Необходимость сближения внутренних цен с мировыми




Введение

 

Цены и ценообразование в любой стране - это сфера особой важности, от которой в определяющей мере зависит судьба национальной экономики. Если цены не отражают рыночных реалий, то они становятся необъективными и ведут к несправедливым процессам перераспределения, а, следовательно, к социальной нестабильности, к принятию неверных решений, к формированию неэффективных макроэкономических пропорций и, в конечном счете, к снижению эффективности и конкурентоспособности экономики.

В международном аспекте, страна выигрывает, продавая товары, которые производит дешево и, покупая на эти деньги товары, которые ей производить дорого.

Существуют три причины, по которым международная торговля выгодна всем сторонам:

Во-первых, при наличии международной торговли жители каждой страны получают возможность использовать больше своих ресурсов для того, чтобы производить и продавать те вещи, которые они делают лучше других, направляя выручку на покупку тех товаров, которые они могут производить только с высокими издержками.

Во-вторых, международная торговля позволяет как производителям, так и потребителям выигрывать от сокращения издержек на единицу продукции благодаря созданию крупномасштабных производств. Это особенно верно в отношении небольших стран. Торговля дает производителям возможность вести дело на широкую ногу и тем самым добиваться более низких издержек. Международная торговля приносит выгоды и потребителям внутри страны, позволяя им покупать дешевые товары у крупных зарубежных производителей. Доказательством этого может служить авиастроительная промышленность.

В-третьих, международная торговля способствует конкуренции на внутренних рынках и позволяет потребителям покупать самые разнообразные товары со всего мира по разумным ценам. Конкуренция из-за рубежа помогает внутренним производителям держать ухо востро, заставляя их улучшать качество своей продукции и удерживать издержки на низком уровне. К тому же широкий ассортимент товаров из-за границы предоставляет потребителям гораздо большую свободу выбора.

Таким образом, макро- и микроэкономики любой страны тесно связаны друг с другом. Целью данной контрольной работы является выявление данной взаимосвязи при помощи мировых и национальных цен.

Цена мировой ценообразование рынок

 


 

Необходимость сближения внутренних цен с мировыми

В период существования в России централизованной плановой экономики проблемы ценообразования на мировом рынке сравнительно мало интересовали конкретного производителя. Все операции - торговые и платежные - производились специализированными учреждениями, внешнеторговыми объединениями и Внешторгбанком.

Сразу после появления соответствующих законодательных актов о самостоятельном выходе предприятий на международный рынок появилось большое число новых субъектов рынка, как мощных крупных поставщиков, например, Магнитогорский комбинат или Газпром и его структуры, так и маломощных, но многочисленных «челноков».

В 90-х гг. внутренние цены на производимую в России продукцию в пересчете на конвертируемую валюту были ниже мировых. Кроме того, другие составляющие цены товара, как-то: транспортные расходы, портовые услуги, расходы на энергозатраты и некоторые другие, в общей структуре цены не занимали значительную долю, о чем было хорошо известно зарубежным покупателям. А вкупе с отсутствием в тот период квалифицированного персонала для внешнеторговой деятельности все это приводило к выбросу товара на мировой рынок по ценам гораздо ниже мировых. В этой связи не случайно против России только ЕС открыл 15 антидемпинговых процедур расследований, ввел ограничительные квоты на поставку в эти страны по большому количеству товарных позиций.

В настоящее время в России внутренние цены на многие экспортируемые товары (нефть, зерно и др.) выше мировых. Причин для этого много. Кризис в российской экономике привел к падению объемов производства, что незамедлительно сказалось на себестоимости продукции. Ежегодное сокращение инвестиций обусловило обветшание производственных фондов, отсутствие новых технологий. Большое и, вероятно, негативное влияние оказывает наличие в России нескольких крупнейших монополистов, в руках которых сосредоточены практически все рычаги по установлению цен и тарифов на услуги, и от которых в условиях нашей страны зависят все. Речь идет о РАО «Газпром», РАО «ЕЭС», о транспортниках (не случайно именно транспортные тарифы выросли беспрецедентно).

В ценообразовании российские компании придерживаются общепринятых правил игры, присущих современному мировому рынку. Однако следует отметить одну очень существенную деталь. Сегодня, если подходить к вопросу с чисто экономической точки зрения, многим российским компаниям экспорт не выгоден, что в свою очередь ограничивает импорт. Цены внутреннего рынка гораздо выше мировых по многим товарным позициям. Отсутствие же на российском рынке финансовых средств приводит к неплатежам, к примитивным бартерным сделкам или к появлению различных финансовых суррогатов в виде векселей, либо других «ценных» бумаг. Предприятие, не получая за уже поставленную продукцию деньги от покупателя, вынуждено искать покупателя на внешнем рынке. Отрицательная разница в ценах затем перебрасывается на внутреннюю цену товара, который еще более дорожает.

При рыночной экономике внутренние цены тесно взаимодействуют с мировыми ценами. Прежде всего, внутреннее ценообразование испытывает существенное давление ценовой информации мирового рынка. Это происходит потому, что конкуренция определяет сферы специализации товаропроизводителей на выпуске тех или иных изделий. Чтобы выдержать конкуренцию, производитель все время отслеживает свои затраты, сравнивает их с затратами конкурентов и на ходу как бы обогащает систему факторов снижения издержек производства, ищет пути обхода конкурента.

Важным практическим вопросом в области внутреннего ценообразования, связанным с внешнеэкономической деятельностью, является формирование цен на импортируемые товары и услуги. Это тем более важно, так как значение импорта для экономики России в настоящее время исключительно, в том числе и для рядового потребителя.

С учетом мирового опыта и международных рекомендаций внутренние цены на импортные товары определяются исходя из их таможенной стоимости, т. е. совокупности валютных затрат на импорт на момент пересечения таможенной границы, фиксируемой в таможенной декларации стоимости ввозимого товара или рассчитываемой определенными способами, предусмотренными в разделе IV Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе». Он предписывает последовательное применение шести следующих методов, если предшествующий невозможен: по цене сделки с ввозимыми товарами; по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитание стоимости; сложение стоимости; резервный. Эта величина затрат пересчитывается в рубли по валютному курсу и после добавления налогов (НДС, акцизов, сборов, расходов по перевозке, хранению и т.д.) и с учетом прибыли формируется внутренняя цена.

В рыночной экономике процесс ценообразования в торговле между внешнеэкономическими субъектами разных стран осуществляется в условиях конкурентной среды, динамичного равновесия между спросом и предложением, а также сравнительной свободы поведения на рынке экспортера и импортера.

Между фирмами и странами-импортерами, как правило, существуют соглашения о сотрудничестве (разделены сферы влияния), зачастую фирмы обладают эксклюзивными правами на покупку стратегически необходимого сырья, вкладывают огромные средства в рекламные мероприятия.

Практика ценообразования на поставляемую продукцию показывает, что любое крупное решение, принимаемое экспортером, - установление цены, определение объемов производства, закупок, инвестиций и т.д. требует взвешивания вероятной реакции конкурентов. Важную роль в плане сохранения компаниями статус-кво играют не афишируемые для широкой публики неофициальные договоренности основных конкурентов. В ходе специальных переговоров достигаются соглашения о фиксировании цен, о разделе рынков сбыта, об объемах производства.

Анализ формирования цен на конкретные изделия, поставляемые на международный рынок, затруднен из-за различий конструктивного характера, многообразия оборудования и т.д. Тем не менее, поставщики аналогичной продукции на мировой рынок имеют определенное представление о ценах конкурента. Как правило, уровень цен отражает конкретные производственные издержки с добавлением определенного процента, с учетом конкретного рынка сбыта, партнера, региона и т.д.

Государственное регулирование внутренних цен, субсидирование экспорта, поддержка импорта, проведение таможенно - тарифной политики и т.д. в конечном счете, оказывают существенное влияние и на цены внешние, причем тем больше, чем мощнее присутствие компаний данной страны на мировом рынке.

Государство регулирует цены внутреннего рынка в основном с помощью двух инструментов: гарантируя производителям уровень продажных цен и представляя субсидии для покрытия издержек производства.

Воздействие государства на уровень цен в машиностроительных и сырьевых отраслях, как правило, осуществляется косвенным образом. Например, государство берет на себя часть финансирования НИОКР, проводит преимущественно скрытое финансирование экспорта, ведет протекционистскую таможенную политику. Так, представляя экспортные субсидии компаниям, государство позволяет им держать экспортные цены на уровне мировых и не покидать рынок. Устанавливая низкий уровень импортных пошлин, например, на сырье, государство преследует цель повысить конкурентоспособность на внешнем рынке тех товаров, на изготовление которых оно идет.

Одной из разновидностей воздействия на цены мирового рынка является демпинг. Цель демпинга - завоевание определенным товаром или группой товаров внешнего рынка путем продажи товаров на мировом рынке по ценам ниже внутренних. В дальнейшем убытки покрываются путем повышения цен на внешнем рынке, а затем и за счет проникновения в экономику стран-импортеров.

Имеются и другие механизмы, и инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики (квоты, добровольное ограничение экспорта и т.д.), которые, в конечном счете, оказывают существенное влияние на уровень цен на мировом рынке, особенно если данная страна является, с экономической точки зрения, крупной.

Хотелось бы рассмотреть мировой рынок нефти, так как всякий рост цен на энергетические ресурсы (а цена нефти играет роль ориентации для цен других энергоносителей), хотя и создаёт стимулы для энергосбережения в среднесрочной и долгосрочной перспективе, в текущем плане является фактором безусловного ухудшения воспроизводственной ситуации, общеэкономической конъюнктуры, способен вызвать всплеск инфляции, ухудшить платёжный баланс и т.п.

В современной воспроизводственной ситуации (напряжённость государственного бюджета, необходимость обслуживания внешнего долга) российское правительство объективно заинтересованно в реализации такой экспортной политики, которая обеспечивает максимизацию доходов бюджета от экспорта нефти и других энергоресурсов.

Следует иметь ввиду, что при прочих равных условиях, если не менять режим сопряжения мирового и внутреннего российского рынка, успех подобной внешнеэкономической политики с неизбежностью приведет к росту внутренних цен на энергоносители, что с неизбежностью вызовет череду негативных социально-экономических последствий, которые могут «перевесить» положительный эффект роста доходов от экспорта энергоресурсов.

Максимальный положительный эффект достигается в случае, когда, во-первых, средствами внешнеэкономической политики наша страна добивается роста доходов от экспорта энергоресурсов путём поддержания высоких цен на мировом рынке, а, во-вторых - на внутреннем рынке средствами внутренней ценовой политики обеспечивается ценовая конъюнктура, стимулирующая экономический рост и восстановление инвестиционных процессов, т.е. создающая предпосылки структурно-технологической модернизации тех секторов национальной экономики, которые способны обеспечить динамичное экономическое развитие в перспективе и существенное снижение энергоёмкости российской экономики.

Следовательно, принимая во внимание особенности сложившейся социально-экономической ситуации, можно констатировать принципиальный конфликт целевых установок ценовой политики на внешнем и внутреннем рынке. Это означает, что содержание и целевые ориентиры ценовой политики российского правительства на внешнем и внутренних рынках должны быть различными.

На мировом рынке должна действовать установка на поддержание высоких цен, на противодействие факторам их снижении при понимании общей ограниченности таких возможностей и стратегической уязвимости России как экспортёра нефти в силу сложившегося в нашей стране высокого уровня издержек добычи нефти и выхода на внешний рынок (издержки транспорта, транзита через территорию других государств и т.п.)

На внутреннем рынке следует реализовать установку на поддержание уровня цен, соответствующего сложившейся энергоёмкости российской экономики, что позволит повысить текущую конкурентоспособность отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: