Пояснительная записка
Шахматы – одна из самых популярных в мире игр, причём с каждым днём она становится всё более популярней. Люди самых разных возрастов во всём мире с большим энтузиазмом играют в шахматы: в школах, клубах, парках и даже по Интернету.
Данная программа разработана для детей от 7, которая также подходит для работы со школьниками, обучающимся по новым федеральным государственным стандартам и направлена на реализацию задач внеурочной деятельности в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Наполняемость 1 группы составляет 8 -15 человек.
В кружке «Юный шахматист» дети ознакомятся с геометрией шахматной доски, названиями шахматных фигур и их игровыми возможностями. А также пополнят словарный запас специальными шахматными терминами и применят их на практике, научатся играть в шахматы и шашки, соблюдая правила игры и используя разнообразные тактические приёмы.
Предполагается использование таких форм работы, как отгадывание загадок, ребусов на шахматную тему, чтение сказок о шахматах, выполнение творческих заданий, практические занятия по игре в шахматы с целью закрепления теоретического материала, опросы для проверки пройденного материала. В связи с возможным возникновением разных непредвиденных обстоятельств допускаем корректировку программы.
Актуальность программы состоит в её востребованности, в требованиях современного общества к личности, которая должна быть всесторонне развита, чему и способствует игра в шахматы. Она развивает ребёнка умственно, развивает логическое мышление, воспитывает усидчивость, приучает к культурному проведению свободного времени, толерантному отношению к сопернику по игре и другим окружающим.
Данная программа модифицированная. При её разработке были использованы методики: Петрушиной Н.М. (методика проведения занятий с участием сказочных персонажей); Кострова В. и Давлетова Д. (практические занятия по изложению шахматного материала с использованием тренировочных и закрепляющих упражнений с учётом возрастных особенностей детей); Костенюк А. и Костенюк Н. (методика обучения шахматам детей 5-6 лет), Кормишкина А. и Болибока И. (методические рекомендации по изучению материала шахмат для самых маленьких через игру, стихи, загадки); Вольфа П. (методические рекомендации по изучению шахматной стратегии через примеры и упражнения, материал о гроссмейстерах всех времён, составлен шахматный словарь); Пожарского В. (методика преподавания шахмат и анализ ряда проблем, возникающих у детей- шахматистов на пути от новичка до мастера, и способы их преодоления).
Цель:
- формирование образованной культурной личности средством шахматной игры.
Задачи:
1. Научить играть в шахматы.
2. Ознакомить со специальными шахматными терминами, применять их на практике.
3. Прививать чувство ответственности и уважения к сопернику по игре.
Факторы риска:
- изменение смены в школе;
- изменение расписания занятий и уроков;
- эпидемии;
- отключение электроэнергии;
- проведение развлекательных программ;
- актированные дни.
Характеристика программы:
1. По характеру деятельности – образовательная.
2. По педагогическим целям – образовательная, познавательная, развивающая.
3. По возрастным особенностям – от 7 лет.
4. По временным показателям – 1-3 года (от 1 до 3 часов в неделю)
5. По наполняемости – 8 – 15 человек.
В конце учебного курса воспитанники должны знать:
1.Правила игры, названия фигур и их игровые возможности.
2.Основные шахматные термины.
3.Имена и краткие биографические сведения о знаменитых гроссмейстерах.
В конце учебного курса воспитанники должны уметь:
1.Играть в шахматы, соблюдая правила.
2.Пользоваться шахматными часами.
3.Понимать и применять игровые шахматные термины.
Материально – техническое оснащение:
- набор шахмат – 8 наборов;
- магнитная шахматная доска – 1 шт.;
- магнитные шахматные фигуры – 2 набора;
- шахматные часы – 7 шт.;
- стенды информационные – 2 шт.;
- ручки;
- блокнот.
Год обучения
(1 час в неделю)
Задачи:
1. Научить играть в шахматы.
2. Ознакомить со специальными шахматными терминами.
3. Прививать чувство ответственности и уважения к сопернику по игре.
В конце 1 учебного года воспитанники должны знать:
1. Правила игры, названия фигур и их игровые возможности.
2. Основные шахматные термины.
В конце 1 учебного года воспитанники должны уметь:
1. Играть в шахматы, соблюдая правила.
2. Пользоваться шахматными часами.
3. Понимать игровые шахматные термины.
Содержание программы
(1год обучения)
(1 час в неделю)
Вводное занятие (1ч.) – знакомство с техникой безопасности на занятиях шахматами, с противопожарной безопасностью, и правилами поведения шахматиста.
Шахматная теория (24 ч.) – знакомство с геометрией шахматной доски, правилами передвижения и взятия шахматных фигур, с рокировкой, решением шахматных задач на постановку мата в 1 ход разными фигурами.
Повторение и закрепление (4 ч.) – повторение и закрепление изученного на прошлых занятиях.
Практическая работа (3 ч.) – выполнение разнообразных упражнений направленных на закрепление знаний геометрии шахматной доски, правил передвижения и взятия шахматных фигур, выполнение рокировки.
Итоговое занятие (1 ч.) – подведение итогов обучения за год, анализ работы на занятиях, результаты контрольных опросов.
Год обучения
(1 ч в неделю)
Задачи:
1. Научить играть в шахматы и шашки.
2. Ознакомить со специальными шахматными терминами.
3. Знать имена известных отечественных и зарубежных гроссмейстеров.
4. Прививать чувство ответственности и уважения к сопернику по игре.
В конце 2 учебного года воспитанники должны знать:
1. Правила игры, названия фигур и их игровые возможности.
2. Основные шахматные термины.
3. Имена знаменитых гроссмейстеров.
В конце 2 учебного года воспитанники должны уметь:
1. Играть в шахматы, соблюдая правила.
2. Читать и записывать ходы.
3. Пользоваться шахматными часами.
4. Понимать игровые шахматные термины.
Тематический план
3 год обучения
(1 час в неделю)
№ п/п | Тема занятий | Теория |
1. | Вводное занятие | 1 ч. |
2. | Шахматная тактика (теория) | 30 ч. |
3. | Итоговое занятие | 1 ч. |
4. | ЗУН | 3 ч. |
5. | Всего: | 35 ч. |
Содержание программы
(для детей 7-10 лет)
Вводное занятие (1 ч.) – знакомство с целями и задачами обучения, с техникой безопасности на занятиях, правилами противопожарной безопасности во время пребывания в ЦДТ и правилами поведения в ЦДТ.
Шахматная тактика (71 ч.)
Теоретическая часть – ознакомить с записью шахматных передвижений, пополнять словарь новыми шахматными терминами, ознакомить с 10 правилами дебюта, видами разных дебютов (детский мат, испанский дебют), ознакомить с постановкой мата одинокому королю разными фигурами,ознакомить с такими шахматными комбинациями, как отвлечение и завлечение, двойной удар, учить решать задачи на мат в 1 ход, знакомство с биографиями и заслугами чемпионов мира по шахматам разных лет.
Практическая часть – отрабатывать навыки ведения разных дебютов (детский мат, испанский и итальянский дебют), учить записывать шахматную партию, отрабатывать навыки постановки мата одинокому королю разными фигурами, отрабатывать навыки применения шахматных комбинаций - отвлечение и завлечение, двойной удар, пользоваться шахматными часами.
Итоговое занятие (1 ч.) – подвести итоги работы за год путём сравнительного анализа срезов знаний, участия в соревнованиях, конкурсах, викторинах.
ЗУН (3 ч.) – проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу. Анализ срезов, работа над ошибками.
Год обучения
(для детей 7-10 лет)
Задачи:
1. Научить играть в шахматы.
2. Ознакомить со специальными шахматными терминами.
3. Знать имена известных отечественных и зарубежных гроссмейстеров.
4. Прививать чувство ответственности и уважения к сопернику по игре.
В конце 2 учебного года воспитанники должны знать:
1. Правила игры, названия фигур и их игровые возможности.
2. Основные шахматные термины.
3. Имена знаменитых гроссмейстеров.
В конце 2 учебного года воспитанники должны уметь:
1. Играть в шахматы, соблюдая правила.
2. Читать и записывать ходы.
3. Пользоваться шахматными часами.
4. Понимать игровые шахматные термины.
Тематический план
2 год обучения
(4 часа в неделю)
для детей 7 – 10 лет
№ п/п | Тема занятий | Теория | ||
1. | Вводное занятие | 2 ч. | ||
2. | Шахматная тактика (теория) | 30 ч. | ||
3. | Итоговое занятие | 2 ч. | ||
4. | ЗУН | 1 ч. | ||
5. | Всего: | 35 ч. |
Содержание программы
2 год обучения
1ч
Вводное занятие – знакомство с целями и задачами обучения, с техникой безопасности на занятиях, правилами противопожарной безопасности во время пребывания в ЦДТ и правилами поведения в ЦДТ.
Шахматная тактика
Теоретическая часть – ознакомить с записью шахматных передвижений, пополнять словарь новыми шахматными терминами, ознакомить с 10 правилами дебюта, видами разных дебютов (детский мат, испанский дебют), ознакомить с постановкой мата одинокому королю разными фигурами,ознакомить с такими шахматными комбинациями, как отвлечение и завлечение, двойной удар, учить решать задачи на мат в 1 ход, знакомство с биографиями и заслугами чемпионов мира по шахматам разных лет.
Практическая часть – отрабатывать навыки ведения разных дебютов (детский мат, испанский и итальянский дебют), учить записывать шахматную партию, отрабатывать навыки постановки мата одинокому королю разными фигурами, отрабатывать навыки применения шахматных комбинаций - отвлечение и завлечение, двойной удар, пользоваться шахматными часами.
Итоговое занятие – подвести итоги работы за год путём сравнительного анализа срезов знаний, участия в соревнованиях, конкурсах, викторинах.
ЗУН – проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу. Анализ срезов, работа над ошибками.
Год обучения
(1ч в неделю)
Задачи:
1.Развивать логическое мышление.
2.Совершенствовать навыки игры в шахматы и шашки, используя разные тактики игры.
3.Продолжать знакомство со специальными шахматно – шашечными терминами, применять их на практике.
4.Знать имена известных отечественных и зарубежных гроссмейстеров, их заслуги.
5.Прививать чувство ответственности и уважения к сопернику.
В конце 3 года обучения воспитанники должны знать:
1.Правила игры, названия фигур и их игровые возможности.
2.Основные шахматно – шашечные термины.
3.Имена и краткие биографические сведения о знаменитых гроссмейстерах.
4.Различные варианты тактики ведения игры.
В конце 3 года обучения воспитанники должны уметь:
1.Играть в шахматы и шашки, соблюдая правила.
2.Читать и записывать ходы.
3.Пользоваться шахматными часами.
4.Понимать и применять игровые шахматные и шашечные термины.
5.Использовать различные тактики ведения игры.
Тематический план
3 год обучения
(1 час в неделю)
№ п/п | Тема занятий | Теория |
1. | Вводное занятие | 2 ч. |
2. | Шахматная тактика | 23ч. |
3. | Шахматная стратегия | 2ч. |
4. | Шашечная тактика | 1ч. |
5. | Плеяда великих | 1ч. |
6. | Решение логических задач | 1ч. |
7. | Отгадывание ребусов и кроссвордов | 1ч. |
8. | Итоговое занятие | 1ч. |
9. | ЗУН | 3ч. |
10. | Всего: | 35ч. |
Содержание программы
3 год обучения
1час в неделю
Вводное занятие – знакомство с целями и задачами обучения, с техникой безопасности на занятиях, правилами противопожарной безопасности во время пребывания в ЦДТ и правилами поведения в ЦДТ.
Шахматная тактика
Теоретическая часть – знакомство с такими тактическими приёмами как вилка, связка, шах разных видов, пополнять словарь новыми шахматными терминами.
Практическая часть – отработка тактических приёмов (вилки и связки разных видов), учить пользоваться шахматными часами, записывать шахматную партию.
Шахматная стратегия
Теоретическая часть – знакомить с использованием таких стратегических приёмов как рокировка, слабые и сильные поля, секретами использования стратегии разных фигур, пополнять словарь новыми шахматными терминами.
Практическая часть – отработка шахматной стратегии, учить пользоваться шахматными часами, записывать шахматную партию.
Шашечная тактика
Теоретическая часть – знакомить с решением шашечных задач.
Практическая часть – отработка шашечной тактики, отрабатывать навыки игры в разные виды шашек (уголки, поддавки, столбовые).
Плеяда великих – знакомство с биографиями и заслугами чемпионов мира по шахматам разных лет.
Решение логических задач
Теоретическая часть – знакомство с разными видами логических задач и способами их решения, способствовать развитию логического мышления.
Практическая часть – учить решать логические задачи разного вида разными способами.