Коммерческие расходы включаются в фактическую себестоимость реализованной продукции и учитываются при налогообложении прибыли. Как мы уже отмечали, сумма коммерческих расходов, относящаяся к реализованной продукции, ежемесячно списывается в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" (по старому Плану счетов) или в дебет счета 90 "Продажи" субсчет "Себестоимость продаж" (по новому Плану счетов).
Как правило, в отчетном месяце предприятие реализует не всю выпущенную продукцию. В таком случае коммерческие расходы должны быть распределены между реализованной и нереализованной продукцией пропорционально их производственной себестоимости (или другому показателю).
Согласно пункту 31 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности, сальдо по счету 43 (по старому Плану счетов) или 44 (по новому Плану счетов) отражается в бухгалтерском балансе в строке 217 "Прочие запасы и затраты".
А в строке 030 формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках" производственные предприятия указывают сумму коммерческих расходов, списанную с кредита счета 43 в дебет счета 46 (по старому Плану счетов) или с кредита счета 44 в дебет счета 90 субсчет "Себестоимость продаж" (по новому Плану счетов).
Рассмотрим конкретный пример.
В январе 2001 года мебельная фабрика понесла следующие расходы:
- по погрузке мебели - 50 000 руб.;
- по доставке мебели покупателям - 120 000 руб.;
- по хранению готовой продукции - 22 000 руб.;
- на тару и упаковку готовой продукции - 18 000 руб.
Итого: 210 000 руб.
Производственная себестоимость продукции, которую в январе 2001 года произвело данное предприятие, составила 5 000 000 руб.
|
Производственная себестоимость реализованной продукции составила 1 200 000 руб.
Предположим, что по состоянию на 1 января 2001 года сальдо по счетам "Коммерческие расходы" и "Готовая продукция" равнялось нулю.
Расходы по погрузке мебели и доставке ее покупателям полностью относятся к реализованной продукции (так как они никак не связаны с остатком готовой продукции на складе).
В бухгалтерском учете списание этих расходов отражается следующей проводкой.
По старому Плану счетов:
Дебет 46 Кредит 43
- 170 000 руб. (50 000 + 120 000) - списаны на реализацию коммерческие расходы, полностью относящиеся к реализованной в отчетном месяце продукции.
По новому Плану счетов:
Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 44
- 170 000 руб. (50 000 + 120 000) - списаны на реализацию коммерческие расходы, полностью относящиеся к реализованной в отчетном месяце продукции.
Расходы на тару, упаковку, хранение готовой продукции нужно распределить между реализованной и нереализованной продукцией пропорционально производственной себестоимости.
Общая сумма расходов на тару, упаковку и хранение составит:
18 000 руб. + 22 000 руб. = 40 000 руб.
Сумма расходов, относящаяся к реализованной продукции, составит:
40 000 руб. x 1 200 000 руб.: 5 000 000 руб. = 9600 руб.
Эта сумма списывается на реализацию продукции.
По старому Плану счетов:
Дебет 46 Кредит 43
- 9600 руб. - списана на реализацию часть коммерческих расходов, относящаяся к реализованной продукции.
По новому Плану счетов:
Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 44
- 9600 руб. - списана на реализацию часть коммерческих расходов, относящаяся к реализованной продукции.
|
Согласно пункту 9 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденному приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н, организации имеют право применять и другой способ списания коммерческих расходов - всю сумму расходов они могут включать в себестоимость проданной продукции.
Если с начала отчетного года организация перешла на этот способ списания коммерческих расходов, то расходы, не списанные в прошлом году, включаются в себестоимость товаров, реализованных в отчетном периоде. Рассмотрим конкретный пример.
C 1 января 2001 года организация решила списывать всю сумму коммерческих расходов в себестоимость реализованной продукции.
По состоянию на 1 января 2001 года остаток коммерческих расходов составил 10 000 руб.
Сумма коммерческих расходов за I квартал 2001 года составила 30 000 руб.
В I квартале 2001 года организация реализовала не всю изготовленную продукцию. Однако в дебет счета 46 (по старому Плану счетов) или 90 (по новому Плану счетов) были списаны вся сумма коммерческих расходов, понесенных в I квартале 2001 года, и их остаток за прошлый год.
В бухгалтерском учете организации была сделана следующая проводка.
По старому Плану счетов:
Дебет 46 Кредит 43
- 40 000 руб. (30 000 + 10 000) - списаны коммерческие расходы.
По новому Плану счетов:
Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 44
- 40 000 руб. (30 000 + 10 000) - списаны коммерческие расходы;
Но правила, установленные ПБУ, действуют только для целей бухгалтерского учета. При налогообложении прибыли можно учесть только те коммерческие расходы, которые непосредственно связаны с реализованной продукцией. А та часть расходов, которая к ней не относится, но в соответствии с ПБУ 10/99 списана в дебет счета 46 (по старому Плану счетов) или 90 (по новому Плану счетов), не должна учитываться при налогообложении прибыли. Сумму этих расходов необходимо указать во вписываемой строке 1.2' "г" Справки.
|
Поясним сказанное на примере.
В I квартале 2004 года на склад организации поступило 1000 телевизоров и 2000 радиоприемников собственного производства. Себестоимость одного телевизора составила 5000 руб., а одного радиоприемника - 500 руб. Общая сумма расходов на упаковку изделий составила 10 000 руб., в том числе:
- расходы на упаковку телевизоров - 4000 руб.;
- расходы на упаковку радиоприемников - 6000 руб.
Предположим, что по состоянию на 1 января 2001 года сальдо по счетам "Коммерческие расходы" и "Готовая продукция" равнялось нулю.
В I квартале 2001 года организация реализовала 500 телевизоров (по цене 10 000 руб. за штуку) и 1000 радиоприемников (по цене 1000 руб. за штуку). Общая сумма выручки от реализации составила 6 000 000 руб. (500 шт. x 10 000 руб/шт. + 1000 шт. x 1000 руб/шт.).
Предприятие определяет выручку от реализации продукции для целей налогообложения "по отгрузке".
Производственная себестоимость реализованной продукции составила 3 000 000 руб. (500 шт. x 5000 руб/шт. + 1000 шт. x 500 руб/шт.).
Всю сумму расходов на упаковку списали на реализацию продукции.
Таким образом, прибыль организации составила:
6 000 000 руб. - 3 000 000 руб. - 10 000 руб. = 2 990 000 руб.
Сумма коммерческих расходов, приходящаяся на нереализованные телевизоры, равна:
500 шт. x 4000 руб.: 1000 шт. = 2000 руб.
Сумма коммерческих расходов, приходящаяся на нереализованные радиоприемники, составит:
1000 шт. x 6000 руб.: 2000 шт. = 3000 руб.
Общая сумма коммерческих расходов, относящаяся к нереализованной продукции, составит:
2000 руб. + 3000 руб. = 5000 руб.
Эту сумму следует указать во вписываемой строке 1.2'"г" Справки за I квартал 2001 года.