Технологии модульного обучения




Теория модульного обучения базируется на специфических прин­ципах, тесно связанных с общедидактическими. Общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы: модульности; выделения из со­держания обучения обособленных элементов; динамичности; действен­ности и оперативности знаний и их системы; гибкости; осознанной перспективы; разносторонности методического консультирования; паритетности.

Модуль содержит познавательную и профессиональную характе­ристики, в связи с чем можно говорить о познавательной (инфор­мационной) и учебно-профессиональной (деятельностной) частях модуля. Задача первой — формирование теоретических знаний, функции второй — формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний.

В качестве информационных модулей могут быть взяты как це­лые дисциплины, так и некоторые разделы дисциплин, спецкурсы, факультативы. Деятельностным модулем могут служить лабо­раторные практикумы и лабораторные работы, спецпрактикумы, технологические и педагогические практики, курсовые и дипломные работы.

Принцип модульности определяет подход к обучению, отражен­ный в содержании, организационных формах и методах. В соответствии с этим принципом обучение строится по отдельным функциональным узлам — модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. Для реализации этого принципа надо выполнять следующие педагогические правила:

· учебный материал нужно конструировать таким образом, что­ бы он вполне обеспечивал достижение каждым обучающимся по­ставленных перед ним дидактических целей;

· он должен быть представлен настолько законченным блоком,
чтобы имелась возможность конструирования единого содержания
обучения, соответствующего комплексной дидактической цели, из
отдельных модулей;

· в соответствии с учебным материалом следует интегрировать
различные виды и формы обучения, подчиненные достижению намеченной цели.

Цель разработки модулей — расчленение содержания курса или каждой темы курса на компоненты в соответствии с профессио­нальными, педагогическими и дидактическими задачами, опреде­ление для всех компонентов целесообразных видов и форм обуче­ния, согласование их во времени и интеграция в едином комплек­се. С этой точки зрения обучающих модуль представляет собой интеграцию различных видов и форм обучения, подчиненных об­щей теме учебного курса или актуальной научно-технической про­блеме. Границы модуля определяются установленной при его раз­работке совокупностью теоретических знаний и навыков, практи­ческих действий, необходимых будущим специалистам для постановки и решения научно-технических задач данного класса.

Обычно семестровый курс (40—50 лекционных часов) делят на 10—12 модулей аналогично принятому разделению курса на ряд тем, по которым проводят коллоквиумы. В лучших зарубежных вузах модульное деление строится на основе строгого системного анализа понятийного аппарата дисциплины, что дает возможность выделить группы фундаментальных понятий, логично и компактно группировать материал, избегать повторений внутри курса и в смеж­ных дисциплинах, сократить объем курса на 30 % и более.

Модуль — самостоятельная структурная единица и в некоторых случаях студент может слушать не весь курс, а только ряд модулей. Каждый модуль обеспечивается необходимыми дидактическими методическими материалами, перечнем основных понятий, навыков и умений, которые необходимо усвоить в ходе обучения. Такой перечень, или характеристика входа, служит основой для составления программы предварительного контроля, который можно выполнить в виде письменной работы или осуществить компьютерной системой.

Для каждого модуля формируется набор справочных и иллюстративных материалов, который студент получает перед началом его изучения. Модуль снабжается списком рекомендуемой литературы. Каждый студент переходит от модуля к модулю по мере усвоения материала и проходит этапы текущего контроля независимо от своих товарищей.

В свете вышесказанного очевидно, что для разработки всего комплекса модулей необходимы системный анализ и глубокая методическая проработка содержания и структуры дисциплины, при которых обеспечивался бы требуемый квалификационной характеристикой объем знаний, навыков и умений студентов.

Метод проектов

В основе метода проектов лежит развитие познавательных на­выков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои зна­ния, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, ко­торую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка вре­мени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению.

Метод проектов всегда предпола­гает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обуче­ния, а с другой стороны — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязае­мыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.

Основные требования к использованию метода проектов:

· Наличие значимой в исследовательском, творческом плане темы или задачи, требующего интегрированного знания, иссле­довательского поиска для ее решения (например, исследование де­мографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме, проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

· практическая, теоретическая, познавательная значимость пред­полагаемых результатов (например, передача доклада в соответ­ствующие службы о демографическом состоянии региона, факто­рах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии изучаемой проблемы; совместный выпуск газеты, аль­манаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных мес­тностях, план мероприятий, пр.);

· самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

· структурирование содержательной части проекта (с указанием
поэтапных результатов);

· использование исследовательских методов: определение про­блемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление ко­нечных результатов, анализ полученных данных, подведение ито­гов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статис­тических методов, творческих отчетов, просмотров).

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, акту­альному для практической жизни и, вместе с тем, требующим при­влечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, творческою мышления учащихся, исследовательских навыков. Так достигается вполне естественная интеграция знаний.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: