ключичное, нижнее грудное, нижнерёберно-диафрагматическое, брюшное дыхание.




Г.

Конспект занятия в вокальном ансамбле «Глория»,

Рук. Чернецкая Т.Е.

Группа №1

Тема занятия:

«Формирование певческого дыхания.»

«Работа над музыкальным репертуаром»

Цель занятия:

ü Повышение вокального мастерства учащихся

ü Ознакомление с навыками певческого дыхания

Задачи занятия:

ü Обучающая - обучение методам и приемам работы с основными навыками певческого дыхания, при помощи вокальных упражнений

ü Развивающая – развитие дыхательного аппарата

ü Воспитательная – Воспитать такие черты характера как трудолюбие, целеустремлённость, собранность, пунктуальность); Воспитать музыкальный вкус, самостоятельность суждений, личностную активность;

 

Тип занятия: комбинированный.

Форма проведения занятия: групповая.

Используемое оборудование: фортепиано, ноутбук, микрофоны, микшер, вокальная литература.

Методический и дидактический материал: нотные партитуры для работы с вокальным ансамблем, фонограммы «плюс» и «минус».

Ход занятия:

ü Теоретическая часть:

Развитие певческого дыхания у обучающихся.

Пение – это искусство и сфера, требующая тончайшего инструмента для воплощения творческих задач. Этим инструментом является тело и голос поющего, которые в результате кропотливой работы, должны стать совершенными и выразительными.

Хорошо поставленный певческий голос создает у слушателя впечатление устойчивости звучания, спокойствия, не напряженности голосообразования, а сам певец чувствует удобство, стабильность и легкость работы голосового аппарата. Ему кажется, что голос плотно на что-то опирается. Это чувство позволяет ему хорошо управлять голосом и долгое время избегать усталости. С потерей чувства опоры голоса отмечается быстрая усталость в области гортани, звук «садится на горло».

С певческим дыханием связано понятие певческой опоры, что является результатом правильной организации дыхания, звукообразования и резонирования голоса. Опора обеспечивает наилучшие качества певческого звука, его энергичность, собранность, упругость, точность, гибкость, полетность.

Опора – важнейшее ощущение в пении, благодаря которому певец спокойно и свободно распоряжается своим голосом. Чувство опоры голоса возникает не сразу. Только по мере овладения техникой певческого голосообразования постепенно начинают выявляться те ощущения, при которых голос имеет наилучшие качества. Как правило, об «опертости» говорит ученику педагог, который фиксирует его внимание на ощущениях, сопровождающих опертое звучание голоса. Или, наоборот, педагог обращает внимание ребенка на то, что звук у него неправильный. Сопоставление этих указаний приводит к выводу о том, что называется пением «на опоре». Постепенно термин «пение на опоре» становиться синонимом правильно поставленного певческого голоса.

Итак, под чувством опоры голоса следует понимать своеобразное ощущение, сопровождающее правильное певческое голосообразование, являющееся следствием рациональной для певца координации в работе голосового аппарата. Чувство опоры субъективно и воспринимается различными певцами по-разному. Одни считают, что это своеобразное ощущение как бы столба воздуха, поддерживаемого снизу мышцами живота и упирающегося в нёбный свод. Многие понимают под чувством опоры лишь определенную степень напряжения выдыхательной мускулатуры, подающей нужное воздушное давление голосовым связкам. Другие, понимают под этим упор звука в передние зубы или нёбный свод, создающий удобство и стабильность певческого голосообразования. Все это многообразие ощущений, может быть охвачено одной формулировкой, действительно отражающей сложное чувство опоры звука.

Типы дыхания

В жизни люди используют смешанный тип дыхания, при котором участвуют и грудная клетка, и диафрагма в разном их соотношении. В пении, большинство исполнителей, приспосабливаясь к особым задачам певческого голосообразования, ищет наилучшей дыхательной поддержки.

Традиционно различаются следующие типы дыхания:

ключичное, нижнее грудное, нижнерёберно-диафрагматическое, брюшное дыхание.

Ключичное дыхание - очень поверхностное, соответственно звук при пении плоский, сиплый. При этом дыхании у человека поднимаются плечи, “вздергиваются” ключицы (это внешнее проявление, а воздух входит только в верхушки легких, совершенно не раздвигая грудную клетку. Такое дыхание не годится для пения. Поющий должен так брать дыхание, чтобы “раскрывалась” грудная клетка, наполняясь воздухом, а плечи были спокойными, спина прямой.

Наиболее распространенный тип дыхания, которым дышат большинство певцов – нижнерёберное-диафрагматическое (смешанный тип). При этом типе грудная клетка и диафрагма активно включены в работу, и потому при вдохе вместе с расширением нижней части грудной клетки живот также подается вперед. Это дыхание может осуществляться с преимущественным включением груди (нижегрудное дыхание) или с большим участием живота. Когда в легкие поступает воздух, грудная клетка раздвигается в стороны за счет ребер, а снизу за счет диафрагмы.

Диафрагма - это самая большая мышца в организме, и нельзя переоценить ее значение. Например, медики часто называют диафрагму венозным сердцем, так много она значит для кровообращения, она разделяет грудную и брюшную полости, охраняя сёрдце и легкие от случайных повреждений, например, если человек встанет на голову. Купол диафрагмы сокращается и опускается под давлением увеличившихся легких. В свою очередь, сократившаяся диафрагма давит сверху на содержание брюшной полости и поэтому живот выпячивается вперед – следствие вдоха. Вот и получается при вдохе: ребра в стороны, а живот вперед.

 

Заданиепо теории:

1. Ознакомиться с терминологией.

2. Знать типы дыхания (названия и характеристика каждого типа).

3. Что такое «диафрагма».

Работа с муз. репертуаром:

1. Вокальные упражнения. Петь вокальные упражнения, данные на странице сайта. Прослушать вначале, как исполняется упр., затем соединить свой голос с исполнением педагога.

2. «Пульс планеты» - повторять песню, работать с фонограммой «плюс» и «минус», следить за интонацией. Повторить партии по голосам. Вспомнить партию отдельно, затем соединить с фонограммой «плюс» и «минус». Звук фонограммы включать не громко, чтобы он не заглушал ваш голос.

3. «Сапожки русские» - повторять партии по голосам. Соединять с фонограммой. Вспомнить сценические движения. Исполнять вместе с фонограммой, соединяя пение со сценическим движением.

4. «Кто, если не мы » - повторить песню, вспомнить партии по голосам. Петь с фонограммой «плюс» и «минус».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: