Введение
Большинство промышленных предприятий не только изготовляют продукцию, но и занимаются ее реализацией. При этом у них возникают дополнительные расходы. Ведь нужно не только провести рекламную кампанию, но и упаковать продукцию, а в некоторых случаях еще и доставить ее до покупателя. Величина таких расходов зависит, как правило, от условий продажи. В практике бухгалтерского учета такие расходы называют коммерческими.
Целью данной работы является изучение методики бухгалтерского учета и определение направлений ее совершенствования. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд задач:
- изучить состав коммерческих расходов;
- рассмотреть особенности их учета и распределения;
- проанализировать порядок отражения коммерческих расходов в бухгалтерском учете;
- изучить порядок списания коммерческих расходов.
Предметом исследования в данной работе является информационная база, представляющая собой систему количественных и качественных, обобщающих и частных показателей бухгалтерского учета коммерческих расходов предприятия.
Состав коммерческих расходов, особенности их учета и распределения
Коммерческие (внепроизводственные) расходы представляют собой затраты по отгрузке и продаже (реализации) продукции и поэтому учитываются в составе ее полной себестоимости. К ним, в частности, относятся:
1. Расходы на тару и упаковку и на складах готовой продукции (стоимость услуг своих вспомогательных цехов, занятых изготовлением тары и упаковки, стоимость тары, приобретенной на стороне, оплата затаривания и упаковки изделий сторонними организациями). Не относятся к коммерческим расходам стоимость тары и затраты на упаковку изделий, если она осуществляется в цехах, изготавливающих продукцию, и является составной частью процесса производства.
|
2. Расходы на транспортировку продукции (расходы на доставку продукции на станцию (пристань) отправления, погрузку продукции в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства, оплата услуг специализированных транспортно – экспедиционных контор).
3. Комиссионные сборы (вознаграждения) сбытовым и другим посредническим организациям в соответствии с договорами.
4. Расходы по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее реализации.
5. Затраты на рекламу, к которым относятся расходы на:
- разработку и издание рекламных изделий (каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т.п.);
- разработку и изготовление этикеток, фирменных пакетов, упаковки, приобретение и изготовление рекламных сувениров и т.п.;
- рекламные мероприятия, проводимые через средства массовой информации (объявления в печати, передачи по радио и телевидению);
- световую и иную наружную рекламу;
- приобретение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино-, видео-, диафильмов и т.п.;
- изготовление стендов, рекламных щитов, указателей и др.;
- хранение и экспедирование рекламных материалов;
- оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов;
- уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество при экспонировании в витринах;
- проведение других рекламных мероприятий, связанных с предпринимательской деятельностью;
|
- затраты на участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных бесплатно непосредственно покупателям и не подлежащих возврату, а также другие аналогичные расходы.
Учет коммерческих расходов ведется на собирательно – распределительном счете по статьям затрат: расходы на тару и упаковку, расходы на транспортировку продукции, комиссионные сборы, расходы на рекламу и прочие расходы по сбыту. Учтенные суммы коммерческих расходов распределяют по видам реализованной продукции и включают в ее полную себестоимость. На продукцию, отпущенную своему капитальному строительству, непромышленным производствам и хозяйствам, коммерческие расходы не относятся.
Распределение коммерческих расходов по видам изделий, отпущенных сторонним организациям, зависит от характера продукции и отраслевых особенностей производства. Затраты по таре и упаковке, специфичной для отдельных видов продукции, относят на ее себестоимость по прямому признаку на основе соответствующих первичных документов. При невозможности такого списания они могут распределяться между отдельными видами реализованной готовой продукции исходя из ее веса, объема, производственной себестоимости или других показателей, предусмотренных в отраслевых инструкциях по вопросам планирования, учета и калькулирования. В таком же порядке распределяются расходы по транспортировке. Остальные коммерческие расходы распределяют между видами продукции пропорционально их весу, объему или производственной себестоимости реализованных изделий.
В ряде отраслей промышленности общую сумму коммерческих расходов распределяют пропорционально плановой или фактической производственной себестоимости реализованной продукции, а в легкой и пищевой промышленности – пропорционально выручке от реализации.
Далее в данной работе необходимо рассмотреть, как следует отражать разные виды коммерческих расходов в бухгалтерском учете.