Эталон к заданию № 1
1. Биологический анамнез отягощен.
2. Факторы риска:
- нерациональное питание беременной
- анемия легкой степени
- не использование декретного отпуска
- длительный безводный период
- родостимуляция
- стремительные роды
- асфиксия легкой степени
- раздельное пребывание новорожденного и матери
- затянувшаяся желтуха.
Эталон к заданию № 2
1. Биологический анамнез отягощен.
2. Факторы риска:
- беременность в 38 лет
- угроза выкидыша в первой половине беременности
- пищевая аллергия
- быстрые роды
- крупновесный плод
- отказ от вакцинации.
Эталон к заданию № 3
1. Биологический анамнез отягощен.
2. Факторы риска:
- анемия, гестоз второй половины беременности
- преждевременные роды
- асфиксия
- позднее прикладывание к груди
- ранний перевод на искусственное вскармливание
- дисбактериоз кишечника
- нерациональное вскармливание.
Эталон к заданию № 4
1. Биологический анамнез отягощен.
2. Факторы риска:
- кольпит беременной
- быстрые роды
- внутриутробное инфицирование
- в раннем возрасте: дисбактериоз кишечника; катаральный аппендицит; кишечная инфекция
- в школьном возрасте: функциональное нарушение желудка; реактивная гепатопанкреатопатия; дисбактериоз.
Эталон к заданию № 5
Социальный анамнез отягощен. Факторы риска: неполная семья, вредные привычки родителей, неудовлетворительное материальное обеспечение.
Эталон к заданию № 6
Социальный анамнез отягощен. Неблагоприятные материально-бытовые условия и микроклимат в семье, вредные привычки родителей.
Эталон к заданию № 7
7 (число заболеваний кроме пробанда)
Индекс отягощенности = ---------------------------------------------------- = 0,8
|
9 (число родственников кроме пробанда)
Больше 0,7 - наследственность отягощена
Отмечается однонаправленность отягощенности по заболеваниям органов пищеварения, что указывает на высокий риск для пробанда по данной патологии и определяет характер профилактических мероприятий (соблюдение режима дня и питания, ограничение острой, жирной, жареной пищи, санация хронических очагов инфекций, профилактика кишечных инфекций и глистных инвазий).
Эталон к заданию № 8
Биологический анамнез благоприятен.
Эталон к заданию № 9
Социальный анамнез благоприятен.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ
Перечень практических умений и навыков (в соответствии с ГОС, 2000),которым должен овладеть студент на практическом занятии:
1. Психологический и речевой контакт со здоровым и больным ребенком, их родителями и родственниками.
2. Целенаправленный сбор анамнеза жизни (биологический, генетический с составлением родословной, социальный, аллергологический, эпидемиологический) у ребенка и его родителей.
3. Оценка анамнеза жизни с выделением факторов риска развития заболевания.
4. Оценка анамнеза заболевания с обоснованием системы поражения
5. Проведение общего осмотра ребенка
Цель настоящего этапа – овладение студентами методикой сбора и оценки анамнеза жизни детей раннего и старшего возраста при беседе с родителями пациента, анализ учетной формы № 112, – овладение студентами умением устанавливать психологический и речевой контакт с больным ребенком старшего возраста, целенаправленно собрать и оценить анамнез жизни и заболевания, сформировать представление о группах здоровья.
|
Занятие проводится в детском стационаре. Студенты курируют детей раннего и старшего возраста, работают микрогруппами. Беседуя с родителями, собирают и оформляют в письменном виде анамнез жизни и заболевания, по схеме учебной истории болезни, выясняют характер жалоб. Проводят оценку биологического, генетического, социального, аллергологического, эпидемиологического анамнезов, выделяют факторы риска с учетом данных, полученных при анализе истории развития ребенка.
.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Пособие для студентов «Схема учебной истории болезни».
2. История развития ребенка (уч. форма № 112).
3. Истории болезни курируемых детей (медицинская карта стационарного больного уч форма № 003).
ИНТЕГРАЦИЯ ТЕМЫ«Принципы организации и методы лечебно-профилактической помощи детям. Этапы развития, периоды детского возраста. Основы врачебной этики и медицинской деонтологии. Анамнез. Его значение в педиатрии»
Вопросы, изучаемые на курсе пропедевтики детских болезней | Интеграция вопросов на других кафедрах |
1. Генетический анамнез. | Кафедра биологии с курсом общей ботаники Методы изучения наследственности человека. |
2. Схема анамнеза жизни и заболевания. | Кафедра пропедевтики внутренних болезней Расспрос больного. Анамнез болезни. Анамнез жизни (обще биографические сведения, жилищно-бытовые условия, условия труда, перенесенные заболевания, семейный и наследственный анамнез), аллергологический анамнез. |
3. Роль наследственно-генетических факторов, условий внешней среды, питания, воспитания. Профилактика заболеваний для правильного развития ребенка. Периоды детского возраста. | Кафедра гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда Состояние здоровья детей. Группы здоровья детей. Факторы, влияющие на состояние здоровья детей. Возрастная периодизация. |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
РАССПРОС. ОБЩИЙ ОСМОТР
Вам впервые предстоит расспросить пациента или его родственников. Как справиться с дискомфортом? Расспрос пациента – процесс по своей сути необычный и требует определенных знаний. Для того чтобы расспрос оказался результативным, Вам предстоит задать практически незнакомому человеку много необычных и зачастую очень интимных вопросов. Многое зависит от Ваших знаний, такта и умения общаться вообще. Вы обязательно должны совместить информативность отчасти формального опроса с глубоким уважением к личности и достоинству пациента. К сожалению, некоторые врачи позволяют себе пересечь определенные границы. Нелегко избежать этого и начинающему врачу. Внимательно слушайте пациента, тактично задавайте уточняющие вопросы. Избегайте специальной медицинской терминологии. Будьте чуткими и тактичными.
Как начать? Обязательно представьтесь пациенту или его родителям. Постарайтесь создать возможную приватную обстановку. Многое зависит от Вас. Казалось бы, мелочи (речь, одежда, прическа и то, что называется языком тела) могут разрушить или возвести мосты Вашего взаимопонимания с пациентом или его родителями.
АНАМНЕЗ ЖИЗНИ
Сбор анамнеза жизни у детей раннего возраста имеет некоторые нюансы. У детей до 3 лет особое внимание следует уделять особенностям течения пренатального, интранатального и раннего постнатального периодов.