; - применять средства физической культуры и спорта в целях восстановления организма после умственной и физической усталости;
Планирование физкультурно-оздоровительной
работы в лагере
Содержание деятельности лагеря определяется направленностью смены (профильной, труда и отдыха или иной). Но любая смена лагерей прежде всего – оздоровительная. Значит, главным в деятельности смены лагеря должны быть оздоровительные мероприятия, формирование здорового образа жизни.
К началу работы лагерной смены разрабатывается план физкультурно-оздоровительной работы.
Структура плана: организационная, физкультурно-спортивная, спортивно-массовая, пропагандистская, хозяйственная.
Виды планирования
1. Выборы физкультурного актива в отрядах и в лагере.
2. Определение требований, функций и содержание работы физрука.
3. Обучение физорга организаторским и судейским навыкам:
– проведение зарядки, спортивных мероприятий в отряде, лагере;
– соревнований между командами, составление протоколов соревнований;
– обращение с секундомером, рулеткой, измерение результатов в беге, прыжках, метании, связь с физоргами отрядов.
4. Формирование совета физоргов лагеря.
5. Определение содержания работы совета:
– проведение обще лагерных спартакиад;
– организация первенства лагеря по различным видам спорта;
– оказание помощи в организации лагерных мероприятий.
6. Проведение заседаний совета физоргов, координация его работы с другими органами самоуправления.
7. Подготовка актива лагеря при проведении спортивных мероприятий, туристических походов и т. д.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
№ п/п | Вид работы | Время | Ответственный |
Организационная работа | |||
Разработка календарного плана спортивно-массовых мероприятий | До открытия лагеря | Инструктор по физическому воспитанию | |
Составление календарных планов спортивно-массовых мероприятий отрядов. Выборы физоргов отрядов, совета физоргов лагеря | В первые 2–3 дня | Инструктор по физическому воспитанию, воспитатели, вожатые | |
Набор детей в спортивные кружки. Составление расписания занятий | В начале смены | Инструктор по физическому воспитанию | |
Составление Положения о лагерной спартакиаде | До открытия смены | Инструктор по физическому воспитанию | |
Инструктаж физоргов, капитанов команд, ответственных за утреннюю гимнастику о тренировках отрядных и сборных команд; организация соревнований в отряде и в лагере | В течение всей смены | Инструктор по физическому воспитанию | |
Организация медицинского осмотра и контроля | В течение всей смены | Медработник | |
Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа | |||
Проведение утренней гимнастики | Ежедневно | Инструктор по физическому воспитанию | |
Проведение оздоровительных мероприятий (купание, закаливающие процедуры и т. д.) | По плану | Инструктор по физическому воспитанию, воспитатели | |
Проведение занятий, тренировок по видам спорта | По расписанию | Инструктор по физическому воспитанию, педагоги | |
Организация конкурсов, соревнований по различным видам спорта | По плану | Инструктор по физическому воспитанию, педагоги | |
Прогулки, экскурсии, туристские походы | По плану | Инструктор по физическому воспитанию, педагоги | |
Пропагандистская работа | |||
Оборудование уголков “Физкультура и спорт” (“Наши достижения”, “Спортивное обозрение” и т. д.) в отрядах, лагере | Вторая смена лагеря | Инструктор по физическому воспитанию, физорги, педагоги |
Окончание табл.
Выпуск фотостендов | Вторая смена лагеря | Инструктор по физическому воспитанию, физорги, педагоги | |
Проведение спортивной викторины | По плану | Инструктор по физическому воспитанию, физорги, педагоги | |
Встречи с мастерами спорта | По плану | Инструктор по физическому воспитанию, физорги, педагоги | |
Хозяйственная работа | |||
Учет спортивного инвентаря | До открытия смены | Инструктор по физическому воспитанию | |
Проведение ремонта имеющегося спортивного оборудования и инвентаря | В течение смены | Инструктор по физическому воспитанию | |
Оборудование мест для хранения спортивного инвентаря | До открытия смены | Инструктор по физическому воспитанию | |
Приобретение бланков протоколов, грамот | До открытия смены | Инструктор по физическому воспитанию | |
Устройство оборудования и подготовка мест для проведения спортивно-оздоровительных мероприятий, занятий и тренировок | Первая неделя смены | Инструктор по физическому воспитанию |
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ
И СПОРТИВНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
НА ОДНУ СМЕНУ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
№ п/п | Дата | Мероприятия | Участники | Ответственный | Отметка о выполнении |
При составлении календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий учитывается сложившиеся традиции лагеря, российские праздники, знаменательные и исторические даты.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫСПОРТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДОЛ ОРЛЕНОК.
1.Техника безопасности, правила поведения и предупреждение травматизма в работе спортивного кружка. Правовые основы физической культуры и спорта. Обучение движениям и развитие двигательных способностей. Комплекс упражнений гимнастики на свежем воздухе. Игры на спортивной площадке («Защита крепости», «Тяни в круг», «Круговая лапта», «Дозорные»).
2. Понятие о физической культуре личности. Эстафеты.
3. Физическая культура и спорт в профилактике заболеваний и укреплении здоровья. Игры на свежем воздухе («Ловля парами», «Салки на одной ноге», «Верёвочка под ногами», «Русская лапта»).
4. Основные формы и виды физических упражнений. Мини- футбол
5. Совершенствование техники длительного бега.
6. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий. Соревнование в беге на длинные дистанции
7. Малые Олимпийские игры.
8.Формы самостоятельных индивидуальных занятий. Игра в пионербол
9. Эстафеты с передачами мяча, игры с борьбой за мяч.
10.Основы организации двигательного режима. Режим дня школьника. Конкурсы «Челнок», «Барьеристы».
11. От игры – к спорту! (игры-эстафеты «Удочка прыжковая», «Проворный мотальщик», «Переправа с обручами»).
12. От игры – к спорту! (игры-эстафеты «Ловкий футболист», «Биатлонисты», «Комбинированная эстафета»).
13. Планета физкультуры и спорта.
14.Телосложение и характеристика его основных типов. Атлетическая гимнастика. Ритмическая гимнастика. На крыльях Олимпиады (игровые состязания).
15.Способы регулирования массы тела человека. Мини-футбол.
16. Современные спортивно-оздоровительные системы физических упражнений (игры на воде, соревнования по плаванию, ритмическая гимнастика, шейпинг, системы аэробики).
17.Олимпийские игры древности.
18. Спортивно-развлекательная программа «А ну-ка, мальчики!», «Веселые старты».
19. Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение. Совершенствование тактики игры в баскетбол.
20. Летние олимпийские виды спорта. Совершенствование тактики защитных действий в баскетболе.
21.Спортивно-развлекательная программа «А ну-ка, девочки!» Упражнения для развития выносливости. Совершенствование техники защитных действий в волейболе.
22.Развитие скоростно-силовых способностей и физических качеств. Совершенствование тактики игры в волейбол.
23.Праздник русских народных игр. Кроссовый вариант утренней гигиенической гимнастики. Игра в футбол.
24. Круговая тренировка для развития координационных способностей. Оздоровительный бег.
25.Летние Олимпийские виды спорта. Летние Олимпиады. Футбол (мальчики), эстафеты (девочки).
26. Туристическая эстафета. /по стациям – палатка, бревно,болото, минное поле, маятник, стрельба из винтовки, разожги костер, кочки/
Программа оздоровительной работы лагеря включает не только вопросы физического, но и духовного развития. Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он научился любви к себе, к людям, к жизни.
Необходимые документы физкультурно-оздоровительной работы в лагере:
– примерный план работы по физическому воспитанию;
– календарный план;
– положения о спортивных мероприятиях;
– протоколы соревнований с результатами;
– отчет о работе в конце смены (количество принимавших участие; места, завоеванные участниками, были ли травмы и др.);
– учет спортивного инвентаря;
– учет рекордов и победителей по следующей примерной форме:
Вид спорта, соревнование | Результат | Ф. И. рекордсмена | Возраст спортсмена | Год установления рекорда, смена |
ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ЛАГЕРНОЙ СПАРТАКИАДЫ
Цели и задачи
Спартакиада проводится с целью привлечения детей к активным и регулярным занятиям физической культурой и спортом, укрепления здоровья, воспитания потребности к занятиям физическими упражнениями.