В рамках проведения государственного экзамена проверяется степень освоения выпускником следующих компетенций:
Общекультурные компетенции (ОК): ОК-6.
Общепрофессиональные компетенции (ОПК): ОПК-1.
Профессиональные компетенции (ПК): ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-15, ПК-17, ПК-18.
2.1 Перечень основных учебных дисциплин образовательной программы или их разделов и вопросов, выносимых для проверки на государственном экзамене:
Дисциплина | Вопросы и их содержание |
Система мониторинга природной среды на техногенных территориях | 1. Мониторинг загрязнения природной среды. 2. Классификация систем мониторинга. 3. Уровни организации экологического мониторинга. 4. Методы экологического мониторинга. 5. Фоновый мониторинг атмосферы. 6. Государственная система наблюдения атмосферного воздуха. 7. Мониторинг почв. 8. Методы контроля и оценки состояния почв. 9.Нормирование атмосферного воздуха. 10. Нормирование почв. 11. Нормирование качества воды. 12. Мониторинг гидросферы. 13.Виды загрязнения гидросферы. 14.Радиоэкологический мониторинг. 15. Биологические методы мониторинга. |
Современные технологии защиты и восстановления природной среды на техногенных территориях | 1 Классификация источников загрязнения атмосферы. 2. Методы защиты биосферы от промышленных выбросов. 3. Экологические последствия и средства защиты загрязнения атмосферы. 4. Оценка состояния и методы экологического контроля водной среды. 5. Миграция и трансформация веществ в водной среде. 6. Система контроля источников сброса загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты. 7. Механическая очистка сточных вод. 8. Биологическая очистка сточных вод. 9. Механизм очистки сточных вод под действием коагуляции. 10. Флотационная очистка сточных вод. 11. Мероприятия по защите почв. 12.Рекультивация нарушенных земель. 13.Технология восстановления лесных экосистем. 14. Локализация разливов нефти и нефтепродуктов на водной поверхности. 15. Методы ликвидации разливов сырой нефти и нефтепродуктов. |
Восстановление и защита земель нефтегазового комплекса | 1. Климатические особенности Севера Тюменской области. 2. История геологического развития и четвертичная геология района. 3. Особенности рельефа. 4. Мерзлотные явления. 5. Основные типы почв. 6. Методы и технологии технической рекультивации. 7. Методы и технологии закрепления грунтов с низкой несущей способностью. 8. Методы и технологии биологической рекультивации нарушенных земель в арктических районах. 9. Анализ естественных изменений природной среды на ключевых участках. 10. Классификация типов нарушенных земель в ходе освоения месторождений нефти и газа и строительства трубопроводов. 11. Природно- и ресурсосберегающие технологии строительства объектов в арктических районах. 12. Компоненты экосистем и их чувствительность к нефтяным загрязнениям. 13. Способы биологической рекультивации нефтезагрязненных почв с применением биопрепаратов. 14. Технологии применения биопрепаратов. |
Экологическая экспертиза и технология изыскательских работ | 1. Законодательные и нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды. 2. Управление природоохранной деятельностью в области государственной экологической экспертизы в Российской Федерации. 3. Организация системы государственного контроля. 4. Основные механизмы управления охраной окружающей среды на предприятиях. 5. Контроль за природоохранной деятельностью предприятий. 6. Критерии оценки техногенного воздействия на объекты природной среды 7. Специальные природоохранные органы Российской Федерации. 8. Принципы экологической экспертизы. 9. Экологический контроль за исполнением требований экологической экспертизы. 10. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы. 11. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды. 12. Конструктивные особенности технических систем экологической безопасности. 13. Технические системы экологической безопасности. 14. Экологические требования к осуществлению проектной и предпроектной деятельности. 15. Инженерно-экологические изыскания и исследования для обоснования подготовки документов территориального планирования. 16. Инженерно-экологические изыскания для разработки рабочей документации строительства объектов капитального строительства. 17. Инженерно-экологические изыскания в период строительства и демонтажа объектов капитального строительства. |
Оценка и прогнозирование экологических рисков | 1. Подходы к оценке экологического риска. 2. Анализ процессов, связанных с оценкой экологического риска. 3. Биогеохимические источники экологического риска. 4. Воздействие вредных веществ в технобиогеохимических провинциях. 5. Ранжирование металлов по степени их воздействия на окружающую среду. 6. Нефтегазовые биогеохимические провинции. 7. Экологические проблемы урбанизации. 8. Методы оценки в различных условиях. 9. Экологические проблемы нарушения биогеохимических циклов. 10. Модели для расчета экологического риска. 11. Оценка экологического риска для здоровья населения и экосистем от объектов промышленного назначения. 12. Оценка экологического риска от загрязнения окружающей среды. 13. Прогнозирование экологического риска в промышленности и энергетике. 14. Прогнозирование экологического риска в транспортных системах, при размещении отходов. 15. Модель интегрированной процедуры оценки риска в системе экологической оценки. |
Оценка процессов и расчет аппаратов защиты окружающей среды | 1.Источники загрязнения атмосферы: атмосферный воздух как природный ресурс. 2.Свойства приземного слоя атмосферы. 3.Характеристика основных путей снижения загрязнения атмосферы: организационный, технологический, инженерно-экологический. 4.Методы, способы и технические устройства очистки вентиляционного воздуха от загрязняющих веществ: математическая модель аэродинамического улавливания загрязняющих веществ. 5. Аэродинамический, гидродинамический, фильтрационный, электромагнитный методы. 6.Классификация способов и технических устройств по методам пылеочистки. 7.Математическое описание рабочих параметров устройств пылеочистки. Конструкции устройств. 8.Местные отсосы различной конструкции. 9.Методы, способы и технические устройства очистки вентиляционного воздуха от газообразных загрязняющих веществ (пыли): адсорбционный, абсорбционный, конденсационный и термический методы. 10.Классификация способов и технических устройств по каждому методу газоочистки. Конструкции устройств. 11. Основные способы очистки отходящих газов от SO2, NOх и CO. Конструкции сооружений. Принцип расчета. 12. Методы очистки сточных вод. Классификация. 13.Механическая и биологическая очистка сточных вод. 14. Аэротенки. Классификация. Конструкции устройств. Расчет сооружений. 15. Биофильтры. Классификация. Расчет сооружений. 16. Классификация сточных вод: хозяйственно-бытовые, производственно-технологические и ливневые стоки. 17.Виды их загрязнений и особенности поступления со сточными водами. 18. Источники загрязнения гидросферы. 19.Свойства и характеристики сточных вод. Необходимая степень очистки сточных вод. 20. Методы переработки твердых отходов. 21.Классификация методов переработки твердых отходов, их суть. 22. Сортировка, измельчение, обогащение, компостирование, термическая обработка отходов. 23. Основные аппараты, обеспечивающие проведение процессов переработки отходов производства: дробилки, мельницы, грохоты, смесители, отсадочные машины и шлюзы, сепараторы, прессы, печи и термическое оборудование и др. Конструкции сооружений. Принцип работы. Расчеты и конструирование этих аппаратов. 24. Особенности работы с токсичными и радиоактивными отходами. Устройство полигонов. |
|
|
|
Рекомендуемая литература
Дисциплина | Литература |
Система мониторинга природной среды на техногенных территориях | 1. Тихонова, Ирина Олеговна. Экологический мониторинг атмосферы [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии» / И. О. Тихонова, В. В. Тарасов, Н. Е. Кручинина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Форум: ИНФРА-М, 2013. - 131 с. 2. Тихонова, Ирина Олеговна. Экологический мониторинг водных объектов [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии» / И. О. Тихонова, Н. Е. Кручинина, А. В. Десятов. - Москва: Форум: ИНФРА-М, 2012. - 152 с. |
Современные технологии защиты и восстановления природной среды на техногенных территориях | 1. Парфенов, Виталий Григорьевич. Рекультивация нефтезагрязненных земель [Текст]: учебное пособие / В. Г. Парфенов, Ю. В. Сивков; ТюмГНГУ. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2015. - 94с. 2. Таранцева, Клара Рустемовна. Процессы и аппараты химической технологии в технике защиты окружающей среды [Текст]: учебное пособие / К. Р. Таранцева, К. В. Таранцев. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 412 с. |
Восстановление и защита земель нефтегазового комплекса | 1. Сивков, Юрий Викторович. Природообустройство и ресурсосбережение: учебное пособие / Ю. В. Сивков; ТИУ. - Тюмень: ТИУ, 2016. - 148 с. |
Экологическая экспертиза и технология изыскательских работ | 1. Экологический мониторинг и экологическая экспертиза: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по специальности «География. Охрана природы» / М. Г. Ясовеев [и др.]; под ред. проф. М. Г. Ясовеева. - Минск: Новое знание; Москва: Инфра-М, 2013. - 304 с. |
Оценка и прогнозирование экологических рисков | 1. Пленкина, Вера Владимировна. Управление производственно-экологическим риском в рамках системы страховой защиты на нефтедобывающем предприятии / В. В. Пленкина, О. В. Афанасьева; ТюмГНГУ. - Электрон. текстовые дан. – Санкт-Петербург: Недра, 2010. 2. Руднева, Лариса Николаевна. Методический инструментарий оценки экологизации территории: монография / Л. Н. Руднева, М. А. Гурьева; ТюмГНГУ. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2015. - 122 с. 3. Андронова, Ирина Владимировна. Стандартизация, метрология, сертификация: учебник / И. В. Андронова, Я. В. Невмержицкая; ТюмГНГУ. - Электрон. текстовые дан. - Тюмень: [б. и.], 2011. |
Оценка процессов и расчет аппаратов защиты окружающей среды | 1. Литвинова, Н. А. Аппараты защиты окружающей среды: учебное пособие для практических занятий по дисциплине «Оценка процессов и расчет аппаратов защиты окружающей среды» для магистров по направлению 20.04.01 «Техносферная безопасность» по магистерской программе «Защита и восстановление природных и техногенных территорий» очной формы обучения / Н. А. Литвинова; Тюменский архитектурно-строительный университет, кафедра техносферной безопасности. - Тюмень: ТюмГАСУ, 2015. - 182 с. |
2.2 Критерии выставления оценок на государственном экзамене
ОТЛИЧНО – минимум три вопроса имеют полные решения и один вопрос имеет неполное решение. Содержание ответов свидетельствует об уверенных знаниях выпускника и о его умении решать профессиональные задачи, соответствующие его будущей квалификации (91-100 баллов).
ХОРОШО – минимум три вопроса имеют полные решения. Содержание ответов свидетельствует о достаточных знаниях выпускника и о его умении решать профессиональные задачи, соответствующие его будущей квалификации (76-90 баллов).
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО – минимум – два вопроса имеют полное решение. Содержание ответов свидетельствует о недостаточных знаниях выпускника и о его ограниченном умении решать профессиональные задачи (61-75 баллов).
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО – четыре вопроса не имеют решения и/или «принципиально значимые» элементы отсутствуют в ответе обучающегося. Содержание ответов свидетельствует о слабых знаниях выпускника и о его неумении решать профессиональные задачи (менее 61 балла).
2.3 Порядок проведения экзамена:
Сроки проведения государственного экзамена определяются учебным планом по направлению подготовки и календарным графиком учебного процесса.
Для проведения государственного экзамена формируется состав ГЭК, который утверждается приказом руководителя Подразделения.
Обучающиеся обеспечиваются перечнем основных вопросов, выносимых на государственный экзамен. Для обучающихся проводятся консультации в соответствии с расписанием, утвержденным руководителем Подразделения.
Форма сдачи государственного экзамена для очной и заочной форм обучения – письменная. Результаты государственного аттестационного испытания, объявляются на следующий рабочий день после дня его проведения.
Для проведения государственного экзамена кафедрой разрабатываются экзаменационные билеты на основе Программы ГИА и утверждаются заведующим кафедрой.
На подготовку и оформление письменного ответа на вопросы экзаменационного билета отводится пять астрономических часов и листы бумаги, проштампованные госкомиссией. За это время обучающийся составляет тезисы своих ответов по каждому вопросу билета.
На экзаменах разрешено пользование справочной литературой.
Пересдача государственного экзамена с целью повышения положительной оценки не допускается.
2.4 Порядок подачи и рассмотрения апелляции
По результатам государственных аттестационных испытаний обучающийся имеет право на апелляцию.
Обучающийся имеет право подать в апелляционную комиссию письменную апелляцию о нарушении, по его мнению, установленной процедуры проведения государственного аттестационного испытания и (или) несогласии с результатами государственного экзамена.
Апелляция подается лично обучающимся в апелляционную комиссию не позднее следующего рабочего дня после объявления результатов государственного аттестационного испытания.
Для рассмотрения апелляции секретарь государственной экзаменационной комиссии направляет в апелляционную комиссию протокол заседания государственной экзаменационной комиссии, заключение председателя государственной экзаменационной комиссии о соблюдении процедурных вопросов при проведении государственного аттестационного испытания, а также письменные ответы обучающегося (при их наличии) для рассмотрения апелляции по проведению государственного экзамена.
Апелляция рассматривается на заседании апелляционной комиссии не позднее двух рабочих дней со дня ее подачи. На заседание апелляционной комиссии приглашаются председатель ГЭК и обучающийся, подавший апелляцию. В этом случае обучающийся должен иметь при себе документы, удостоверяющие личность.
Заседание апелляционной комиссии может проводиться в отсутствии обучающегося, подавшего апелляцию в случае его неявки на заседание апелляционной комиссии.
Решение апелляционной комиссии доводится до сведения обучающегося, подавшего апелляцию, в течение трех рабочих дней со дня заседания апелляционной комиссии. Факт ознакомления обучающегося, подавшего апелляцию, с решением апелляционной комиссии удостоверяется подписью обучающегося.
При рассмотрении апелляции о нарушении процедуры проведения государственного аттестационного испытания апелляционная комиссия принимает одно из следующих решений:
- об отклонении апелляции, если изложенные в ней сведения о нарушениях процедуры проведения государственного аттестационного испытания обучающегося не подтвердились и (или) не повлияли на результат государственного аттестационного испытания;
- об удовлетворении апелляции, если изложенные в ней сведения о допущенных нарушениях процедуры проведения государственного аттестационного испытания обучающегося подтвердились и повлияли на результат государственного аттестационного испытания.
В случае, указанном в абзаце третьем настоящего пункта, результат проведения государственного аттестационного испытания подлежит аннулированию, в связи с чем протокол о рассмотрении апелляции не позднее следующего рабочего дня передается в государственную экзаменационную комиссию для реализации решения апелляционной комиссии.
Обучающемуся, подавшему апелляцию, предоставляется возможность повторно пройти государственное аттестационное испытание в присутствии председателя и одного из членов апелляционной комиссии, не позднее чем через два рабочих дня после вынесения решения апелляционной комиссией.
При рассмотрении апелляции о несогласии с результатами государственного экзамена апелляционная комиссия выносит одно из следующих решений:
- об отклонении апелляции и сохранении результата государственного экзамена;
- об удовлетворении апелляции и выставлении иного результата государственного экзамена.
Решение апелляционной комиссии не позднее следующего рабочего дня передается в ГЭК. Решение апелляционной комиссии является основанием для аннулирования ранее выставленного результата государственного аттестационного испытания и выставления нового после прохождения повторного государственного аттестационного испытания в присутствии председателя и одного из членов апелляционной комиссии, не позднее чем через два рабочих дня после вынесения решения апелляционной комиссией, но не позднее даты завершения обучения в Университете в соответствии с ФГОС ВО.
Апелляция на повторное проведение государственного аттестационного испытания не принимается.
2.5. Проведения государственной итоговой аттестации с применением дистанционных образовательных технологий
Проведении ГИА с применением ДОТ процедура государственного экзамена, защиты выпускной квалификационной работы, защиты научного доклада осуществляется посредством информационно-коммуникационных технологий (системы поддержки образовательного процесса Educon, сервисах Zoom, Skype).
В случае непредвиденных (форс-мажорных) ситуаций, обучающиеся, по решению кафедры могут сдать ГИА в дистанционном режиме.
Проведение защиты выпускной квалификационной работы проводится в сроки, установленные для очной защиты ВКР. Защита ВКР в дистанционном формате проводится по средствам электронной системы видеосвязи (например Skype). Заблаговременно проводится проверка и наладка видеосвязи, для бесперебойной работы.
Расписание проведения государственных аттестационных испытаний утверждается в установленном порядке не позднее чем за 30 календарных дней до начала проведения ГИА в соответствии с календарным учебным графиком и доводится до всех участников ГИА заведующим выпускающей кафедрой/руководителем образовательной программы (далее – заведующий кафедрой/РОП) путем размещения в системе Educon и на официальном сайте университета в разделе «Проведение ГИА» не позднее чем за 15 календарных дней до даты проведения государственной итоговой аттестации.
Перед началом проведения процедуры ГИА с применением ДОТ обучающийся обязан обеспечить необходимые условия для работы:
- наличие документа, удостоверяющего личность;
- наличие устройства передачи видео и аудио сигнала (персональный компьютер, планшет, сотовый телефон и т.п.), наличие камеры;
Во время проведения процедуры ГИА с применением ДОТ обучающийся обязан:
- использовать для идентификации оригинал документа, удостоверяющего его личность;
- не покидать зону видимости веб-камеры;
- не отключать микрофон и не снижать его уровень чувствительности к звуку;
- использовать только одно средство вывода изображения (монитор, ТВ, проектор), одну клавиатуру, один манипулятор (компьютерную мышь, тачпад и т.п.).
Во время проведения процедуры ГИА с применением ДОТ обучающийся не имеет права:
- привлекать к помощи третьих лиц;
- предоставлять доступ к компьютеру посторонним лицам;
- вступать в разговоры с третьими лицами, использовать справочные материалы (учебные пособия, записи в бумажном и электронном виде и т.п.), любые гаджеты (сотовые телефоны, планшеты и т.п.), дополнительные мониторы и компьютерную технику, кроме той, что непосредственно используется для проведения ГИА, если иное не предусмотрено программой проведения ГИА.
Сдача государственного экзамена проводится в виде итогового тестирования в режиме онлайн. В интерактивной форме разрабатываются по государственным стандартам высшего профессионального образования тестовые задания в соответствии с перечнем дисциплин предусмотренных при очной форме. Онлайн-тестирование поводится с помощью системы поддержания учебного процесса Educon. Онлайн-тесты проводятся с помощью вопросов и многовариантных ответов на них, либо посредством открытого ответа – поля для впечатывания ответа. Тестирование может быть поэтапным, когда следующий вопрос появляется только после ответа на предыдущий, или стандартным когда перед студентом сразу открыты все вопросы, и он может отвечать в удобном для него порядке. Время тестирования составляет до одной минуты на тестовый вопрос и до получаса на эссе. Для прохождения тестирования, также, необходима идентификация личности обучающегося и постоянный контроль за процессом ответов на тесты, чтобы обучающийся не мог подсмотреть информацию в учебниках или в поисковых интернет-системах, а также не нанял «помощника» вместо себя.
Сдача ГИА проводится по заявлению обучающегося с приложением подтверждающей документации о невозможности присутствия (по объективным причинам) на очной сдаче ГИА. Решение о дистанционной сдаче принимается кафедрой с согласия дирекции и ректората ТИУ. Подробности процедуры рассматриваются дополнительно при сдаче в дистанционном режиме.
Организация и проведение государственной итоговой аттестации с применением дистанционных образовательных технологий
Проведение государственного экзамена (ГЭ) осуществляется в форме удаленного компьютерного тестирования с осуществлением обязательной идентификации личности обучающегося и постоянным контролем со стороны ГЭК за соблюдением процедуры и порядка проведения ГЭ.
Удаленное компьютерное тестирование включают в себя решение обучающимися различных типов заданий, входящих в программу ГЭ по соответствующему направлению подготовки, и обеспечивающих проверку уровня сформированности компетенций обучающихся.
В день проведения ГЭ:
а) обучающийся входит в персональный кабинет образовательного портала «Электронный университет» и в курсе «ГИА» переходит к разделу «Идентификация, защита ВКР» для установления соединения с членами ГЭК;
б) сотрудник центра дистанционных образовательных технологий (далее – ЦДОТ): контролирует подключение обучающихся к вебинару и при отсутствии подключения у отдельных обучающихся осуществляет соединение с ними посредством телефонной связи по тем номерам, которые заранее были предоставлены обучающимися; оказывает консультационную помощь обучающимся для устранения возникающих проблем с подключением. Если в течение 15 минут проблема с подключением не устраняется, обучающемуся по телефону объявляется, что государственное аттестационное испытание переносится на более поздний срок, ему в индивидуальном протоколе заседания ГЭК вносится запись «неявка по уважительной причине», в связи с невозможностью установления интернет соединения. В установленное расписанием время представитель ЦДОТ сообщает председателю ГЭК о возможности начала государственного аттестационного испытания;
в) сотрудник департамента информационных технологий (далее – ДИТ): в помещении, где расписанием запланировано заседание ГЭК, осуществляет настройку ПК к сеансу видеоконференцсвязи; проверяет работу видеокамер и микрофонов; обеспечивает качество работы оборудования в соответствии с установленными требованиями; информирует председателя ГЭК о технической готовности к проведению ГЭ; осуществляет техническую поддержку ГЭ в течение всего государственного аттестационного испытания.
При подтверждении устойчивого соединения со всеми обучающимися председатель ГЭК представляет членов комиссии, доводит регламент проведения ГЭ и проводит процедуру идентификации обучающихся.
Идентификация обучающихся состоит в визуальной сверке личности обучающегося с данными паспорта, представленного обучающимся перед видеокамерой членам ГЭК в развернутом виде. При идентификации личности обучающийся обязан назвать полностью фамилию, имя, отчество. Сведения о результатах идентификации обучающихся вносятся секретарем в индивидуальные протоколы заседания ГЭК. В случае невозможности идентификации, обучающийся отстраняется от дальнейшего прохождения ГЭ, ему в индивидуальном протоколе заседания ГЭК вносится запись «неявка по неуважительной причине», в связи с невозможностью идентификации обучающегося.
После процедуры идентификации председатель ГЭК предлагает всем обучающимся, вызывая каждого по списку, осуществить сканирование при помощи web-камеры (или поднимая и поворачивая ноутбук) окружающих стен, пола, потолка и рабочей поверхности стола, на котором установлен ПК. При выявлении нарушений требований п.11 настоящего Порядка обучающийся должен устранить нарушения. Если выявленные нарушения устранить невозможно, то обучающийся отстраняется от дальнейшего прохождения ГЭ, ему в индивидуальном протоколе заседания ГЭК вносится запись «неявка по неуважительной причине», в связи с нарушением требований к помещению, в котором находитсяобучающийся.
В курсе «ГИА» в разделе «Государственный экзамен» обучающийся открывает задание ГЭ и приступает к его выполнению. Продолжительность выполнения задания составляет не более трех академических часов.
В случае сбоев в работе оборудования и канала связи со стороны обучающегося более двух раз общей продолжительностью более 15 минут ГЭК оставляет за собой право отменить заседание в отношении данного обучающегося, о чем составляется акт, который подписывается членами комиссии и сотрудником ЦДОТ. Составленный акт подтверждает факт неявки на государственное аттестационное испытание по уважительной причине и является основанием для допуска обучающегося к сдаче следующего аттестационного испытания.
По окончании отведенного на государственный экзамен времени обучающиеся должны завершить выполнение задания и сообщить членам ГЭК о завершении работы с помощью текстового сообщения в чате. Если работа выполнена раньше установленного на ГЭ времени, то по разрешению председателя ГЭК обучающийся может завершить сеанс связи досрочно.
Выполненные работы выгружаются из образовательного портала «Электронный университет» и передаются секретарем председателю ГЭК.
Дальнейшая работа ГЭК осуществляется в соответствии с п. 63-64 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры Университета.
Организация и проведение защиты выпускной квалификационной работы:
За две недели до начала ГИА, обучающиеся должны представить, а выпускающая кафедра разместить на образовательном портале «Электронный университет» допущенные к защите ВКР с отсканированными титульными листами, отзывами, рецензиями (при наличии) и презентационными материалами. Наличие презентации ВКР является обязательным условием для проведения ее защиты.
Презентационные материалы предоставляются в формате PDF. В случае если научный руководитель одобряет работу, он блокирует работу для изменения студентом, оценивает работу в СДО на 55 и более баллов и оставляет комментарий «25.05.16 Работа одобрена. Науч.рук.ХХХ». В случае если научный руководитель считает невозможным одобрить работу, в поле «комментарий» должен быть оставлен соответствующий комментарий.
Для защиты ВКР сотрудниками ЦДОТ в соответствии с расписанием ГИА с ДОТ, составляется график, по которому устанавливается время защиты ВКР обучающихся. График доводится до сведения обучающихся не менее чем за три дня до государственного аттестационного испытания.
Накануне проведения защиты ВКР сотрудниками ДИТ создаются учетные записи председателя ГЭК и членов комиссии, не являющихся сотрудниками Университета, и обеспечивается их доступ к ресурсу «ГИА» на образовательном портале «Электронный университет».
За 30 минут до установленного графиком времени обучающийся входит в персональный кабинет на образовательном портале «Электронный университет», в курсе «ГИА» переходит к разделу «Идентификация, защита ВКР» для установления соединения с членами ГЭК.
В день проведения государственного аттестационного испытания по защите ВКР сотрудники ДИТ и ЦДОТ выполняют процедуры, указанные в п.15 настоящего Порядка с учетом индивидуального времени входа в «Электронный университет» каждого обучающегося.
При подключении к СДО каждого обучающегося членами ГЭК проводится процедура идентификации личности, в порядке, установленном в пп. 16-17 настоящего Порядка.
После процедуры идентификации обучающийся приступает к докладу по теме ВКР с использованием презентационных материалов. Для доклада обучающемуся отводится 7-10 минут. По окончании доклада одним из членов ГЭК зачитываются отзыв руководителя и рецензия (при наличии), членами комиссии задаются вопросы, на которые обучающийся дает развернутые ответы.
По окончании ответа обучающегося членами ГЭК проводится обсуждение защиты и объявляется оценка.
Секретарь фиксирует ход защиты ВКР в протоколах заседания ГЭК.
В случае технического сбоя в коммуникации (основного и альтернативного канала) председатель ГЭК оставляет за собой право изменить время проведения государственного итогового испытания, последовательность обучающихся, повторно подключить обучающегося. В крайнем случае, если не удаётся настроить коммуникацию, председатель имеет право принять решение об отмене заседания ГЭК, о чем секретарем ГЭК составляется акт.
Данное обстоятельство считается уважительной причиной несвоевременной сдачи государственного аттестационного испытания. Обучающимся предоставляется возможность пройти ГИА в другой день в рамках срока, отведенного на государственное аттестационное испытание в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком. Сдача ГЭ, защита ВКР/НД проводится в дополнительно назначенное заведующим кафедрой/РОП время.
В случае невыхода обучающегося на связь в течение периода, обозначенного в графике проведения ГЭ, защиты ВКР/НД, он считается неявившимся, за исключением случаев, признанных директором Института/филиала уважительными (в данном случае обучающемуся предоставляется право пройти ГИА в другой день в рамках срока, отведенного на ГИА в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком). Обучающийся должен представить в Подразделение документ, подтверждающий уважительную причину невыхода его на связь в день проведения ГИА (болезнь, стихийное бедствие, отсутствие электричества и иные случаи, признанные директором Института/филиала уважительными).
При рассмотрении апелляций к процедуре проведения и оценивания ГИА могут использоваться видеозаписи заседаний ГЭК.
3. Требования к выпускной квалификационной работе
По итогам выпускной квалификационной работы проверяется степень освоения выпускником следующих компетенций:
Общекультурные компетенции (ОК): ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12.
Общепрофессиональные компетенции (ОПК): ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5.
Профессиональные компетенции (ПК): ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18.
3.1 Вид выпускной квалификационной работы
Выпускная квалификационная работа выполняется в виде теоретической и/или экспериментальной научно-исследовательской работы, выполненной самостоятельно, связанной с решением актуальной научно-технической проблемы, определяемой спецификой направления подготовки магистерской программы.
3.2 Структура выпускной квалификационной работы и требования к ее содержанию
Выпускная квалификационная работа должна содержать следующие структурные элементы:
- Титульный лист;
- Задание на выпускную квалификационную работу;
- Реферат (русский, английский язык);
- Содержание;
- Определения, обозначения и сокращения;
-Введение (формулируются цели и задачи исследования, ставится конкретная задача и методы ее решения, отмечаются элементы новизны и практической ценности);
- Глава 1. Теоретическая часть (название должно соответствовать теме ВКР);
- Глава 2. Аналитическая часть: содержит объекты, методологию исследований; анализ результатов исследований.
- Глава 3. Проектная часть, разработка рекомендаций на основании результатов исследований, технико-экономическая эффективность разработок;
- Заключение;
- Список использованных источников;
- Приложения.
Титульный лист ВКР оформляется в соответствии с утвержденным образцом.
Задание на выполнение выпускной квалификационной работы. В задании на выполнение указывается: наименование темы, исходные данные для выполнения работы; содержание пояснительной записки. Задание на выполнение составляется по форме, выдается магистранту руководителем и подписывается магистром, руководителем и консультантами (при их наличии).
Реферат – краткое изложение содержания работы, включающее основные результаты, без дополнительной интерпретации. Реферат оформляется и размещается на отдельной странице. Заголовком служит слово «Реферат», расположенное по центру текста. Реферат в соответствии с ГОСТ 7.9-95 (ИСО 214-76) должен содержать:
– сведения об объеме квалификационной работы, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, использованных источников;
– сведения о количестве и формате листов графической части работы;
– перечень ключевых слов, должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний, которые раскрывают сущность работы;
– текст реферата состоит из следующих структурных частей:
а) объект исследования или разработки;
б) цель и задачи работы;
в) инструментарий и методы проведения работы;
г) полученные результаты;
д) рекомендации или итоги внедрения результатов работы;
е) область применения и предположения о применении результатов.
Объем реферата не должен превышать одной страницы. Рекомендуется включение в состав ВКР реферата на иностранном языке. Реферат не выносится в содержание работы.
Содержание должно включать все заголовки до второго уровня, имеющиеся в ВКР, в том числе: «Введение», «Заключение», «Список использованных источников».
Во введении обычно обосновывается выбор темы, ее актуальность, целесообразность разработки, определяются границы исследования (предмет, объект, рамки изучаемого вопроса), основная цель работы и подчиненные ей частные задачи. Введение также должно содержать обоснование научной новизны и практической значимости полученных результатов.
Введение должно занимать не более 2-3 страниц текста.
Теоретическая часть – раздел ВКР, представляющий собой анализ состояния изучаемой проблемы по литературным источникам, аналитический обзор известных проектных, инженерных и других решений по теме работы. Раздел заканчивается обобщением проанализированного материала в формулировках, соответствующих выводам, и конкретизацией цели и основных задач ВКР.