Ковженский приход
РФ: с. Ковжа, Шекснинский р., Вологодская обл. (затоплено в 1964 г.)
РИ: Череповецкий у., Новгородская губ.
Местоположение
Приходская Преображенская Ковженская церковь находилась в Череповецком уезде Новгородской губернии в селе Ковжа, при впадении реки Ковжа в Шексну. Река Ковжа берёт начало из болота возле деревни Горка (не путать с Ковжей, вытекающей из Ковжского озера, на которой стояли заводская Николаевская Ковжинская церковь в Кирилловском уезде и сельская Сретенская Ковжинская церковь в Белозерском уезде).
Фрагмент карты 1958 года.
Село Ковжа затоплено в 1964 году Шекснинским водохранилищем, в настоящее время это территория Шекснинского района.
Фрагмент листа 68 из 2-го тома «Церковно-исторического атласа Вологодской области». Шифр 2-26 - Преображенская Ковженская церковь.
О церкви и приходе
Приход составляли деревни по берегам Ковжи и Шексны.
1. Ближайшие к церкви деревни: на левом берегу Ковжи - Городище, на правом - Криуша, Горка; на левом берегу Шексны - Пятная, на правом - Морозово, Демидово.
2. Подальше от церкви на левом берегу Шексны (на север от церкви) - Шатрец, Окунево.
3. Куст деревень на левом берегу Ковжи (на юго-запад от церкви) - Драница, Дерягино, Березник, Камешник, Киргоды (в этой деревне стояла часовня апостолов Петра и Павла), Игначево, Кущуба. Через реку от этих деревень - Задняя, Каликино.
4. Отдаленная деревня Мушня на Ковже в 14 верстах от церкви.
Выписка из клировой ведомости о церкви за 1916 год, выданной Новгородским архивом при составлении «Церковно-исторического атласа Вологодской области»:
Церковь Преображения Господня в селе Ковжа. Построена в 1865 году тщанием прихожан, каменная. Вторая церковь Николая построена в 1851 году. Колокольня каменная в виду (так в выписке, должно быть «в виде») конусообразной башни, устроена в связи с Никольской церковью одновременно.
Выписка из клировой ведомости в ГАВО за 1921 год:
Церковь Преображения Господня - построена в 1865 году, каменная холодная. Тёплая церковь Николая Чудотворца и Сретения Господня построена в 1851 году в связи с колокольней. Оба храма внутри украшены живописью. Земли при церкви 3 десятины. Дома священника и псаломщика построены в 1900 году. Другие здания - келья, амбар, школа.
Ни в первой ни во второй выписке нет информации, что обе церкви были в одной связи.
О проживающих в селе Ковжа в 1921 году
1. С 1899 года в церкви служил протоиерей Алексей Колкачский, 1864 года рождения, выпускник Новгородской духовной семинарии. В семействе у него - жена Ольга. Дети священника: Вениамин, 1894 года рождения, работал помощником лесничего в Белозерском уезде; дочь Таисия, 1896 года рождения, - в Череповецком отделе народного образования; сын Евсевий, 1901 года рождения, также был на гражданской службе. В семействе протоиерея жила сирота Лиза Милина, 1904 года рождения. Алексей Колкачский умер в ссылке в 1937 году, Вениамин расстрелян в 1938 году.
2. Псаломщик Константин Богословский 46-ти лет и его жена Елизавета. Старший их сын Михаил служил на почте, младшие дети Алексей и Иван учились в Ковжской школе.
3. Девица Александра Иосифовна Богоявленская 66-ти лет, дочь священника.
4. Вдова последнего псаломщика Александра Федоровна Лесницкая 73-х лет. Дочери Лесницкой - Александра 43-х лет и Евдокия 36-ти лет - находились в Горицком монастыре. Староста церкви Петр Федорович Соколов проживал в деревне Горка.
Православных в приходе в 1921 году - 2676 прихожан, раскольников - 6 человек.
О снимке Прокудина-Горского
По маршруту Прокудина-Горского было два села с одинаковым названием Ковжа: село Ковжа в Белозерском уезде, при впадении Ковжи в Белое озеро, и село Ковжа в Череповецком уезде, при впадении другой Ковжи в Шексну. Сретенская каменная церковь в селе Ковжа Белозерского уезда сохранилась. При сопоставлении снимка Прокудина-Горского с современной фотографией Сретенской Ковжинской церкви на островке в Белом озере с первого взгляда понятно, что церкви разные.
Значит, снимок сделан в селе Ковжа Череповецкого уезда, расположенном на левом берегу Ковжи, при впадении Ковжи в Шексну. Но там 2 церкви: Преображенская и Николаевская. На снимке - одна церковь.
Может быть, обе церкви были в одной связи?