АДМИНИСТРАЦИЯ ВЕРХНЕУРАЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Управление образования администрация Верхнеуральского муниципального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Смеловская средняя общеобразовательная школа»
Принята на заседании | Утверждаю: |
методического (педагогического) совета | Директор МОУ «Смеловская СОШ» |
Протокол № | _________ М.Н.Максименко |
от «__» __________ 20__г. | Приказ №_____ от __________г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волонтеры п. Смеловский »
Возраст обучающихся: 14- 17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-Составитель:
Маркова Анастасия Викторовна, педагог
дополнительного образования
п. Смеловский 2018
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Комплекс организационно-педагогических условий
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4. Литература
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования объединения «Волонтеры п. Смеловский» имеет социально-педагогическую направленность.
Задача социального становления личности ребенка сегодня является важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает организация деятельности по созданию условий для социального становления подростков, развития их социальной активности. Программа «Волонтеры п. Смеловский» предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт.
|
Программа является модифицированной, разработана на основе программ:
· Дополнительная образовательная программа «Волонтеры»
· Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы организации волонтерской деятельности»
Актуальность программы
С каждым годом актуальность волонтерства все больше возрастает и подчас поражает своими масштабами. Активные и заинтересованные люди, неравнодушные к нуждам и проблемам других, есть во всех уголках земного шара, и именно они являются душой общества, бескорыстно делая мир лучше, краше и добрее.
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретенном опыте.
Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения.
|
Цели и задачи
Цель: формирование нравственных и коммуникативных качеств личности, через организацию общественно-полезной деятельности, способствующей самореализации личности школьника; апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности.
Задачи:
Предметные:
. обучение психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам лучше понимать себя;
. обучение методикам проведения некоторых досуговых форм;
. знакомство с технологией социальной акции и проведения социальных дел;
. обучение основам работы с различными видами информации;
. знакомство с интерактивными методами обучения, современными социальными технологиями;
. обучение методике социального проектирования;
. расширение навыков работы с информацией;
. специальная подготовка волонтеров по работе с людьми различных социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного поведения).
Метапредметные:
. формирование первичных организаторских умений и навыков;
. развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде.
. развитие уверенности в себе;
. дальнейшее формирование организаторских умений и навыков, развитие лидерских качеств;
. расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий
|
. развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности.
Личностные:
. воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни;
. воспитание толерантных качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости;
. формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья;
. содействие осознанию личной ответственности за происходящее в семье, школе, поселке, стране; воспитание активной гражданской позиции;
. воспитание потребности в добровольческой деятельности, формирование отношения к социальному служению как к норме жизни;
. создавать комфортную обстановку на занятиях, а так же атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
. развивать активную деятельность;
. формировать общественную активность, реализацию в социуме.
Отличительная особенность программы заключается в развитие молодежного добровольческого движения, в получении молодежью новых знаний; развитии навыков общественной деятельности в сотрудничестве с другими добровольческими организациями; формировании нравственных ценностей через социальную деятельностью; активной гражданской позиции, которая выстроится на личном опыте участника программы.
На начальном этапе занятия по программе «Волонтеры п. Смеловский» формируют интерес к социально-значимой деятельности, развивают коммуникативные умения, первичные организаторские навыки, предлагают опыт участия в социальных акциях. Затем, внимание детей обращается на обрабатывание навыков лидерского поведения, c детьми ведется социальное проектирование, расширяется опыт участия в общественно-значимых акциях и проектах. В рамках раздела «Специальная подготовка волонтеров» проводится углубленное обучение ребят на различных площадках РДШ.
За время изучения волонтерства, как безвозмездного социального служения, выделились основные направления, к которым можно привлечь несовершеннолетних:
1. Игровая деятельность. Разработка и проведение игровых программ (спортивных, развлекательных, развивающих и интеллектуальных) в разновозрастных детских коллективах. Игра способствует адаптации ребенка, снятию стресса, стабилизации эмоциональной сферы
2. Направления ЗОЖ. Разработка и проведение мероприятий по пропаганде ЗОЖ (игры, презентации, беседы, квесты, акции)
3. Информационное направление. Обучение принципам создания, разработки и реализация информационного материала (буклет, плакат, социальный ролик)
4. Социальные акции. Организация и проведения социальных акций (акции, флэшмобы, шествия)
5. Психологическое направление. Обучение детей психологическим особенностям в коммуникации с разной категорией населения. Обучение стрессоустойчивости. Психологическое развитие личности ребенка при прохождении детей различных психологических тренингов.
6. Специальная подготовка волонтеров. Работа детей с узконаправленным населением (работа с людьми с ограниченными возможностями; детьми, оставшиеся без попечения родителей; пожилыми людьми; ветеранами военных действий).
Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы: 14-17 лет. В соответствии с индивидуальными учебным планом сформированы группы учащихся одного возраста, являющиеся основным составом или являющиеся постоянными группами: 1 группа – 8-9 классы, 2 группа – 10-11 классы.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся по 9 часов в неделю. Всего 369 часов в год.
Форма обучения – очно-заочная, что позволит под руководством педагога-куратора выработать у ребенка навыки самостоятельной деятельности.
Ожидаемые результаты:
· увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды и проведение альтернативных мероприятий;
· привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности;
· формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности;
· овладение знаниями о ЗОЖ и умение аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму;
· повышения количества и качества участия школы в акциях волонтеров, организуемых школой, районом.
Комплекс организационно-педагогических условий