Легко быть «крепким задним умом» и с важным видом высокомерно рассуждать о неправильных действиях тех, кто ушёл из жизни.




Тем не менее, если бы не позднее 30 секунд после получения доклада о поступлении воды в прочный корпус центральный пост выполнил то, что ему предписывалось, судьба у каждого из 68 подводников была бы разной для каждого и, скорее всего, не очень похожей на судьбу товарища, а не одной, навеки общей для всех. Увы, произошло совпадение многих событий, ставшее гибельным и для «С-80», и для её экипажа:


1. Лодка шла под РДП при волнении моря не менее 5-8 баллов. В такую погоду использовать данное устройство было уже нельзя.
2. Система обогрева поплавкового клапана РДП при плавании в условиях отрицательных температур не использовалась.
3. Персональная радиограмма штаба подводных сил Северного флота в адрес «С-80» с приказанием прекратить работу в полигоне из-за неблагоприятных погодных условий и следовать в базу почему-то лодкой не была получена. Зато, как это ни странно, в посту связи «С-80» после её подъёма была обнаружена маловажная входящая циркулярная радиограмма, которая передавалась после этой персональной.
4.Не использовалась в качестве аварийно-балластной цистерны ЦГБ №5- она продувалась в обычном, а не в ускоренном, режиме.
5. Оператор (который был прикомандирован с другой лодки с другим расположением ряда механизмов) перепутал нужный гидравлический манипулятор дистанционного закрытия прочной захлопки на воздухопроводе РДП с тем, что был расположен рядом (относящимся к астронавигационному перископу «Лира-П»).
6. По непонятной причине командир БЧ-5 вместо того, чтобы руководить действиями по борьбе за живучесть из центрального поста, был направлен в дизельный отсек разбираться с обстановкой на месте. До пятого отсека он дойти так и не успел…
7. Баллоны ВВД командирской группы были подключены к магистрали на расход уже фактически после гибели лодки и почти всего экипажа.

После потери связи с «С-80» были организованы её поиски, которые продолжались до осени 1961 года. Для этого привлекалось не менее 40 кораблей Северного флота, а также самолёты и вертолёты, но обнаружить тогда затонувшую подводную лодку так и не удалось. Есть данные, что 3 февраля того же года в трале одного из рыболовных траулеров, находившегося на промысле в Баренцевом море, был обнаружен аварийно-сигнальный буй с «С-80». Правда, эта находка не помогла уточнить места гибели лодки: буй мог быть унесён течением достаточно далеко, да и траулер с тралом прошёл достаточно много миль от места его постановки до подъёма. (Кроме того, в тот период точность определения своего места в море рыболовным траулером, без сомнений, оставляла желать лучшего).

Северяне в те годы передавали друг другу рассказ о старом капитане из какой-то скандинавской страны, который перед смертью позвал к себе, помимо священника, представителя советского посольства. Капитан на исповеди признался, якобы, в том, что в 1961 году в Баренцевом море он, следуя в условиях ограниченной видимости, протаранил советскую подводную лодку, и та погибла. Говорили, что на форштевне его судна после удара осталась вмятина со следами краски. Вроде бы, капитан также передал представителю СССР записку с координатами точки столкновения, хранившуюся несколько лет в тайнике. Координаты эти, как говорили, почти совпадали с теми, что были получены от рыбаков. Возможно, именно этот рассказ породил бытовавшее тогда в среде подводников мнение, что «С-80» погибла от таранного удара.

Не исключено, что как раз этот рассказ и не был полностью выдуманным. На иностранном судне ночью, в условиях зимнего шторма и снежных зарядов, могли с опозданием увидеть в непосредственной близости от носа внезапно появившийся из-за волны белый проблесковый огонь аварийно-сигнального буя «С-80», а затем почувствовать удар от столкновения с ним. Столкновение с буем вполне могло быть принято экипажем судна за столкновение с подводной лодкой.

Несмотря на жёстко, в основном, соблюдавшийся в нашей стране режим секретности, какая-то информация о трагедии в несколько искажённом виде всё-таки просочились и в западную прессу. Там (как сообщала международная организация «Гринпис») по сведениям, полученным, якобы, ещё 31 декабря 1958 года (!), писали: «В конце пятидесятых годов, по сообщениям, затонула дизельная подводная лодка (возможно, класса Whiskey) из состава советского Северного флота. Судно было специально преобразовано в испытательную платформу разрабатывавшейся в то время советской крылатой ракеты. Подводная лодка вышла в море с пустыми контейнерами от ракет на борту и затонула на обратном пути».

Несмотря на отсутствие каких-либо данных об обстоятельствах гибели «С-80», была создана Государственная комиссия по расследованию этой трагедии. Комиссию возглавил в то время Главный инспектор Министерства обороны СССР Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский.

Константин Константинович был не только прославленным полководцем Великой Отечественной войны, но и глубоко порядочным человеком. Очевидно, имея «установку сверху» на выявление и наказание виновных, маршал повёл себя так, как подсказывали ему совесть и житейская мудрость. Он собрал офицеров-подводников и попросил их изложить на бумаге свои соображения по поводу того, что и как могло произойти на «С-80». Даже не стремясь напускать на себя важный вид и оказывать на подводников «давления погонами», уважаемый всеми маршал признал, что большим специалистом в данной области он не является (хотя, возможно, было не совсем так), и с уважением отнёсся ко мнению всех офицеров. Комиссия, таким образом, рассмотрела среди возможных и правильную версию гибели лодки, но, не имея никаких данных, ни к чему конкретному не пришла. Впрочем, и разгромных «оргвыводов» тоже сделано не было.

Приблизительный район гибели лодки (достаточно обширный) был известен, но Военно-морской флот не располагал техническими средствами для эффективного обнаружения лежащих на грунте объектов. Правда, моряки тралового флота неоднократно сообщили в штаб СФ о том, что они обрывали орудия лова там, где по карте на грунте никаких помех не значилось. Переданные рыбаками координаты (около Южной Мурманской банки) находились в пределах района предполагаемой гибели «С-80».

В период с 1965 по 1967 год флот получил опытные образцы специальных поисковых гидроакустических станций, а также буксируемой телевизионной установки с дистанционным управлением, гидрографического эхотрала и магнитного металлоискателя.

Это оборудование прошло испытания по обнаружению и идентификации лежащих на грунте подводных лодок. В частности, по плану специальных учений подводная лодка проекта 629 из состава 16 дивизии (тогда ещё базировавшейся на Северном флоте) легла на грунт на глубине 220 метров. С помощью новой техники лодка была обнаружена и уверенно идентифицирована. Кроме того, на этих учениях были получены эталонные записи, которые, в дальнейшем, оказались очень полезными для грамотной классификации обнаруженных на грунте объектов.

И вот в июне 1968 года два отряда кораблей, оснащённых новой аппаратурой, отправились на поиски «С-80». Один из них, который состоял из морских тральщиков и использовал телевизионные установки, вышел из Кольского залива, а навстречу ему, от мыса Святой нос, двигался другой, работавший специальными гидроакустическими станциями. Маршрут обоих пролегал через предполагаемый район гибели «С-80».

Вскоре первый из отрядов обнаружил недалеко от острова Кильдин затонувшую подводную лодку. По телевизионному изображению стало ясно, что это была «щука», вероятнее всего - «Щ-402», последняя из погибших в период Великой Отечественной войны лодок Северного флота.

Июня другой отряд недалеко от места, указанного рыбаками, получил уверенный контакт, зафиксированный с пяти направлений. Контакт был подтверждён подошедшими морскими тральщиками. Сомнений в том, что теперь обнаружена именно «С-80», уже не оставалось. Лодка находилась в южной части назначенного ей в 1961 году полигона боевой подготовки. Настал черёд более детального осмотра затонувшего корабля с помощью спускаемой наблюдательной станции спасательного судна «Алтай». Люди, работавшие в сложных и опасных условиях, участвовали в 9 спусках длительностью по 2-4 часа. В период первых спусков к подводной лодке у специалистов-спасателей возник ряд сомнений, в частности, относительно того, задраен или отдраен верхний рубочный люк, а также - какие именно выдвижные устройства подняты. На борт спасательного судна «Алтай» прибыл занимавший в то время должность первого заместителя командующего Северным флотом Герой Советского Союза вице-адмирал А.И. Петелин. Не имея допуска к проведению водолазных и глубоководных работ (и по медицинским показаниям, и по уровню своей специальной операторской подготовки), адмирал заставил руководившего работами капитана 1 ранга С. Минченко дать ему возможность лично из наблюдательной камеры осмотреть «С-80».

Петелин посчитал, что он, как подводник, легко разберётся в обстановке. Однако, выдвижные устройства и корпус обросли ракушками и водорослями, серьёзно изменившими их внешний вид. Кроме того, за рубку лодки зацепились рыболовные сети, причём, некоторые из них были подняты поплавками вертикально на высоту 15-20 метров от грунта. Эти снасти были серьёзной помехой, они представляла большую угрозу запутывания в них не управляемой изнутри камеры. Под водой Петелин хоть и не сразу, но всё-таки сориентировался в непростой обстановке и тщательно осмотрел «С-80». Лодка лежала на грунте, практически, без дифферента, но с креном до 30-40° на правый борт. Оба аварийно-сигнальных буя в своих выгородках отсутствовали. Горизонтальные рули были переложены на всплытие, вертикальный руль находился в положении порядка 20° на левый борт. Верхний рубочный люк оказался задраенным, были подняты антенны РЛС и связи, а также шахта РДП. Александр Иванович посчитал, что лодку можно поднять, и его мнение совпало с мнением других членов комиссии.

В Москве после доклада об обследовании затонувшей подводной лодки было принято правительственное решение о подъёме «С-80». Судоподъёмные работы с использованием спасательного судна «Карпаты» проекта 530 запланировали на лето 1969 года. Для выполнения этих работ было создано специальное формирование, получившее название экспедиции особого назначения ЭОН-69. В её состав должны были войти не только специалисты Северного флота, но и других флотов, а также центральных органов ВМФ. В качестве командира этого формирования сначала планировался наиболее опытный специалист АСС, контр-адмирал Н.П. Чикер. Однако, после согласований штатной структуры, а также разработки ряда организационных и технических документов, Николай Петрович рекомендовал на эту должность капитана 1 ранга С. Минченко, а за собой оставил общее руководство. Операция по подъёму «С-80» была тщательно продумана, и во исполнение решения правительства по линиям Министерства обороны СССР, Военно-Морского флота, Северного флота, Министерства судостроительной промышленности был издан целый ряд директивных документов. Людям, разрабатывавшим план подъёма подводной лодки, было предельно ясно, что единственно возможный период, в течение которого необходимо было поднять «С-80», ограничивается июнем-июлем. Район предстоящих работ находился в открытом море, и успех в немалой степени зависел от благоприятной погоды, а такую погоду можно было ожидать именно в эти месяцы.

Командир экспедиции с горечью вспоминал, что у целого ряда чиновников - и в погонах, и без погон, и в центре, и на местах, …«ни важность и особый характер работ, ни установленные сжатые сроки не вызывали большого беспокойства и стремления решить своевременно все вопросы». Говоря «открытым текстом», можно, очевидно, сделать вывод: экспедиция достигла успеха не «благодаря», а «вопреки». Впрочем, конечно же, и «благодаря» - благодаря инженерному и организаторскому таланту, находчивости и энтузиазму участников экспедиции и тех немногих, кто действительно оказывал им реальное содействие. Увы, среди тех, кто в тот период показал себя не с лучшей стороны, был и завод «Красное Сормово». Кажется, им не было в срок изготовлено никакое из тех приспособлений, которым отводилась ключевая роль в плане подъёма «С-80». Неужели заводчане вообще не хотели, чтобы лодка была поднята, потому что боялись: а вдруг после подъёма будет обнаружена какая-либо их недоработка, приведшая к гибели людей и корабля?

Взамен того, что так и не было разработано специализированными НИИ и изготовлено промышленностью, главный инженер ЭОН, капитан 1 ранга Ю. Сенатский, предложил оригинальное решение, которое было успешно претворено в жизнь. Очевидно, подробное описание всех расчётов и операций, выполненных в процессе подъёма «С-80», заняло бы объём нескольких книг и могло бы всерьёз заинтересовать специалистов. Однако, при подготовке этого очерка таких материалов найти не удалось, а сам командир ЭОН-69 на страницах «Морского сборника» написал об этом трудоёмком процессе, не имевшем тогда прецедентов в мире, достаточно кратко, и проявил большую скромность, не сообщив ничего о своих личных заслугах, а отметив только своих отличившихся товарищей и подчинённых.

Работы по непосредственному подъёму «С-80» начались 9 июня 1969 года, и уже 5 июля её удалось приподнять на 5 метров над грунтом, а затем переместить на 60 метров в сторону берега. После покладки на грунт лодку начали готовить к буксировке на мелководье. 10 июля «С-80» вновь приподняли над грунтом, и спасательное судно «Карпаты», двигаясь со скоростью 2,5 узла, через 38 часов доставило её в район бухты Завалишина в губе Териберка. Там лодку снова положили на грунт глубине 51 метр. Так завершился первый, безводолазный, этап подъёма корабля. Затем, уже с использованием труда водолазов, погружавшихся 54 раза, завели понтоны, и, наконец, 24 июля «С-80» появилась над водой. Водолазы работали на глубине, в общей сложности, 68 часов, а на декомпрессию ушло 175 часов. При подъёме на поверхность за состоянием корабля наблюдала группа специалистов в легководолазном снаряжении, которая на разных глубинах фиксировала выход воздушных пузырей из цистерн главного балласта и ракетных контейнеров. (Зная значения всех междубортных объёмов, комиссия определила количество оставшегося в них воздуха). При подходе лодки к поверхности водолазы увидели, что из шахты РДП пошла топливно-воздушная эмульсия. «С-80» словно подсказывала людям, какое именно устройство стало причиной её гибели…



«С-80» после подъема на поверхность



Затем лодка на понтонах была отбуксирована на отмель, где её носовую часть расположили на аппарели заранее поставленного туда десантного корабля. После этого в Териберку прибыла специальная комиссия под руководством известного подводника, командовавшего в Великую Отечественную войну подводной лодкой «С-56», Героя Советского Союза, вице-адмирала Григория Ивановича Щедрина.

Внешний осмотр «С-80» не подтвердил существовавшей версии о том, что лодка погибла в результате столкновения с каким-либо судном. Сталь лёгкого корпуса сохранилась удовлетворительно, хотя при подъёме лодки небольших повреждений избежать не удалось. При этом, та часть надстройки, которая была изготовлена из алюминиево-магниевого сплава, вследствие коррозии в значительной степени разрушилась. В дальнейшем, для прохода людей через провалившиеся участки палубы были уложены деревянные мостки.

Перед проникновением в лодку через клапаны, находившиеся в так называемых выгородках ЭПРОН, были взяты пробы воздуха из 1, 3 и 7 отсеков. Газовый состав оказался следующим:

Номер отсека Кислород, % Водород, % Окись углерода, %
       
  0,9 10,0 0,15-0.20
  3,1 14,0 0,25-0,20
  5,4 10,2 0,35-0,20



Завершение буксировочной операции


"С-80" в губе Териберка



Кроме того, при отборе проб было установлено, что все межотсечные переборки негерметичны.

После анализа газовой смеси в отсеках, которая, как стало очевидным, оказалась совершенно непригодной для дыхания, было решено ввести в лодку людей в изолирующих средствах для её осмотра изнутри.

Об этом моменте до сих пор разные люди, противореча друг другу, рассказывают разное. Несколько человек заявляют, что именно они первыми спустились в прочный корпус поднятой «С-80». Тем не менее, я считаю, что в лодку после её подъёма первым вошёл тогда ещё майор медицинской службы Александр Карасёв, бывший начальником госпиталя в губе Оленья.

Перед подъёмом «С-80» поначалу полагали, что за столь длительное время пребывания лодки на грунте от тел погибших мало что сохранилось. Но, очевидно, перед началом разведки отсеков все-таки предположили обратное. Тогда получалось, что для осмотра со знанием дела всех помещений мало быть только специалистом, имеющим опыт службы на подводных лодках. Надо ещё оказаться психологически готовым внезапно увидеть останки людей и при этом не потерять работоспособность. Таким требованиям соответствовал только опытный подводник из числа медиков.

Действительно, как выяснилось, после подъёма «С-80» её отсеки представляли из себя страшное зрелище. Там, среди покрытого слоем грязи и масла механизмов и разных обломков, лежали трупы: и, с виду, без следов механического воздействия, и, как это называется у медиков, «имеющие грубые повреждения».

Разложение тканей погибших людей постепенно шло (о чём, в частности, свидетельствовало низкое содержание кислорода в газовой смеси внутри отсеков), но солёная вода и низкая температура замедляли этот процесс.

Обо всём обнаруженном Карасёв докладывал с помощью средств связи. Он рассказал мне, что кто-то сверху вдруг стал расспрашивать его особенно дотошно и очень настырно. Пришлось послать своего собеседника подальше… Офицер в те минуты испытывал сильнейшую нагрузку, как физическую, так и психологическую: он пробирался по полузатопленным и частично разрушенным, захламлённым тесным помещениям среди мёртвых тел в скудном свете лампочки, неся на себе тяжеловесное изолирующее снаряжение. При этом надо было не просто пройти по всей лодке, но и что-то разглядеть, давая наверх информацию и непрерывно отвечая на вопросы.

Потом выяснится, что после выхода из прочного корпуса Карасёв от нечеловеческой нагрузки сильно потерял в весе. Товарищи рассказали офицеру, что он послал куда подальше… внезапно прибывшего командующего флотом. Впрочем, тот обстановку понял правильно и не пожелал мстить.


В шести из семи отсеков были найдены погибшие подводники:
- в первом - 10 человек;
- во втором - 19 человек (из них было опознано 9 офицеров, включая командира, капитана 3 ранга Ситарчика А.Д., и его дублёра, капитана 3 ранга Николаева В.А.);
- в третьем- 12 человек (из них было опознано 2 офицера, находившиеся в боевой рубке - старший помощник командира, капитан 3 ранга Осипов В.Е., и вахтенный офицер, командир БЧ-2-3, капитан-лейтенант Черничко В.П.);
- в четвёртом- 11 человек (из них был опознан 1 офицер, командир БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант Жук Г.И.);
- в пятом- 2 человека;
- в седьмом- 14 человек.
В шестом отсеке останков не обнаружили.
Таким образом, были найдены тела всех 68 подводников, погибших на «С-80», из них были опознаны все офицеры, за исключением троих. Тела выносили на верхнюю палубу десантного корабля, где бригада медиков осматривала их и производила вскрытие для выяснения причин смерти. У большей части экипажа они была одинаковыми: утопление либо кислородное голодание. Труп одного из подводников был обнаружен в койке с петлёй, сделанной из лямки аппарата ИДА-51, затянутой на шее. Человек решил прервать свои многодневные страдания в кромешной темноте без какой-либо надежды на спасение… Старшина команды радиотелеграфистов (мичман Боровой Г.М.) погиб от воздействия электрического тока. Тела некоторых подводников были серьёзно изувечены, а остальные сохранились настолько хорошо, что их без затруднения опознавали старые сослуживцы. Медики отчётливо различали на трупах царапины и гематомы, которые люди получили ещё при жизни. Говорили, что кожа погибших на «С-80» людей после смыва с неё слоя масла приобретала на некоторое время нормальный телесный цвет.

Лодка уходила в море из бухты Ягельная, и, согласно уже подписанному в тот период приказу, должна была передислоцироваться в губу Оленья. Она так и не прибыла к очередному месту базирования, а вот экипаж решили похоронить именно там. Как уже было сказано, в период, предшествовавший подъёму «С-80» считалось, что вряд ли в прочном корпусе сохранились хоть какие-нибудь останки, и захоронение задумывали как символическое. Поэтому первоначально в Оленьей губе заготовили только один гроб. В конечном итоге, братская могила получилась достаточно большой.

После выноса из лодки экипажа отсеки подверглись специальной обработке (дезинфекции и дезодорации), а затем, в соответствии с планом комиссии, в лодку были допущены специалисты - подводники из экипажей кораблей проектов 613 и 644. На этом этапе работы матросы и старшины, чьё заведование на их кораблях было аналогично находившейся на «С-80» технике, обследовали состояние материальной части, особенно, органов управления, всё записали и доложили свои соображения по поводу того, в каком режиме работали механизмы и что, по их мнению, происходило.

При осмотре отсеков было обнаружено, что переборки между 2 и 3, 3 и 4 отсеками имели разрыв в сторону носа. В результате этого разрыва в отсеках произошли серьёзные разрушения. В частности, была снесена крышка нижнего рубочного люка, а многие механизмы и оборудование оказались деформированными, раздавленными, сорванными с фундаментов. Рассказывали, что приборы станции «Накат», которые располагались в 3 отсеке, нашли где-то в корме. Страшно подумать, что было с людьми, оказавшимися на пути у пронёсшегося по отсекам за доли секунды потока из воды и металла…

Переборочная дверь между 6 и 7 отсеками была вырвана в корму (разрушился сварной шов петель). Остальные переборки значительных повреждений не имели. Характер деформации настила аккумуляторной ямы 4 отсека свидетельствовал о том, что сначала, при затоплении прочного корпуса, он был продавлен избыточным давлением сверху, а затем вспучен при взрыве аккумуляторов.

В результате осмотра корпусных конструкций подтвердилось, что вода в прочный корпус попала через шахту РДП. Дистанционно-управляемая прочная захлопка воздушного тракта оказалась в открытом положении, а при осмотре другой, которую дизелисты пытались закрыть вручную, эксперты увидели, что её шток изогнут, поэтому полностью закрыть её не представляется возможным даже при отсутствии давления забортной воды. Члены комиссии решили также проверить предположение о неисправности поплавкового клапана РДП. Узел демонтировали и испытали, однако, он оказался исправным, а вот трубопровод обогрева поплавкового клапана, как выяснилось, был перекрыт. Прочный корпус ниже ватерлинии сохранил свою герметичность, и после осушения всех отсеков лодка уже могла самостоятельно держаться на плаву.

Остаточное давление ВВД в баллонах командирской группы составляло лишь 10 кГ/см². По сохранившимся записям было установлено, что незадолго до аварии запас ВВД составлял 92% (184 кГ/см²). После подъёма лодки на поверхность в её цистернах находилось, в соответствии с расчётами, 3015 литров воздуха, а в отсеках объём воздушной подушки составил около 300 м³. Почти все запасы ВВД были израсходованы на борьбу за живучесть подводной лодки. Увы, со слишком большим опозданием…

При осмотре отсеков были собраны для проведения экспертизы корабельные часы, а также все наручные часы, принадлежавшие подводникам. Эксперты определили, что некоторые из них (кажется, двое) были на момент аварии неисправны, а показания других (в количестве 21) были приняты к расчёту для определения времени гибели корабля. Импортные часы командира БЧ-5 не только продолжали идти после затопления прочного корпуса, пока не израсходовался завод пружины, но и оставались герметичными в течение всех лет, прошедших от катастрофы до подъёма «С-80», поэтому их показания не учли. Среднее время, которое показывали часы, остановившиеся при затоплении отсеков (кроме первого), оказалось 01 час 32 минуты. Это время и было решено считать моментом гибели подводной лодки. Расчёты были косвенно подтверждены строчкой из записной книжки штурмана, принадлежавшей старшему лейтенанту Порутчикову Г.П. Там лейтенант Кирьяков И.В., исполнявший в минуты гибели «С-80» обязанности вахтенного штурмана и у которого эту книжку нашли, записал, что в 01.27 были застопорены оба дизеля.

Лейтенант шёл в море впервые после вручения погон и кортика. Он был командиром кормовой швартовной команды, и именно под его руководством был отдан последний швартов, соединявший «С-80» с её последним пирсом….

12 августа 1969 года комиссия закончила свою работу. Она выяснила причину и ход развития аварии, а также сделала заключение о нецелесообразности восстановления «С-80». Решение было продиктовано не только полным выходом из строя всего находившегося на борту оборудования в результате длительного пребывания в морской воде, но и наличием на подводной лодке боевых торпед. Торпеды пришлось подорвать прямо в торпедных аппаратах. Решение задачи по их выгрузке представлялось не только очень трудным в техническом плане, но и опасным: не было понятно ни состояние самих торпед, ни состояние взрывчатого вещества в их боевых зарядных отделениях, ни состояние запальных устройств..

Есть данные, что после подрыва торпед корпус «С-80» пошёл на металлолом. В те годы в нашей стране ещё не было принято продавать за рубеж металл завершивших свою службу советских боевых кораблей. Как знать, может быть, переплавленная сталь погибшей «С-80» была использована при постройке хотя бы одной из тех подводных лодок, на которых мне довелось выходить в море, и у которых, по счастью, число погружений равнялось количеству всплытий?...


Вот список тех, кто погиб на борту «С-80»:
Капитан третьего ранга СИТАРЧИК А.Д.
Капитан третьего ранга НИКОЛАЕВ В.А.
Капитан третьего ранга ОСИПОВ В.Е.
Капитан - лейтенант ПЕСКОВ А.В.
Капитан - лейтенант ГРИНЧУК А.М.
Капитан - лейтенант ЧЕРНИЧКО В.П.
Инженер - капитан - лейтенант ЖУК Г.И.
Старший лейтенант ЕВДОКИМОВ А.Г.
Старший лейтенант БОНАДЫКОВ Н.П.
Старший инженер - лейтенант ПРОПЛЕТИН В.П.
Старший лейтенант ПОРУТЧИКОВ Г.П.
Лейтенант КИРЬЯКОВ И.В.
Лейтенант КОВТУН Э.М.
Инженер - лейтенант КНЯЗЕВ В.И.
Лейтенант медицинской службы ЗУБКОВ В.И.
Мичман БОРОВОЙ Г.М.
Главный старшина ТАРАСОВ В.Г.
Главный старшина ПУРГИН А.Н.
Старшина первой статьи СЕРЫЙ В.Я.
Старшина первой статьи ГЕРАСИМЕНКО В.З.
Старшина первой статьи АЛЕКСЕЕВ Б.А.
Старшина первой статьи ШАХИН В.С.
Старшина первой статьи ЛЕДНИК П.Ф.
Старшина второй статьи ЗЮЗИН Ф.Ф.
Старшина второй статьи КОЧНЕВ Ю.Н.
Старшина второй статьи АГИБАЛОВ Ю.В.
Старшина второй статьи ХРИПКО Д.М.
Старшина второй статьи ГРИГОРЧУК В.А.
Старшина второй статьи ШЕЛЯКО Ю.И.
Старшина второй статьи ГРЕСЕВ И.Г.
Старшина второй статьи ПОГОРЕЛЫЙ Н.Г.
Старший матрос ВОЯКОВ В.А.
Старший матрос БАРДИН К.Ф.
Старший матрос КОЖИН А.Л.
Старший матрос ВОРОБЬЁВ В.Н.
Старший матрос ЛЕОНОВ В.С.
Старший матрос КАЗАРЯН-ОГЛЫВ.Г.
Старший матрос САВИН Г.Н.
Старший матрос КРЕЙДО В.Н.
Старший матрос ЧАПАС Р.А.
Матрос КОШЕЛЕВ В.С.
Матрос НИДЗЕЛЬСКИЙ Г.Н.
Матрос НИКИТИН В.И.
Матрос БАЛБОРИН В.Н.
Матрос МЯЗИН М.Н.
Матрос УЛЬЯНОВ В.П.
Матрос ОПАРИН А.Р.
Матрос ЦЫБИН В.В.
Матрос ГУЛИН В.Г.
Матрос ГЛАЗУНОВ А.П.
Матрос САМОХВАЛОВ А.Н.
Матрос ЯКУНИН Н.Д.
Матрос МАЛЬКОВ А.Н.
Матрос ИСАКОВ А.Г.
Матрос ЧАЛЬЦЕВ А.Д.
Матрос ПИЛИПЕНКО В.П.
Матрос ЧАГИЛО В.Н.
Матрос ШАЛАГИНОВ Ю.А.
Матрос ПАНФЕРОВ В.В.
Матрос ТУМАН В.Г.
Матрос КРЮКОВ А.А.
Матрос РОДИН Г.И.
Матрос МАШАНОВ П.М.
Матрос МЕРТИКОВ В.Н.
Матрос СМОЛИН Б.И.
Матрос СИЛАЕВ Ю.А.
Матрос КРОПАЧЕВ А.А.
Матрос ДОРОГОКУПЛЯ И.А.

Все они покоятся в братской могиле в губе Оленья. Над памятником не работали профессиональные скульпторы, всё сделано по своему собственному проекту умельцами из числа матросов срочной службы. Сделано по велению их сердец, с уважением к памяти погибших, поэтому монумент выглядит достойно и строго. Справа и слева похоронены матросы и старшины, на обоих надгробьях лежат сделанные из бетона бескозырки, а в центре, под символическим изображением фуражки, погребены офицеры. На вертикальной стене по обеим сторонам от стелы - литые металлические плиты со званиями и фамилиями погибших подводников. На стеле табличка с надписью: «Вечная память подводникам экипажа пл «С-80», погибшего при исполнении служебных обязанностей». Выше надписи пятиконечная звезда, а ниже изображён силуэт подводной лодки. Этот силуэт по не совсем понятной причине сначала изображал почему-то лодку проекта 627, и прошло немало лет, пока его не заменили другим, соответствующим 644 проекту. К сожалению, это изменение не оказалось единственным: кто-то решил убрать якорную цепь, которой первоначально была обнесена могила, и поставить вместо неё обычную кладбищенскую сварную ограду.

Похороны экипажа «С-80» в 1969 году потрясли всё население Оленьей губы. Долго ещё на могилу приносили цветы, и не только в какую-нибудь памятную дату, как это, бывает, делается сейчас, (что называется, в «добровольно-принудительном порядке»), а почти каждый день. Долго ещё оленегубские матросы не позволяли себе фотографироваться на фоне захоронения в расхлябано-бравом виде, понимая, что это не просто одна из немногих достопримечательностей маленького посёлка, а место, где лежат их старшие братья по оружию.

Долго ещё специально выделенный катер доставлял в Оленью губу приехавших на Север со всех концов Советского Союза родственников погибших. Спустя восемь с лишним лет после тех трагических событий люди, в жизни которых, зачастую, уже успели произойти большие изменения, вновь остро переживали смерть своих родных.

Случилось так, что сын замполита «С-80», капитан-лейтенанта Пескова А.В., был призван на срочную службу и попал в Оленью губу в качестве матроса, правда, не на подводную лодку, а в пожарную команду. Племянники штурмана, капитан-лейтенанта Гринчука А.М. (один из которых был назван в честь погибшего дяди Александром), служили офицерами на атомных подводных лодках Северного флота. Вполне возможно, что кто-то ещё из родственников экипажа «С-80» служил на подводном флоте, и, не исключено, даже на Севере.

Не удалось найти никаких данных о том, что «С-80» участвовала в дальних походах, крупных учениях у берегов вероятного противника или в чём-нибудь ещё подобном. В то же время, она была головным кораблём среди подводных лодок проектов и 613, и 644. Даже за свою сравнительно короткую службу «С-80» позволила Военно-морскому флоту и оборонной промышленности получить ценный опыт постройки, испытания, освоения и эксплуатации нового поколения подводных лодок. Проект 613 оказался настолько удачным, что всего в СССР было построено 215 таких подводных лодок, и многие из них были в боевом составе ВМФ чуть ли не по 40 лет! Эти подводные лодки находились также в составе флотов многих дружественных тогда Советскому Союзу стран, а кроме того, строились такие корабли (при помощи и поддержке советских специалистов) и в Китае.

«С-80» не была плавучим стендом, но на ней успешно эксплуатировали один из первых советских ракетных комплексов, предназначенных для вооружения подводных лодок.

Не была «С-80» и учебным кораблём, но на ней успел отработаться ряд подводников, которые, в дальнейшем, благополучно участвовали в решении самых сложных и ответственных задач, стоявших перед нашим флотом. В их числе - вице-адмирал Чернов Евгений Дмитриевич, который командовал 1 флотилией атомных подводных лодок, он проходил на «С-80» службу в должности старшего помощника командира.

«С-80» стала известной широким кругам советских, а затем российских подводников из-за своей гибели, но нельзя забывать, что она за свою не очень долгую жизнь успела принести пользу нашей Родине.

При написании очерка были использованы материалы:


журнала «Морской сборник» № 1 за 1990 г.,
газеты «Красная звезда» за 6 сентября 1990 г.,
газеты «На страже Заполярья» за 17 февраля 1990 г.,
книги А.Б. Широкорада «Советские подводные лодки послевоенной постройки» (Москва, 1997),
книги под редакцией С.П. Буканя «По следам подводных катастроф» (Москва, 1992),
Интернет-сайтов: https://mobius.kpv.ru, https://www.warlib.ru, https://kasatonovy.iatp.by.

Капитан 2 ранга запаса Караваев Игорь Борисович

 
 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь