Учет внешнеторговых цен при формировании системы внутренних цен




 

Формирование внешнеторговых цен принципиально отличается от формирования национальных цен. При расчете внешнеторговых цен наиболее плодотворен метод использования конкурентных материалов, т. е. информации отдельных фирм, производящих и реализующих на мировом рынке аналогичную или близкую по технико-экономическим параметрам продукцию.

Алгоритм формирования этих цен таков:

) выбор на мировом рынке цены-ориентира;

) приведение этой цены к условиям сделки (с учетом качества товара, транспортировки, платежа, страхования, хранения и т. д.);

) включение экспортной пошлины;

) перевод валюты по курсу Банка России на дату заключения сделки.

Цены на импортируемую продукцию устанавливаются на базе таможенной стоимости импортного товара с учетом таможенных импортных пошлин, валютного курса, расходов на реализацию данного товара внутри страны. Значительное место в структуре импортных цен занимают косвенные налоги - акциз и налог на добавленную стоимость.

Экспортер определяет цену предложения одним из трех методов:

) на базе издержек производства;

) исходя из уровня спроса;

) ориентируясь на уровень цен конкурентов.

Основное преимущество метода установления цен на основе издержек производства заключается в его простоте. Основой определения цены являются базовые издержки на единицу продукции, к которым прибавляется величина, покрывающая неучтенные затраты и включающая прибыль фирмы.

Учет издержек производства осуществляется на основе калькуляции. Формальная схема калькуляции экспортных цен мало отличается от схемы, используемой при расчете внутренних цен. Основное отличие экспортной калькуляции от внутренней заключается в дополнительных расходах по сбыту, а именно:

• комиссионное вознаграждение продавцов и представителей;

• импортные таможенные расходы в стране покупателя;

• транспортные издержки;

• затраты на финансирование;

• расходы по страхованию товара;

• расходы по упаковке;

• резервы, необходимые для покрытия непредвиденных рисков;

• расходы по составлению контракта, оформлению сертификатов и прочих бумаг.

На практике существует два основных подхода к использованию данного метода при определении цены:

) с использованием полных издержек производства;

) с использованием предельных издержек производства.

Суть первого метода состоит в исчислении совокупности затрат на единицу продукции, т. е. полных издержек производства. К полученной сумме совокупных издержек прибавляется процентная надбавка в виде прибыли, которую фирма рассчитывает получить.

При установлении цены товара на основе метода предельных издержек учитываются только те затраты, которые имеют непосредственное отношение к его производству.

Согласно методу определения цен с ориентацией на спрос, цена товара определяется, исходя только из спроса на него, т. е. из того, сколько покупатель может и хочет заплатить за предлагаемый товар. Производственные затраты рассматриваются в этом случае как ограничительный фактор, который показывает, может ли товар продаваться по установленной цене с запланированной прибылью или нет. Данный метод успешно используется при условии наличия на рынке взаимозаменяемых товаров, позволяющих покупателю сравнивать аналогичные товары между собой и делать для себя выводы о них. Применение данного метода при определении цен на экспортируемую продукцию вряд ли оправдано, поскольку спрос в данном случае есть лишь число заключенных контрактов. Ни у продавцов, ни у покупателей нет в этом случае возможности сравнивать между собой различные типы изделий, поскольку конкретные, четко обусловленные качественные характеристики этих изделий уже оговорены в контракте, где зафиксирована и соответствующая этому изделию цена.

Помимо действующих на рынке факторов спроса фирма должна также принимать во внимание и действия конкурентов.

Расчет экспортных цен по методу с ориентацией на уровень конкуренции производится следующим образом:

• из имеющейся базы данных делают выборку наиболее свежих сведений о ценах на товары конкурентов, аналогичные (сопоставимые) тем, которые мы желаем экспортировать;

• заносят в заранее приготовленную таблицу основные технико-экономические показатели того и другого товара, включая условия поставки и цены;

• с помощью поправок цену экспортируемого товара приводят к условиям реализации на выбранном рынке.

Поскольку конкурирующих товаров несколько, получают усредненную цену относительно всех упомянутых товаров. Эта цена и является базой для переговоров с покупателями.

При импорте основой формирования внутренней цены является контрактная или мировая цена товара. В отличие от обычных внутренних цен на уровень импортных цен значительное влияние оказывает таможенное обложение, а также географическое направление импорта.

Большой сложностью отличается процесс формирования внутренних цен на импортные товары, особенно закупаемые за счет собственных валютных средств из дальнего зарубежья. Товар облагается таможенной пошлиной по ставкам таможенного тарифа, акцизным сбором (по подакцизным товарам), налогом на добавленную стоимость и таможенным сбором. Естественно, что эти платежи, осуществляемые при таможенной очистке товара, увеличивают расходы импортера и учитываются при формировании внутренней цены. К ним необходимо прибавить еще дополнительные расходы импортера внутри страны при доставке товара до пункта его реализации в оптовом звене: транспортные и складские расходы, страховые платежи, возможное комиссионное вознаграждение внешнеторговой организации или расходы по банковской ссуде (с начислением НДС по всем этим видам дополнительных расходов).

При реализации импортного товара в оптовом звене в соответствии с установленным порядком суммы, уплаченные на таможне и относимые на дополнительные расходы импортера, на издержки обращения не относятся и при формировании оптово-отпускной цены из состава затрат импортера исключаются. В связи с этим в отчетных документах импортера появляется так называемая расчетная оптово-отпускная цена на уровне себестоимости импортной поставки товара, характеризующая возможность его безубыточной реализации в оптовом звене.

В дальнейшем эти издержки будут учитываться при определении размера налогооблагаемой прибыли в составе свободной оптово-отпускскной цены. Величина последней устанавливается самим импортером путем прибавления к расчетным издержкам определенной прибыли, вытекающей из уровня сложившихся на внутреннем рынке цен на аналогичный товар под влиянием спроса и предложения и других ценообразующих факторов.

Если импортный товар поступает затем в розничную сеть, то он продается по свободной розничной цене с учетом торговой надбавки, облагаемой, в свою очередь, НДС.

Задача

Себестоимость ювелирного изделия составляет 2400р., а прибыль предприятия-изготовителя -30% от себестоимости. Ювелирное изделие поступает в розничную сеть без посредников. Торговая надбавка-15%.

Следует определить розничную цену ювелирного изделия, а также процент (удельный вес) каждого элемента в розничной цене (себестоимости, прибыли, акциза, НДС и торговой надбавки).

Решение:

Введем некоторые обозначения:

Пр-прибыль предприятия-изготовителя;

С-себестоимость;

А-акциз;

Ц-цена товара без НДС;

Цотп- отпускная цена товара;

Н-торговая надбавка

Цроз- розничная цена товара

Розничная цена:

) Прибыль предприятия-изготовителя:

Пр=С×0,3=2400×0,3=720 руб.

) В настоящее время ювелирные изделия облагаются акцизом в размере 5%:

А=(С+Пр)×0,05=(2400+720)×0,05=156 руб.

3)Ц=Пр+С+А=2400+720+156=3276 руб.

4) НДС уплачивается торговым предприятием поставщику и составляет 20% от налогооблагаемой базы 3276 руб.:

НДС=3276×0,2=665,2

5)Цотп=Ц+НДС=3276+665,2=3931,2 руб.

6) Н= Цотп×0,15=3931,2×0,15=589,68 руб.

) Из всего этого следует, что:

Цроз= Цотп+Н=3931,2+589,68=4520,88 руб.

Удельный вес:

Себестоимость: (2400/4520,88)×100=53%;

Прибыль: (720/4520,88)×100=16%;

Акциз: (156/4520,88)×100=3%;

НДС: (665,2/4520,88)×100=15%;

Торговая надбавка: (589,68/4520,88)×100=13%.

Проверка: Прибыль+Акциз+НДС+Торговая надбавка=100%

%+16%+3%+15%+13%=100%

Ответ: Розничная цена ювелирного изделия составляет 4520,88 рублей, а удельный вес себестоимости, прибыли, акциза, НДС и торговой надбавки в розничной цене - соответственно:53%,16%,3%,15% и 13%.

 


 

Заключение

Ценообразование часто требует не только изменения отношения к нему, но и перемен в определении того, когда, каким образом и кто принимает решения по установлению цен.

Эффективная ценовая стратегия страны должна представлять собой нечто большее, чем резкая ответная реакция на изменение рыночных условий. Любое ценовое решение должно отражать, во-первых, фундаментальную ценовую стратегию, во-вторых, сегментацию рынка, в-третьих, эластичность рынка, в-четвертых, уровень издержек, в-пятых, потенциал конкурента, поскольку знание своих конкурентов позволяет с большей степенью вероятности прогнозировать их ответные реакции, учитываемые при разработке ценовых стратегий. Многочисленные примеры как из зарубежной, так и еще не столь богатой отечественной практики доказывают верность следующего утверждения: “Если ценой умело управлять, то она будет являться мощным оружием, с помощью которого можно, сохраняя доход фирмы, эффективно противодействовать конкурентам”.

В целях усиления практической значимости сказанного сделаем несколько важных замечаний. Первое: следует помнить, что уровень цены товара должен отражать реально существующую позицию последнего на рынке, т.е. между ценой товара и его позицией на рынке должно быть строгое соответствие. Второе, но не менее важное замечание: отсутствие дифференциации цен на один и тот же товар в зависимости от характеристик сегментов, на которых он продается, свидетельствует о неграмотно проведенной сегментации рынка. И последнее, третье замечание: структура цены должна соответствовать целям фирмы и способствовать скорейшей и эффективной реализации выбранной ценовой стратегии.

Ценообразование требует, чтобы руководство отвечало за проведение согласованных между собой ценовой политики и действий, направленных на достижение стратегических целей страны.

 

 


 

Список литературы

 

. Цены и ценообразование: Учебник для вузов.5-е изд./Под ред. В.Е.Есипова-СПб.: Питер,2008.-480с;

. Цены и ценообразование: Учебник для вузов/Под ред. И.К. Салимжанова. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2007. - 304 с.

. Мировая экономика: Учебное пособие/ Под ред. проф. Николаевой И.П. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 452с.

. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: Учебное пособие для вузов; Елова М.В., Муравьева Е.К. и др.;- М.: Логос, 2007.-261с.

. Рыбалкина В.Е. «Международные экономические отношения» Москва: ЮНИТИ, 2009 г.- 256с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: