Тема: Психологическая структура личности. Направленность личности.




 

Литература: Дубровина И. В. Психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

 

Задание: внимательно прочитать материал лекции, выписать определения основных понятий темы (направленность личности, цель, мотивы, потребности, интересы, мировоззрение, убеждения, идеалы).

 

Личность – очень сложное целое. В ее структуре выделяют три блока: первый блок - направленность личности, система ее отношений к окружающему миру; второй блок – возможности личности, психологические предпосылки успешности ее деятельности (способности) и третий блок – психологические особенности поведения личности (темперамент и характер). Иными словами, личность характеризуется тем, как действует человек и почему он действует так, а не иначе.

Важнейшая характеристика личности — ее направленность. Направленность личности - это цели, которые ставит перед собой человек, мотивы, в соответствии с ко­торыми он действует, потребности, интересы, мировоззрение, убеждения и идеалы.

Как уже указывалось, активность есть важнейшее общее свой­ство личности, и проявляется оно в деятельности, в процессе взаимодействия с окружающей средой. Но что именно побужда

 
ет человека действовать определенным образом, ставить перед со­бой те или иные цели и добиваться их? Такими побудительными причинами являются потребности. Потребность — это побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то. Активность личности и направляется на удовлетворение потребностей.

Потребности человека разнообразны. Прежде всего выделяют потребности естественные (природные), которые непосредственно обеспечивают существование человека: потребности в пище, от­дыхе и сне, в одежде и жилище. В основе своей это биологичес­кие потребности, но по своей сущности они в корне отличаются от соответствующих потребностей животных: способ удовлетво­рения человеческих потребностей носит социальный характер, т. е. зависит от общества, воспитания, окружающей социальной среды. Сравним, например, потребность в жилище у животных (нора, берлога, гнездо) и у человека (дом). Даже потребность в пище у человека социализирована: «...голод, который утоляется варе­ным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной го­лод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов».

Наряду с естественными у человека есть и чисто человече­ские, духовные, или социальные, потребности: потребность в словесном общении с другими людьми, потребность в знаниях, активном участии в общественной жизни, культурные потребно­сти (чтение книг и газет, слушание радиопередач, посещение театров и кино, слушание музыки). Очень важное значение име­ет потребность в труде. От­сюда следует, что в процессе воспитания ребенка, школьника надо постепенно, настойчиво и тактично добиваться того, чтобы выполнение требований, предъявляемых ему, выполнение правил поведения стало потребностью, привычкой, когда ребенок выпол­няет соответствующие действия без принуждения, охотно, отчет­ливо сознавая их необходимость. Условием этого является, во- первых, понимание ребенком значения определенных требований и правил и, во-вторых, длительная тренировка в их неуклон­ном выполнении.

Анализируя тот или иной конкретный поступок, конкретное действие, определенную деятельность человека (а они всегда чрезвычайно разнообразны), надо знать мотивы - побудитель­ные причины этих поступков, действий или конкретной деятель­ности. Мотивами могут быть конкретные проявления потребнос­тей или побуждения другого рода. Например, ученик тщательно готовит уроки. Мотивом может быть и желание порадовать роди­телей хорошей отметкой, и желание понравиться учительнице, и необходимость избежать двойки в четверти, и потребность в приобретении знаний. Поэтому, оценивая поступок человека, необходимо принимать во внимание мотив этого поступка. Только тогда можно правильно оценить его. Например, два ученика получили плохую отметку и скрыли ее от родителей. Но в одном случае это объяснялось нежеланием огорчить тяжелобольную мать, а в другом — стремлением получить обещанную награду.

Познавательная потребность человека проявляется в интере­сах. Интерес— это активная познавательная направленность че­ловека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. Значение интересов велико — они побуждают овладевать знаниями, расширять кру­гозор, заставляют ученика активно искать пути и способы углуб­ленного познания, преодолевая трудности и препятствия. Это надо принимать во внимание, организуя учебную деятельность школьников. Интересный предмет, интересные уроки обычно вызывают желание усердно заниматься этим предметом и в результате дают хорошую успеваемость.

Интересы характеризуют по их содержанию, широте, глубине, устойчивости и действенности.

По содержанию интересы определяются теми объектами, на которые они направлены (интерес к технике, музыке, театру, шахматам и т. д.). Различные по содержанию интересы оцениваются с точки зрения их общественной значимости: одни — положительно, если в них правильно сочетаются общественные и личные моменты; другие — отрицательно, как мелкие, обывательские, связанные только с удовлетворением своих чувственных потребностей или низких страстей.

Различают широкие и узкие интересы. Всестороннее развитие личности предполагает большую широту и разносторонность интересов при наличии основного, центрального интереса. Под узостью интересов понимают наличие у человека одного-двух ограниченных и изолированных интересов при полном равнодушии ко всему остальному.

Глубокий интерес означает потребность основательно изучить объект во всех деталях и тонкостях. Он противопоставляется поверхностному интересу, когда человек скользит по поверхно­сти явления и не интересуется объектом по-настоящему.

Выделяют устойчивые интересы (они длительно сохраняются, играют существенную роль в жизни и деятельности человека и являются относительно закрепленными особенностями его лично­сти) и неустойчивые интересы (они сравнительно кратковре­менны, быстро возникают и быстро угасают). Человек с неустой­чивыми интересами легко увлекается и быстро охладевает.

Действенными интересами называют интересы, глубоко воз­действующее на жизнь и деятельность человека, побуждающие его к систематическим и целеустремленным действиям в опре­деленном направлении, к активным и инициативным поискам ис­точников удовлетворения интересов. Бывает и пассивный интерес, не побуждающий к такого рода деятельности. К сожалению, интерес к спорту у школьников порой носит именно такой ха­рактер: они готовы часами сидеть у телевизора, наблюдая за всеми футбольными или хоккейными матчами, на память знают биографию каждого игрока, читают спортивные книги, журналы и газеты, но сами спортом не занимаются. Соответствующая пе­рестройка пассивных интересов совершенно необходима.

Различают также прямые (непосредственные) и косвенные (опосредствованные) интересы. Прямые интересы вызываются самим содержанием той или иной области знаний или деятель­ности, занимательностью, увлекательностью ее. Косвенные инте­ресы вызываются не содержанием объекта, а тем значением, ко­торое он имеет, будучи связанным с другим объектом, непо­средственно интересующим человека (например, школьник инте­ресуется математикой лишь потому, что она нужна для авиамо­делирования, которым мальчик очень увлечен).

Воспитание косвенных интересов имеет большое значение. Надо добиваться, чтобы школьник тщательно, ответственно и с увлечением мог выполнять и такую деятельность, которая сама по себе для него неинтересна, но он понимает ее необходимость. Для этого в убедительной форме раскрывают значение и важ­ность неинтересной для ученика деятельности, пытаясь найти и в ней увлекательные и занимательные стороны.

Человек делает не только то, в чем испытывает непосредствен­ную потребность, и занимается не только тем, что его интересу­ет. Поведение личности регулируется и определяется также мо­ральными мотивами, чувством долга, общественными обязаннос­тями и т. д. Моральные мотивы поведения человека выражаются в идеалах и убеждениях.

Моральный (или нравственный) идеал— это образец, кото­рому следует человек в деятельности и поведении.

Важный мотив поведения — убеждения, тесно связанные с идеалами. Убеждения — определенные положения, суждения, мнения, знания о природе и обществе, в истинности которых человек не сомневается, считает их бесспорно убедительными, стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни. Убеждения — это то, что не только понято, осмыслено, но и глубоко прочувствовано, пережито.

Если убеждения образуют определенную систему, они становятся мировоззрением человека.

 

Тема для самостоятельного изучения - Направленность личности (4 часа). Можно использовать интернет – источники.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: