Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я многоцветным лугом
Один или с хорошим давним
Другом,
Который сам не терпит суеты.
За нами шум и пыльные хвосты —
Все улеглось! Одно осталось
Ясно —
Что мир устроен грозно и
Прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.
Остановившись в медленном
Пути,
Смотрю, как день, играя,
Расцветает.
Но даже здесь.. чего-то не
Хватает..
Недостает того, что не найти.
Как не найти погаснувшей
Звезды,
Как никогда, бродя цветущей
Степью,
Меж белых листьев и на белых
Стеблях
Мне не найти зеленые цветы...
Анализ стихотворения Рубцова «Зеленые цветы»
Летом 1967 года Рубцов отдыхал в гостях у своего доброго друга Сергея Чухина в деревне Погорелово Вологодской области, где сохранились остатки непременных атрибутов барской жизни – дома, пруда, сада. Окружающая обстановка породила у Николая Михайловича мысли о том, что находится вне времени, не подчиняется его власти. Так возник нетривиальный образ – зеленые цветы. Из него выросло одноименное стихотворение. В 1971 году свет увидел сборник под названием «Зеленые цветы», в который оно включено. По мнению некоторых исследователей творчества Рубцова, книгу можно считать главным трудом поэта, при этом типография выпустила ее уже после его трагической смерти. В первом издании примечательны не только непосредственно лирические произведения, но и прекрасные иллюстрации, сделанные художником Игорем Снегуром.
Главная тема стихотворения «Зеленые цветы» – то, что отыскать нереально, но можно представить. Лирический герой рассказывает о прекрасных прогулках на природе – среди полей и цветов дышать и жить намного легче. Бродит «многоцветным лугом» он один, либо с хорошим давним другом, не терпящим суеты. Скорей всего, под ним имеется в виду упомянутый выше Чухин – поэт и журналист. Слияние с природой способствует душевному равновесию. По мнению лирического героя, мало есть в мире вещей, способных сравниться с неспешными прогулками по бескрайним лугам и полям средней полосы России. Впрочем, даже во время подобных променадов чего-то ему мучительно не хватает, чего-то недостает – неназванного, неизвестного, неизведанного. Это таинственное нечто поэт сравнивает с погаснувшей звездой и зелеными цветами.
|
Наш мир не отличается совершенством. Тем не менее, в стихотворении говорится, что он устроен «грозно и прекрасно». Рассматриваемый текст – великолепный образец философской лирики Рубцова. С его помощью можно понять, как Николай Михайлович воспринимал окружающую действительность. Он осознавал мимолетность бытия и скоротечность человеческой жизни, его очаровывало несбывшееся, смутное, непознанное – то, что воплотилось в образе зеленых цветов. Без них была бы неполной картина рубцовского мироздания. «Зеленые цветы» — гимн грусти, имеющей вселенский масштаб. Высказанные в стихотворении мысли хоть раз приходили в голову каждому думающему человеку, но выразить их так точно, полно, образно сумел лишь выдающийся поэт.
Содержательный и художественный анализ стихотворения Н. Рубцова «В горнице» (для изучения творчества Н. Рубцова)
|
Стихотворение Н. Рубцова - замечательного, по-своему неповторимого русского и советского поэта - «В горнице» написано в 1965 году. По своей лирической, искренней и пронзительной интонации его(стихотворение) можно сравнить с другими лучшими стихами Рубцова, такими как «Тихая моя родина…», «Звезда полей», «Я люблю, когда шумят березы…», «Привет, Россия, родина моя…».
Приведем полностью поэтический текст этого произведения:
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды…
Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.
Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!
Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе…
Стихотворение «В горнице» начинается с таких вот, казалось бы, простых и незатейливых строк:
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды.
Но что это? Мы, читатели, чувствуем, что отчего-то начинает щемить сердце, на глаза наворачиваются слезы. Уже эти первые строки начинают непостижимым образом волновать и тревожить душу.
Перед нами разворачивается полная, гармоничная и развернутая картина, открывается скрытый от дневной суеты многокрасочный духовный мир поэта. И вначале кажется, что перед нами всего лишь лирическая картина некоего полного умиротворения, покоя и тишины. Мы видим, с одной стороны, отчий дом, родительский кров над головой лирического героя. И здесь, казалось бы, должно присутствовать состояние полного, безмятежного покоя. Но некая невидимая тень скрытого беспокойства вместе с тем охватывает душу. Отчего? Дело в том, что мы сталкиваемся с не только, казалось бы, простым и понятным миром и распорядком жизни привычного деревенского уклада, но и с нечто другим. Во-первых, не сразу понятно, отчего глубокой ночью «матушка возьмет ведро, молча принесет воды». Во-вторых, почему она делает это молча, не предупреждая сына и ничего ему не говоря. Объяснение и понимание этого приходит несколько позднее. Только спустя какое-то время мы осознаем, что перед нами во многом и реальная картина. Это- встреча лирического героя, сына, с умершей матерью. Вот почему тень тревоги и боли пронизывает эти первые, казалось бы, такие обыденные и простые строчки. Лирический герой видит горячо любимую мать, точнее ее образ, по которому грустит, скучает, но с которым уже никогда не может встретиться, увидеться, соприкоснуться наяву, в дневное время, а только- глубокой ночью, когда душа полностью отрыта и беззащитна.
|
Почему же матушка молчит и ничего не говорит своему сыну? Только лишь из-за того, что не хочет его тревожить, разбудить? Думаю, что нет. Прочитаем следующие строки:
Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.
Так вот в чем дело, вот она разгадка. Мать понимает, что у ее сына сейчас в жизни не все ладно, наступила какая-то черная полоса, которую непременно надо преодолеть. Что сейчас он устал от жизни, ему ничего не хочется делать, он забросил все дела и с какой-то новой силой тоскует и грустит по давно умершей матери. И в этом ее молчании слышатся и сочувствие и даже скрытый упрек глубоко любящего человека. Оттого, что ее сын не может преодолеть чувство усталости, отчаяния и одиночества. Оттого в сенях ведра пусты - в них нет воды; красные цветы в саду все завяли, а лодка- не починена, догнивает на речной мели… Лирический герой чувствует и понимает, что между ним и умершей матерью как будто произошел, состоялся некий незримый, невидимый диалог. Установлен снова, как и при ее жизни, духовный контакт. Сын понимает и принимает сердцем ее скрытый, по-матерински мягкий, почти что незримый и невидимый упрек. Он понимает, что образ матери зовет его, несмотря ни на что, продолжать жить и во имя ее памяти, и во имя других людей, которым нужна его помощь.