АННОТИРОВАННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ
1. Основные звенья и организационные формы медицинской помощи матерям и детям.
2. Организация работы детской поликлиники. Функции участкового врача педиатра.
3. Особенности организации работы детского отделения, круглосуточного и дневного стационаров.
4. Взаимоотношения медицинских работников с детьми и их родителями.
5. Периоды детского возраста.
6. Особенности сбора анамнеза жизни в педиатрии, его значение для
диагноза. Схема расспроса матери при сборе анамнеза жизни
ребенка. Методика сбора и оценка биологического анамнеза. Факторы риска (антенатальный, интранатальный, ранний неонатальный периоды) у детей раннего возраста.
Разделы истории развития ребенка и истории болезни:
- перенесенные заболевания;
- профилактические прививки;
- условия ухода и воспитания;
- вскармливание на первом году жизни и особенности питания после года;
- динамика физического и нервно-психического развития.
7. Параметры социального анамнеза и их характеристика. Факторы риска.
8. Понятие генетического анамнеза. Схема составления родословной с помощью символов. Индекс отягощенности наследственного анамнеза.
9. Понятие аллергологического и эпидемиологического анамнеза.
11. История развития ребенка (у. форма № 112) и история болезни (медицинская карта стационарного больного уч. форма № 003) как основные медицинские и юридические документы.
12. Критерии здоровья.
13. Группы здоровья.
14. Методика сбора и оценка анамнеза жизни у детей старшего возраста.
15. Схема анамнеза заболевания.
16. Оценка анамнеза заболевания. Обоснование системы поражения.
ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ:
|
· Составить генеалогическое дерево своей семьи
· Собрать анамнез жизни в детском и подростковом возрасте, используя схему истории болезни (учебное пособие для студентов 3-4 курсов педиатрического факультета)
· Представить в письменном виде заключение по анамнезу жизни
· Собрать и записать социальный анамнез собственной семьи
· Представить в виде таблицы критерии здоровья и группы здоровья
4.3. ТЕМЫМИКРОРЕФЕРАТОВ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИИ И СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
§ Этико-деонтологические основы деятельности медицинских работников
§ Субординация во врачебной деятельности
§ Способы оценки генетического анамнеза
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Мазурин А.В., Воронцов И.М. «Пропедевтика детских болезней», М., 1985 г., стр. 304-307; С.-Петербург, 1999 г., стр. 23-31.
2. Лекции. Учебное пособие для студентов «Схема учебной истории болезни».
3. Пропедевтика детских болезней: Практикум / Под ред.
Юрьева В.В. – СПб, «Питер», 2003. – с. 10-16.
4. Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. Р.Р. Кильдяровой, В.И.Макаровой. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2012. – 680 с.: ил.
Дополнительная:
Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. – Москва: «МЕДпресс-информ», 2006.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ДОМАШНЕЙ ПОДГОТОВКИ
Изучив значение анамнеза для постановки диагноза, студент может проверить свои знания с помощью решения клинических задач.
Задача № 1
Больной С, 3-х лет.
Ребенок от первой беременности, первых срочных родов. Беременность протекала на фоне анемии легкой степени, отеков во второй половине беременности. Женщина в питании не употребляла фруктов. Врачом осматривалась не регулярно. Декретный отпуск не использовала.
|
Роды стремительные, безводный период 10 часов. Проводилась стимуляция родовой деятельности. Оценка новорожденного по шкале Апгар 7/8 баллов. Приложен к груди в первые 30 минут. Пребывание родильницы и новорожденного в родильном доме раздельное. Масса ребенка при рождении 3840, длина 54 см.
Транзиторная гипербилирубинемия появилась на 3 сутки, к 10 дню интенсивность уменьшилась. Пупочная ранка заэпитализировалась к 10 дню. Из родильного дома выписаны на 7 сутки.
1. Оцените биологический анамнез.
2. Определите факторы риска.
Задача № 2
Больной Г., 2-х месяцев.
Ребенок от III беременности, II срочных родов. Беременность в 38 лет. Угроза выкидыша в первой половине беременности, находилась на стационарном лечении. Пищевая аллергия на цитрусовые.
Роды самостоятельные, быстрые. Безводный период 3 ч 10 минут. Оценка новорожденного по шкале Апгар 8/8 баллов. Приложен к груди в первые 30 минут. Масса при рождении 4100, рост 54 см. Проведена вакцинация БЦЖ, от проведения вакцинации против гепатита мама отказалась. Выписаны на 4 сутки. Пуповинный остаток отпал к 4 дню. Физиологическая желтуха исчезла к 10 дню.
1. Оцените биологический анамнез.
2. Определите факторы риска.
Задача № 3
Больная В., 1 год.
Ребенок от I беременности, I преждевременных родов на 36 неделе. Беременность протекала на фоне анемии, гестоза второй половины.
Масса при рождении 2100, рост 48 см. Оценка по шкале Апгар 6/7 баллов. К груди приложена на 3 сутки, с 2-х недель переведена на искусственное вскармливание. С 1 месяца получала лечение по поводу дисбактериоза кишечника. С 6 месяцев отмечается снижение гемоглобина до 80 г/л. В питании до 11 месяцев мясо отсутствовало.
|
1. Оцените биологический анамнез.
2. Определите факторы риска.
Задача № 4
Больной д., 13 лет.
Медико-биологический анамнез.
Ребенок от I беременности на фоне кольпита, I срочных быстрых родов. При рождении масса 3150, рост 54 см. Закричал сразу. К груди приложен на 1 сутки. Выписаны из родильного дома на 6 сутки.
Диагноз при рождении: внутриутробное инфицирование. В раннем возрасте наблюдался с диагнозом: дизбактериоз кишечника.
В 2 года прооперирован по поводу катарального аппендицита.
В 3 года перенес кишечную инфекцию по типу гастроэнтероколита.
В 8 лет комплексно обследован в стационаре. Диагноз: функциональное нарушение желудка. Реактивная гепатопанкреатопатия. Дизбактериоз кишечника, III степень ассоциации. Персистирующая инфекция носоглотки. Дисфункция синусового узла. Вегетодистония по смешанному типу.
1. Оцените биологический анамнез.
2. Определите факторы риска.
Задача № 5
Больная В., 10 лет.
Социальный анамнез.
Родители лишены родительских прав. Опекун бабушка, девочка живет с бабушкой по линии отца. Проживают вчетвером в 2-х комнатной квартире. Отец и мать страдают алкоголизмом. Мать находится на лечении. Бабушка и дедушка пенсионеры. Дед – инвалид I группы.
Оцените социальный анамнез.
Задача № 6
Больной С., 4 года.
Социальный анамнез.
Семья неполная, проживают в частном доме без удобств. Мама работает санитаркой в поликлинике. Отец временно не работает. Оба родителя курят. Ребенок посещает ясли-сад с 3-х лет. В семье часто бывают конфликты.
Оцените социальный анамнез.
Задача № 7
Больная М, 12 лет
Генеалогический анамнез
III
1 2 3 4
II
1 2 3 4 5
I 1
III 1 – ЖКБ, гипертоническая болезнь
III 2 – хронический гастродуоденит
III 3 – инфаркт миокарда
III 4 – язвенная болезнь 12-ти перстной кишки
II 2 – хронический гастродуоденит
II 3 – хронический гастродуоденит
II 5 – язвенная болезнь желудка
I 1 – болевой и диспептический синдром
Оцените и сделайте заключение по генетическому анамнезу.
Задача № 8
Больной И., 8 месяцев.
Биологический анамнез.
Ребенок от I беременности, I срочных родов. Беременная, 23 года, взята на учет с 8 недель беременности. Наблюдалась регулярно. Питание рациональное. Во время беременности не болела. Лекарств не принимала. Декретный отпуск использовала. Профессиональных вредностей не было.
Роды самостоятельные. Первый период – 10 часов, второй – 30 минут. Безводный период 2 часа. Ребенок закричал сразу. Оценка по шкале Апгар 8/8. К груди приложен в первые 30 минут. Пребывание в родильном доме совместное. Выписаны на 4 сутки, вакцинация в родильном доме проведена. Находится на естественном вскармливании, получает кашу, овощное и мясное пюре, творог, кефир. Витамин Д получает с 1 месяца. Прививается по календарю профилактических прививок. Развивается соответственно возрасту.
1. Оцените биологический анамнез.
2. Выделите факторы риска.
Задача № 9
Больная О., 8 лет.
Социальный анамнез.
Семья полная. Ребенок желанный. Мама педагог, отец частный предприниматель. Живут в двухкомнатной квартире. Ребенок бельем, игрушками обеспечен. За ребенком ухаживает бабушка, проживающая в своем доме с удобствами. Контакт с больными туберкулезом, вредные привычки отсутствуют.
Оцените социальный анамнез.