ВВЕДЕНИЕ
Психология физического воспитания и спорта – это область психологической науки, изучающая закономерности психических проявлений человека в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Необходимость ее появления обусловлена специфическими условиями физкультурно-спортивной деятельности. В данном курсе психология физического воспитания и спорта рассматривается как специальная отрасль психологической науки, раскрываются ее основные проблемы, теоретическое и практическое значение.
Цель дисциплины: подготовка студентов к решению профессиональных задач психологического содержания.
Задачи дисциплины:
1. Формировать методический опыт, позволяющий выбирать оптимальные средства достижения поставленных целей.
2. Изучить влияние физической подготовленности на устойчивость к утомлению и эмоциональным стрессам.
3. Выявить возможности развивающего и корректирующего воздействия физического воспитания на физическое развитие.
4. Изучить влияние физического воспитания на психическое развитие.
5. Формировать знания о личностной готовности к профессиональной деятельности.
В рамках изучения данного курса проводятся лекционные и семинарские занятия, в числе которых круглые столы, занятия-практикумы, проблемные семинары, деловые игры, целевые дискуссии, обсуждение кино-, видеоматериалов и т.д. Особое место в данном курсе уделяется самостоятельной работе студентов.
Проверка знаний студентов осуществляется при помощи устных и письменных ответов на теоретические вопросы, тестовых заданий и т.д.
Критерии оценки устного ответы: ответ должен содержать все необходимые понятия; ответ на вопрос должен быть выстроен по плану в логической последовательности от условия и вопроса к искомому, от частного к общему либо от абстрактного к конкретному в зависимости от сути обсуждаемого вопроса; ответ должен быть кратким, но полным, содержащим необходимые причинно-следственные связи учебного материала и т.д. Устный ответ студента на теоретический вопрос преподаватель оценивает согласно представленным критериям. Далее выводится качественная оценка ответа и выставляется отметка по четырехбалльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».
|
Для оценки письменного ответа на теоретический вопрос применяются те же критерии. Применяется и такой критерий, как логика изложения аргументов и правильность использования и написания терминов.
Для оценки тестовых заданий используется следующая шкала показателей. В процентном соотношении оценки (по пятибалльной системе) рекомендуется выставлять в следующих диапазонах: «2» – менее 50%; «3» – 50% - 65%; «4» – 65% - 85%; «5» – 85% - 100%.
Лабораторная работа № 1
Методика изучения межличностных отношений в спортивных коллективах
Цель работы: ознакомление с некоторыми приемами изучения межличностных отношений в спортивном (школьном, физкультурном) коллективе.
Длявыявления лидера коллектива (команды), сплоченности и взаимоотношений в физкультурном коллективе применяются социометрические методики.
Приборы и материалы: шкала приемлемости и таблицы-матрицы оценки межличностных отношений. Шкала приемлемости наиболее эффективна для выявления внутригрупповых отношений в школьном физкультурном коллективе.
|
Методика выполнения
Для исследования с помощью шкалы приемлемости готовится шаблон – лист картона, на котором сверху наклеены пять вариантов ответов:
1. Я очень хотел бы быть с ним в одном коллективе (+2).
2. Мог бы включить его в наш коллектив (+1).
3. Мог бы быть с ним в коллективе, а мог и не быть (безразлично) (0).
4. Лучше не включать его внаш коллектив (-1).
5. Ни в коем случае не хочу быть вместе (-2).
По числу членов коллектива (группы) готовят листы бумаги, на которых слева помещается алфавитный список группы. Получив такой лист и поместив его на трафарет, студент проставляет против каждой фамилии цифру, соответствующую приемлемости для него этого члена группы.
Например, если студент считает, что мог бы включить его в коллектив, хотя и не очень хочет этого, то ставит против его фамилий «+1», а если очень не хотел бы быть с ним в одном коллективе «-2».
Собрав у студентов листы, составляют таблицу-матрицу (см. табл. 1) и заполняют ее клетки цифрами: +2 (I вариант), +1(2 вариант), О (3 вариант), -1 (4 вариант), -2 (5 вариант).
Результаты в горизонтальных и вертикальных рядах суммируются. Алгебраическая сумма цифр горизонтальной графы показывает отношение каждого его члена к коллективу, вертикальной – отношение коллектива к данному студенту (школьнику). Она может быть положительной или отрицательной.
Таблица 1. Первичная матрица по изучению межличностных отношений в коллективе
№ | Фамилия | Сумма балов | ||||||||||
Сумма балов |
Социометрию можно использовать с целью выявления лидера коллектива, выбора капитана команды, физорга класса (группы).
|
Студентам раздают листочки бумаги и предлагают написать, кого они хотели бы выбрать капитаном команды (физоргом), запасным капитаном, если первый по какой-либо причине (болезнь, загруженность общественной работой и т.п.) не может быть утвержден, и кого хотели бы выбрать резервным капитаном, на случай, если первые двое не смогут выполнять намеченные обязанности. На основе заполненных студентами листочков составляется таблица-матрица (см. табл. 2).
Фамилии студентов вносятся в таблицу, и против каждой фамилии в клетках, соответствующих номеру выбранных студентов, как в таблице шахматных соревнований, проставляются цифры 1, 2 и 3, указывающие выбор соответственно первого капитана, второго запасного и третьего резервного.
В последних трех графах таблицы проставляется суммарное или общее количество выборов (ОКВ), количество взаимных выборов (ВВ) и положительный социальный статус (ПСС) каждого студента (школьника), который определяется по формуле: ПСС равно количеству полученных выборов, деленному на максимально возможное число выборов.
Таблица 2. Сводная матрица по изучению межличностных отношений в коллективе
№ | Фамилия | ОКВ | ВВ | ПСС | ||||||||||
Чтобы выявить взаимные симпатии и сплоченность коллектива, предлагается написать на листочках бумаги фамилии трех товарищей, с которыми студент особенно хотел бы быть в одной команде, группе, отделении, причем регистрировать их по степени значимости от единицы до трех. Делается таблица-матрица (можно воспользоваться и предыдущей матрицей по выбору капитанов) и подсчитывается количество взаимных выборов.
Если разделить полученную цифру на общее число выборов, в частном получается коэффициент сплоченности. Он характеризует спаянность коллектива. Если не ограничивать число выборов, то по материалам матрицы нетрудно будет выявить потребность каждого в дружеских отношениях, его общительность, эмоциональную экспансивность. Она равна числу выборов, сделанных членом группы: П-1, где П - чисто членов коллектива. Для определения групповой экспансивности, т.е. потребности всей группы в дружеских отношениях, следует общее число выборов, сделанных группой, разделить па число членов группы.
Для обозначения статуса члена группы разработана специальная терминология. Получившие в 2 раза больше среднего возможного числа выборов называются звездами, получившие среднее и выше среднего число выборов – приятными, не получившие выборов – изолированными.
Завершение работы
Обсуждение фактических материалов, характеризующих межличностные отношения в группе, полученных с помощью самих студентов.
Необходимые пояснения к работе
При проведении социометрических исследований необходимо гарантировать тайну выбора. Социометрический опрос не рекомендуется проводить преподавателю, у которого по каким-либо причинам испорчены отношения с коллективом или отдельными его членами. Но кто бы ни проводил исследование, полученные путем социометрии материалы необходимо перепроверить, предложив ученикам другой критерий выбора, выявив ценностно-ориентационное единство команды (совпадение позиций преподавателя и учащихся, успешность выступления коллектива в соревнованиях и т.п.) в ходе педагогического наблюдения за поведением и взаимными отношениями членов коллектива, экспериментальной беседы.
Вопросы для обсуждения
1. В чем заключается сущность понятия о группах?
2. Какова специфика проявления признаков малой группы в физическом воспитании и спорте?
3. Каковы особенности межличностных отношений в группе?
4. В чем сущность лидерства и руководства?
5. Охарактеризуйте стили деятельности тренера, учителя физкультуры
Литература
1. Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
2. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. – 468 с.
3. Межличностное общение/ В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб., 2002.
4. Параносич В., Лазаревич Л. Психодинамика спортивной группы. – М.,1997.
5. Попов А.А. Спортивная психология. – М., 1998.
6. Чирков В.И. Межличностное отношение, внутренняя мотивация и саморегуляция//Вопросы психологии. – 1997. №3.
Лабораторная работа № 2