ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА




ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Данный раздел методических рекомендаций в соответствии с приори­тетными задачами «Программы» включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов обучения детей элементарной математике в возрасте от 2 до 7 лет.

Методические рекомендации подготовлены с учетом материалов науч­ных исследований, выполненных в разное время под руководством Л. А. Венгера, В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, А. М. Леушиной, Н. И. Непомнящей, Н. Н. Поддьякова, Д. Б. Эльконина. Кроме того, учтены методики обучения детей развитию математических представлений, разработанные Р. Л. Березиной, Ф. Н. Блехер, В. В. Даниловой, Л. С. Метли-ной, Т. А. Мусейибовой, Т. В. Тарунтаевой, Т. Д. Рихтерман и др.

Исходным принципом построения раздела является системный под­ход, который позволяет обеспечить определенный уровень как общего развития ребенка, его познавательных интересов и творческих способнос­тей, так и математического развития, которое предполагает усвоение до­школьником в соответствии с возрастными возможностями ряда пред­ставлений, понятий, отношений, закономерностей (количество, число, порядок, равенство — неравенство, целое — часть, величина — мера и др.).

На занятиях по развитию элементарных математических представле­ний создаются условия для воспитания у ребенка личностных качеств, са­мостоятельности, активности, произвольности, развития зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координации, внимания, речи, памяти, мыслительной деятельности. Детей учат анализировать со­держание заданий и выполнять их, обосновывать выбор каждого действия делать доступные обобщения на основе рассматриваемых фактов. Эти уме­ния составляют основу успешного изучения математики и других предме­тов в начальной школе.

Методические рекомендации (в соответствии с «Программой») для средней, старшей и подготовительной к школе групп содержат следующие разделы: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени».

Рекомендации для первой младшей группы включают только разделы: «Количество», «Величина и форма».

В первой и второй младших группах первый раздел рекомендаций (как и в «Программе») назван «Количество», так как детей третьего и четвертого года жизни считать не учат, а лишь знакомят с различными множествами.


ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Количество. На третьем году жизни у ребенка важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных разли­чиях предметов ближайшего окружения. Поэтому перед воспитателем стоит задача — учить детей действовать с предметами: собирать однород­ные предметы вместе, отбирать их по признаку цвета, величины, формы, передвигать вперед, назад, вправо, влево, сюда, туда; нанизывать, накла­дывать один на другой. Сначала детей учат собирать из трех-пяти колец одноцветные, а затем разноцветные пирамидки, нанизывать на штативы шарики, раскладывать кольца, расставлять пирамидки в порядке убыва­ния (возрастания) их величины, составлять разные по цвету башенки из трех и более последовательно уменьшающихся деталей, разбирать и соби­рать игрушки-вкладыши (народные дидактические игрушки), выклады­вать из строительного материала одноцветные и разноцветные, длинные и короткие дорожки и т. п. Таким образом, развитие элементарных матема­тических представлений должно быть тесно связано с формированием сенсорного опыта ребенка.

Любая деятельность детей третьего года жизни создает благоприят­ные условия для формирования представлений о множестве, равенстве, неравенстве групп предметов (сами термины в ходе обучения не ис­пользуются).

Отдельные темы могут быть рассмотрены в процессе специально орга­низованных игр-занятий, которые проводятся начиная со второй полови­ны года по подгруппам (7-8 детей). Продолжительность занятий не долж­на превышать 10 минут. Главное требование к ним — строгая дозировка программного материала, доступность и привлекательность содержания для детей.

При организации обучения детей выделяются несколько общих дидак­тических задач:

• приучать детей наблюдать за действиями взрослых с предметами,
слушать, как эти действия характеризуются;

• привлекать к активному участию в совместных с воспитателем дей­ствиях по составлению групп из однородных предметов, учить сопро­вождать действия соответствующими словами, то есть поощрять рече­вую активность;

• побуждать называть свойства предметов, повторять за воспитателем
сказанное об их количестве, величине, форме, цвете.

Таким образом, для формирования элементарных знаний о количестве важно создать условия для развития восприятия и речи.

Уровень сформированности психических процессов (восприятие, вни­мание, память, мышление) диктует необходимость предоставления детям третьего года жизни полного, развернутого образца всех действий.

Все упражнения выполняются вместе с воспитателем или с его помо­щью. Он подсказывает последовательность каждого действия, дает обра­зец каждой речевой конструкции.

В процессе игр-занятий воспитатель помогает детям рассматривать раз­личные группы предметов, замечать их существенные признаки (цвет, фор­ма, величина); группировать однородные предметы по указанным призна­кам, создавая из них группы; называть их количество, оперируя словами многоодин, много —мало.

На начальном этапе ознакомления с количеством воспитатель привле­кает внимание детей к знакомым им однородным предметам (игрушкам), побуждает рассмотреть их, уточняет название предметов («Что это?»), не­которых признаков («Какого цвета? Большие или маленькие?») и только затем переходит к новому признаку — их количеству («Вот сколько ма­шин! Много машин!»).

Обучение детей умению создавать группы из однородных предметов должно проходить на наглядном материале с учетом особенностей их мы­шления. Наглядным может стать сам процесс образования группы (коли­чества) путем присоединения предметов к предмету. Этот процесс досту­пен малышам. Под руководством воспитателя они сами создают группу (или группы) предметов, а затем ее (их) называют.

Например, воспитатель ставит на стол кубики (один за другим), коммен­тируя действия: «Вот кубик, вот еще кубик и еще кубик, и еще кубик» и т. д. Затем, указывая на кубики, предлагает каждому ребенку: «Покажи кубики. Покажи все кубики. Какого они цвета?». Далее воспитатель, вновь привле­кая внимание детей к количеству кубиков, восклицает: «Вот сколько куби­ков! Много кубиков! снова спрашивает: Сколько кубиков?». Ответы детей подтверждает словами: «Да, кубиков много».

С детьми первой младшей группы многократно повторяются самые разнообразные игровые комбинации с игрушками. Например, под руко­водством воспитателя малыши то убирают кубики в коробку, то достают их и ставят на стол, то грузят на машину и при этом каждый раз отмечают: «Кубиков много». Важно, чтобы на первых занятиях по ознакомлению с количеством группы предметов создавались из однородных игрушек (одинакового ви­да, цвета, величины, формы, материала).

По мере того как дети овладевают умением образовывать группы из од­нородных предметов и отвечать на вопрос «сколько?», воспитатель учит их создавать группы из предметов, объединенных каким-нибудь призна­ком. Для этого он фиксирует внимание детей на характерном признаке. Например, воспитатель предлагает принести флажки красного цвета. Он спрашивает у детей, что у него в руке {флажки), какого они цвета {крас­ные), сколько их {много); раздает красные флажки детям, затем обращает внимание на синие флажки, которые лежат в коробке. Выясняет, сколько их {много), какого они цвета {синие). В заключение, сравнивая количество красных и синих флажков, говорит: «Красных флажков много и синих флажков тоже много».

Аналогичные упражнения проводятся с желтыми и зелеными флажка­ми или шариками, синими и желтыми мячами и т. д.

В ходе таких игровых упражнений у детей развиваются элементар­ные представления о величине и форме предметов. Они учатся разли­чать и называть некоторые из них (кубик — шарик, кубиккирпичик, ша­рик — кружок, большой шар — маленький шарик, большой куб — маленький кубик).

После того как малыши усвоят смысл слова «много» и научатся со­относить его с группами разных предметов (флажки, кубики, зайчики и т. д.), можно вводить новые игровые задания на сравнение группы пред­метов с одним предметом. С этой целью детей учат создавать неравные группы предметов и правильно обозначать их количество словами мно­го — один. Например, воспитатель инсценирует приход матрешек в гос­ти к детям, акцентирует их внимание на их количестве: «Вот сколько матрешек пришло в гости! Много». Он предлагает каждому ребенку взять матрешку и спрашивает: «Сколько ты держишь матрешек?» —и сам отвечает: «Одну матрешку». Затем педагог привлекает внимание детей к тому количеству матрешек, которое осталось на столе. Вместе они устанавливают, что их много. Воспитатель обобщает: «У Оли — одна матрешка, у Саши — одна матрешка и т. д., а на столе — много ма­трешек».

В дальнейшем воспитатель предоставляет каждому ребенку возмож­ность создавать большие и маленькие группы предметов и называть их количество словами много — мало. Например, он предлагает поставить на стол зайчиков и сказать, сколько их. Затем он просит показать каждо­го зайчика: «Вот, вот, вот, вот... Вот сколько! Много!». Воспитатель при­влекает внимание детей к коробке с зайчиками и спрашивает: «Сколько зайчиков осталось в коробке?». «Вот и вот», — отвечают дети. «Мало,— говорит воспитатель, — всего два зайчика. На столе много зайчиков, а в коробке — мало».

Целесообразно закреплять представления детей о количестве на осно­ве проведения игр и игровых упражнений («Расскажи про наши игруш­ки», «Чудесный мешочек»), путешествий по групповой комнате. Для этой цели воспитатель заранее в определенных местах комнаты расставляет иг­рушки в разном количестве.

Закрепление представлений о количестве может проводиться на заня­тиях по рассматриванию картинок.

В ходе организации игр и упражнений воспитатель следит за тем, что­бы дети не ограничивались определением количества предметов (одинмного — мало), а называли и сами предметы (много уточек, рыбок, собачек; мало зайчиков, машин; одна кукла, один зайчик и т. п.).

Величина и форма. В процессе игр и активной деятельности с предме­тами воспитатель развивает у детей представления об их величине и фор­ме. Эти знания носят эмпирический характер. Воспитатель постоянно (на занятиях и вне занятий) привлекает внимание детей к размерам пред­метов (игрушек), формирует опыт различения предметов контрастных размеров, показывает и называет большие и маленькие предметы (боль­шой и маленький мячи, большие и маленькие лопатки и т. п.), активно ис­пользует игрушки, имеющие выраженную форму сенсорных (геометри­ческих) эталонов (кубиков и шаров) и постоянно называет их.

Организация игровых упражнений на различение количества, величи­ны и формы предметов создает основу для успешного формирования по­знавательных действий и умений на следующих возрастных этапах разви­тия ребенка.


ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Во второй младшей группе, как и в первой, у детей активно формиру­ют представления о свойствах предметов ближайшего окружения; с ними организуют разнообразные игры и упражнения на группировку предметов по цвету, размеру, форме, учат объединять однородные предметные груп­пы и характеризовать качественные признаки этих групп: «Здесь все крас­ные (синие, желтые, зеленые); эти все круглые, а эти все с уголками; тут все большие (длинные, высокие), а там маленькие (короткие, низкие)».

В группе трехлеток осуществляется дочисловой период обучения, задача которого — подвести детей к пониманию количественных отно­шений. У детей формируется представление о множестве как о совокуп­ности, состоящей из отдельных элементов (предметов). Малышей учат действовать с различными предметными группами, объединять предме­ты по разным признакам, сравнивать их количество, сопоставляя пред­меты двух множеств поэлементно; устанавливать равенство или нера­венство множеств, обозначать результаты сравнения словами много — один, много — ни одного, больше — меньше, поровну, столько — сколько (оди­наково). В средней и старшей группах на этой основе у детей формируют­ся навыки счета и представление о числе.

Детей также знакомят с приемами сравнения предметов контрастных размеров по длине, ширине, высоте, дают им первые представления о гео­метрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), учат различать их; знакомят с пространственными направлениями по отношению от себя (впе­реди, сзади, направо (справа), налево (слева)); формируют умение разли­чать части суток (утро, вечер, день, ночь; день — ночь, утровечер).

Занятия проводят со второй половины сентября один раз в неделю (32-34 занятия в год). В сентябре и октябре продолжительность одного занятия по математике не должна превышать 10 минут. С октября время занятий постепенно увеличивают до 12-15 минут. В начале года занятия целесообразно проводить по подгруппам.

Обучение на занятиях должно носить наглядно-действенный характер. Дети усваивают знания на основе восприятия действий воспитателя и его пояснений, а также посредством самостоятельных действий с дидактичес­ким материалом.

Учебный материал лучше усваивается маленькими детьми, если он преподносится в игровой форме. Поэтому занятия рекомендуется прово­дить в форме дидактической игры с использованием сюрпризных момен­тов (неожиданное появление «гостей», игрушек, предметов и т. п.). Следу­ет также использовать разнообразные игры с активными движениями. Нужно стремиться к тому, чтобы в игровом действии по возможности од­новременно участвовали все дети.

Большое значение в развитии элементарных математических представ­лений имеет работа с раздаточным дидактическим материалом, умение вы­полнять действия в определенной последовательности (раскладывать (подкладывать) предметы на картинки или карточки-образцы). Счетный дидактический материал следует давать в коробках (или каждому ребенку на подносе).

Как и в первой младшей группе, воспитатель показывает детям образ­цы действий, детально разъясняет последовательность операций. Объяс­нения следует давать кратко, четко, в темпе, доступном восприятию ре­бенка. Каждый способ действия нужно показать 2-3 раза, особо выделяя новый. Многократный показ с одновременным называнием одних и тех же способов действий в разных ситуациях и с разным наглядным мате­риалом способствует их лучшему усвоению.

Математические знания преподносятся детям в строго определенной системе и последовательности, с учетом того, что они уже знают и умеют.

Количество. Обучение следует начинать с упражнений на выделение качественных признаков предметов. Например, детям предлагают найти среди нескольких игрушек такую же, как у воспитателя. Затем дается за­дание выбрать среди 2-3 игрушек разного цвета (размера или формы) иг­рушку такого же цвета (размера, формы).

Таблица 2

Примерное распределение программного материала на год

№ п/п Программное содержание Количество занятий, где данная тема является основной[1]
1[2] Образование группы из нескольких однородных[3] предметов и выделение из группы одного предмета.  
  Нахождение в ближайшем окружении совокупности3 одинаковых предметов и одного предмета, сначала специально подготовленных, а затем без подготовки.  
  Знакомство с кругом, квадратом, треугольником. Обследование и различение фигур.  
  Развитие ориентировки в основных пространственных направлениях от себя: справа (направо), слева (налево), вверху (верхняя), внизу (нижняя), над, под, впереди, сзади.  
  Соотнесение предметов в группах один к одному путём их наложения и приложения друг к другу. Развитие умения выяснять, в какой из групп больше (меньше или поровну) предметов. 7-9
  Воспроизведение заданного количества3 предметов, звуков, движений по образцу в пределах 1-3 (без счёта и называния числа)  
  Сравнение двух предметов по длине, ширине, высоте (величине в целом) путём наложения и приложения друг к другу.  
  Формирование представлений о части суток3 (утро – вечер, день - ночь).  

 

На следующем этапе обучения проводятся упражнения на подбор и группировку предметов по заданным признакам, например: «Положи все кубики красного цвета в этот ящик. В эту коробку сложи всех маленьких матрешек, а в другую — всех больших». В результате дети начинают пони­мать, что различные предметы можно объединить в группу по какому-ни­будь общему признаку: «Это куклы. Это мячи. Это флажки. Их много»; «Много желтых и много синих флажков».

В формировании представлений о количестве используются игровые упражнения на составление группы из однородных предметов и выделе­ние из нее отдельных предметов. Например, воспитатель показывает груп­пу одинаковых игрушек в количестве, равном числу детей в группе. Обра­тив их внимание на то, что игрушек много, предлагает каждому ребенку взять по одной игрушке: «Маша, возьми одного зайчика. Ваня, и ты возь­ми одного зайчика» и т.д. Дети видят, что в результате таких действий «много» исчезает. Воспитатель подчеркивает: у каждого по одному зайчи­ку, а на столе нет ни одного. Затем предлагает всем поставить на стол по од­ному зайчику — в результате игрушек опять становится много. Воспита­тель обращает внимание на то, что у детей не осталось ни одного зайчика, а на столе зайчиков вновь стало много.

В ходе таких упражнений малыши начинают понимать, что каждая группа состоит из отдельных предметов; учатся выделять один предмет из группы, различать понятия много и один. При этом эти понятия не проти­вопоставляются друг другу («вот много, а вот один»), а взаимодействуют: один выступает в роли составной части много. При проведении таких упражнений воспитатель должен чаще задавать детям вопрос «сколько?», побуждать их употреблять слова много, один, ни одного; следить за тем, чтобы они называли как предметы, так и их количество (один зайчик, мно­го зайчиков).

Познакомив детей с тем, что множество состоит из отдельных предме­тов, воспитатель начинает упражнять их в самостоятельном нахождении в окружающей обстановке группы из однородных {много) и единичных предметов {один). Для этого одни и те же игрушки (предметы) располага­ют по одной и группой из 3-5 штук. Вначале воспитатель у себя на столе выставляет, например, много петушков и одного петушка, затем так же рас­ставляет другие игрушки в разных местах комнаты. Например, на один стул сажает одну куклу, а на другой — много, на один стол ставит одну ма­шину, на другой — много. Потом предлагает одному ребенку подойти к сто­лу, где стоит один автомобиль, второму — где много, третьему — где одна кукла, четвертому — где много, и рассказать, у кого сколько игрушек. В ре­зультате дети начинают понимать, что одних и тех же предметов может быть и один, и много.

Далее задания усложняются. Воспитатель ставит на стол какую-ни­будь игрушку одного вида и много игрушек другого вида (например, одну елочку и много зайчиков) и предлагает детям сказать, каких игрушек на столе много, а какая только одна..

Наряду с этим воспитатель учит детей раскладывать указанное коли­чество предметов (один, много) на полосках бумаги. Он дает задания типа «Поставь один грибок на красную полоску», «Поставь много грибков на синюю полоску», «Положи один кружок на верхнюю полоску», «Положи много кружков на нижнюю полоску».

Затем можно предложить детям поискать один и много предметов в групповой комнате (много стульев, столов; один шкаф, аквариум), найти один и много предметов на участке во время прогулки {одна беседка, много деревьев) и т. д.

На следующем этапе работы по формированию количественных представлений детей учат сравнивать две группы предметов, знакомят с отношениями равенства и неравенства. Важно научить детей соотносить каждый предмет одной группы с каждым предметом другой и таким пу­тем выяснять (без счета), в какой группе предметов больше, меньше или их поровну.

Детей обучают приемам наложения и приложения предметов. Начи­нать надо с самого простого приема — наложения. Воспитатель показы­вает, как нужно последовательно накладывать предметы (3-5) на их изображения. Когда дети освоят этот прием, следует научить их подкладывать (прикладывать) предметы точно под (на) их изображения на картинке.

Научив детей соотносить предметы один к одному путем наложения друг на друга и приложения друг к другу, можно начинать учить устанав­ливать равны или неравны группы, определять соотношения: поровну, столько — сколько, больше — меньше. В этих целях используются задания на сопоставление элементов двух групп предметов (составление пар предметов, поштучное соотнесение). Например, дети выясняют, поровну ли кукол и чашек, зайчиков и морковок; каких предметов больше (меньше) — ведерок или совочков, синих или красных кружков. Для сравнения дают­ся группы предметов, содержащие равное (от 1 до 5) и неравное количест­во предметов (больше, меньше на один). С этой целью полезно проводить дидактические игры «Куклы в гостях», «Уложим кукол спать» и т.п., по­буждая детей сравнивать группы предметов и говорить, каких больше, ка­ких меньше или каких равное количество {красных кружков больше, чем си­них; синих кружков меньше, чем красных; красных кружков столько, сколько синих).

В процессе занятий воспитатель активизирует речь детей, постоянно изменяя количественное соотношение между одними и теми же предмета­ми, например, делает так, чтобы синих кружков было то больше, то мень­ше, то столько же, сколько красных. Необходимо изменять и пространст­венное расположение предметов в сравниваемых группах, например, размещать большее (меньшее) количество предметов то в верхнем, то в нижнем ряду наборного полотна, то на верхней, то на нижней полоске кар­точки. В ходе таких упражнений дети узнают, что предметов разного вида и цвета (мишек и машин, зеленых и желтых шаров и т.п.) может быть больше, меньше, поровну.

Следует также познакомить детей с приемами сравнения (наложения и приложения) количества предметов разных размеров. Так, сопоставляя группы больших и маленьких кубиков (на каждый большой кубик ставят один маленький), дети выясняют, что один маленький кубик остался без пары, значит, маленьких кубиков больше, а больших меньше. В подобных упражнениях следует предлагать различные варианты соотношений: больших игрушек больше, маленьких меньше; больших меньше, маленьких больше; больших и маленьких поровну.

Важное значение при сравнении групп предметов имеет опора на раз­ные органы чувств. Например, сначала детей учат класть на стол по одной игрушке на каждый удар воспитателя в ладоши (удар палочкой по столу). На следующих занятиях предлагают хлопнуть в ладоши столько раз, сколько игрушек на столе (1-3). Затем можно дать задание послушать, сколько раз взрослый ударил молоточком, и хлопнуть столько же раз в ла­доши (1-3 раза).

В ходе таких упражнений дети овладевают умением попарно сопостав­лять элементы двух множеств1, воспринимаемых разными анализаторами.

Величина. Во второй младшей группе детям показывают, как можно сравнить два предметы (две ленты, полоски бумаги, два брусочка и др.), резко отличающиеся друг от друга по длине (ширине, высоте), а также ве­личине в целом, учат понимать и использовать слова, обозначающие отно­шение предметов по размеру: длинный — короткий, широкийузкий, высо­кийнизкий, большой — маленький.

Сначала для сравнения даются предметы, различающиеся только по одному признаку — величины, например, это могут быть две ленты одно-

Понятие «множество» в обучении не используется. го и того же цвета, одинаковые по ширине, сделанные из одного и того же материала, но разные по длине; при этом одна лента должна быть намного длиннее (короче) другой.

Упражняя детей в сравнении предметов по признаку величины, необ­ходимо жестом показывать им, что является длиной, шириной, высотой. Например, сравнивая длину двух лент, воспитатель проводит рукой вдоль каждой из них (слева направо) и поясняет: «Эта лента длинная, а эта ко­роткая». Затем предлагает ребенку провести пальцем (ладошкой) вдоль ленты (от одного ее края до другого). При сравнении предметов по высо­те педагог проводит рукой по предмету снизу вверх —от основания до верхнего края; при сравнении по величине в целом он круговым движени­ем руки обводит сначала один, затем другой предмет.

Детей учат сравнивать предметы по длине, ширине, высоте способами приложения и наложения. Начинать надо с приложения, так как сначала для сравнения даются предметы одного цвета, которые при наложении сливаются. Способ наложения следует вводить тогда, когда для сравнения используются предметы разного цвета. Воспитатель показывает детям, как правильно пользоваться этими приемами: сравнивая длину предметов путем приложения, следует класть их рядом так, чтобы их края с одной стороны совпадали. Пользуясь приемом наложения, нужно совмещать все края предметов. Воспитатель объясняет: «Эта лента длинная, один конец ее выступает». Он учит детей обозначать выделенный признак словом, на­зывать оба сравниваемых предмета («Красная ленточка длинная, а зеле­ная короткая»).

Воспитатель создает игровые ситуации, чтобы вызвать интерес к этим упражнениям. Например, мишкам завязывают шарфы, куклам — банты. Один шарф (бант) завязался, а другой —нет. Педагог предлагает выяс­нить, почему это произошло. Приложив один шарф (ленту) к другому, он показывает, что один из них короче другого. Или воспитатель предлагает выяснить, почему по одному мосту паровоз проехал, а по другому нет; ка­кая машина не прошла в ворота и почему. Можно также проводить игро­вые упражнения типа «Чьи пальчики длиннее?», «Чей домик выше?», «Чей шарфик шире?».

Когда дети научатся сравнивать предметы разных размеров и выделять соответствующие признаки, проводится дидактическая игра «Поруче­ние». Воспитатель рассаживают детей полукругом и дает поручения (на­пример, просит от лица куклы принести высокую елочку), а дети показы­вают или приносят нужный предмет: высокую елочку, длинный карандаш, широкую ленту (выбор из 2-3 пар предметов).

Научив детей сравнивать предметы контрастных размеров, воспита­тель, используя приложение, знакомит их с равенством1 предметов по длине, ширине, высоте и учит пользоваться выражениями: одинаковые (равные) по длине, одинаковые (равные) по ширине, одинаковые (равные) по высоте. С этой целью можно использовать парные игры и упражнения типа «Найди ленточку такой же длины (елочку такой же высоты)».

1 Понятие «равенство» в словарь детей второй младшей группы не вводят.

Форма. Во второй младшей группе детей знакомят с кругом, квадра­том и треугольником, учат различать их. Сначала воспитатель дает каж­дому ребенку две фигуры, например, красный круг и зеленый квадрат (у педагога — такие же). Он демонстрирует одну из фигур, не называя ее, и предлагает найти и показать такую же. Затем он показывает другую фи­гуру и предлагает найти такую же и показать.

Существенное значение в методике ознакомления с геометрически­ми фигурами имеет обучение приемам их обследования осязательно-двигательным путем. Воспитатель показывает, как это надо делать: он неоднократно обводит контур фигуры указательным пальцем, привле­кая детей к совместному действию (ребенок проводит рукой по контуру то одной, то другой фигуры). Теперь воспитатель называет детям каж­дую фигуру.

На втором занятии дети следят за движением руки воспитателя, опи­сывающей контур каждой фигуры, а затем вслед за ним сами пальцем обводят контур своих фигур и называют их. Для упражнения в обведе­нии контуров можно использовать и карточки, на которых изображены 2-3 круга (квадрата, треугольника).

При ознакомлении детей с квадратом воспитатель многократно обво­дит его контур пальцем, фиксируя внимание на углах: «Пальчик добе­жал до угла, остановился, обвел угол и побежал дальше. Еще раз добе­жал до угла, обвел угол и опять побежал дальше». Педагог называет фигуру (квадрат), спрашивает, какого она цвета. Неоднократно упраж­няя детей в различении и назывании круга и квадрата, он побуждает их активно действовать с фигурами (взять в руку, положить друг на друга, выложить в ряд). Это помогает запоминать и различать форму геометри­ческих фигур.

На следующих занятиях воспитатель раздает детям круги и квадраты сначала меньшего, чем у него, размера, но того же цвета, а затем отличаю­щиеся от образца и по размеру, и по цвету.

Подобным образом сравниваются круг и треугольник; треугольник и квадрат; круг, квадрат и треугольник одновременно.

При сравнении круга, квадрата и треугольника детей подводят к пони­манию того, что круг не имеет углов, а квадрат и треугольник имеют.

Для развития представлений о круге, квадрате и треугольнике использу­ются задания типа «Назови, что в руке», «Возьми круг (квадрат) в правую руку», «Возьми круг (квадрат) в левую руку», «Покажи мишке красный (зе­леный) круг», «Выбери все большие (маленькие) круги (квадраты)», «По­ложи все круги на нижнюю (верхнюю) полоску», а также игры «Найди па­ру», «Угадай, что в мешочке», «Найди свой домик» и др.

На упражнения с геометрическими фигурами отводится, как правило, лишь часть занятия. Остальное время можно посвятить заданиям на на­хождение множества1 предметов и одного предмета или сравнение групп предметов. На этих занятиях круги и квадраты могут использоваться в ка­честве демонстрационного и раздаточного материала.

'С термином «множество» детей не знакомят.

Ориентировка в пространстве. Детей учат различать пространствен­ные направления от себя: справаслева, впереди (спереди)позади (сза­ди), вверху — внизу.

В основе обучения — формирование умения различать части своего тела. Этому детей учат в повседневной жизни. В процессе умывания, одевания воспитатель, называя части тела, учит различать правую и левую руку, во время обеда — держать ложку в правой руке, а хлеб в левой; предлагает пока­зать, где правое (левое) ухо; объясняет, что левые нога, глаз, ухо расположе­ны с той стороны, где левая рука, а правые глаз, нога, ухо — там, где правая.

На занятиях эти знания уточняются в дидактических играх «Купание куклы», «Укладывание куклы спать», «Одевание куклы». Так, например, воспитатель предлагает ребенку помыть кукле голову, лицо (спину, ноги), а затем показать, где у него самого лицо, голова и пр.

Детей следует учить соотносить пространственные направления с опре­деленными частями собственного тела (вверху — там, где голова, а внизу — где ноги; впереди — где лицо, глаза, а сзади — где спина; слева — где левая рука, справа — где правая), а также упражнять в различении противопо­ложных направлений (внизу — вверху, спереди — сзади, слева — справа).

Опираясь на эти представления, воспитатель помогает детям овладеть умением показывать и называть пространственные направления от себя: вперед — назад, направо — налево. Например, предлагает помахать мишке сначала правой, а потом левой рукой; указать и сказать, куда пошла кукла (направо, налево, вверх, вниз по лесенке); куда поехала машина (вперед, назад); поднять флажки вверх, потом опустить вниз; вытянуть руки впе­ред (перед собой), спрятать их назад (за спину) и т. п. Во время таких уп­ражнений дети ивоспитатель должны сидеть или стоять, повернувшись лицом в одну сторону.

Ориентировка во времени. Формировать временные представления у детей следует в повседневной жизни. Строго установленное время подъе­ма, утренней гимнастики, питания, занятий, отдыха способствуют прове­дению этой работы. В течение дня воспитатель неоднократно обращает внимание детей на связь различных временных отрезков с характером де­ятельности людей. Он называет часть суток и перечисляет соответствую­щие ей виды деятельности: «Сейчас утро. Вы сделали гимнастику, умы­лись и теперь будете завтракать». Или: «Сейчас день. Днем папы и мамы работают, а мы будем играть».

Беседуя с одним ребенком или небольшой группой детей, воспита­тель предлагает рассказать, что они делали ночью, утром (когда встали), днем и т. д.

На занятиях закрепляются представления о частях суток. Педагог пока­зывает детям картинки (фотографии) с изображением видов деятельности, характерных для каждого временного отрезка, и спрашивает: «Что делают дети, нарисованные на картинке?», «Когда они это делают?», «А ты когда играешь (гуляешь, спишь)?». Он дает задания найти картинку, где нарисо­ваны день, ночь, утро, вечер. Можно использовать также чтение отрывков из рассказов, стихотворений, колыбельных песенок, в которых описывают­ся характерные для разных частей суток практические действия людей.

Средняя группа

В средней группе занятия проводятся с начала сентября один раз в не­делю. Длительность занятия — 15-20 минут (34-36 занятий в год). В про­цессе обучения широко используются дидактические игры.

На занятиях и в повседневной жизни воспитатель помогает детям по­нять смысл количественных и пространственных отношений (больше, мень­ше, поровну; длиннеекороче, ширеуже, выше — ниже, легчетяжелее; впередисзади, вверхувнизу, на, над — под, справа — слева, далеко ~ близ­ко, раньше — позже); развивает представления о шаре, кубе, цилиндре, кру­ге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике; ставит перед детьми познава­тельные задачи («Сколько детей сидит за столом? Сколько им нужно чашек, тарелок, ложек, салфеток?» Чего больше (меньше)? Каких предме­тов больше (меньше)? Где больше (меньше)? Какого предмета не хватает? Сделай, чтобы стало поровну»). Воспитатель предлагает ответить на вопро­сы проблемного характера («Через какие ворота прошла (не прошла) маши­на? Почему?», «Чей домик (стол, стул) выше (ниже) и почему?», «Хватит ли куклам стульев (белочкам орехов, детям флажков)?» и др.).

В ходе выполнения игровых заданий воспитатель побуждает каждого ребенка пояснять свои действия, рассказывать о том, что и как он делал и что получилось в результате.

В развитии математических представлений большое значение имеют эмоциональный настрой и заинтересованность детей, поэтому на заняти­ях следует использовать красочные наглядные пособия и дидактические материалы, а в повседневной жизни —хорошо знакомые предметы. На первых занятиях раздаточный материал дается каждому ребенку, а позд­нее — 2-4 детям (на общих подносах). Дети учатся совместно пользовать­ся пособиями, брать счетный материал с общего подноса, спокойно обме­ниваться им в процессе работы.

№ п/п Программное содержание Количество занятий, где данная тема является основной1
12 Упражнения в выделении отдельных предметов из группы и объединении их в группы по общему признаку. Развитие умения видеть составные части множества (много) как единого целого. Находить много и один в ближайшем окружении.  
  Развитие умения определять, в какой группе предметов больше (меньше, равное количество) (на основе использования приёмов наложения, приложения самих предметов или их изображений).  
  Обучение детей счёту в


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: