При разработке данной программы использовались методики таких авторов:
1. Костров В, Давлетов Д. – представляют специальный курс шахматных уроков для всех любителей шахмат, желающих научиться игре, а также желающих совершенствовать своё мастерство. Для самых маленьких начинающих шахматистов разработали серию игровых занятий по обучению азам, а для умеющих играть предлагают углубить свои знания при помощи изложения теоретического материала, сопровождаемого примерами из практики с выполнением определённых задач.
2. Петрушина Н.М. – цель серии весёлых уроков, разработанных автором, более 20 лет преподающего детям азы и премудрости шахматной игры, помочь малышам 5-10 лет усвоить основы шахмат. Малыш вместе с Белочкой – Умелочкой, Лисичкой, Сорокой – Белобокой в сказочной стране сделает первые шаги к славе великих гроссмейстеров.
3. Кормишкин А., Болибок И. – разработали серию занятий по шахматной азбуке для первоклассников с использованием стихов о шахматах, что необычно и увлекательно для детей.
4. Вольф П. (двукратный чемпион США по шахматам, международный гроссмейстер) – излагает учебную информацию об основах шахматной игры, о тактике и стратегии, построенную по принципу «от простого к сложному», сотни диаграмм с примерами и упражнениями, которые наглядно показывают как нужно играть в той или иной ситуации, квалифицированные советы и рекомендации по игре с компьютером и участию в турнирах по Интернету, интригующие факты из жизни величайших шахматистов прошлого и восходящих шахматных звёзд.
5. Пожарский В. – анализирует необходимые условия для воспитания успешного спортсмена – шахматиста и тренерские проблемы, раскрывает методику преподавания шахмат и анализ ряда проблем, возникающих у детей – шахматистов на пути от новичка до мастера, и способы их преодоления. Публикует около 300 шахматных этюдов различной степени трудности.
Для реализации разработанной программы планируется использование таких форм работы, как теоретические занятия по изучению тактики и стратегии шахмат и шашек, проведение шахматно – шашечных турниров, работа на компьютере (при наличии), практические занятия по игре в шахматы и шашки, регулярные проверки знаний, умений и навыков. А также применять такие методы работы, как отгадывание ребусов и кроссвордов, загадок на шахматную тему, решение шахматных этюдов, индивидуальных карточек.
Всё выше перечисленное направлено на развитие логического мышления, памяти, внимания, усидчивости, воспитанию воли, характера. Помогает вести здоровый образ жизни и максимальной реализации творческого потенциала детей.
Способы отслеживания результатов:
1.Тестирование по терминологии.
2.Проведение конкурсов и викторин.
3.Проведение шахматно – шашечных турниров.
4.Участие в городских и окружных турнирах.
5.Проверки ЗУН промежуточные и по полугодиям.
Календарно – тематическое планирование
1 полугодие.
| № за- нятия | Тема занятия | Дата план/факт |
| 1. | Вводное занятие. Техника безопасности, противопожарная безопасность, правила поведения на занятиях. В стране шахматного короля. | 7,09 |
| 2. | Волшебная доска. Геометрия шахматной доски. Центр. | 14,09 |
| 3. | Волшебная доска. Горизонталь, вертикаль, диагональ. | 21,09 |
| 4. | Волшебная доска. Цифры и буквы. | 28,09 |
| 5. | Практическая работа. | 05,10 |
| Повторение и закрепление изученного. | 12,10 | |
| Шахматные фигуры. | 19,10 | |
| Шахматные фигуры. | 26,10 | |
| Начальное положение. | 16,11 | |
| Шахматная фигура Ладья. Знакомство. | 23,11 | |
| Шахматная фигура Ладья. Практическая работа. | 30,11 | |
| Повторение и закрепление изученного. | 07,12 | |
| Шахматная фигура Слон. Знакомство. | 14,12 | |
| Шахматная фигура Слон. Практическая работа. | 21,12 | |
| Повторение и закрепление изученного. | 28,12 | |
| Ладья против слона. | 12,01 | |
| Шахматная фигура Ферзь. Знакомство. | 19,01 | |
| Практическая работа. Мониторинг уровня компетентности обучающихся за 1 полугодие. | 26,01 | |
| Шахматная фигура Ферзь. Решение задач. | 02,02 | |
| Повторение и закрепление изученного. | 09,02 | |
| Шахматная фигура Конь. Знакомство. | 16,02 | |
| Шахматная фигура Конь. Практическая работа. | 23,02 | |
| Пешка. Знакомство. | 02,03 | |
| Пешка. Практическая работа. | 09,03 | |
| Шахматная фигура Король. | 16,03 | |
| Шах. | 23,03 | |
| Шах и мат. | 30,03 | |
| Мат в один ход. | 13,04 | |
| Практическая работа. Промежуточный мониторинг уровня компетентности обучающихся. | 20,04 | |
| Мат в один ход. | 27,04 | |
| Ничья и пат. Знакомство. | 4,05 | |
| Ничья и пат. Практическая работа. | 11,05 | |
| Рокировка. | 18,05 | |
| Резерв. Подведение итогов | 25,05 |
Календарно – тематическое планирование
2 год обучения
(1 час в неделю)
| № заня- тия | Тема занятия |
| 1. | Вводное занятие. Техника безопасности, противопожарная безопасность и правила поведения в ЦДТ. Шахматная сказка. |
| 2. | Геометрия шахматной доски. Шахматная нотация. |
| 3. | Практическое занятие по игре в шахматы. |
| 4. | Вильгельм Стейниц. Запись шахматных ходов. |
| 5. | Практическое занятие по игре в шахматы. |
| 6. | Как начинать шахматную партию. Начало шахматной партии. |
| 7. | Практическое занятие по игре в шахматы. |
| 8. | Эмануил Ласкер. Рокировка и всё о ней. |
| Как записывать шахматную партию. | |
| Практическое занятие по игре в шахматы. | |
| Хосе Рауль Капабланка. Основные законы дебюта. Ловушки. «Детский мат». | |
| Практическое занятие по игре в шахматы. | |
| Кто сколько стоит (ценность фигур). | |
| Практическое занятие по игре в шахматы. | |
| Александр Алёхин. Как избежать зевков? | |
| Практическое занятие по игре в шахматы. Мониторинг уровня компетентности обучающихся. | |
| Повторение и закрепление изученного. | |
| Что такое шах, мат и пат. | |
| Решение задач на постановку шаха, мата и пата. | |
| Практическое занятие по игре в шахматы. | |
| Махгилис (Макс) Эйве.Мат одинокому королю.Линейный мат. Мат двумя ладьями. | |
| Практическое занятие по игре в шахматы. | |
| Оформление задач на мат. | |
| Практическое занятие по игре в шахматы. | |
| Линейный мат ферзём. | |
| Михаил Моисеевич Ботвинник. Линейный мат ладьёй. | |
| Практическое занятие по игре в шахматы. | |
| «Квадратный» мат ладьёй. | |
| Практическое занятие по игре в шахматы. | |
| Окончание. Король с пешкой против короля. | |
| Практическое занятие по игре в шахматы. | |
| Тигран Вартанович Петросян. Изучение дебюта. Испанская партия. | |
| Практическое занятие по игре в шахматы. | |
| Пешечные окончания. Правила квадрата. | |
| 35. | Практическое занятие по игре в шахматы. |
Календарно-тематическое планирование
3 год обучения
1 час в неделю
| № за- нятия | Тема занятия |
| 1. | Вводное занятие. Техника безопасности, противопожарная безопасность и правила поведения в ЦДТ. Шахматная нотация и некоторые правила. |
| 2. | Ценность фигур. Виды преимущества. |
| 3. | Реализация материального преимущества. |
| 4. | Тактика.Теория тактики. Жертва. Практическое занятие по игре в шахматы. |
| 5. | Приёмы нападения. Связка. |
| 6. | Отгадывание ребусов и кроссвордов. Работа на компьютере. Решение шахматных задач. |
| 7. | Связка. Как от неё избавиться? |
| 8. | Двойной удар. Практическое занятие по игре в шахматы. |
| 9. | Повторение и закрепление изученного. Мониторинг уровня компетентности обучающихся. |
| Рентгеновский удар. | |
| Практическая работа по игре в шахматы. | |
| Открытое нападение. | |
| Вскрытый и двойной шах. | |
| Как решать задачи. Американский проблемист Сэмуэль Ллойд, жизнь и творчество. | |
| Контрудар и промежуточный удар. Классификация комбинаций. Простые комбинации. | |
| Комбинационные удары: уничтожение и завлечение противника. | |
| Завлечение и перекрытие. Работа на компьютере. Решение шахматных задач. | |
| Освобождение пространства и блокировка. | |
| Вскрытие линии и захват поля. Повторение и закрепление изученного. | |
| Проверь себя при помощи тестирования «Угадай ход мастера». Отгадывание ребусов и кроссвордов. | |
| Стратегия.Тематические комбинации. | |
| Классификация пешечных комбинаций. Практическое занятие по игре в шахматы. | |
| Прорыв и проведение пешки. | |
| Пешечный таран и тычок. Работа на компьютере. Решение шахматных задач. | |
| Пешечный клин. | |
| Крайняя вертикаль. Повторение и закрепление изученного. | |
| Шашки.Правила игры. | |
| Практическое занятие по игре в шашки. | |
| Уголки, поддавки и столбовые шашки. Практическое занятие по игре в шашки. | |
| Повторение и закрепление изученного. | |
| Работа на компьютере. Решение шахматных задач. | |
| Тематические комбинации. Приём разрушения прикрытия короля. | |
| Отгадывание ребусов и кроссвордов. Практическое занятие по игре в шахматы. | |
| Шахматный словарь. Мониторинг уровня компетентности обучающихся | |
| Виды ничьих. Классификация приёмов защиты. | |
| Повторение и закрепление изученного. |