Кредитно банковская система РФ.




В настоящее время структура кредитно банковской системы РФ представлена двумя уровнями: Банком России вкупе с прочими контролирующими и координирующими работу финансовых посредников органами (первый уровень) и сетью кредитных организаций (второй уровень).

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственным банком РСФСР. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка России определяются Ст. 75 Конституции РФ, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете Банка России в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежнокредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Банка России Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно кредитной политики.

Банк России выполняет следующие законодательно определенные функции:

· осуществляет защиту и обеспечение устойчивости рубля;

· во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежнокредитную политику;

· монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

· является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

· устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

· устанавливает правила проведения банковских операций;

· осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

· осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

· принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

· осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

· регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

· осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

· организует и осуществляет валютное регулирование и валютный Контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

· устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

· устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

· принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

· устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. (Функции по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»);

· проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежнокредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

· осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Перейдем ко второму уровню, на котором расположены рабочие звенья кредитно-банковской системы – кредитные организации в виде коммерческих банков и небанковские кредитные институты, включающие в себя различные специализированные кредитно-финансовые институты страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды и компании, финансово-строительные фонды, кредитные кооперативы, ломбарды и прочие.

Коммерческие банки это кредитные институты универсального характера, основной целью функционирования которых является получение максимальной прибыли.

Деятельность коммерческих банков в РФ регулируется законом «О банках и банковской деятельности» и другими нормативно-правовыми актами.

В соответствии с российским законодательством коммерческие банки имеют право:

1) привлекать денежные средства физических и юридических лиц;

2) размещать их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности и платности;

3) осуществлять расчетные операции по поручению клиента.

Из выше перечисленного вытекают основные функции коммерческих банков:

1) аккумулятивная – состоит в привлечении денежных средств в депозиты; 2) инвестиционная функция – размещение средств;

3) расчетно-кассовое обслуживание клиентов.

Коммерческий банк определяется также как коммерческое предприятие, обеспечивающее выгодное помещение кредитных ресурсов. В мировой банковской практике в последние годы наметилось две тенденции: с одной стороны универсализация; с другой специализация. Коммерческие банки сегодня выполняют широкий круг операций для удовлетворения финансовых потребностей всех типов клиентов (до 300 операций). Операции коммерческих банков представляют собой конкретное проявление банковских функций на практике. В соответствии с российским законом “О банках и банковской деятельности”, КБ выполняют следующие виды операций:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады до востребования и на срок;

2) предоставление кредитов от своего имени за счет собственных и привлеченных средств на различные цели;

3) открытие и ведение счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление расчетов по поручению клиентов, в том числе банков-корреспондентов;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов, кассовое обслуживание клиентов;

6) доверительное управление денежными средствами по договору с собственником или распорядителем средств;

7) покупка у юридических и физических лиц иностранной валюты в наличной и безналичной форме;

8) осуществление операций с драгоценными металлами в соответствии с действующим законодательством;

9) выдача банковских гарантий.

10) предоставление в аренду специальных помещений или сейфов для хранения документов или ценностей и др.

Формирование ресурсов банк осуществляет путём аккумуляции временно свободных средств, в результате проведения пассивных операций. Затем собранные средства размещаются среди фирм и физических лиц, испытывающих потребность в этих средствах, т.е. совершаются активные операции. По обоим типам операций в качестве оплаты выступает процент. Процент по активным операциям превышает размер процента по пассивным операциям, разность между этими процентами и составляет основу доходов банков.

Как уже упоминалось выше, Банк России осуществляет регулирование деятельности коммерческих банков. Рассмотрим некоторые аспекты этого регулирования.

Центральный банк обязывает коммерческие банковские учреждения резервировать часть вкладов, то есть устанавливает нормы обязательных резервов (как уже упоминалось выше), как процент от активов. В настоящее время в фонд обязательного резервирования (ФОР) банки отчисляют 7% от рублевых вкладов физических лиц и 10% от рублевых вкладов юридических лиц и валютных вкладов. Эти средства фактически замораживаются на счетах в ЦБ: банки лишены возможности использовать их даже для краткосрочного пополнения ликвидности. По данным ЦБ, на 1 декабря 2002 г. ФОР составил 134,35 млрд руб. А недополученная прибыль банков от вынужденной консервации денег, по расчетам ИК "Тройка Диалог", только за 2002 г. достигла $1 млрд.

В 1996 году Центральный банк внёс существенные изменения в порядок создания и регистрации кредитных организаций, лицензирования их деятельности. Цель этих изменений состояла в том, чтобы не допустить создания и расширения деятельности кредитных организаций, которые смогли бы негативно повлиять на ликвидность банковской системы. Были существенно увеличены требования к уставному капиталу создаваемых кредитных организаций, к размеру их собственных средств. Был ужесточён подход к выдаче действующим банкам лицензий на привлечение во вклады средств физических лиц. Повышение требований к созданию кредитных организаций было одной из причин замедления процесса их образования. Основной характеристикой изменения структуры банковской системы стало сокращение количества банков на 265 единиц.

Банк России проводит политику укрепления банковской системы путём отзыва лицензий у нежизнеспособных кредитных организаций. В 1997 году были отозваны лицензии у 334 кредитных организаций. Как показывает анализ, лицензии отзывались, в основном, у небольших кредитных организаций, валюта баланса которых не превышала 50 миллионов деноминированных рублей. По состоянию на 1 января 1998 года приняты решения о ликвидации 648 кредитных организаций. Необходимо отметить, что в настоящее время количество банков, лишаемых лицензии Банком России, значительно сократилось – с начала 2006 г. были отозваны лицензии у 16 банковских организаций.

Преследуя цели концентрации банковского капитала для роста устойчивости, конкурентоспособности кредитных организаций и стабильности банковской системы, Банком России было принято решение об увеличении собственных средств в капитале банков – к 1 января 1999 года все банки должны были иметь собственные средства в размере, эквивалентном сумме не менее 1 миллиона ЭКЮ. Банкам, имеющим недостаточный капитал, предлагались либо увеличить размер собственных средств, в том числе за счёт уставного капитала (путём внесения дополнительных взносов); либо провести реорганизацию путём слияния или присоединения к другой кредитной организации, причём капитал образуемой кредитной организации не может быть меньше 1 миллиона ЭКЮ; либо преобразоваться в небанковскую кредитную организацию. В банковской системе России имеется тенденция специализации кредитных организаций. Выделяются банки, которые наряду со Сбербанком России активно работают на рынке частных вкладов.

Существует и устойчивая тенденция к концентрации банковского капитала путём создания банковских групп – холдингов, а также к консолидации банковского и промышленного капитала. Финансово-промышленной группой (ФГП) признаётся зарегистрированная группа предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, сформированная в целях объединения материальных и финансовых ресурсов её участников для повышения конкурентоспособности и эффективности производства, создания рациональных кооперационных связей и привлечения инвестиций. Альтернативой организации ФГП в условиях несовершенства российского законодательства является создание холдингов. Банковская холдинговая компания представляет собой акционерное общество, владеющее контрольными пакетами акций ряда юридически самостоятельных банков и небанковских фирм с целью контроля над их операциями. В России к середине 1993 года было создано около 10 холдинговых компаний (Газпром, Лукойл и др.).

Имеются случаи объединения усилий отдельных кредитных организаций по осуществлению совместной деятельности в каком-либо сегменте рынка банковских услуг при сохранении самостоятельности каждой из кредитных организаций. К началу 1998 года в России насчитывается 86 дочерних кредитных организаций, кроме того, 16 кредитных организаций являются дочерними по отношению к банкам-нерезидентам, многие из которых представляют транснациональные корпорации. Растет интерес зарубежных банков к банковскому сектору России, которые ходатайствуют о создании здесь своих дочерних структур.

В 2002 году Банк России принял решение о повышении уставного капитала вновь создаваемого банка до рублёвого эквивалента в 5 миллионов евро. Разработаны проекты законов, в соответствии с которыми, начиная с 2007 года банки должны иметь собственный капитал не менее 5 миллионов евро в рублёвом эквиваленте.

В целях капитализации банков, в 2002 году банки по налогообложению были приравнены ко всем остальным хозяйствующим субъектам, ставка налога была снижена с 43 до 24%.

В последние годы быстро растёт число крупных банков с капиталом от 150 миллионов рублей и выше. На начало 2001 года таких банков насчитывалось 161, на начало 2002 года – уже 246, или в 1,5 раза больше. В то же время количество небольших банков с капиталом до 10 миллионов рублей уменьшилось за тот же период с 456 до 332, за счёт перехода их в разряд средних.

Структура российских банков отличается высокой концентрацией капиталов в нескольких десятков банков, преимущественно в Москве. Среди первых двадцати банков в Москве расположено 19, среди первых 100 – 81 банк. Концентрация проявляется не только в том, где расположены крупные банки, но и в том, что они обслуживают крупных клиентов. Высокая степень концентрации банковского капитала и обслуживание крупных клиентов ограниченным числом крупных банков уже очевидны, и процесс укрупнения будет продолжаться. В какой-то степени это будет результатом роста капитализации банков за счёт прибыли, а в какой-то за счёт слияний и поглощений банков. Этот процесс будет длительным, но он неизбежен.

Следующий элемент кредитно-банковской системы – специализированные кредитно-финансовые учреждения, которые занимаются кредитованием определённых сфер и отраслей хозяйственной деятельности. В отличие от банков, они выполняют ограниченное количество операций и осуществляют свою деятельность в относительно узких сферах кредитного рынка России. К данным учреждениям относятся:

· инвестиционные и пенсионные фонды;

· брокерские и дилерские фирмы;

· страховые и финансовые компании;

· ипотечные банки;

· судно-сберегательные ассоциации;

· кредитные союзы;

· кассы взаимопомощи;

· ломбарды;

· благотворительные фонды;

· лизинговые компании и т.д.

Специфика функций этих ссудных институтов видна из их названий. Все они формируют определенные фонды по аккумуляции средств и направлению их в инвестиционные вложения, вложения в облигации и акции частных компаний. Все они осуществляют депозитно-чековую эмиссию, коммерческий кредит, краткосрочное финансирование и пр.

Особенностью кредитно-банковской системы России в настоящее время является явное преобладание банков, количество которых в 2002 г. составляло ок. 1300, слабо диверсифицированная структура (ограниченное количество видов других кредитных организаций), нечеткость законодательного регулирования кредитных организаций, не включенных в банковскую систему, и отсутствие единого подхода к надзору за их деятельностью. Так, число небанковских организаций, зарегистрированных Банком России в 2003 г., не превышало 50. Появился заметный слой кооперативных учреждений мелкого кредита, который насчитывает уже более 300 организаций. Однако их размер и ресурсы несопоставимы пока с коммерческими банками. В то же время создано значительное число других финансовых организаций, не входящих в кредитный сектор. Так, количество негосударственных пенсионных фондов (НПФ) составляет ок. 300, паевых инвестиционных фондов – ок. 30, страховых компаний – ок. 150. Эти организации все активнее конкурируют с банками и другими кредитными организациями за привлечение ресурсов, осваивают новые финансовые услуги, не являющиеся по форме банковскими, но аналогичные им по содержанию.

Рынок ценных бумаг РФ.

Рынок ценных бумаг в России представлен тремя уровнями:

· первичный рынок;

· вторичный рынок;

· внебиржевой рынок.

Функционирование рынка ценных бумаг регулируется ФЗ «О рынке ценных бумаг» и другими законодательными актами. Согласно ФЗ, участвовать в сделках с ценными бумагами могут физические и юридические лица, организатором торгов на рынке являются фондовые биржи.

Крупнейшими биржами страны являются Российская торговая система (РТС) и Международная Московская валютная биржа (ММВБ).

Достаточно долго особенность рынка ценных бумаг России заклюючалась в том, что основную массу ценных бумаг составляли государственные ценные бумаги (прежде всего, ГКО, ОФЗ, ОСБ), а фондовые биржи выполняли одновременно функции первичного и вторичного рынка. Сам же рынок служил для спекулятивных сделок по перепродаже ценных бумаг, а не для притока капитала а Российскую экономику.

В настоящее время ситуация значительно изменилась. В течение последних лет существенно повысилась роль институтов финансового посредничества на рынке ценных бумаг. Вырос совокупный собственный капитал операторов рынка (профессиональных участников рынка ценных бумаг, непосредственно ведущих операции с ценными бумагами – брокеров, дилеров, управляющих ценными бумагами), Проявилась тенденция к универсализации деятельности операторов рынка (таблица 1).

Развивалась инфраструктура рынка ценных бумаг. Продолжался процесс концентрации регистраторской деятельности. Количество регистраторов сократилось в течение 20002004 гг. со 118 до 79, при этом совокупный собственный капитал регистраторов вырос в 4,5 раза, превысив 2 млрд. рублей. Несмотря на положительную тенденцию отказа крупнейших регистраторов, ориентированных на «честный бизнес», от участия в корпоративных конфликтах на той или иной стороне, процесс создания независимой от влияния собственников и крупных клиентов учетной инфраструктуры не завершен. До настоящего времени одним из основных нерыночных рисков при инвестировании остается так называемый «риск регистратора». Использование информации, которой обладает только регистратор, при осуществлении корпоративных захватов, остается пока нерешенной проблемой фондового рынка.

Если количество регистраторов неуклонно сокращается, то количество депозитариев, напротив, за этот же период выросло с 513 до 737. Это позволило обеспечить распространение рынка депозитарных услуг практически по всем территориям и регионам России. Как и во всем мире, развитие учетно расчетной инфраструктуры рынка ценных бумаг в России пойдет по пути консолидации этой деятельности.

Таблица 1.

Количество действующих лицензий на различные виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Вид деятельности             2003 (01.10)  
Брокерская деятельность                
Дилерская деятельность                
Совмещение брокерской и дилерской деятельности                
Деятельность по управлению ценными бумагами                
Совмещение брокерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами                
Совмещение дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами                
Совмещение брокерской, дилерской и деятельности по управлению ценными бумагами                
Итого                

 

В России действует около 400 брокерских компаний, среди которых выделяется примерно 57 крупнейших, по сути осуществляющих инвестиционнобанковскую деятельность и деятельность по управлению активами. Открыли свои офисы в Москве или заявили об открытии в ближайшие полгода наиболее известные мировые инвестиционные дома.

На двух наиболее крупных организаторах торговли РТС и ММВБ осуществляется более 80% всех внутренних биржевых сделок с российскими акциями и облигациями. Ежедневный объем торгов на этих площадках колеблется в пределах 300500 млн. долларов США. По разным оценкам примерно такого же порядка сделки осуществляется на внебиржевом рынке. Расчеты по сделкам обеспечиваются соответствующими расчетными палатами и депозитариями, принадлежащими этим биржевым структурам. Как уже отмечалось, расчетные институты в настоящее время недостаточно капитализированы для того, чтобы обеспечить гарантированное исполнение биржевых сделок на условиях частичного предварительного депонирования.

По наиболее распространенным в мировой практике характеристикам, таким, как капитализация, емкость рынка, объем сделок, российский рынок ценных бумаг в последние годы развивался весьма динамично. Целый ряд отечественных промышленных компаний стали активно использовать эмиссии ценных бумаг с целью привлечения инвестиционных ресурсов, т. е. стали рассматривать рынок ценных бумаг как один из источников инвестиций.

В последние несколько лет заметно изменилось корпоративное поведение многих компаний, они стали больше ориентироваться на те передовые стандарты, которые сконцентрированы в Кодексе корпоративного поведения. Повысилась прозрачность многих крупных российских компаний, были раскрыты их реальные собственники, сократилось число нарушений прав инвесторов.

Рынок ценных бумаг развивался наиболее быстро именно когда произошел отмеченный выше фундаментальный сдвиг в корпоративном поведении ведущих российских компаний. Как видно из таблицы 2, емкость его основных секторов увеличилась за 2000 – 2004 гг. более чем в 5 раз.

Таблица 2.

Ёмкость основных секторов рынка ценных бумаг (млрд. рублей).
  31.12.00 31.12.01 31.12.02 31.12.03 31.08.04
Капитализация рынка акций 1 211 2 499 3 650 5 807 6 359,6
Стоимость корпоративных облигаций в обращении          
Стоимость открытых позиций на срочном рынке ценных бумаг 0,0 0,5 1,2 2,2 6,8

 

Объем средств, привлеченных предприятиями на национальном рынке акций, составляет лишь доли процента от объема инвестиций в основной капитал. В первом полугодии 2004 года тремя эмитентами акций было привлечено на внутреннем рынке акций всего на 5 млрд. рублей, что, впрочем, является рекордной суммой за все предыдущие годы.

Как видно из таблицы 2, рынок корпоративных облигаций в России интенсивно развивается с 2001 года. Однако емкость этого рынка пока еще очень низка с точки зрения международных сопоставлений не только с развитыми рынками, но с большинством развивающихся рынков. При этом на зарубежных финансовых рынках российские компании заимствуют больше, чем на внутреннем финансовом рынке. Привлечение российскими предприятиями инвестиций на зарубежном рынке осуществляется посредством регистрации в иностранной юрисдикции специально созданной компании (SPV) и выпуска еврооблигаций от ее имени под гарантию российского предприятия. Поэтому инвестиции резидентов Российской Федерации в эти инструменты затруднены, равно как и организация обращения данных инструментов на российских биржах.

Несмотря на быстрый рост объемов торговли ценными бумагами (таблица 3), уровень ликвидности российского рынка ценных бумаг все еще существенно уступает ликвидности развитых рынков, а также ряда развивающихся рынков.

Таблица 3.

Объем сделок с ценными бумагами на организованных рынках,млрд. рублей.
  2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. (8 мес.)
Акции 680,3 852,8 1 339,5 2 903,3 2128,7…
Корпоративные облигации 54,8 81,9 181,7 624,3 457,8…
Срочные сделки с ценными бумагами 6,8 14,0 103,5 216,2 201,8…

 

В значительной мере это связано с относительно малой долей свободно торгуемых акций. Показатель freefloat, рассчитанный по 30 крупнейшим по рыночной капитализации компаниям США, составил примерно 90 процентов. Для компаний, входящих в индекс САС 40 (Франция), такой показатель составил около 80 процентов. Для России показатель, рассчитанный в отношении 20 крупнейших по рыночной стоимости компаний, составил около 27 процентов. При этом средний уровень freefloat для компаний одной из наиболее привлекательных для инвесторов электроэнергетической отрасли составляет лишь 10 процентов. Такое положение вещей связано с тем, что в России все наиболее значимые для рынка компании, как правило, имеют одного крупного акционераконтролера, который не склонен выпускать на рынок значимый объем акций. Это мотивируется тем, что, пока есть перспективы существенного роста капитализации компании, главный акционер стремится избежать появления в совете директоров представителей других влиятельных акционеров. Другая причина – желание избежать недружественного поглощения. В России эта проблема не урегулирована должным образом на законодательном уровне и плохо защищается судебной и правоохранительной системами.

Однако фундаментальная для российского фондового рынка проблема в том, что большая часть сделок с российскими акциями заключается на иностранных фондовых биржах. Там же ищут деньги и многие российские компании. Процесс перемещения операций с российскими акциями на зарубежные рынки усилился в конце 2003 года и в настоящее время не изменился. Одна из главных причин этого явления, как отмечалось, связана с недостатками существующей инфраструктуры российского фондового рынка. Во-первых, из-за недостаточной капитализации расчетно-клиринговых систем в России и их разобщенности (которые фактически контролируются собственниками биржевых площадок: банками, брокерами, Центральным банком Российской Федерации) используются лишь два диаметрально противоположных способа осуществления расчетов по сделкам. Это либо сделки, требующие 100% предварительного депонирования соответствующих денежных средств и ценных бумаг, либо сделки, совершаемые по принципу «свободной поставки». В первом случае сделки становятся довольно дорогими, в связи с чем подобный механизм расчетов крайне невыгоден, особенно при использовании для низколиквидных и новых бумаг. Во втором случае сделки фактически проводятся вне биржи, не отчитываются и накладывают дополнительные риски, в том числе риски неисполнения, для клиентов. Поскольку сделки, совершенные по принципу «свободной поставки» не отчитываются на биржи, можно говорить об отсутствии данных о реальном биржевом обороте. Фактически, официальный биржевой оборот существенно ниже, чем действительная биржевая активность финансовых посредников. На это накладывается проблема отсутствия центрального депозитария и разобщенности ликвидности между двумя основными существующими расчетными системами. Более совершенная достаточно капитализированная система расчетов Лондонской фондовой биржи, не требующая затрат на предварительное депонирование и осуществляемая надежным биржевым механизмом, оказывается более привлекательной не только для зарубежных биржевых брокеров. Практически все крупнейшие российские брокеры открыли свои офисы в Лондоне и работают с российскими активами на Лондонской бирже.

Другая причина заключается в особенностях макроэкономической политики, из-за которых ставка привлечения инвестиций на российском финансовом рынке выше по сравнению со ставкой привлечения на международном финансовом рынке. Банк России жестко контролирует динамику обменного курса рубля, обеспечивая его абсолютную предсказуемость. Эта политика проводится, несмотря на то, что вследствие недооценки рубля инфляция остается высокой. В результате ставка процента по займам номинированным в рублях для самых надежных заемщиков не опускается ниже текущего уровня инфляции в 1011%. Очевидно, что при стабильном курсе рубля, это эквивалентно ставке 1011% по займам в свободно конвертируемых валютах. Однако на международном финансовом рынке российские предприятия сегодня могут получать займы по ставке7 8%. Именно по этой причине многие российские заемщики, имеющие доступ на зарубежный финансовый рынок, стремятся осуществить займы вне России. Все прошедшие годы инвесторы рассматривали российские акции как недооцененные. И действительно, в сравнении с акциями других стран с развивающимися финансовыми рынками акции российских эмитентов в среднем имели более низкий показатель P/E (таблица 4).

Таблица 4.

Показатель P/E (сопоставление с развивающимися рынками).
  1999 год 2000 год 2001 год 2002 год 2003 год
Россия 126,43 5,69 5,03 7,33 11,13
Все развивающиеся рынки 27,17 14,85 13,99 13,95 15,03
Развивающиеся рынки Европы и Ближнего Востока 37,25 14,05 13,10 16,27 14,65
Развивающиеся рынки Азии 40,98 15,47 16,73 14,85 16,72
Развивающиеся рынки Латинской Америки 18,28 14,93 11,67 13,84 13,18

 

При этом, по оценкам инвесторов, инвестиционный климат в России улучшался, как вследствие наступления политической и макроэкономической стабилизации, так и вследствие развития финансовой индустрии и финансового законодательства. Как следствие – сокращался разрыв между уровнями показателя P/E российских акций и акций компаний прочих развивающихся рынков. В 2004 году произошло торможение биржевой динамики российского рынка акций, который в течение 3 лет подряд был одним из самых доходных (быстрорастущих) рынков в мире. Индекс РТС вырос в 2001 году на 81%, в 2002 году на 38%, в 2003 году на 58% (рис. 1). Тем не менее, отмечавшийся рост был, скорее, следствием роста капитализации российского рынка акций, при сохранении среднего уровня биржевых оборотов. Эта тенденция «стагнации» биржевой динамики стала особенно заметна в 2004 году, когда капитализация фондового рынка значительно снизилась.


Заключение.

 

За последние 57 лет российский рынок ссудных капиталов достиг значительных успехов в своем развитии. Однако его все еще нельзя назвать окончательно сложившимся – по ряду факторов он существенно уступает рынкам развитых стран и даже некоторых развивающихся стран.

Вызовом времени для российского финансового рынка является повышение конкурентоспособности его институтов: от самих регулирующих органов до профессиональных участников и инфраструктурных организаций. Если эта задача не будет решена в ближайшие год – два, Россия утратит национальный рынок капитала. Далее, необходим рывок во внедрении на российский рынок хорошо известных в мировой практике производных финансовых инструментов и срочного рынка, обеспечивающих хеджирование рисков. В противном случае большая часть ликвидности, связанная с этим рынком, уйдет на зарубежные площадки. И, наконец, п о -прежнему актуально создание законодательства и системы регулирования финансового рынка, которые бы обеспечили цивилизованные правила работы на рынке, включая эффективную защиту прав инвесторов и потребителей финансовых услуг.

Также представляется необходимым отметить следующее. Россия, как известно, является страной, экономика которой существенно зависит от экспорта сырьевых ресурсов. Высокая доля нефти и газа в ВВП страны говорит о том, что российская экономика весьма чувствительна к изменениям мировых цен на энергоносители, поэтому Россия добивалась темпов роста свыше 5% только тогда, когда повышались цены на нефть и некоторые другие виды сырья. Возрастающий экспорт сырья, как правило, сопровождается резким снижением объемов его внутреннего потребления, что не только усиливает диспропорции между производством и внутренним потреблением, но и все сильнее приближает структуру экономики к модели экспортно-сырьевого типа. Например, сегодня из нашей страны экспортируется около 50% нефти и нефтепродуктов. Экспорт, с одной стороны, позволяет РФ поддержать производственные мощности, снизить социальную напряженность во многих регионах, наполнить бюджет, с другой затягивающаяся на годы экспортная ориентация важнейших отраслей и производств лишает перспективы структурные преобразования в экономике и делает ее еще более зависимой от мирового рынка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: