Решение логических задач




Пояснительная записка

Шахматы – одна из самых популярных в мире игр, причём с каждым днём она становится всё более популярней. Люди самых разных возрастов во всём мире с большим энтузиазмом играют в шахматы: в школах, клубах, парках и даже по Интернету.

Данная программа разработана для детей от 7, которая также подходит для работы со школьниками, обучающимся по новым федеральным государственным стандартам и направлена на реализацию задач внеурочной деятельности в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Наполняемость 1 группы составляет 8 -15 человек.

В кружке «Юный шахматист» дети ознакомятся с геометрией шахматной доски, названиями шахматных фигур и их игровыми возможностями. А также пополнят словарный запас специальными шахматными терминами и применят их на практике, научатся играть в шахматы и шашки, соблюдая правила игры и используя разнообразные тактические приёмы.

Предполагается использование таких форм работы, как отгадывание загадок, ребусов на шахматную тему, чтение сказок о шахматах, выполнение творческих заданий, практические занятия по игре в шахматы с целью закрепления теоретического материала, опросы для проверки пройденного материала. В связи с возможным возникновением разных непредвиденных обстоятельств допускаем корректировку программы.

Актуальность программы состоит в её востребованности, в требованиях современного общества к личности, которая должна быть всесторонне развита, чему и способствует игра в шахматы. Она развивает ребёнка умственно, развивает логическое мышление, воспитывает усидчивость, приучает к культурному проведению свободного времени, толерантному отношению к сопернику по игре и другим окружающим.

Данная программа модифицированная. При её разработке были использованы методики: Петрушиной Н.М. (методика проведения занятий с участием сказочных персонажей); Кострова В. и Давлетова Д. (практические занятия по изложению шахматного материала с использованием тренировочных и закрепляющих упражнений с учётом возрастных особенностей детей); Костенюк А. и Костенюк Н. (методика обучения шахматам детей 5-6 лет), Кормишкина А. и Болибока И. (методические рекомендации по изучению материала шахмат для самых маленьких через игру, стихи, загадки); Вольфа П. (методические рекомендации по изучению шахматной стратегии через примеры и упражнения, материал о гроссмейстерах всех времён, составлен шахматный словарь); Пожарского В. (методика преподавания шахмат и анализ ряда проблем, возникающих у детей- шахматистов на пути от новичка до мастера, и способы их преодоления).


 

Цель:

- формирование образованной культурной личности средством шахматной игры.

Задачи:

1. Научить играть в шахматы.

2. Ознакомить со специальными шахматными терминами, применять их на практике.

3. Прививать чувство ответственности и уважения к сопернику по игре.

 

Факторы риска:

 

- изменение смены в школе;

- изменение расписания занятий и уроков;

- эпидемии;

- отключение электроэнергии;

- проведение развлекательных программ;

- актированные дни.

 

Характеристика программы:

 

1. По характеру деятельности – образовательная.

2. По педагогическим целям – образовательная, познавательная, развивающая.

3. По возрастным особенностям – от 7 лет.

4. По временным показателям – 1-3 года (от 1 до 3 часов в неделю)

5. По наполняемости – 8 – 15 человек.

 

В конце учебного курса воспитанники должны знать:

1.Правила игры, названия фигур и их игровые возможности.

2.Основные шахматные термины.

3.Имена и краткие биографические сведения о знаменитых гроссмейстерах.

 

В конце учебного курса воспитанники должны уметь:

1.Играть в шахматы, соблюдая правила.

2.Пользоваться шахматными часами.

3.Понимать и применять игровые шахматные термины.

 

Материально – техническое оснащение:

- набор шахмат – 8 наборов;

- магнитная шахматная доска – 1 шт.;

- магнитные шахматные фигуры – 2 набора;

- шахматные часы – 7 шт.;

- стенды информационные – 2 шт.;

- ручки;

- блокнот.

 

 

Год обучения

(1 час в неделю)

Задачи:

1. Научить играть в шахматы.

2. Ознакомить со специальными шахматными терминами.

3. Прививать чувство ответственности и уважения к сопернику по игре.

 

В конце 1 учебного года воспитанники должны знать:

1. Правила игры, названия фигур и их игровые возможности.

2. Основные шахматные термины.

 

 

В конце 1 учебного года воспитанники должны уметь:

1. Играть в шахматы, соблюдая правила.

2. Пользоваться шахматными часами.

3. Понимать игровые шахматные термины.

 

Содержание программы

 

(1год обучения)

 

(1 час в неделю)

Вводное занятие (1ч.) – знакомство с техникой безопасности на занятиях шахматами, с противопожарной безопасностью, и правилами поведения шахматиста.

Шахматная теория (24 ч.) – знакомство с геометрией шахматной доски, правилами передвижения и взятия шахматных фигур, с рокировкой, решением шахматных задач на постановку мата в 1 ход разными фигурами.

Повторение и закрепление (4 ч.) – повторение и закрепление изученного на прошлых занятиях.

Практическая работа (3 ч.) – выполнение разнообразных упражнений направленных на закрепление знаний геометрии шахматной доски, правил передвижения и взятия шахматных фигур, выполнение рокировки.

Итоговое занятие (1 ч.) – подведение итогов обучения за год, анализ работы на занятиях, результаты контрольных опросов.

 

Год обучения

(1 ч в неделю)

Задачи:

1. Научить играть в шахматы и шашки.

2. Ознакомить со специальными шахматными терминами.

3. Знать имена известных отечественных и зарубежных гроссмейстеров.

4. Прививать чувство ответственности и уважения к сопернику по игре.

 

В конце 2 учебного года воспитанники должны знать:

1. Правила игры, названия фигур и их игровые возможности.

2. Основные шахматные термины.

3. Имена знаменитых гроссмейстеров.

 

В конце 2 учебного года воспитанники должны уметь:

1. Играть в шахматы, соблюдая правила.

2. Читать и записывать ходы.

3. Пользоваться шахматными часами.

4. Понимать игровые шахматные термины.

Тематический план

3 год обучения

(1 час в неделю)

 

№ п/п Тема занятий Теория
1. Вводное занятие 1 ч.
2. Шахматная тактика (теория) 30 ч.
3. Итоговое занятие 1 ч.
4. ЗУН 3 ч.
5. Всего: 35 ч.

 

Содержание программы

(для детей 7-10 лет)

Вводное занятие (1 ч.) – знакомство с целями и задачами обучения, с техникой безопасности на занятиях, правилами противопожарной безопасности во время пребывания в ЦДТ и правилами поведения в ЦДТ.

Шахматная тактика (71 ч.)

Теоретическая часть – ознакомить с записью шахматных передвижений, пополнять словарь новыми шахматными терминами, ознакомить с 10 правилами дебюта, видами разных дебютов (детский мат, испанский дебют), ознакомить с постановкой мата одинокому королю разными фигурами,ознакомить с такими шахматными комбинациями, как отвлечение и завлечение, двойной удар, учить решать задачи на мат в 1 ход, знакомство с биографиями и заслугами чемпионов мира по шахматам разных лет.

Практическая часть – отрабатывать навыки ведения разных дебютов (детский мат, испанский и итальянский дебют), учить записывать шахматную партию, отрабатывать навыки постановки мата одинокому королю разными фигурами, отрабатывать навыки применения шахматных комбинаций - отвлечение и завлечение, двойной удар, пользоваться шахматными часами.

Итоговое занятие (1 ч.) – подвести итоги работы за год путём сравнительного анализа срезов знаний, участия в соревнованиях, конкурсах, викторинах.

ЗУН (3 ч.) – проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу. Анализ срезов, работа над ошибками.

 

Год обучения

(для детей 7-10 лет)

Задачи:

1. Научить играть в шахматы.

2. Ознакомить со специальными шахматными терминами.

3. Знать имена известных отечественных и зарубежных гроссмейстеров.

4. Прививать чувство ответственности и уважения к сопернику по игре.

 

В конце 2 учебного года воспитанники должны знать:

1. Правила игры, названия фигур и их игровые возможности.

2. Основные шахматные термины.

3. Имена знаменитых гроссмейстеров.

 

В конце 2 учебного года воспитанники должны уметь:

1. Играть в шахматы, соблюдая правила.

2. Читать и записывать ходы.

3. Пользоваться шахматными часами.

4. Понимать игровые шахматные термины.

 

 

Тематический план

2 год обучения

(4 часа в неделю)

для детей 7 – 10 лет

 

№ п/п Тема занятий Теория    
1. Вводное занятие 2 ч.    
2. Шахматная тактика (теория) 30 ч.    
3. Итоговое занятие 2 ч.    
4. ЗУН 1 ч.    
5. Всего: 35 ч.    

 

Содержание программы

2 год обучения

Вводное занятие – знакомство с целями и задачами обучения, с техникой безопасности на занятиях, правилами противопожарной безопасности во время пребывания в ЦДТ и правилами поведения в ЦДТ.

Шахматная тактика

Теоретическая часть – ознакомить с записью шахматных передвижений, пополнять словарь новыми шахматными терминами, ознакомить с 10 правилами дебюта, видами разных дебютов (детский мат, испанский дебют), ознакомить с постановкой мата одинокому королю разными фигурами,ознакомить с такими шахматными комбинациями, как отвлечение и завлечение, двойной удар, учить решать задачи на мат в 1 ход, знакомство с биографиями и заслугами чемпионов мира по шахматам разных лет.

Практическая часть – отрабатывать навыки ведения разных дебютов (детский мат, испанский и итальянский дебют), учить записывать шахматную партию, отрабатывать навыки постановки мата одинокому королю разными фигурами, отрабатывать навыки применения шахматных комбинаций - отвлечение и завлечение, двойной удар, пользоваться шахматными часами.

Итоговое занятие – подвести итоги работы за год путём сравнительного анализа срезов знаний, участия в соревнованиях, конкурсах, викторинах.

ЗУН – проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу. Анализ срезов, работа над ошибками.

 

Год обучения

(1ч в неделю)

 

Задачи:

1.Развивать логическое мышление.

2.Совершенствовать навыки игры в шахматы и шашки, используя разные тактики игры.

3.Продолжать знакомство со специальными шахматно – шашечными терминами, применять их на практике.

4.Знать имена известных отечественных и зарубежных гроссмейстеров, их заслуги.

5.Прививать чувство ответственности и уважения к сопернику.

В конце 3 года обучения воспитанники должны знать:

1.Правила игры, названия фигур и их игровые возможности.

2.Основные шахматно – шашечные термины.

3.Имена и краткие биографические сведения о знаменитых гроссмейстерах.

4.Различные варианты тактики ведения игры.

 

В конце 3 года обучения воспитанники должны уметь:

 

1.Играть в шахматы и шашки, соблюдая правила.

2.Читать и записывать ходы.

3.Пользоваться шахматными часами.

4.Понимать и применять игровые шахматные и шашечные термины.

5.Использовать различные тактики ведения игры.

 

Тематический план

3 год обучения

(1 час в неделю)

 

№ п/п   Тема занятий   Теория
1. Вводное занятие 2 ч.
2. Шахматная тактика 23ч.
3. Шахматная стратегия 2ч.
4. Шашечная тактика 1ч.
5. Плеяда великих 1ч.
6. Решение логических задач 1ч.
7. Отгадывание ребусов и кроссвордов 1ч.
8. Итоговое занятие 1ч.
9. ЗУН 3ч.
10. Всего: 35ч.

 

 

Содержание программы

3 год обучения

1час в неделю

 

Вводное занятие – знакомство с целями и задачами обучения, с техникой безопасности на занятиях, правилами противопожарной безопасности во время пребывания в ЦДТ и правилами поведения в ЦДТ.

Шахматная тактика

Теоретическая часть – знакомство с такими тактическими приёмами как вилка, связка, шах разных видов, пополнять словарь новыми шахматными терминами.

Практическая часть – отработка тактических приёмов (вилки и связки разных видов), учить пользоваться шахматными часами, записывать шахматную партию.

Шахматная стратегия

Теоретическая часть – знакомить с использованием таких стратегических приёмов как рокировка, слабые и сильные поля, секретами использования стратегии разных фигур, пополнять словарь новыми шахматными терминами.

Практическая часть – отработка шахматной стратегии, учить пользоваться шахматными часами, записывать шахматную партию.

Шашечная тактика

Теоретическая часть – знакомить с решением шашечных задач.

Практическая часть – отработка шашечной тактики, отрабатывать навыки игры в разные виды шашек (уголки, поддавки, столбовые).

Плеяда великих – знакомство с биографиями и заслугами чемпионов мира по шахматам разных лет.

Решение логических задач

Теоретическая часть – знакомство с разными видами логических задач и способами их решения, способствовать развитию логического мышления.

Практическая часть – учить решать логические задачи разного вида разными способами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: