ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ




Тема 1. Научные основы и концепции организационного поведения.

(Загоруля Т.Б., к.п.н., доцент кафедры менеджмента)

1. Громова О.Н., Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации и организационное поведение. М. 2013.

2. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование. М., 2008.

Сущность ОП. Основные концепции ОП.

ОП представляет собой мультидисциплину (кросс‑дисциплину), т.к. использует принципы, методы, заимствованные из других дисциплин: теории организации, психологии, социальной психологии, менеджмента, управления персоналом.

v Организационное поведение – это наука, изучающая поведение людей (индивидов и групп) в организациях с целью практического использования полученных знаний для повышения эффективности трудовой деятельности человека.

Объекты изучения ОП

• поведение индивидов в организации;

• проблемы межличностных отношений;

• возникающие межгрупповые отношения;

o Предмет ОП - взаимосвязь системы управления на всех уровнях с ориентацией на разработку результативных методов управления в условиях конкурентной среды функционирования.

Целями ОП являются:

1. систематизированное описание поведения людей в трудовых ситуациях;

2. объяснение причин поступков индивидов в определенных условиях;

3. предсказание поведения работника в будущем;

4. овладение навыками управления поведением людей в процессе труда

Методы исследования ОП:

опросы

сбор фиксированной информации

наблюдения

эксперименты

использование Интернета.

ОП как новая научная дисциплина начала развиваться в 50‑е гг. XX в.

Дисциплина ОП берет свое начало с отчета американских специалистов по управлению Р. Гордона и Д. Хауэла, которые в 1959 г. опубликовали результаты своих исследований, включавших анкетирование студентов и преподавателей бизнес‑школ.

В США в 1973 г. появился первый учебник по ОП, автором которого был Фрэд Лютенс.

Ф. Лютенс определяет ОП как науку об описании, объяснении, предсказании и управлении человеческим поведением в организации.

 
 

 


Основные, определяющие организационное поведение, силы

В развитии ОП выделяют 2 этапа: эмпирический и научный.

Фредерик У. Тэйлор (1856‑1915), американский инженер‑механик, предположил, что проблема связана с недостатком практики управления. Административный менеджмент сосредоточен на руководителях и функциях, которые они выполняют. Этот подход к управлению наиболее полно раскрыт Анри Файолем (1841‑1925), французским горным инженером.

Макс Вебер (1864‑1920), немецкий социолог и историк, наиболее тесно связан с бюрократическим менеджментом.

«Школа человеческих отношений» – школа, выдвигающая в центр внимания личность и групповой фактор; возникла в 1920‑х‑1930‑х гг. в США Профессор Элтон Мэйо (1880‑1949) проводил эксперименты в г. Хотторне на заводах фирмы «Вестингауз электрик»..

Бихевиоризм – ведущее направление американской психологии начала XX в. (Дж. Уотсон, Э. Торндайк; в России связан с трудами известного физиолога И.П. Павлова).

Фрейдизм – психологическая концепция начала XX в. австрийского ученого З. Фрейда В объяснении человеческого поведения использовалась трехуровневая модель психической структуры личности (Ид – Оно, Эго – Я и Супер-Эго –Сверх-Я).

Типология моделей ОП.

Показатель / Модель Авторитарная Опекунская Поддерживающая Коллегиальная
Базис модели Власть Экономические ресурсы Руководство Партнерство
Ориентация менеджмента Полномочия Деньги Поддержка Работа в команде
Ориентация работников Подчинение Безопасность и льготы Выполнение рабочих заданий Ответственное поведение
Психологический результат для работника Зависимость от непосредственного начальника Зависимость от организации Участие в управлении Самодисциплина
Удовлетворение потребностей работника В существовании В безопасности В статусе и признании В самореализации
Участие работников в процессе труда Минимальное Пассивное сотрудничество Пробужденные стимулы Умеренный энтузиазм

1. Авторитарная, основывающаяся на власти. В условиях автократии менеджеры ориентированы на формальные, официальные полномочия, делегируемые через право отдавать приказы подчиненным. Предполагается, что работников надо направлять, принуждать к работе, в чем и состоит основная задача руководства.
2. Модель опеки. Эта модель отношений и поведения предполагает, что работодатель и каждый руководитель является «старшим братом» сотрудников, о которых он заботится. Забота позволяет поддерживать работоспособность, повышать квалификацию сотрудников, развивает их способности, которые используются организацией для достижения социально значимых целей.
3. Поддерживающая модель. Она базируется на «принципе поддерживающих взаимоотношений» Р. Лайкерта. Основной лозунг данной модели – Сотрудник как главный ресурс организации. В этой модели основным элементом выступает добрая воля сотрудника, ориентированная на собственное развитие и использование своего потенциала на конкретном рабочем месте. 4. Коллегиальная модель. Эта модель объясняет особенности поведения сотрудников через идеи творческого отношения к деятельности. Одним из проявлений свободы выступает готовность сотрудников к добровольному активному взаимодействию, преодолевающему организационные формальности и условности. Сотрудники воспринимают друг друга как равные коллеги, а не в модели «руководитель – подчиненный».

Модели организационного поведения

3. Моделирование ОП
Процесс моделирования ОП - основная цель изучения ОП:

1. Модель ОП зависит от этапа жизненного цикла, на котором находится организация. С переходом к новому этапу модель должна измениться.

2. Модель зависит от стиля управления и личной философии управляющего

3. МОП зависит от уровня развития коллектива орг.

4. МОП зависит от стратегической цели и миссии организации, она должна быть адаптивной.

5. МОП зависит от ВНШ СР ОРГ, должна развиваться вместе с ней.

6. Модель может состоять из неизменной концептуальной части и сменных идеологий

7. МОП может быть и статичной, если не изменяются ее цели и задачи

8. Позитивный управленческий эффект, который получит Орг и ее руководитель в случае освоения процесса моделирования ОП:

· Возможность плавно переводить систему из одного состояния в другое

· Психологически устойчивый персонал

· Возможны адаптации и развитие

· Устойчивый уровень эффективности трудового процесса

· Возможность разделения полномочий и ответственности

9. Негативный управленческий эффект, который получит Орг и ее руководитель в случае освоения процесса моделирования ОП:

· Большой объем исходной информации и необходимость масштабного системного анализа

· Усилия по созданию базовых моделей и первичному их внедрению в жизнь компании

· Временное недовольство людей Орг

· Возможна текучесть кадров

· Рост конфликтов в первоначальный период построения МОП

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основная литература

 

1. Арбенина, Т. И. Организационное поведение: учебное пособие / Т. И. Арбенина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург: [Издательство УрГЭУ], 2015. - 114 с. https://lib.usue.ru/resource/limit/ump/16/p486159.pdf 50 экз.
2. Загоруля, Т. Б. Организационное поведение: педагогический аспект: учебное пособие / Т. Б. Загоруля; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т, Ин-т непрерыв. образования, Фак. сокращ. подгот. - Екатеринбург: [Издательство УрГЭУ], 2015. - 324 с. 10 экз.
3. Згонник, Л. В. Организационное поведение: учебник / Л. В. Згонник. - Москва: Дашков и К°, 2015. - 232 с. https://znanium.com/go.php?id=513285 1 наим.
4. Литвинюк, А. А. Организационное поведение: учебник для академического бакалавриата: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 080301 "Коммерция (торговое дело)", 080111 "Маркетинг" и по направлению 100700.62 "Торговое дело" / А. А. Литвинюк. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2014. - 527 с. 1 наим.
5. Резник, С. Д. Организационное поведение: Учебник / Семен Давыдович Резник. - 4 изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2015. - 463 с. https://znanium.com/go.php?id=467203 1 наим.
6. Соломанидина, Т. О. Организационная культура компании: учебное пособие / Т. О. Соломанидина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2015. - 624 с. https://znanium.com/go.php?id=473927 1 наим.
7. Теория организации и организационное поведение: учебник для магистров: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям / [В. Г. Антонов [и др.]; под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой, А. В. Райченко; Гос. ун-т упр. - Москва: Юрайт, 2014. - 471 с. 11 экз.
8. Хохлова, Т. П. Организационное поведение (Теория менеджмента: Организационное поведение). Практикум: Учебное пособие / Т. П. Хохлова. - Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2015. - 256 с. https://znanium.com/go.php?id=509399 60 экз.

 

Дополнительная литература

 

1. Борисова, В. В. Теория организации: учебник / В. В. Борисова, В. Г. Ларионов, Э. Б. Мазурин; под ред. С. Г. Фалько. - Москва: Дашков и К, 2014. - 308 с. https://znanium.com/go.php?id=514649 1 наим.
2. Глумаков, В. Н. Организационное поведение: учебное пособие / В. Н. Глумаков. - 2-е изд. - Москва: Вузовский учебник, 2013. - 352 с. https://znanium.com/go.php?id=369948 1 наим.
3. Загоруля, Т. Б. Менеджмент: учебно-методический комплекс дисциплины «Менеджмент» для бакалавров направления подготовки 080100. 62 «Экономика», профиля «Финансы и кредит» / Т. Б. Загоруля. – Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2014. – 129 с. 50 экз.
4. Зайцев, Л. Г. Организационное поведение: учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. - Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2013. - 464 с. https://znanium.com/go.php?id=373848 1 наим.
5. Козлов, В. В. Организационное поведение: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 080100 "Экономика" (квалификация (степень) "бакалавр") / В. В. Козлов, Ю. Г. Одегов, В. Н. Сидорова; под ред. М. Н. Кулапова; Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова. - Москва: КноРус, 2013. - 227 с. 1 наим.
6. Столяренко, А. М. Психология менеджмента: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Менеджмент организаций", "Управление персоналом" и "Психология" / А. М. Столяренко, Н. Д. Амаглобели. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 455 с. 2 экз.
7. Сергеев, А. М. Организационное поведение. Тем, кто избрал профессию менеджера: учеб. пособие по специальности "Менеджмент орг." / А. М. Сергеев. - 4-е изд., стер. - Москва: Академия, 2012. - 282 с. 11 экз.
8. Управление организацией: учебник для студентов вузов / Г. Л. Азоев [и др.]; ред.: А. Г. Поршнев, З. П. Румянцева, Н. А. Саломатин; Гос. ун-т упр. - 4-е изд-е, перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 735 с. https://znanium.com/go.php?id=453480 1 наим.
9. Шапиро, С. А. Организационное поведение: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080507.65 "Менеджмент организации" / С. А. Шапиро. - М.: КноРус, 2012. - 342 с. 123 экз.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: