Эволюция подходов управления




Основные цели и задачи курса. (Лекция)

Качество- главный фактор конкурентной борьбы на рынке. Символом процветания отдельный организаций, регионов, государственно промышленным развитием страны обеспечивающие высокое качество и конкурентоспособность своей продукции уверенно занимающие передовые позиции в мире по уровню устойчивости развития.

Обеспечение выпуска качественной продукции, удовлетворяющей требованиям потребителей является важнейшим условием развития организации в рыночной экономике.

Для решения задач не обходимы спецы владеющие теорией управления качества и умеющие эффективно применять их на практике.

В условиях ужесточенных требований потребителей, внедрение инновационных технологий в процессе производства продукции в эпоху перемен во всей системе глобализации экономических отношений, требования к спецам, работающих в различных уровнях управления организации значительно расширяется.

В настоящее время экономисты и менеджеры несут ответственность за взаимоотношения организации с потребителями, поставщиками, мотивацию и подготовку персонала, эффективность управления процессами жизненного цикла продукции, за разработку и реализацию стратегии развития организации, за постоянный рост конкурентоспособности на рынке. Все эти направления деятельности являются элементами современной практики управления качеством.

Целью курса является- приобретение теоретический знаний, практических умений и навыков в области управления качеством, основанных на международных стандартах.

ISO серия 9000 - международные стандарты, описывающие требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий.

Для достижения цели требуется:

  1. Исследование эволюции и многоаспектности категории качества.
  2. Рассмотрение методологичности основ курса управления качеством.
  3. Знакомство с основными положениями научных шкал управления качеством.
  4. Изучение эволюции и содержание систем подхода управления качеством, а так же современной тенденции его развития.
  5. Исследование процессов жизненного цикла продукции.
  6. Знакомство с методами и инструкциями управления качеством.
  7. Изучение принципов всеобщего менеджмента качества
  8. Раскрытия сущности подхода управления качеством на основе ISO 9000.

 

 

Сущность качества и управления им.

Эволюция теории и практики управления качеством.

Понятие и значение качества.

Считается что качество впервые было подвергнуто анализу Аристотелем в 3 в. до н.э.

Под качеством он понимал различие между товаров по признаку «хороший» и «плохой»

Идея системного понимания качества принадлежала Гегелю 19 век.

Понимание философами сущности категории качество служило основой современных исследований проблем качества в глобальном масштабе.

Аспекты:

  1. Экономический
  2. Социальный
  3. Теоретический

 

Каждый подход в зависимости от объекта исследования, по своему трактует эту категорию.

В экономике и управлении, «Качество» связано с созданием и потреблением продукции и услуг. Главным объектом исследования является качество продукции и услуг.

Теория и практика управления качества. Ведущие ученые и спецы дают различные трактовки категории качества.

 

Исикова: Под качеством понимала свойство реально удовлетворяющие потребителей.

Ученые: Деминг, Фейгенбаум, Гличев, Исикова.

 

Гост России:

Качество - совокупность свойств продукции обеспечивающие ее пригодность удовлетворять потребности в соответствии с ее назначением.

 

ISO 8402: Совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которая придает способность удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

 

Семинар

Основные положения:

Контроль качества- одно из важнейших технологических звений производственного процесса, обеспечивающих качество продукции. Под контролем качества понимается проверка соответствия качественных характеристик продукции или технологического процесса, от которых зависит качество продукции, установленных техническими требованиям. Суть контроля заключается в получении информации о состоянии объекта, контроля и сопоставление полученных результатов с установленных требований зафиксированных в чертежах, стандартах, технических условиях и иных документах.

Контроль качества включает в себя 3 основных этапа:

1. Получение первичной информации о фактическом состоянии объекта контроля, контролируемых признаках и показателях его свойств.

2. Получение вторичной информации, сведения об отклонениях от заданных параметров путем анализа первичной информации и сопоставление ее с принятыми критериями нормами и требованиями.

3. Подготовка информации для выработки соответствующих управленческих воздействий на объект подвергаемых контролю, с целью установлении или предотвращения в будущем подобных ситуаций.

 

Лекция

Мерой качества служит степень удовлетворенности потребителей, определяемое соотношением ценности к стоимости.

Под потребительской стоимостью понимается:

  1. Полезность
  2. Способность удовлетворять потребности.

Каждая продукция обладает множеством свойств, однако потребительская стоимость формирует те свойства, которые обуславливает полезность продукции.

  1. Ценность = стоимость

Потребительское удовлетворение.

Ожидания потребителя подтвердились.

Производитель окупил свои затраты и получил прибыль.

  1. Ценность > стоимость

Потребитель более чем удовлетворен.

Производитель заинтересован в получении большей прибыли за счет увеличения стоимости продукции, но с учетом конкуренции на рынке.

  1. Ценность < стоимость

Потребитель не удовлетворен.

Производитель начинает терять потребителей

 

 

Эволюция подходов управления

Качеством

4 основных этапа:

1. 1900-1920

Современные научные подходы управления качества берут начало в США в 1900-е года, основоположник Тейлор.

Началом современных подходов является система Тейлора (1908)

Система Тейлора включает понятия верхних и нижних пределов качества в виде полей качества. В ней были введены новые этапы качества, настроенные на верхние и нижние границы допусков.

В системе Тейлора были обоснованы необходимые независимые должности эксперта по качеству, много образующая система штрафов и мотиваций за брак, оплата по результатам труда, профессиональное обучение работников.

Главное внимание на 1 этапе уделялось контролю готовых изделий.

Усилия в управлении качеством были направлены на сортировку готовой продукции.

2. 1921-1950

Методы управления качеством стали охватывать производственные процессы.

Такие подходы связаны с тем, что причины брака заключаются в изменчивости производственных процессов. Поэтому необходимо контролировать характеристики производственного процесса и стремиться в его стабильности и соответствию требованиям.

Таким образом начали использовать пооперационный контроль качества продукции после каждого этапа производства.

Является много затратным процессом.

Выходом является выборочный контроль.

3. 1951-1980

Появляется концепция управления качеством пришедшая на смену традиционной концепции контроля качества.

Основоположник Фигенбаум

Он предложил рассматривать и анализировать каждый этап в процессе создания продукции, что позволит не ограничиваться констатацией брака, а выявить и проанализировать причине его возникновения, разрабатывать мероприятия, принимать их для обеспечения выпуска качественной продукции. Таким образом появляется возможность управлять качеством.

Осознание того, что качество должно закладываться в продукцию на всех этапах и только это может гарантировать устойчивость всех показателей качества продукции.

Данный этап характеризуется формированием различных систем управления качеством, которые позволили организовать деятельность управления качеством на комплексной основе.

Началом такого подхода принято считать выступление Деминга перед ведущими японскими промышленниками.

Программа базируется на совершенствовании и создании систем управления в целом, на участии высшего руководства организации в решении проблем по качеству, на обучении всех сотрудников основным методам и на мотивации высококачественного труда сотрудников.

Эти предложения привели к изменению организационных структур, появились отделы, управления качеством.

4. 1981 – по настоящее время.

Осознание того, что управление качеством, не просто отдельная функция, а подход к управлению всей организации направленный на качество.

Появляется и развивается концепция всеобщего менеджмента качества (TQM) заменившее концепцию управления качества.

Основная идея- Установление четких целей, для организации в области качества, а затем планирование деятельности организации и мотивации сотрудников для достижения целей. Гарантией возможностей изготовителя обеспечить строгое выполнение требований потребителя в отношении всего объема продукции, является наличие у организации системы отвечающие международным требованиям.

Поэтому на этом международном этапе были разработаны единые и универсальные стандарты в области качества.

1987 г. – первая версия ISO 9000

1994 г. – вторая версия

2000 г. – третья версия

2005- 2009 гг. – четвертая версия



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: